Учимся определять спряжение глаголов 4 класс
Тема: Учимся определять спряжение глагола. Повторение.
Цель:
Создать условия для обучающихся грамотно определять спряжение глагола, показать зависимость безударного личного окончания глагола от неопределенной формы, формы 2 лица ед.ч. и формы 3 лица мн.ч.
Формировать умение образовывать глаголы соответствующих видов.
Развивать орфографическую зоркость, внимание, речь, наблюдательность.
Воспитывать самостоятельность и аккуратность.
1 Организационный момент
Солнышко ясное встало:
«Доброе утро» сказало.
«Доброе утро» - кричу я прохожим.
Весёлым прохожим, на утро похожим.
Но если проснёшься, а дождик в окно
Стучит да стучит и без солнца темно.
«Доброе утро, друзья, всё равно»
Придумано мудро: «Доброе утро»
Повернулись к гостям.
«Доброе утро»
2. Повторим 3 позы ученика:
«Внимание»
«Пишу»
«Хочу отвечать»
3. «Внимание»
Скажи одним словом, чем мы будем заниматься:
«Возобновлять в памяти известное» - ПОВТОРЯТЬ
Чтобы узнать, что мы будем повторять, вы должны решить кроссворд.
В каком лице даны глаголы? (1 л., ед.ч)
Вы впишите в клетки данные глаголы в неопределённой форме. Кто быстро и правильно выполнит задание, тот в выделенном вертикальном столбике прочтёт то, что мы будем повторять.
На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме?
Какие формообразующие суффиксы у глаголов в неопределённой форме?
Просить, терпеть, собирать, понимать, бежать, тереть, поднимать, ловить, беречь.
Итак, сформулируйте тему урока: «Сегодня на уроке мы повторим спряжение глаголов»
Для чего нужно повторить, хорошо запомнить спряжение глаголов?
Что такое спряжение глаголов?
(Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.)
В каком времени у глаголов не определяем спряжение?
(У глаголов в прошедшем времени спряжение не определяем.
Спряжение определяем только у глаголов настоящего и будущего времени.)
Ф/м. Какую физминутку может предложить глагол? (действие)
Встаньте. Присядьте. Поднимитесь. Попрыгайте. Улыбнитесь. Похлопайте. Сядьте.
Кто помнит, какой формы были глаголы в данной физминутке?
Повелительной. Об этой форме мы подробно поговорим на следующем уроке. Дома составите Памятки, употребив в них глаголы в повелительной форме.
1 ряд - «Экологическую памятку», например,
2 ряд - «Кулинарную памятку», например,
3 ряд – «Памятку по культуре поведения за столом», например,
Приняли позу «Пишу»
Работа в тетради.
Восьмое ноября.
Классная работа.
Четверг.
Ит – повторите упражнение до середины строки, ет – до конца строчки
Дождик вымоч.т, а солнышко (высушит)
- Какие личные окончания глаголов напишите?
(вымочит – вымочить, глагол на –ить, к глаголам исключения не относится, ты вымочишь, они вымочат, значит глагол 2 спряжения, пишем окончание - ит)
(высушит – высушить, глагол на ить, к глаголам исключения не относится, ты вымочишь, они вымочат, значит глагол 2 спряжения, пишем окончание - ит)
Вы упомянули глаголы исключения, давайте их вспомним.
(Ко 2 же спряженью )
Какие помощники есть у нас?
(Нач. форма, 2 лицо ед.ч (ты что делаешь?), и 3 л. мн.ч. (они что делают?))
Встаньте парами друг за другом. Напишите пальчиком на спине товарища букву, которая пишется в личных окончаниях глаголов 1 спряжения. Назовите её: Е, а ещё (в 3 л. мн.ч.) – у, ю
Поменяйтесь. 1 – буква Е, У, Ю.
Поменяйтесь. 2 спряжение – И, А, Я.
Поменяйтесь. 2 спряжение – И, А, Я.
Развитие речи.
Образуйте глаголы с приставками неопределённой формы от существительных:
Луч – излучать,
Крыло – окрылить,
Свет – осветить,
Колесо – заколесить,
Торжество – торжествовать,
Хвала – хвалить.
Какое задание можно придумать к этим словам?
Запишите в столбики
1 столбик – неопределённая форма
2 столбик – 2 л. ед.ч.
3 столбик – 3 л.мн.ч.
Выделите окончания, понаблюдайте, проанализируйте и
4 столбик – укажите спряжение данного глагола.
-ешь -ишь
Кто напишет, составьте текст на черновике, используя данные глаголы.
излучать
излучаешь
излучают
1 спр.
окрылить
окрылишь
окрылят
2 спр.
осветить
осветишь
осветят
2 спр.
заколесить
заколесишь
заколесят
2 спр.
торжествовать
торжествуешь
торжествуют
1 спр.
хвалить
хвалишь
хвалят
2 спр.
Самопроверка:
Если нет ни одной ошибки, нарисуйте на полях солнышко. Оценка в журнал «5»
Если есть 1 ошибка, нарисуйте солнышко за тучкой. Оценка в журнал «4»
Если больше 2 ошибок, нарисуйте тучку и повторите тему «Спряжение глагола» ещё раз с помощью консультантов. Выполните подобную работу на следующем уроке и получите хорошую оценку.
Эмоциональный настрой:
Встаньте парами. Приготовили указательный и средний пальчики.
«Идём» по руке своего друга, доходим до плеча, похлопываем и говорим
«Если что, я помогу!»
Солнышко излучает много энергии, которая освещает мой путь и окрыляет. Я торжествую. Мне хочется колесить по миру, многое узнать. Спасибо тебе, Солнышко! Хвалю тебя!
Знаете ли вы?
Все мы видим, что Солнце жёлтое, красное или оранжевого цвета, но на самом деле, оно белое. Что даёт солнцу цвет?
Поищите в энциклопедиях.
Какую тему мы повторили?
Для чего необходимо умение определять спряжение глаголов?
Что нового вы узнали?
Сказка Пономарёвой Кати.
Если солнышка нет, и дождик в окно, в вашей душе пусть будет тепло.
В сердечке пусть солнышко вашем живёт.
Добром согревает, лучи рассылает.
Подарить всем по солнышку.