Урок-проблема Тема Родины в творчестве С.Есенина
Открытый урок – проблема по литературному чтению 3 класс
«Тема родины в творчестве С.А.Есенина»
УМК «Школа России»
Авторы учебника: В.Горецкий, Л.Ф.Климанова.
Цели урока.Образовательные: - закреплять сформированное на предыдущих уроках представление об особенностях лирического стихотворения;-формировать умение осознанно, грамотно, высказывать свою точку зрения по прочитанному лирическому произведению.
-вести работу над увеличением активного словаряКоммуникативные:- развивать умения анализировать лирическое стихотворение, выделять главное и существенное, понимать замысел поэта, отстаивать свою точку зрения;- развивать коммуникативные компетентности учащихся (через обращение к тексту, анализ содержания и художественных достоинств стихотворения);Личностные:
-присвоение полученных знаний и умение использовать их на других уроках и в повседневной жизни.
Ход урока.
№п/п
Хронометраж
Содержание
Ожидаемые ответы учащихся
Что используется
1.
Определение проблемы урока.
Звучит фрагмент песни «С чего начинается Родина». (исп. М.Бернес)
Беседа учителя.
С чего начинается Родина? Вот таким проблемным вопросом мы начнём наш урок.
Погружение в проблему урока
Слово Родина знакомо каждому и каждый вкладывает в это слово свой смысл. Как вы понимаете его значение, смысл?
Что скрывается внутри слова Родина?
Подберите однокоренные слова к слову РОД.
Верно! Посмотрите на сколько слово родина оказалось нам близким, тёплым!
Подберите синонимы к слову Родина
Какую общую часть вы увидели внутри этих слов?
Слова стали ещё ближе. Посмотрите, мы начали от места , где ты родился и пришли совсем к близкой категории- семья
Когда мы ищем ответ на какой-то вопрос, пытаемся разобраться в чём-то непонятном, к какому источнику мы обращаемся?
В словаре Ожегова о родине сказано следующее:
Родина-место рождения, происхождения чего-кого-нибудь, возникновения чего-нибудь.
В словаре Ефремовой
Родина-место рождения кого-либо;
Место появления, возникновения чего-либо.
В Энциклопедическом словаре
Родина-место, страна, где человек ролился, место возникновения, открытия или изобретения чего-либо.
Тема родины раскрывается в произведениях разных поэтов и писателей. Сегодня мы с вами попытаемся прикоснуться к теме родины в произведениях поэта, который о себе сказал так «Моя лирика жива одной большой любовью- любовью к Родине»
Чтобы узнать, о ком идёт речь, я хочу предложить вам сыграть в игру «Шифровальщик». Вы работаете в группе, совместно, общаясь шёпотом- это главное условие.
Вы получите карточки с зашифрованными словами и ключ для расшифровки. За минимально небольшой промежуток времени нужно выполнить задание. Итогом выполнения послужит поднятая рука всеми членами команды.
Лучше всего писать ярким фломастером и крупно.
Если после прочтения задания вопросов нет, приступаем.
(По выполнению задания карточки складываются пополам, чтобы не было видно цифр и прикрепляются к доске.)
Итак, называем все слова, которые расшифровали.
Назовите фамилию поэта
Имя
Прекрасно!
Осталось определить тему урока и те составные части, которых мы коснёмся.
Итак, какие слова отнесём к теме?
На доске запись с пропусками
Тема___________ в _______С.А.Есенина
Отлично!
Имя Сергея Есенина известно всем. Жанр, в котором он работал?
(Передвигаю карточку) поэзия мы говорим о родине, а значит о чём: (о любви (передвигаю) природе
родителях и всё это одно очень ёмкое понятие Русь!
Душа поэта- тонкая струна.
Дотронешься и зазвучит она.
И мир Есенина нам предстоит постигнуть,
В секреты слова русского проникнуть!
Место, где человек родился;
-Страна, город, в котором родился и живёшь и за судьбу которой переживаешь;
-Родная страна.
РОД
Родной, род человеческий, родные, родня.
Отчизна, Отечество
Отец, отчество, отчий дом,
ОТЕЦ
К словарю
Слова: Сергей, Есенин. Родины, поэзия, творчестве, любовь, природа, родители, Русь.
Есенин
Сергей
РОДИНЫ, ТВОРЧЕСТВЕ
Поэзия
О любви, природе, родителях
Русь
Фонограмма
Мультимедийный показ
Слайд № 1,2
Слайд№3
По щелчку выйдет надпись Сергей Есенин
2.
Изучение проблемы.
Найдите, пожалуйста, у себя на парте текст стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная»
Звучит фонограмма,
Слайд №5,6
Вы прослушали запись. А теперь прочитаем. Читаем выразительно, вдумчиво.
Сергей Есенин
Гой ты, Русь, моя родная
(После прочтения словарная работа) какие выражения, слова показались вам непонятными? Попробуем разобраться. Радом с текстом стихотворения у вас есть таблица, в которой мы будем работать
Словарная работа
в ризах образа- образа- иконы; риза- металлическая обшивка на иконе
синь сосет глаза - необычно синий цвет неба, на красоту которого невозможно наглядеться
кроткий - скромный
Спас – православный праздник августа. Сначала медовый Спас, с освещением мёда от всех болезней на предстоящую зиму, а потом яблочный.
корогодом- хороводом
по мятой стежке- извилистая, затоптанная дорожка.
приволь - простор
зеленых лех- на местном диалекте, Есенин родом из Рязани, оно обозначало лужайка в лесу.
Святая рать- то есть все православные святые и ангелы небесные (Есенин подразумевает выражение «святое воинство»).
Патриот –преданный интересам какого-нибудь дела (служение родине)
Гой ты, Русь, моя родная,Хаты - в ризах образа...Не видать конца и края -Только синь сосет глаза.Пахнет яблоком и медомПо церквам твой кроткий Спас.И гудит за корогодомНа лугах веселый пляс.Побегу по мятой стежкеНа приволь зеленых лех,Мне навстречу, как сережки,Прозвенит девичий смех.Если крикнет рать святая:"Кинь ты Русь, живи в раю!"Я скажу: "Не надо рая,Дайте Родину мою!"
№п/п
Хронометраж
Содержание
Ожидаемые ответы учащихся
Что используется
Вопросы:
1.Чему посвящено это стихотворение
2. Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
3. На что поэту предложили поменять родину?
4.А рай-это что?
5. Согласился поэт на беззаботную, безмятежную жизнь? Почему?
6. Найдите строчки- подтверждение сказанного.
7. Как называется человек, который безгранично любит родину?
Что обозначает данное слово, посмотрите.
Родина, Русь, Россия была для Сергея Александровича началом всех начал. Даже имя ее произносил с восхищением: «РоссияКакое хорошее словои «роса», и «сила», и «что-то синее ». С родиной связана лучшая метафора Есенина – «страна березового ситца». Природу России поэт всегда воспринимал чутким сердцем русского человека, очеловечивал ее: «Спит черемуха в белой накидке», «Словно белою косынкой подвязалася сосна».
Природа как бы разделяет с поэтом радость и горе, остерегает, вселяет в него надежду, плачет над его несбывшимися мечтами. Выражение чувств через явления природы – одна из самых характерных особенностей есенинской лирики.
«Моя лирика жива одной большой любовью к Родине. Чувство Родины основное в моём творчестве»- говорил Есенин
Любить Родину что это значит для вас?
Я снова предлагаю вам объединиться в группы и вместе подобрать 2-3 (взрослые 4-5) коротких фразы, слова, что вы понимаете под любовью к родине.
По окончанию работы группы вам надо встать. Прежде, чем проверим ответы надо немного отдохнуть
Физкультминутка
Вместе по лесу идёмВместе по лесу идём,Не спешим, не отстаём.Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)Тысяча цветов вокруг! (Потягивания руки в стороны.)Вот ромашка, василёк,Медуница, кашка, клевер.Расстилается ковёрИ направо и налево. (Наклониться )
К небу ручки протянули,Позвоночник растянули. (Потягивания руки вверх.)Отдохнуть мы все успелиИ на место снова сели. (Дети садятся.)
Прослушиваются ответы, по возможности учитель записывает на доске.
Очутившись в лесу, отдохнув на свежем воздухе мы не можем с вами не заметить, что вокруг нас много деревьев.
Какое дерево особенно любил Есенин?
Верно, сам поэт называл Россию краем берёзового ситца. Берёза –символ русской красоты. И не только, она символ России, родного края.
С каким стихотворением о берёзе вы знакомы?
Может ли кто-нибудь вспомнить это произведение?
(если нет, то я вам с удовольствием помогу)
Сергей Александрович неустанно воспевал красоту деревьев, написал очень много стихов.
Скажите, пожалуйста, а какое дерево «сыплет снегом весной»?
Откройте, пожалуйста ваши учебники на странице 55 стихотворение.
С каким настроением было прочитано стихотворение?
Радость чему показана в этом стихотворении?
Теперь попробуем прочитать выразительно.
В стихотворении мы встретили два выделенных слова, найдите их.
Где можно найти объяснение этим словам?
На странице 56 найдите, пожалуйста, вопрос 2,3,4
(прослушивание ответов).
На ваших столах имеется ещё одно задание «Серебриться река, серебриться ручей»
Прочтите внимательно задание. Кто готов к выполнению? У кого есть вопросы?
(Если на все вопросы я ответила, приступайте к выполнению.)
«Серебрится река, серебрится ручей»
В поэзии С.А. Есенина много «золотых» и «серебряных» слов: серебрит, золотые, серебряные, серебром, золотом... Вставь их на место пропусков.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в_____________
{«Черёмуха»)
Ночь. Вокруг тишина.
Ручеёк лишь журчит
Своим блеском луна
Всё вокруг .
(«Ночь»)
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым____
{«Берёза »)
Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки
И горят ____ росы.
(«С добрым утром!»)
Проверка- начинаем с родителей.
В течение урока нам неоднократно приходилось быть и поэтами и рецензентами. А сейчас я предлагаю вам открыть мини-типографию и изготовить книжку-малышку стихов С.А.Есенина. На столе всё готово к работе. Есть тексты стихов, иллюстрации. Ваша задача вырезать тексты и, приклеить нужную иллюстрацию. Затем собрать (сброшюровать ) книгу. Все ли иллюстрации вы использовали? Что осталось? А это на обложку.
Мы посмотрели с вами на примере произведений Сергея Есенина как красива, величава, щедра Россия-матушка. Она протянула руки своим детям, щедро даря свои богатства, она подарила нам глубину небес, ширь полей и лесов и свою безграничную любовь, как мама!
Мама! Какое простое и в то же время многогранное слово: оно тёплое, нежное, строгое, справедливое, спешащее на помощь к своим детям в трудную минуту. Стать поэтом Сергею Александровичу помогла его мама. Сколько стихов посвятил он матери! Она, затаив дыхание, слушала стихи сына, понимала и глубоко чувствовала их, многие запоминала.
Найдите, пожалуйста, у себя на столах текст стихотворения «Письмо к матери»
Какие чувства испытали вы, когда слушали это стихотворение?
О первом чтении Есениным стихотворения «Письмо к матери» вспоминает писатель Иван Евдокимов "Помню, как по спине пошла мелкая, холодная оторопь, когда я услышал:
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
Я искоса взглянул на него: у окна темнела чрезвычайно грустная и печальная фигура поэта.
Дальше мои впечатления пропадают,- заканчивал Евдокимов,- потому что зажало мне крепко горло; таясь и прячась, я плакал"
Последним творческим заданием в нашей книжке-малышке станет небольшое стихотворение- посвящение маме.
Ваша задача добавить подходящие по смыслу слова, идущие прямо от сердца.
Ну вот и подошёл к концу наш урок. Вернёмся к началу, чтобы посмотреть, какие задачи мы ставили:
1)проследить тему родины через отношение к ней, природу, близких. Как вы считаете, мы достигли этих целей?
Какой опыт вы присвоите себе после нашего урока?
Сергей Есенин! Это имя –
В лесах родной моей России,
В берёзах нежных и осинах,В серёжках желтовато – синих,В лугах из зелени весенней,В твоих стихах, Сергей Есенин!
Описанию образа родины
Гордости, ощущение простора, воли, красоты природы
На рай
Если крикнет рать святая:"Кинь ты Русь, живи в раю!"Я скажу: "Не надо рая,Дайте Родину мою!"
Патриот
преданный интересам какого-нибудь дела (служение родине)
Берёзу
Белая берёза
Черёмуха, яблоня
Черёмуха
С радостным, весёлым
Приходу весны
Чтение 3-мя учащимися
Пряная, вкрадчиво
В словаре на стр 216
Дети и родители выполняют письменно задание
Маме.
Маму ___очень_____ !
люблю сильно
За всё ей скажу______!
спасибо
За плечи её обнимаю,
Счастья,____ желаю!
здоровья
Быть ____________,
молодой
Никогда __________
не стареть
А я свою маму буду _________ !
жалеть
Автор _____________
Фонограмма Берёза
Слайд № 7
Фонограмма Черёмуха
Слайд № 8
Звучит фонограмма
15