СЕМЬЯ И ШКОЛА: ПУТИ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
Л.А. Калгина, учитель начальных классов
МКОУ Таловская СОШ
Таловского муниципального района Воронежской области
СЕМЬЯ И ШКОЛА: ПУТИ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его воспитание и развитие. Педагоги и родители должны стать союзниками и единомышленниками, согласованно решать проблемы воспитания.
Сегодня одна из главных задач школы – создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров. Это отвечает современным требованиям ФГОС нового поколения.
Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали почти все родители?
Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый, единственно правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.
Нужно научиться выстраивать отношения с родителями с учётом их запросов, степени активности и уровня психолого-педагогической готовности, необходимо развивать и обучать родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного процесса.
Для достижения поставленных задач в работе с семьей возникла необходимость создания модели взаимодействия на основе сотрудничества и взаимопомощи.
Цель — эффективное взаимодействие школы и семьи для успешной социализации обучающихся.
Задачи:
1. Учитывать дифференцированный, личностно - ориентированный подходы по отношению к семье, родителям.
2. Пропагандировать семейные ценности, формировать основы педагогической культуры у родителей.
3. Привлекать родителей к сотрудничеству со школой, к проведению общешкольных мероприятий совместно с обучающимися; повысить их социальную активность.
Большая роль в работе с семьей отводится классному руководителю. Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является родительский комитет. Члены родительского комитета совместно с классным руководителем и под его руководством планируют, готовят и проводят всю совместную работу по педагогическому образованию родителей, оказывают помощь в воспитании детей класса, организуют совместные досуговые мероприятия, анализируют, оценивают результаты данной деятельности и подводят итоги сотрудничества школы и семьи. Опыт работы классного руководителя с семьей и родительским комитетом обобщается на МО классных руководителей школы.
Ежегодно составляется план работы с родителями на основе анализа деятельности за предыдущий год. По плану проводятся общешкольные родительские собрания, родители знакомятся с документами, с основными направлениями, задачами, итогами работы ОУ. Организуются встречи со специалистами служб системы профилактики, центра помощи семье и детям, отчетные концерты, праздничные музыкальные номера, выставки творческих работ учеников. Родители постоянно привлекаются к совместной работе со школой.
В школе создан Совет профилактики, который постоянно взаимодействует с категорией семей группы риска.
Для улучшения работы с семьей ведется постоянное диагностирование семьи и семейного воспитания. Анализ результатов анкетирования показал, что родители заинтересованы в сотрудничестве со школой.
Информирование родителей о деятельности образовательного учреждения является одним из условий организации сотрудничества школы и семьи. Оно осуществляется через школьный сайт, электронный дневник, индивидуальную и групповую работу, проведение консультаций администрацией школы, педагогами школы, родительским комитетом.
Роль семьи в обществе несравнима по своему значению ни с какими другими составляющими общества, так как именно в семье развивается личность человека, формируется его отношение к себе, своему здоровью. Тем не менее, школа была, есть и будет одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Сотрудничая с родителями, мы должны создать благоприятные условия для обеспечения взаимопонимания в формировании здоровой личности ребенка, ее ценностных ориентаций, в раскрытии индивидуальности каждого ребенка, его творческого потенциала.
Успех сотрудничества семьи и школы обеспечивается благодаря педагогическому такту и этике взаимоотношений, педагогической подготовленности родителей и уровню их культуры, умению видеть сложные взаимоотношения в семье, единству требований школы и семьи.