Конспект урока по литературе Чудесные открытия в стихотворении А.А. Фета «Весенний дождь».


Тема: Чудесные открытия в стихотворении А.А. Фета «Весенний дождь».
Цель: продолжить знакомство творческой деятельностью А. А. Фета; показать необычность, красоту, яркость его поэзии.
Задачи:
Развивать познавательную активность учащихся, творческое воображение, речь;
Учить анализировать лирическое произведение, находить средства художественной выразительности, способствовать обогащению словарного запаса; обучать выразительному чтению стихотворения;
Воспитывать эстетические чувства, любовь к родной природе, прививать навык умственного труда.

Планируемые результаты урока:
Определяют и формулируют цель на уроке с помощью учителя.
Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Проводят исследовательскую работу для создания коллективного проекта.
Рассказывают о проведённой исследовательской работе при работе над проектом.
Ориентируются в своей системе знаний.
Находят способ представления информации.

Универсальные учебные действия (УУД)
Познавательные:
Ориентироваться в тексте (находить нужное место в тексте)
Строить устное речевое высказывание;
Объяснять смысл слов и выражений с опорой на текст;
Определять чувства, мысли, переживания лирического героя;
Развивать умение ориентироваться в своей системе знаний.

Личностные: 
Формировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку.
Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям.
Способствовать проявлению познавательной инициативы.
Высказывать оценочные суждения.




Коммуникативные:
Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Создать условия для совместного решения учебной задачи.
Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка в группе: распределять роли, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопомощь в выполнении работы.
Регулятивные:
Развивать умение с помощью учителя определять и формулировать цель на уроке;
Проговаривать предполагаемые действия на уроке;
Оценивать правильность выполнения задания;
Удерживать цель деятельности до получения ее результата;
Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.
Метапредметные: целеполагания (формировать и удерживать учебную задачу); самоконтроль (сравнивать, анализировать, делать выводы).

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Формы работы: работа в группах, беседа, самостоятельная работа.

Используемые методы: словесные, наглядно-иллюстративные, предметно - практический, проектно – исследовательский.












Этап урока
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД

I этап – индуктор (подготовительный)

Здравствуйте, дорогие ребята. Начнем наш урок с вопроса:
-Попадали ли вы когда-нибудь под дождь?
- Что вы при этом чувствовали, ощущали?
- Вы слышали такое выражение: «На улице пахнет дождём»? А как пахнет дождь?
Поднимите руку, кто когда-нибудь слушал дождь.
- Похож ли шум дождя на музыку?
Дождевая капля – дождевая нота. Дождь можно увидеть, услышать, ощущать его запах. Художники, музыканты представили нам своё видение дождя.

-А мы сегодня с вами будем собирать дождь по капелькам. Этими капельками будут ваши знания. Я хочу, чтобы сегодня на уроке капелька по капельке мы собрали целый ливень!

- Представьте, что сейчас за окном не зима, а весна в самом разгаре и идёт дождь. Какие ассоциации вызывает у вас слово дождь?
Я предлагаю вам послушать музыку дождя (2-3 мин.) и посмотреть фото-ассоциации на тему дождя. Во время просмотра и прослушивания попробуйте мысленно короткими фразами нарисовать свой дождь. (Слайды № 2-15)

Для создания образов художники используют кисть и краски, музыканты звуки нот.
- А при помощи чего писатели и поэты могут передать нам своё видение дождя? (При помощи слов)
- Смотрите, урок уже начался, а мы до сих пор не определили тему нашего урока и его цели.
- Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке? (о весне, о дожде)
Сегодня на уроке мы познакомимся с дождём А.А.Фета. Поэт создал свой дождь – весенний.
-А теперь прослушайте стихотворение известного нам поэта XIX века А.А.Фета, которое так и называется «Весенний дождь». (Слайд № 18)

(Слайд № 19)
-Понравилось ли вам изображение весеннего дождя А.А.Фетом?
- Вы услышали дождь?
(Две капли брызнули, по свежим листьям барабанит).
-Какое настроение передаёт поэт читателям?
- Сегодня у нас необычный урок – это урок чудесных открытий в стихотворении А.А. Фета «Весенний дождь». Чтобы сделать эти открытия, вам придётся поработать в группах и не просто в группах, а в мастерских. А мастерских у нас целых 4. Каждый из вас перед уроком выбрал ту мастерскую, в которой вам хотелось бы работать. Каждая мастерская получит своё задание.
Эмоциональная. психологическая, мотивационная подготовка обучающихся к проведению урока,
организация диалога, направленного на выполнение задания.
Активизирует деятельность обучающихся через наводящие вопросы
Ученики работают индивидуально, заполняют таблица «Ассоциации», отвечают на вопросы, формулируют тему урока.


Личностные
Регулятивные






II этап: создание группового и индивидуального творческого продукта.
1.Литературоведческая мастерская: проанализировать стихотворение, выявить художественные особенности произведения, показать использование тропов. Вопрос-загадка: Какую народную примету «спрятал» А.А. Фет в своём стихотворении?

2.Художественная мастерская:
1.Создать коллективную картину – иллюстрацию к стихотворению А.А. Фета «Весенний дождь».
2. Нарисовать рисунок на тему «Весенний дождь, каким я себе его представляю».
3.Творческая мастерская:
1.Используя слова из таблицы «Ассоциации», а также художественные приёмы из стихотворения А.А. Фета, написать небольшое сочинение на тему «Весенний дождь» (5-7 предложений).
2.Используя слова из таблицы «Ассоциации», а также художественные приёмы из стихотворения А.А. Фета, написать небольшое стихотворение на тему «Весенний дождь» (1-2 строфы).

4.Проектная мастерская:
Используя предложенные фотоматериалы, создать проект в виде презентации стихотворения А.А. Фета «Весенний дождь»

- А теперь каждый из вас, прежде чем вы начнёте работать, должен поставить перед собой цель: чего вы хотите достичь своей работой, к какому результату вы хотите прийти в конечном итоге. Эту цель вы должны сформулировать и записать в диагностическую карту, которая лежит перед вами.
На работу отводится 10-13 минут, а сопровождать её будет замечательное произведение известного композитора Ф. Шопена, которое называется «Вальс дождя»! и которое, я надеюсь, придаст вам вдохновения. Итак, за работу! Желаю вам творческих успехов (Слайды № 20-55)
Учитель сохраняет интерес к теме и
организует работу детей в группах, определив задание для каждой группы побуждает обучающихся к совместной работе в группе, к поиску нужной информации для доказательства мнения в группе.




Ученики преобразовывают предложенную информацию в другие формы с целью активного усвоения нового материала, формируют устное высказывание, участвуют в обсуждении, создают групповой и индивидуальный творческий продукт, самостоятельно в монологе высказывают свою точку зрения.







Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Личностные








III этап – социализация (предъявление созданного продукта всем участником мастерской).





Выступление представителей групп (раздаются капельки).
Оценка работы группы

-Выступление какой группы было более полным и вам понравилось, а кому мы подарим дополнительную капельку?
Учитель устанавливает осознанность восприятия, организует деятельность по применению новых знаний,
активизирует деятельность обучающихся через наводящие вопросы.
Учащиеся соотносят цель и результаты своей деятельности и фиксируют степень их соответствия,
представляют созданный продукт, формулируют вывод.




Коммуникативные

Регулятивные


Познавательные


IV. Индуктивная беседа. Словарная работа.

-Ребята, а сколько раз использовал слово дождь А.А. Фет в самом стихотворении?
-Посчитайте глаголы в тексте. (10)
- Какие из них кажутся вам наиболее выразительными?
(Почти каждая строчка открывает перед нами новую картину,
глаголам (блещет, трепещет, движется, брызнули, тянет, барабанит) мы чувствуем движение, видим изменения в природе)
-Краски, звуки, запахи все это наполняет небольшое по объему стихотворение, состоящее всего из трех строф, яркостью и новизной эмоционального восприятия мира.
-Какие вы можете сделать выводы?
Выводы учащихся:
Стихотворение наполнено ощущением движения, жизни. Поэт прислушивается к звукам, наслаждается запахами, внимательно, с любовью всматривается в мир. Благодаря его стихам весенний дождь воспринимается как чудо, мы видим его словно в первый раз в жизни. Поэт даже не называет явление природы дождём, но называет его что-то, и последние строки создают ощущение нераскрытой тайны.

Организует работу с текстом, акцентирует внимание учащихся на мастерстве автора в подборе нужного слова для создания лирического образа дождя.
Предлагает выяснить лексическое значение непонятных слов с помощью словаря или Интернета.
Активизирует деятельность обучающихся через наводящие вопросы.
Побуждает к высказыванию собственного мнения.
Участвуют в обсуждении строят свои высказывания, анализируют, обобщают формулируют вывод на основе анализа, учатся добывать нужную информацию.

Познавательные


Регулятивные



Коммуникативные


Личностные




V.Выразительное чтение стихотворения учащимися.
Ребята, а сейчас мы проведём небольшой конкурс чтецов. Попробуйте при чтении передать те чувства и настроение, ощущение радости, которыми автор наполнил своё стихотворение.

- Что удалось при прочтении стихотворения, над чем надо работать? Оцените выступление чтецов. Кому бы вы согласились отдать свою капельку?

Обобщение:
- Какой образ дождя нарисовал поэт в стихотворении? (образ слепого, грибного дождя)
Надвигающийся весенний дождь тёплый, звонкий, ласковый – именно такой дождь издавна люди зовут «грибным» или «слепым»
Дождь бывает и грибной
Он проказник озорной!
Он смешнее всех на свете:
Хоть идёт он, солнце светит!
Не идёт, а моросит!
Этим он и знаменит!
Что же он такой скупой?
Потому что он - "слепой"!

- Можно ли его называть чудом?
- Завершить урок предлагаю синквейном «ДОЖДЬ» (раздаются капельки)

Стимулирует творческую активность, побуждает к умозаключениям по теме урока, побуждает обучающихся
высказыванию собственного мнения
Закрепляет умение делать вывод.
участвуют в обсуждении, аргументируют своё мнение, формируют
самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности,
Познавательные

Регулятивные


Личностные

VI. Итог урока
-Какие чудесные открытия мы увидели в стихотворении Фета «Весенний дождь»?
(что поэт ни разу не использовал слово дождь в стихотворении,
образ дождя таинственный «что-то к саду подошло,
дождь можно услышать (брызнули, барабанит,
дождь можно почувствовать (мёдом тянет, по свежим листьям барабанит).

- Что удалось на уроке?
- В какой момент вы почувствовали себя успешными?
- Какие чувства пробудил у вас урок?

А теперь посчитайте свои капельки. Самые активные получат оценки.
Ребята, много получилось капелек? Давайте посмотрим, какой у нас получится дождь!
Побуждает к оцениванию правильности выполнения действия, к анализу урока, к самоанализу, к умозаключениям по теме урока,
Проводят самоанализ, высказывают собственное мнение, выслушивают мнение одноклассников,
делают общий вывод.
Личностные
Регулятивные

VII Рефлексия
Заполнение диагностической карты.
Формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Делают вывод о своем восприятии материала. проводят самоанализ собственной деятельности на уроке.
Личностные

VIII. Домашнее задание.
1. Выучить стихотворение «Весенний дождь».
3.Найдите стихи других авторов, где присутствует образ дождя. (Слайд № 64)
Даёт информацию и инструктаж по домашнему заданию.
Слушают. Записывают в дневник.
Регулятивные

















13PAGE 15


13PAGE 14715




15