Презентация по творчеству А.Т.Твардовского Рассказ танкиста
А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста» Был трудный бой. Все нынче как спросонку... И только не могу себе простить: Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку, Но как зовут, - забыл его спросить. Лет десяти-двенадцати. Бедовый. Из тех, что главарями у детей. Из тех, что в городишках прифронтовых Встречают нас, как дорогих гостей. Машины обступают на стоянках, Таскать им воду ведрами не труд. Выносят мыло с полотенцем к танку И сливы недозрелые суют... Шел бой за улицу. Огонь врага был страшен. Мы прорывались к площади вперед, А он гвоздит, - не выглянуть из башен, - И черт его поймет, откуда бьет. Тут угадай-ка, за каким домишком Он примостился - столько всяких дыр! И вдруг к машине подбежал парнишка: "Товарищ командир! Товарищ командир! Я знаю, где их пушка... Я разведал... Я подползал, они вон там, в саду"... "Да где же? Где?" - "А дайте, я поеду На танке с вами, прямо приведу!" Что ж, бой не ждет. "Влезай сюда, дружище..." И вот мы катим к месту вчетвером, Стоит парнишка, мимо пули свищут, - И только рубашонка пузырем. Подъехали. "Вот здесь!" И с разворота Заходим в тыл и полный газ даем, И эту пушку заодно с расчетом Мы вмяли в рыхлый жирный чернозем. Я вытер пот. Душила гарь и копоть. От дома к дому шел большой пожар. И помню, я сказал: "Спасибо, хлопец..." И руку, как товарищу, пожал. Был трудный бой. Все нынче как спросонку. И только не могу себе простить: Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку, Но как зовут, - забыл его спросить. 1942 До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали, прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники и друзья. Пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам. Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под тяжестью... Не щадя себяв огне войны,Не жалея силво имя Родины,Дети героическойстраныБылинастоящимигероями. Р.Рождественский – Каким вы представляете себе этого мальчика?– Можно ли его поступок считать геройским?– Как рассказывает нам эту историю поэт? Что необычного в стихотворении? Анализ текста.(Можно сказать – пятистопный ямб, сбивка ритма в конце пятой строфы на шестистопный передает особенности разговорной речи. Предложения короткие, диалог обходится без автора, много глаголов действия, ИВС – олицетворения: “пули свищут”, “душила гарь и копоть”; сравнения : “все нынче как спросонку”, “рубашонка пузырем”.)