Технологическая карта урока литературного чтения на тему Русская народная сказка Лиса и журавль. Н.Сладков Лиса и мышь.
Технологическая карта урока литературного чтения
Класс: 1 «Б»
Дата: 22.03.17 г.
Учитель: Ильина С.И.
Тема урока: Русская народная сказка «Лиса и журавль». Н. Сладков «Лиса и мышь». Подбор заголовка.
Тип урока: усвоение новых знаний и способов действий.
Цели деятельности учителя: ознакомить с содержанием русской народной сказки «Лиса и журавль» и рассказа Н. Сладкова «Лиса и мышь»; создать условия для совершенствования техники чтения; активизировать мыслительную деятельность - умения ставить вопросы, выделять главное, видеть смысл в информации, аргументированно высказываться, делать логические умозаключения; ориентироваться на творческое начало в учебной деятельности; способствовать привитию любви к устному народному творчеству.
Предметные: умеют пересказывать содержание произведений, прочитанных в классе, по вопросам учителя; определять персонажей (действующих лиц) и героев (главных действующих лиц); отвечать на вопросы по содержанию текста; пересказывать небольшие по объёму тексты; получают возможность овладеть приёмами инсценировки несложных произведений.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):
Познавательные: общеучебные - овладение приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические - выделение существенной информации из текста; построение рассуждений.
Регулятивные: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «Что я не знаю и не умею?»); корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.
Коммуникативные: уметь воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения; оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.
Личностные: осознают значимость чтения; испытывают потребность в систематическом чтении; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное; высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника.
Оборудование: учебник Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова «Букварь» часть 2, мультимедийный проектор, презентация
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.
Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
1 мин
Приветственное слово учителя:
(эмоциональный настрой на урок).
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
-Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости.
Обучающиеся эмоционально настраиваются на урок, садятся на свои места.
УУД
Личностные УУД: формирование «стартовой» мотивации к изучению нового.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
Регулятивные УУД: волевая саморегуляция..
Актуализация знаний учащихся
Литературное чтение– прекрасный урок,Много полезного в каждой из строк.Стих это будет, сказка, рассказ –Вы читайте их – они учат вас!
-Как вы думаете, что ждёт вас на сегодняшнем уроке литературного чтения?
(Встреча с новым произведением).
-Какие умения вам помогут на уроке?
Посмотрите на подсказки и выберите.
( читать, думать, размышлять, узнавать новое, исследовать, рассуждать, играть)
О чём-то скрипит половица,
И спицам опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки...
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски...
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.
Игра «Чей это голос?».
Узнайте героев сказок о животных по их голосам:
тоненький, тихий, дрожащий, плачущий (заяц)',
низкий, говорит медленно, врастяжку (медведь)',
хриплый, грубый, «толстый» (волк);
звонкий, чёткий (петух)',
вкрадчивый, льстивый, чуть заискивающий (лиса).
Смотрите, появилась лиса. Она хочет рассказать сказку. На доске: рисунок с изображением сказочной лисы.
Здравствуйте, дорогие ребятушки! Люблю я сказки о себе рассказывать. Послушайте слова и догадайтесь, о какой сказке идёт речь: лиса, журавль, в гости, угощу, тарелка, кувшин, несолоно хлебавши, дружба кончилась.
Работают по презентации
Формулируют тему и цели урока.
Познавательные: логические универсальные действия: решение проблемы
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные- слушать одноклассника, с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Изучение новых знаний и способов действий
Заглянем в волшебный мир сказки.
Чтение русской народной сказки «Лиса и журавль» учителем.
Беседа по содержанию сказки.
Почему лиса и журавль перестали ходить друг к другу в гости?
Вам понравилось, как вела себя лиса? Почему?
Как вы думаете, правильно ли поступил журавль? Почему?
Как им нужно было поступить, чтобы остаться друзьями?
А может, пусть будет так: чтобы им дружить, пусть журавль научится есть из тарелки, а лиса - из кувшина?
Вывод: если хочешь кому-то сделать приятное, нужно выбирать не то, что ты сам любишь, а то, что любит этот человек. Не нужно переделывать другого, чтобы он стал таким, как ты, а нужно принимать его таким, какой он есть.
Словарная работа.
Объясните значения слов:
Куманёк (кум) - крёстный отец по отношению к родителям крестника.
Сама стряпала -сама приготовила пищу. Потчевать -угощать.
Несолоно хлебавши -обманулась в ожидании.
Можно ли догадаться об их смысле по содержанию сказки? Попытайтесь объяснить.
Повторное чтение сказки.
Что делает эту сказку сказкой?
Подбор заголовка с использованием малых фольклорных форм.
Объясните смысл пословиц.
Как вы думаете, какая пословица может быть названием сказки?
Фронтальная работа
Работают по учебнику над текстом.
Познавательные: работать с разными видами информации .
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками
Физкультминутка
Буратино
Выполняют движения
Регулятивные УУД: самоорганизация отдыха на уроке.
Закрепление новых знаний и способов действий
Работа по карточкам.
Карточка 1.
Соедините черты характера со сказочным героем из сказки «Лиса и журавль»
Фронтальная работа
Личностные: объяснять поступки героев с точки зрения морально-этических норм.
Регулятивные: организация работы на уроке.
Коммуникативные: высказывать свою точку зрения об изученных произведениях.
Обобщение новых знаний и способов действий
Чтение произведения Н. Сладкова «Лиса и мышь». Работа в парах.
Прочитайте название следующего произведения, рассмотрите иллюстрацию. Кто герои произведения?
Договоритесь, чьи слова вы будете читать. Прочитайте диалог по ролям.
Работа по вопросу в учебнике.
На доске: «Ни не боюсь!»
Чьи слова записаны на доске? Прочитайте ответ мышки, добавляя пропущенное слово. Каким словом можно заменить слова: ни крошечки, ни капельки, нисколечко? (Совсем, совершенно... не боюсь!)
Работа в паре
Самооценка.
Взаимооценка.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, определять порядок (алгоритм) учебных действий для выполнения заданий и упражнений к прослушанным текстам произведений.
Коммуникативные : развивать умения вступать в диалог с учителем и сверстниками, высказывать собственные мысли, участвовать в коллективном обсуждении.
Итог урока
-В начале урока вы предполагали, что мы будем делать на уроке. А теперь, скажите, что же мы действительно занимались. Интересным ли был для вас урок? Почему?
- Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.
Кому все было понятно на уроке?
- Кто из вас испытывал трудности, чувствовал себя неуверенно?
Променяли бы вы игрушку на светлячка? (Ответы детей.)
О чем заставил вас задуматься рассказ В. Драгунского «Он живой и светится»?
С кем из героев рассказа вы бы хотели дружить? Почему?
Отвечают на вопрос учителя
Коммуникативные УУД: умение полно и грамотно выражать свои мысли.
Личностные УУД: содействие осознанию учащимися ценности изучаемого предмета, воспитание уважения к товарищам
Рефлексия деятельности.
1. Рефлексия деятельности.
- Ребята, попробуйте сами оценить свою работу. Если у вас все получилось, то вы выбираете улыбающегося человечка, а если где-то, в чем-то не уверены – задумчивого человечка.
Дети оценивают свою деятельность.
Регулятивные УУД: определять степень успешности выполнения своей работы и работы всего класса, понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли.
Карточка 1.
грубая
умная
Соедините черты характера со сказочным героем из сказки «Лиса и журавль»:
добрая находчивая
хитрая
ЛИСА льстивая
жадная
злая
коварная
глупая
Карточка 2.
Соедините черты характера со сказочным героем из сказки «Лиса и журавль»:умный простак хитрый жадный
находчивый добрый доверчивый злой
ЖУРАВЛЬ
Карточка 3.
Рассмотрите иллюстрации в учебнике. Найдите соответствующий отрывок к сказке «Лиса и журавль». Прочитайте выразительно
Заголовок 1†ђЗаголовок 215