Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе по теме Есенин Берёза


Технологическая карта урока 
Предмет:  литературное чтение
Класс 3
Учитель Морева Ольга Николаевна
УМК «Начальная школа 21 века под редакцией Н.Ф. Виноградовой»
Тип урока Урок открытия новых знаний
Тема  Сергей Есенин «Берёза»
Цель Проанализировать глубину восприятия стихотворения С. А. Есенина «Берёза»; развивать умение создавать некий образ на основе его словесного описания; пополнить библиографические знания о поэте; обогащать словарный запас.
Формирование учебных универсальных действий Предметные универсальные учебные действия:-продолжить знакомство со стихами Сергея Есенина;
-уметь формировать понятие о содержании стихотворения(мысли и чувства поэта);
-закрепить в работе со стихами понятия «эпитет», « сравнение», « олицетворение, учить находить их в тексте произведения;
-учить передавать свои чувства через выразительное чтение.
Личностные универсальные учебные действия:
- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- воспитывать любовь к родному краю, чувство патриотизма;
-формирование ценностей многонационального российского общества;
-развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;.Регулятивные универсальные учебные действия:- принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
-учиться прогнозированию, т.е. умению высказывать своё предположение;
-учиться давать оценку самостоятельной деятельности и работе товарищей. Познавательные универсальные учебные действия:- осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач.- понимать информацию, представленную в словесной форме, изобразительной, модельной.Коммуникативные универсальные учебные действия:- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;- аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения;- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах, в группах;- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Межпредметные связи  Музыка. Изобразительное исскуство.
Ресурсы:
 -учебник: “Литературное чтение. 3 класс. 2 часть, авторы Ефросининой Л.А., Омороковой М.И., с.71;
-компьютер,
-проектор,
-презентация «Сергей Есенин «Береза»
-выставка книг Сергея Есенина

Место урока в учебном плане Третий урок в Разделе «Творчество Сергея Есенина»
Формы урока фронтальная, индивидуальная, групповая
№ Этапы урока Деятельностьучеников  Деятельность учителя УУД
1 Организационный момент.   Организация рабочего места. Приветствие гостей урока. Регулятивные универсальные учебные действия: организация личного пространства.
Личностные универсальные учебные действия:- мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;.
2 2.Актуализация опорных знаний. Постановка целей урока.
 Мы говорили о любви к Родине, о красоте России, о патриотизме. Мы читали стихотворение Есенина и пытались разобраться, что для поэта значит Родина? Мы отвечали на вопрос, что для нас значит Родина? Мы поняли,  Есенин через свои стихи рассказывает о себе, о своих чувствах, о своей любви к Родине. Он патриот своей страны.
После прочтения стихотворения «Я покинул родимый дом» я стал думать, а что для меня значит Родина?
Чтение детьми сочинений на тему «Что для меня значит Родина?»
Есенин очень любил свою Родину. Поэт написал много стихотворений, рассказывал о любви к своей Родине. Он призывал нас любить родные земли.
Есенина называют символом России.
Продолжим изучать творчество Есенина. Познакомимся с его новыми стихотворениями. Будем учиться выразительно читать стихотворение.
Ребята, вспомните, о чем мы говорили на прошлом уроке?
Это было домашним заданием, подумать, поговорить с мамой и рассказать нам, что для вас значит Родина? Прикрепить карточку со словом Родина.
Мы хотим вас послушать.
- Мы с вами уже несколько уроков посвятили творчеству Сергея Есенина. Что мы о нем узнали? Какой он?
Мы говорим с вами о Родине, о России, о прекрасном чувстве любви к своей родной земле, о патриотизме, мы говорим о Есенине. Что бы вы хотели узнать на этом уроке. ?Личностные универсальные учебные действия:
- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- воспитывать любовь к родному краю, чувство патриотизма;
-формирование ценностей многонационального российского общества;
-развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;.Регулятивные универсальные учебные действия:- принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
-учиться прогнозированию, т.е. умению высказывать своё предположение;
Коммуникативные универсальные учебные действия:- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
3 Знакомство со стихотворением «Белая берёза»
 Любовь, забота, гордость, патриот символ России.
На доске цепочка слов Родина Есенин
Какими словами можно продолжить эту цепочку?
Все правильно. Но я прикреплю другое слово-берёза.
Учитель читает стихотворение.
Вы, наверное, слышали это стихотворение. Кто- то читал сам, кому-то его читала мама.
Понравилось оно вам? О чем оно?
.Как вы думаете, почему это ряд слов можно продолжить словом «березаСлайд: береза зимой. Какими красками поэт нарисовал берёзу. У какого времени года этих красок много?
Это стихотворение было опубликовано первым  в Московском детском журнале  «Мирок», когда Сергею Есенину было только 19 лет.
Знаете, о чем я подумала? Я не зря подошла к окну, читая стихотворение. Рядом с нашей школой тоже растут берёзы. Мы каждый день их видим из окна. Но смотрим на них обыденно, не замечая красоты русской берёзы. Это стихотворение было написано 103 года назад. Каждый год, может быть каждый месяц, может каждый день кто-то знакомится с этим стихотворением.
Так чему же хочет научить нас Есенин?
Давайте запомним этот вопрос, и в течение всего урока будем искать ответы на него.
Личностные универсальные учебные действия:
- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- воспитывать любовь к родному краю, чувство патриотизма;
-развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Предметные универсальные учебные действия:-продолжить знакомство со стихами Сергея Есенина;
-уметь формировать понятие о содержании стихотворения(мысли и чувства поэта);
4
Анализ произведения Отвечают на вопросы учителя,  выборочно читают текст. Откройте учебник на странице 71 и прочтите стихотворение «Берёза» про себя.
Легко ли читается стихотворение? Почему? Четко выражена рифма.
Даша Прокуронова прочтет вслух.
Я предполагаю, что не все слова вам понятны.
Словарная работа.
Кисть -   многозначное слово. «Распустились кисти белой бахромой» .В данном тексте означает пучок нитей, служащих для украшения чего-либо.Слайд: бахрома, кисти, кайма.Бахрома –  тесьма для обшивки чего-нибудь с рядом свободно свисающих нитей, а также ряд свисающих нитей, кистей. «Распустились кисти (какие?) бахромой.»Кайма –  полоса или обшивка по краю предмета или ткани. «распустились кисти (как?) каймой.»Заря –  яркое освещение горизонта перед восходом  и после захода солнца. «…заря обсыпает ветки серебром»
К сегодняшнему уроку вы ставили цель- научиться выразительно читать стихотворение. Чтобы этого добиться, надо понять и прочувствовать каждое слово, каждое выражение: что оно означает, как связаны между собой слова. Слайд: Береза зимой.
Поцепина Алина прочтет первую строфу. Теперь первые две строчки.
Что мы узнали из этого отрывка? Береза растет рядом с окном. Наверное, из окна видны другие деревья, дома. Но почему Есенин пишет о березе? Она привлекла внимание своей красотой.
Прочитай, Алина, оставшиеся две строчки.
Что говорится о берёзе? Она принакрылась снегом. Скажите, могу ли я слово «принакрылась» заменить. Например, «Береза накрылась снегом» Или «Берёза укрылась снегом». Нет эти слова неточные.
Укрыться- закрыться со всех сторон.
Накрыться- закрыться сверху снегом.
Принакрыться- слегка накрыться.
Берёза не полностью в снегу, снег только на ветках, его немного. Это слово передает нежность.
Почему снег сравнивают с серебром? Снег сверкает, блестит.Какой оборот речи использует поэт? Сравнение
Береза «принакрылась» или «принарядилась» в сверкающий, вышитый серебром наряд. С кем ее можно сравнить? С девушкой.
Валерия читает вторую строфу.
Чем любуется автор? Веточками березы.Что вы себе представили, прочитав эти строки? Как вы понимаете выражение «пушистые ветки»? На каждой веточке березы снег. Он рыхлый, похож на бахрому.Как называется этот приём? Эпитет Есенин говорит: «Распустились кисти…» О чем мы говорим, употребляя этот глагол? Распускаются цветы. Вы говорили, что представляете березу в образе девушки. Какой вы представляете девушку? Береза напоминает девушку, которая принарядилась, накинув на себя красивую шаль или платок с блестящей каймой или бахромой.
Роман Кузьмичев прочтет третью строфу.
Почему тишина «сонная»? Нет ни звука. Полный покой.Как называется это оборот речи?Эпитет. Как вы понимаете «горят снежинки в золотом огне»? Солнечный луч падает на снежинки, и они блестят. Как называется такое скрытое сравнение? Метафора.
Алина Кульгина прочитает четвертую строфу.
Кто герой в этом куплете? Заря. Вдумайтесь в смысл этого предложения. О чем говорится в нем? Заря обходит кругом- значит со всех сторон освещает березку.Заря меняет цвет снега.
Значит, поэт описывает березу такой, какой она бывает в течение дня, при разном освещении. Это говорит о том, что он подолгу наблюдал за березой. Заря в образе живого героя. Как называется этот прием выразительности? Олицетворением.
Личностные универсальные учебные действия:
- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- воспитывать любовь к родному краю, чувство патриотизма;
-формирование ценностей многонационального российского общества;
-развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
 Познавательные универсальные учебные действия:- осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач.
Предметные универсальные учебные действия:
-закрепить в работе со стихами понятия «эпитет», « сравнение», « олицетворение, учить находить их в тексте произведения;
Коммуникативные универсальные учебные действия:- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;- аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения;- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.5. Выразительность чтения Мы так подробно разбирали каждое слово, каждое выражение стихотворения. Одна из основные целей- научиться выразительно читать лирическое стихотворение. Подумайте, каким должен быть темп чтения: быстрый, неторопливый, медленный? Темп должен быть неторопливым, Читать немного нараспев, тянуть гласные.В каждой строфе мы выделили « главных действующих лиц»: березу, ветки, снежинки, заря. Эти слова надо немного выделить голосом, прочитать с акцентом на них. Подумайте, где надо поставить паузу короткую, средней длины. На листочках вы можете расставить знаки речевой партитуры: /- короткая пауза, //- пауза средней длины, ///-длинная пауза., Слово, на которое падает логическое ударение, подчеркнуть.
Предметные универсальные учебные действия:
-учить передавать свои чувства через выразительное чтение.
6.  Физическая минутка Выполняют физминутку. Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.
7. Итог урока Работа с макетом обложки. На доске прикрепляются три макета обложки.
Выберите обложку, подходящую к произведению нашего урока. Докажите, что вы правы.
Заголовок- Береза, автор- Сергей Есенин, жанр- стихотворение( треугольник), тема- о природе, зеленый цвет.
Вместо геометрической фигуры мы можем нарисовать рисунок. Что бы вы здесь изобразили?
Конечно, березу. Это самое любимое дерево русского народа. О ней сложено много песен, сказок. Вспомните: «Во поли березка стояла…» В поэзии ее часто сравнивают с образом девушки. На Руси девушки, которые хотели найти хорошего жениха, проводили обряд «заламывания» березы: тонкие веточки березы скручивали и плели из них венки. Еще одна народная песня «Я пойду, пойду погуляю, белую березу заламаю». Я предлагаю вам тоже сплести венок для березки. Но венок из эпитетов. Мы будем работать группами. На листках нарисована береза. Подберите подходящие эпитеты и наклейте в виде веночка вокруг березы.
 Познавательные универсальные учебные действия:- осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач.- понимать информацию, представленную в словесной форме, изобразительной, модельной.

Регулятивные универсальные учебные действия:
-учиться давать оценку самостоятельной деятельности и работе товарищей.Коммуникативные универсальные учебные действия:- строить речевое высказывание в устной и письменной форме, словесное рисование;- аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения;- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в группах;- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам
8 Рефлексия Я чувствую,..радость о того, что у меня все получилось.
Мне захотелось… прочитать другие стихотворения Есенина.
Мне понравилось…на уроке, как мы плели венок из эпитетов.
Мне подсказали..Я понял, что надо быть внимательным к окружающим.
Опишите свои чувства.
Регулятивные универсальные учебные действия:
 -самоконтроль, самооценка учебной деятельности.