Урок литературного чтения по теме М.М.Пришвин Ребята и утята 2 класс
Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя: Бурматова Елена Петровна
Класс 2. Дата: 26.11.2014 г. Предмет: литературное чтение.
Тема урока: Пришвин «Ребята и утята».
Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового произведения в разделе «О братьях наших меньших…».
Технологии проблемного обучения.
Тип урока:
- по основной дидактической цели: урок формирования новых знаний, комбинированный урок.
- по способу проведения: сочетание различных форм работы (фронтальная, в парах, индивидуальная).
6. Цель урока:
Цель урока: организация работы детей по овладению новыми знаниями и способами деятельности по содержанию произведения М.М.Пришвина "Ребята и утята".
Планируемые результаты:
Личностные: создание условий формирования у учащихся ценностно-смысловых установок, направленных на охрану окружающей среды; мотивация к обучению и познанию;
Метапредметные – создание условий для формирования следующих УУД:
Познавательные (П): воспринимать художественное произведение, работать по иллюстрациям к тексту.
Личностные (Л): содействовать осознанию ценности изучаемого предмета, проявлять любовь к животным, природе.
Коммуникативные (К): использовать речь для регуляции своего действия, воспитывать культуру диалогового общения (работа в парах).
Регулятивные (Р): определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; планировать учебное сотрудничество; формировать у детей умение анализировать, обобщать, оценивать результат своей деятельности.
Предметные - развитие у учащихся умений:
прогнозировать содержание текста по его заглавию;
выразительно читать, воспринимать на слух прочитанное произведение.
Формы работы: парная, фронтальная, индивидуальная.
Ресурсы: учебник, презентация, карточки для проверки пройденного материала, презентация, наглядность к уроку.
Ход урока.
Этапы
урока Время,
мин. Содержание Деятельность
учителя Деятельность
учащихся Универсальные
учебные
действия
I. Организацион-
ный момент. 1 мин. Учитель.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Включение в деловой ритм. Устное сообщение. Подготовка к работе.
Л: воспринимать речь учителя, выражать свое отношение.
II. Актуализация знаний.
Мотивация к деятельности. 5
мин Учитель.
Мы продолжаем путешествовать по страницам нашего учебника.
- Как называется раздел, который сейчас познаем?
Учащиеся.
- «О братьях наших меньших».
Учитель.
Как вы понимаете его название, кто такие братья наши меньшие?
- Произведения, каких авторов мы уже узнали?
Учитель.
- Вспоминать и повторять пройденный материал будем в парах. Вспомним правила делового сотрудничества.
Учащиеся.
- Уважать чужое мнение; не обижать и не обижаться; быть внимательными; соблюдать тишину (работать вполголоса); слушать и слышать друг друга.)
Игра «Соответствие»
-Работаем в парах (карточки)
(Указать соответствие отрывка и автора произведения)
- Учитель.
- Давайте проверим ваши ответы.
Кто главные герои их стихов?
Учащиеся
- Животные.
Учитель.
- К какому жанру относятся эти произведения?
- А с какой целью выполняли это задание?
Учащиеся.
- Вспомнить полученные знания.
Учитель.
- А нужны ли будут эти знания на нашем уроке?
Какого произведения нет в карточке?
-Выразительное чтение стихот-я
Уточняет понимание учащимися жанров произведений, понимание поставленных целей урока, создает эмоциональный настрой, побуждает к высказыванию. Анализируют собственные знания по разделу. Выполняют задание в паре.
Р: воспринимать учебные действия учителя по заданию, умение сверять свои действия с целью и исправлять ошибки; оценивать результат своей деятельности.
К: согласовывать усилие по решению учебной задачи; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать другие мнения.
Л: применять навыки сотрудничества..П: анализировать, обобщать полученные ранее знания.
III. Первичное усвоение новых знаний.
Сегодня мы познакомимся с произведением автора, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.
– Какого человека можно назвать неравнодушным?
– Так вот и этот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, что это был за человек.
- Итак, к кому мы сегодня отправляемся в гости?
(Чтение детьми имени, отчества, фамилии писателя)
- Давайте поставим перед собой задачи, чтобы вы хотели узнать, побывав в гостях у писателя?
(на доске – слова- помощники : узнать, познакомиться, определить)
* Узнать о жизни и творчестве писателя
* Познакомиться с новым произведением
* Определить тему произведения, которое будем изучать на уроке
Знакомит учащихся с новым писателем Дети ставят учебные задачи Р: воспринимать учебные действия учителя по заданию
IV. Работа над новой темой.
15
мин Знакомство с автором и его произведениями.
- М.М. Пришвин написал много книг и для взрослых, и для детей. Вот небольшая выставка его произведений. Их можно взять в нашей школьной библиотеке и прочитать, или обменяться друг с другом.
М. Пришвин родился 4 февраля 1873 г. в Орловской губернии близ города Ельца. Жилось его семье трудно, так как мать осталась одна с пятью детьми. В Германии закончил университет и стал агрономом. Он собирался заняться наукой, но стал писателем. В 30 лет он стал писать о природе. Пришвин был влюблён в свою Родину, в её красоту, в леса, поля, реки и озёра, в её птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе. Это «Кладовая солнца», «Лесная капель», «Охота за бабочкой» и др.
Мир вокруг нас огромен, прекрасен, удивителен. А М.Пришвин старался передать красоту мира словами, чтобы люди, прочитав его рассказы, тоже начали видеть и чувствовать эту красоту. Тогда они становятся лучше.
– Давайте и мы попробуем увидеть красоту природы и попытаемся стать лучше, познакомившись с новым произведением М.Пришвина.
Сегодня мы познакомимся с одним из рассказов М.М. Пришвина.
Прочитайте его название «Ребята и утята».
– Кто видел маленьких утят?
– Где?
– Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М.Пришвин.
- Почему автор назвал рассказ « Ребята и утята»?
Ответы учащихся. Варианты ответов
В рассказе говорится о ребятах и утятах
Ребята и утята маленькие, им нужно подрасти.
Говорится о взаимоотношениях человека и животных.
Ребята поступили не правильно по отношению к утятам.
Ребята поняли, что маленьких нельзя обижать, о них надо заботиться.
Учитель.
- А как проверить ваши предположения?
Учащиеся.
- Прочитать, понять, что – то взять для себя.
- Итак, какова основная цель нашего урока?
Учащиеся.
- Познакомиться с текстом рассказа Михаила Михайловича Пришвина “Ребята и утята”, внимательно прослушать рассказ, следя за чтением учителя, понять, о чём произведение, какая главная тема, мысль.
Работа с текстом до чтения
Учитель.
А) Словарная работа:
Верста - (русская мера длины, равная 1, 06 км)
Паровое поле – ( невспаханное поле с осени, пары)
Овсяное поле
Чирок – свистунок - Это очень маленькая уточка, которая живет в наших водоёмах.
- Как вы думаете, много у неё врагов?
Кузница – место, где работают кузнецы.
Вода спала.
Б) читает учитель произведение
В) первичное восприятие текста
Учитель.
- Какие чувства у вас возникли?
- Какую ошибку совершили дети?
- Исправили ли они свою ошибку?
- Кто им помог её исправить?
- Что вы можете сказать об этом человеке?
- А как бы вы поступили на месте детей, когда увидели утку и утят за деревней?
- Не захотелось ли бы вам поймать утят? Почему?
Ответы учащихся.
Поддержка интереса, активности обучающихся, постановка проблемного вопроса.
Поддержание усилий обучаемых по отслеживанию у них собственного понимания.
Организация подготовки учащихся к чтению текста, прогнозирование его содержания и тематической, эмоциональной направленности в соответствии с их возрастом.
Организация мыслительной операции в познавательном процессе.
Выбор способа выявления первичного восприятия
Под руководством учителя учатся высказывать свои мысли, определяют цель урока и прогнозируют свою деятельность на уроке.
По названию, имени автора, иллюстрации, с опорой на читательский опыт определяют смысловую, тематическую, эмоциональную направленность текста.
Выполняют задание индивидуально. Решение учебной задачи:
анализ художественного произведения, составление картинного плана.
Используют словарь для объяснения слов
Выражают свои чувства, мысли.
Проверка своих предположений о содержании и героях текста. К. Умение слушать, вступать в диалог, участвовать коллективно в обсуждении.
Договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать другие мнения.
Р. Целеполагание.
Формулирование цели после обсуждения.
Л. проявлять любовь к животным, природе.
П: воспринимать художественное произведение, извлечение из текста необходимой информации, работать с иллюстрациями к тексту. аргументировать точку зрения.
Р: принятие целей. Готовность к чтению.
К: понимать на слух текст рассказа, построение речевых высказываний.
П: осознанно и произвольно строить высказывания в устной форме.
К: принимать на слух ответы учащихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь использовать речь для регуляции своего действия; выразительно читать.
Р: принимать и сохранять учебную цель и задачу
V. Физкультминутка 1 мин Вышли уточки на луг,
Вышли уточки на луг
Кря-кря-кря! (Шагаем.)
Пролетел зеленый жук
Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)
Утки шеи выгибают. (Круговые вращения шеей.)
Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)
Зашумел в пруду камыш (Наклоны туловища)
Ш-ш-ш
И опять настала тишь.(Сели)
Осуществляют профилактику утомления. Активно участвуют в физкультминутке VI. Закрепление изученного материала Работа по рассказу.
-Прочитайте начало рассказа и представьте себе эту картину.
Устно опишите путь уточки с утятам к озеру.
- Что вы можете сказать о ребятах, которые ловили утят? Какие они: весёлые, жестокие, глупые, несмышлённые? Докажите.
-А как поступили бы вы на месте автора: стали бы их ругать, или объяснили им, как труден путь утят к озеру? А может быть, ещё как-то по-другому?
- Как называет писатель утят?
-Смогли ли ребята понять свой поступок?
-Что можно сказать о человеке, от имени которого ведётся рассказ?
Работа с пословицами.
Прочитайте пословицы, найдите из них, которые подходят к рассказу М.М.Пришвина. Деление текста на смысловые части и постановка уточняющего вопроса к части.
Отвечают на вопросы учителя с опорой на текст, аргументируют свою точку зрения.
Р: умение анализировать, обобщать,
принимать и сохранять учебную цель и задачу, осуществлять взаимоконтроль.
К: принимать на слух ответы учащихся, уметь формулировать собственное мнение.
VII. Проверка
Усвоения нового материала. 5 мин Учитель.
- В рассказе "Ребята и утята" Пришвин прямо не говорит о своих мыслях и чувствах. Как же ему удаётся убедить читателей в необходимости охранять природу?
Постановка концептуального вопроса к тексту (как проблемного). Организация коллективной дискуссии (в том числе, и проблемной). Подведение учащихся к коллективному решению, соотносящемуся с авторской позицией Учащиеся
отвечают, высказывая свое мнение. К: построение речевых высказываний.
Л:
проявлять эмоциональную реакцию на текст.
VIII. Рефлексия урока.
5 мин -Что нового узнали на уроке?
-За что вы похвали бы себя?
-Что у вас особенно получилось?
Выберите уточку, если
- Я хорошо работал на уроке и мне понравилось, я всё понял и смогу помочь другим.
Мне очень грустно, я не всё понял
Демонстрация итога: ответ на проблемный вопрос. IX. Итог урока
1 мин -как называется рассказ, изученный на уроке?
Кто его автор?
Что вы сможете сказать об авторе?
Чему он учит нас. Организация подведения итогов урока учащимися. Оценка и рефлексия собственной и деятельности. Р. Осмысливают свою деятельность.
X. Домашнее задание. Стр.132-134 - выразительное чтение
Предлагает выбрать домашнее задание в соответствии с результатами урока Л:
формировать наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.