Доклад на тему Дидактические игры на уроках математики в коррекционной школе VIII вида
" Игра - это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат,
ту атмосферу молодой жизни,
без которой эта пора ее была бы бесполезной для человечества."
С.Т.Шацкий.
Использование дидактических игр на уроках математики.
Школа - это самое важное звено в образовании и воспитании молодого поколения.
Задача учителя не только обеспечить на уроке восприятие, осмысление, запоминание учебного материала, выработку умений, его применять, но и научить детей учиться.
Изучение математического материала для учащихся с интеллектуальным недоразвитием представляет большие трудности, причины которых в первую очередь объясняются особенностями развития познавательной и эмоционально - волевой сферы умственно отсталых школьников.
Неоднородность состава учащихся коррекционной школы, разные возможности усвоения математических знаний в зависимости от тяжести и степени дефекта, требуют дифференцированного, индивидуального подхода на уроках математики. Главная общеобразовательная задача обучения математике в коррекционной школе - это добиться овладения учащимися системой доступных математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и в будущей профессии, так прочно, чтобы они стали достоянием учащихся на всю жизнь. Поэтому, задачи преподавания математики по вспомогательной школе состоят в том, чтобы:
дать учащимся такие доступные качественные, пространственные и временные геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся вспомогательных школ и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Если ребенок заинтересован работой, положительно эмоционально настроен, то эффективность занятий заметно возрастает. Выработка любых умений и навыков у умственно отсталых школьников требует не только больших усилий, длительного времени, но и однотипных упражнений. Дидактические игры позволяют однообразный материал сделать интересным для учащихся, придать ему занимательную форму. Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируют деятельность ребенка, развивают его произвольное внимание, память. В игре ребенок незаметно для себя выполняет большое число арифметических действий, тренируется в счете, решает задачи, обогащает свои пространственные, количественные и временные представления, выполняет анализ и сравнение чисел, геометрических фигур.
Дидактические игры, созданные специально в обучающих целях, способствуют и общему развитию ребенка, расширению его кругозора, обогащению словаря, развитию речи, учат использовать математические знания в измененных условиях, в новой ситуации. Все это свидетельствует о большом корригирующем значении дидактических игр. Поэтому, я на своих уроках математики и на внеклассных мероприятиях широко использую дидактические игры.
Создано большое количество игр, развивающих количественные, пространственные, временные представления, например игры: "Веселый счет", "Живые цифры", "Арифметическое лото" (домино), "Круговые примеры", "Лесенка", "Молчанка", "Магазин" и другие. (М.Н.Перова "Дидактические игры по математике").
Еще одна из основных задач обучению математики - это активизация познавательной деятельности учащихся. Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее к последующему решению различных задач. Устойчивый познавательный интерес я формирую средствами занимательности. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал.
В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда - стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры.
В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. Дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других, сдерживать свои желания. У них развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.
Большинство дидактических игр заключают в себе вопрос, задание, призыв к действию, например, "Кто верней?", "Кто быстрей?", "Отвечай сразу!". При закреплении с учащимися знаний таблицы умножения часто использую игру "Теремок".
На доске висит таблица, на которой изображен Теремок. Окошечки в нем закрыты карточками с примерами. Если ребенок правильно решил пример, то окошечко открывается и дети видят, кто в Тереме живет.
В каждый этап урока я стараюсь включать занимательные задания, которые способствуют развитию математического мышления детей. Вот некоторые из них :
1. Миша, Лена и Катя катались на велосипедах. У них были двухколесные и трехколесные велосипеды, а всего было 8 колес. Сколько велосипедов было трехколесных ? ( 2 )
Сколько цифр использовано для записи числа 22, 122, 1222 ? Что обозначает каждая из цифр в записи данных чисел ?
Расположи карточки так, чтобы произведения, записанные на них, возрастали. Прочитай текст.
8*6 7*6
6*3
9*7
9*6
8*7
7*7
л о
м
Ц
д
е
о
Решение:
6*3 7*6
8*6
7*7
9*6
8*7
9*7
м о
л
о
д
е
Ц
100 : 100
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Ответы:
3 8 6 2 4 5 7 9
ч е б у р а ш к а
5."Поработаем на ЭВМ". На доске изображена "ЭВМ", которая выполняет все четыре арифметических действия. На табло появилось число 40. Какое число введено в машину?
Каждому арифметическому действию соответствует обратное: умножению - деление, сложению - вычитание.
Для более прочного усвоения геометрического материала я использую следующие задания:
- Из каких фигур состоит рисунок кошки? Какой фигурой представлено туловище? Измерить и найти площадь этой фигуры, сумму длин ее сторон.
Задания на развитие и совершенствование внимания : его объем, устойчивости, умений переключать внимание с одного предмета на другой, распределять его на различные предметы и виды деятельности.
Это могут быть задания на отыскание ходов в обычных лабиринтах, например:
" Числовой лабиринт "
Степень трудности таких лабиринтов достаточно велика, так как в них имеется разветвленная сеть дорожек, продвигаясь по которым необходимо выполнить определенные задания вычислительного характера, например: Пройди путь от вершины пирамиды к ее основанию, переходя из каждой клетки в одну из двух, расположенных под ней, и набери по дороге сумму 35.
Это задание дети выполняют методом подбора, взяв простой карандаш, прокладывают первый путь и так далее, пока не найдут верную дорожку. Игру "Числовой лабиринт" можно проводить и с детьми старшего возраста, поменяв числа на двузначные, трехзначные.
Игра "Умножить или разделить ? "
Проведение этой игры преследует две важные цели : совершенствовать умение переключать и правильно распределять внимание на разные цвета, числа и арифметические действия и закреплять знания по программному материалу , в данном случае - по таблице умножения и соответствующим случаям деления. Игра может проводиться с разными числами. Допустим, мы выбрали число 4 , умножение и деление на которое мы закрепляем. У учителя в руках картонный круг, который с одной стороны голубого цвета, а с другой - розового. На обеих сторонах круга написано число 4. Учитель поясняет, что, когда он покажет круг голубой стороной и назовет некоторое число, например 6, дети должны его умножить на 4, если же учитель покажет круг розовой стороной, то названное им число дети должны разделить на 4. Круг показывается достаточно быстро то одной, то другой стороной, а иногда два - три раза подряд одной и той же стороной. Дети записывают ответы в тетради. Примеры могут быть такими : 4 * 4, 20 : 4, 4 * 9, 4 * 7, 12 : 4, 4 * 8, 16 : 4, 4 * 2, 36 : 4, 24 : 4, 4 * 6, 32 : 4 и т.д.
По окончании проводится проверка правильности выполнения, выясняется не только уровень усвоения детьми табличных случаев умножения четырех и деления на 4, но и уровень развития внимания, о чем говорят ошибки такого характера : во втором примере вместо ответа 5 получен ответ 80, а в восьмом примере вместо 8 получили 2, в шестом примере вместо 32 получили 4 и т. д.
Задания на развитие памяти.
На своих уроках я провожу большую работу по развитию зрительной, слуховой, наглядно - образной, словесно - логической памяти детей. Для этого использую дидактическую игру, например: "Запомни изученные слова" математических терминов и слов: тысяча, трехзначное, разряд, километр, грамм, уравнение и другие.
В игру "Цепочка слов" включается уже не менее восьми троек слов, объединенных в эти тройки по смыслу и охватывающих новый материал. Так, для воспроизведения ученикам могут быть предложены такие тройки слов : "внетабличное умножение чисел", "деление с остатком", "единицы, десятки, сотни", "остаток меньше делителя", "измерить длину ломанной", "порядок выполнения действия"и другие.
Очень интересными и увлекательными проходят уроки, на которых осуществляются межпредметные связи.
Некоторые математические понятия и представления сформированы при общении с природой. Природоведческий материал на уроках математики помогает расширить кругозор школьника, понять особенности окружающей действительности, приблизить к ней понятия изучаемые на уроках математики. Сведения природоведческого характера могут быть включены в различные этапы урока при изучении основных тем ( "Нумерация", "Арифметические действия над натуральными числами", "Величины" и др.) На таких уроках математики, где используется природоведческий материал, можно рассказать детям о вреде браконьерства, об исчезающих растениях и животных, о необходимости их охраны, о заповедниках, о том, что в природе нет абсолютно вредных животных. Такими беседами решаются образовательные задачи уроков природоведения и математики, задачи развития мыслительных операций, творческих способностей и речи детей.
При обучении математики особое место отводится текстовым задачам. Решая эти задачи, дети изучают признаки живых и неживых объектов окружающей нас природы. При решении задач учитель решает различные цели: проверка усвоенного материала, формирование вычислительных навыков, умения решать задачу и так далее.
Я предлагаю некоторые примеры таких задач и заданий.
В саду посадили 3 яблони и 4 груши. Сколько всего . . . деревьев посадили ? Заполни пропуск. Реши задачу.
Под березой росли 3 подберезовика и 2 мухомора. Сколько всего грибов росло под березой ? Сколько съедобных грибов можно сорвать?
На лугу паслись 5 коров, 4 лошади, 7 овец, 2 козы. Сколько всего домашних животных паслось на лугу? Какой вопрос нужно поставить, чтобы решением задачи было выражение 7 - 5? Нужны ли все данные для такой задачи?
В парке у школы росли 10 елей, 15 берез, 20 тополей, 3 сосны. Сколько всего деревьев росло у школы? Сколько лиственных деревьев? Скольких хвойных?
На ветке сидело 3 синицы, 5 воробьев, 4 зяблика. Сколько всего птиц сидело на ветке? Сколько из них зимующих?
На опытной грядке росло 54 морковки, 27 луковиц, 2 лебеды, 6 одуванчиков. Сколько растений росло на грядке? Сколько из них сорных? Как называются остальные растения?
В корзине лежало 5 огурцов, 15 помидоров, 10 яблок, 20 слив. Сколько плодов лежало в корзине ? Сколько фруктов лежало в ней ? Сколько овощей лежало в корзине ?
У кормушки сидело 3 синицы, 3 воробья, 5 снегирей. Сколько птиц сидело у кормушки ? Какие их них прилетают к нам на зиму ? Сколько птиц зимует у нас ?
На дачном участке посадили 2 яблони, 3 сливы, 4 куста смородины, 5 кустов крыжовника, 20 тюльпанов, 30 гвоздик. Сколько всего растений посадили на участке ? Составь и реши задачу с вопросами:
Сколько деревьев посадили в саду ? Сколько кустарников посадили в саду ? Сколько трав посадили в саду ? Задания 1 - 9 можно предложить детям на этапе предварительного знакомства с некоторыми понятиями природоведческого характера.
Жизненная емкость легких пловца 4900 см , занимающихся греблей 5450 см , конторского служащего 3350 см ,. Сравни эти характеристики.
Частота дыхания в минуту у человека равна 17, у лошади - 20, у кролика - 24. Кто из них чаще дышит и насколько ?
Количество детенышей в приплоде у медведя на два меньше, чем у белки, а у белки на 4 меньше, чем у кролика. На сколько детенышей меньше в приплоде у медведя, чем в приплоде у кролика ? На какой вопрос можно ответить, не изменив условия этой задачи ?
Задачи 10-12 могут быть предложены при изучении и повторении нумерации и арифметических действий над натуральными числами.
13.За сутки в среднем у собаки выделяется 200 см5 желчи, у овцы 400 см-5 , укоровы 4 л., у лошади - 5 л.
На сколько (во сколько раз) больше желчи выделяет : а) овца, чем собака; б) корова, чем овца; в) лошадь, чем собака ?
14.За сутки в среднем кожа человека выделяет 800 г воды, почки - 1600 г, легкие - 400 г. Какие вопросы нужно поставить, чтобы решением задач были следующие выражения :
а) 800 + 1600 + 400; г) 1600 : 800 ;
б) 1600 - 400 ; д) 1600 - (800 + 400) ?
в) 1600 : 400 ;
Черепаха делает 20 дыханий в минуту, собака - 300, голубь - 60. На какие вопросы можно ответить, выполнив только действие деления ? А на какие , - сделав действие вычитание ?
Подумай, в каком веке могла родиться встреченная тобой черепаха, если продолжительность ее жизни 150 лет ?
Журавль живет на 10 лет меньше филина, а филин на - на 40 лет дольше скворца. На сколько лет продолжительность жизни журавля больше, чем скворца ? Сделай схему для решения задачи.
Продолжительность жизни бурого медведя 50 лет, белого медведя - 30 лет, дикого кабана - 20 лет. Как одним словом назвать продолжительность жизни всех трех животных вместе ?
Задачи 13 - 18 могут быть рассмотрены при изучении соответствующих величин.
Две пустельги за день изловили для птенцов 9 сусликов, 5 полевых мышей, 2 полевки, 1 мышовку. Сколько грызунов съедят эти птенцы за неделю ?
Чтобы собрать 1 кг меда, пчела должна проделать путь, равный длине экватора. Сколько меда соберут 5 пчел, если каждая сделает над экватором 5 кругов?
За сутки семиточечная коровка поедает 100 тлей. Одна самка коровки за лето может отложить 1000 яиц. Сколько тлей могут съесть коровки, выросшие из этих яиц ?
22. За сутки семья одного муравейника ловит 15 000 насекомых. Скольконасекомых оказались не съеденными, если в лесу были разорены три муравейника ?
23. За лето только одна сова съедает 1000 полевок и мышей, каждая из которых уничтожает за летний сезон 1 кг зерна. Сколько зерна спасут за лето 5 сов ?
Задачи 19 - 23 могут быть использованы при изучении умножения в соответствующем концентре .
Высота самой высокой горы в мире Джомолунгмы - 8848 м над уровнем моря. Наибольшая глубина в океане – 11.022 м. Каково расстояние между самой высокой и самой низкой точкой на Земле ?
На Луне происходят очень резкие колебания температуры поверхности пород : от ПО градусов жары днем, до 180 градусов мороза ночью. На сколько градусов может измениться температура, если днем она была 100 градусов ?
При движении Земли вокруг своей оси муха, сидящая в районе экватора, движется со скоростью 464 м/с, а муха, сидящая на широте нашей местности, движется со скоростью в 2 раза меньшей. Какое расстояние проделает каждая из них за время полного оборота Земли вокруг своей оси? Выразить расстояние в километрах.
Задачи 24 - 26 позволяют расширить представления ребенка о числе. Количественную характеристику объектов окружающего мира можно использовать при составлении текстов математических диктантов. В концентре "Многозначные числа" он может быть следующим :
Запишите числа цифрами :
Длина великой русской реки Волги три тысячи пятьсот тридцать один километр.
- Расстояние от Земли до Луны в километрах содержит 384 единиц второго класса, 400 единиц первого класса.
- Рыба лещ мечет четыре сотни тысяч икринок.
- Количество семян подорожника (с одного растения) равно 14 единицам второго класса, а лебеды одной сотне тысяч.
- Африканская антилопа делает прыжок длиной до семидесяти дециметров. Вырази это расстояние в сантиметрах.
Считаю, что познавательное содержание предложенных и аналогичных задач и заданий положительно повлияет на результаты обучения математике и природоведению.
На внеклассных занятиях по математике стремлюсь познакомить школьников с историей России, ее архитектурными и культурными памятниками.
Некоторые материалы с небольшими изменениями и сокращениями беру из книги С.С.Перли и Б.С.Перли "Страницы русской истории на уроках математики".
Занятия и уроки, на которых учащиеся знакомятся с историческим материалом и одновременно решают математические задачи на данную тему, не только развивают воображение, логическое мышление, способствуют формированию вычислительных навыков, но и пробуждают интерес к отечественной истории, воспитывают уважение к достижениям предков.