Познавательно – творческий проект в старшей группе «Знакомая Незнакомка»


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 23 «Светлячок» г. Белебея муниципального района Белебеевский район
Республики Башкортостан
Познавательно – творческий проект
в старшей группе
«Знакомая Незнакомка»

Автор:
воспитатели
Н. В. Ухаткина
г. Белебей, 2016г
Введение
       Окружающая действительность предстаёт перед ребёнком во всём её многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т.д. Помочь познать окружающий мир, сформировать не потребительское, а созидательное отношение к нему – актуальная проблема современности. Жизнь современного человека без бумаги была бы неполноценной. Мир книг, писем, открыток, плакатов, бумажных стаканчиков, тарелок и салфеток настолько привычен, что отказаться от него невозможно. Обычная бумага помогла нам познать некоторые тайны окружающего мира, но в самой бумаге их осталось немало. Человек  повседневно сталкивается с бумагой и изделиями из неё. Если можно так сказать, то общение с бумагой начинается в раннем детстве, когда ребёнок тянется к яркой книжке, к белому листу, чтобы оставить на нём следы своих первых упражнений карандашом. Бумага сопутствует человеку на протяжении всей его жизни. Она напоминает о себе всякий раз, когда он обращается к документам - паспорту, диплому, справке, когда берём в руки книгу, извлекает из почтового ящика корреспонденцию. С бумагой связаны многие наши действия. Она нужна  для занятий в детском саду, на уроках в школе, лекций в университете, для делового письма, для творческой работы, и для бытовых надобностей. Из исследования свойств бумаги, из истории происхождения бумаги можно сделать вывод: бумага – ценный материал  для человека. Все изученные свойства бумаги необходимы человеку во многих отраслях промышленности, медицине, а также в быту.  Например, для того, чтобы получилась пачка газет, толщиной всего около метра, нужно срубить взрослое дерево высотой 10 – 12 метров. Можно ли заменить бумагу? Сейчас огромные библиотеки помещаются на нескольких дисках компьютера. Но компьютеры есть ещё не везде, и работают только от  электрической сети.  Мы попробовали писать и рисовать на других материалах: стекле и деревянной поверхности. Информацию на них далеко не унесёшь, надписи стираются и плохо видны.                                                  
            Вывод очевиден: никакой другой материал или устройства (компьютер и др.) не способны   заменить бумагу.
            Но чтобы иметь на столе красивые учебники, тетради, интересные книги, журналы и другие предметы из бумаги, необходимо экономить ее, ведь для производства одной тонны бумаги требуется 17 деревьев. Экономия бумаги напрямую связана с сохранением наших лесов, красивых деревьев. Давайте будем бережны и экономны к тому, что связано с бумагой!
     Бумага – предмет хорошо знакомый дошкольникам. Она везде и всюду сопровождает нас. Современный человек не мыслит себя без нее. Мы пишем, читаем, режем, рисуем, разглядываем картинки … Порой и не задумываясь, мы бесконечно много ее тратим.  Стоп! Представьте, что ее нет. Что делать? Страшно даже подумать. Эта работа о бумаге. Такой нужной, необходимой, знакомой и близкой, волшебной и прекрасной...
Цель проекта: изучить историю появления бумаги, её свойства, проверить, можно ли сделать бумагу самостоятельно.
Задачи:
1. Познакомить детей с историей создания бумаги; с процессом вторичной переработки бумажного сырья. Обобщить  знания детей о бумаге – как материале, который имеет определённые свойства и качества.
2. Продолжать формировать представления о роли леса в жизни человека.
3. Познакомить детей с изготовлением бумаги в «домашних условиях».
4. Развивать практические исследовательские умения и навыки у детей дошкольного возраста, показать различные приемы исследования свойств бумаги.
5. Воспитывать любовь и бережное отношение к лесному богатству нашего края, интерес к познанию окружающего мира, любознательность.
6. Привлечь родителей к активному участию в образовательном процессе ДОУ (выполнение совместных заданий к проекту, участие в сборе макулатуры); 
Продолжительность проекта: среднесрочный (февраль – апрель)
Тип проекта: групповой.
Вид проекта: интегративный (информационно-накопительный, творческий, практико-ориентированный, познавательно - исследовательский).
Участники проекта:  дети 5-6 лет, воспитатели, родители.
Предполагаемые результаты  проекта:
Для детей:
- дети узнают историю создания бумаги;
- обобщат  знания о бумаге – как материале, который имеет определённые свойства и качества и узнают новое свойство бумаги – размокает в воде;
- увеличиться интерес детей к познанию окружающего мира;
 - закрепят знания о причинно-следственных связях экологического состояния Земли и жизнедеятельности человека;
- дети научатся изготовлять бумагу «в домашних условиях».
Для педагогов:
- удачное сотрудничество с родителями;
- высокий содержательный и организационный уровень проекта;
- обогащенная  предметно-развивающая среда;
- высокая мотивация сотрудничества родителей.
 Для родителей:
- возможность активного участия в образовательном процессе;
- возможность увидеть плоды педагогического труда взрослых и детского творческого труда своего ребенка;
- педагогическое образование родителей в области воспитания экологического сознания ребенка.
Содержание проекта
Этапы реализации проекта
Подготовительный Основной Заключительный
- постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
- сбор информации по темам «История возникновения бумаги», «Свойства бумаги и ее применение»;
- подготовка и разработка презентаций по теме проекта. - ознакомление детей с художественной литературой по теме, проведение бесед;
- рассматривание альбомов, просмотр презентаций по теме;
- проведение занятий (опыты с бумагой, исследование свойств бумаги, знакомство с различными видами бумаги);
- проведение опроса «Что вы знаете о вторичном использовании бумаги?»;
- акция по сбору макулатуры . - мастер – класс для родителей по изготовлению бумаги «Бумага своими руками»;
- выставка детских работ из бумаги «домашнего» изготовления;
- анализ результатов проекта.
План работы
Формы работы Содержание работы
ООД «Что такое  бумага и какой она бывает ?»
(с просмотром презентации)
«Откуда пришла бумага?» 
Экскурсия на «Тропу здоровья»
Беседа с инженером по лесовосстановлению Беловой Р.Р. на тему «Деревья нашего края. Профессия – лесовод»
«Как делают бумагу?» 
«Что можно сделать из бумаги?»
Исследовательская деятельность «Как и на чем  писали в далеком прошлом?»
«Экспериментируем с бумагой» 
Художественно – конструктивная деятельность Оригами
Рисование мятой бумагой «Весенняя фантазия»
Ручной труд «Изготовление стаканчиков» (техника папье – маше)
Изготовление «домашней» бумаги из вторичного сырья
Аппликация из «домашней» бумаги:
- по мотивам детских мультфильмов
- весенняя открытка для мамы
- «Космос»
- коллективная работа «Азбука» (изготовление книги)
Ситуативные беседы
(I, II половина дня)  «Чем пользовались люди когда не было бумаги?»
«Что будет, если  закончится лес, который используют для изготовления  бумаги?» 
«Как влияет использование леса для изготовления бумаги на  окружающий человека мир?»
Дидактические игры  «Из чего сделано?»
«Кому что нужно?»
«О чем расскажет картинка  (предмет)?»
«Волшебный мешочек»
«Найди лишнее»
Чтение художественной литературы  Б. Житков «Откуда пришла бумага?»
 Н. Ю. Яковлев «Слово о бумаге»
 Энциклопедия « Вопросы и ответы»
 Симон Филипп «Детская энциклопедия. Открытия и изобретения»
Работа с родителями Участие в социологическом   опросе на тему:   «Что вы знаете о вторичном использовании  бумажного сырья?» (дети опрашивают взрослых)
Сбор макулатуры «Собираем макулатуру – сохраняем леса!»
Участие родителей в мастер-классе «Бумага своими руками» (проводят дети для родителей)
Выставка плакатов «Берегите лес! Лес – наше богатство!»
Информационный стенд для родителей «Игры с бумагой для детей и взрослых»
Информационное обеспечение проекта
      ….  Из всех растительных ресурсов Земли самое важное значение в природе и жизни человека имеют леса. Леса – это богатство нашего края. Здоровье человека и его благополучие во многом зависят от мер сохранения и возобновления лесных массивов. Потребности в бумажных изделиях возрастают с каждым днём, и с каждым же днём возрастают масштабы вырубленных лесов. Чтобы сохранить лес, дать ему время на полноценное восстановление, необходимо экономить и вторично перерабатывать бумагу и картон. Утилизация макулатуры имеет большое значение, так как её применение позволяет экономить древесное сырьё. Одна тонна макулатуры заменяет 4 кубических метра  древесины (40 - 50 больших ёлок и сосен).
… Бумага (от итал. bambagia - хлопок) - многокомпонентный материал, состоящий в основном из специально обработанных мелких растительных волокон, тесно переплетенных между собой, связанных силами сцепления различного вида и образующих тонкий лист. Существует несколько видов бумаги, которые отличаются друг от друга массой, плотностью, прочностью, гладкостью, белизной, оттенком, степенью непрозрачности, толщиной, пористостью и, конечно, стоимостью.Происхождение бумаги
Человек изобрел материал для письма задолго до того, как появилась бумага. Древние египтяне около 4000 лет назад брали стебли папируса, снимали кожицу и распрямляли ее. Потом полоски папируса клали крест-накрест и спрессовывали так, чтобы они склеивались. Высушенный лист папируса представлял собой хороший материал для письма.
Но это еще не была бумага. Ее изобрел в Китае примерно в 105 году Цай Лунь. Он нашел способ делать бумагу из волокнистой внутренней части коры тутового дерева. Китайцы научились толочь кору в воде, чтобы отделить волокна, потом они выливали эту смесь на подносы, на дне которых находились длинные узкие полоски бамбука.
Когда вода стекала, мягкие листы клали сушиться на ровную поверхность. Для этой цели использовали бамбук и старые тряпки. Торговцы из Китая путешествовали далеко на север и запад и пришли в город Самарканд. Там арабы переняли их секрет и привезли его в Испанию. Оттуда искусство делать бумагу разошлось по всему миру.
Состав бумаги
В качестве основных компонентов композиционного состава бумаги используют волокна растительного происхождения, выделяемые из древесины хвойных и лиственных пород, из стеблей однолетних растений, семенных коробочек и листьев некоторых растений. В зависимости от метода производства, выхода гемицеллюлоз (веществ, сходных с целлюлозой, но с меньшей молекулярной массой) и лигнина (инкрустирующего вещества), получают различные полуфабрикаты: древесную массу, полухимическую массу (полуцеллюлозу), небеленую, беленую и облагороженную целлюлозу.Производство бумаги
Основными операциями при изготовлении бумаги ранее были варка, промывка и измельчение бумажной массы, которое производилось вначале молотками в ручных ступах, затем в ножных толчеях. В 13-15 вв. появились механические толчеи. В конце 17 в. в Голландии бумажную массу стали измельчать ножами, насаженными на металлические валы (роллы), заключенные в чане.
Измельченную бумажную массу вместе с водой загружали в подогреваемые чаны, из которых ее затем черпали формой, состоящей из прямоугольной рамки с прикрепленной к ней сеткой из проволоки. После того, как лишняя вода стекала сквозь сетку, массу выкладывали на листы грубого сукна или войлока. Стопу листов войлока с бумажной массой пропускали через пресс для удаления остатков влаги. Затем листы проклеивали, сушили, обрабатывали молотами, лощили и упаковывали.
В 1799 француз П.Л. Робер предложил механизированный отлив бумаги на непрерывно движущейся бесконечной сетке, расположенной над черпальным чаном. Позднее появилась первая бумагоделательная машина, состоящая из следующих основных частей: сеточной, прессовой, сушильной, отделочной. Для получения отдельных высококачественных видов бумаги и бумаги специального назначения до сих пор применяется ручной отлив.
Сейчас, наиболее распространенный способ производства бумаги - "мокрый", который базируется, как правило, на использовании плоско - или двухсеточных бумагоделательных машин. Такая бумагоделательная машина состоит из сеточной, прессовой, сушильной частей, каландра (пресса, состоящего из 2-20 валов, между которыми пропускают бумагу) и наката (устройство для наматывания бумаги в рулон).
Сеточная часть имеет одну или две бесконечно движущиеся сетки, на которую (плоскосеточные машины) или в зазор между которыми (двухсеточные машины) непрерывным потоком равномерно по всей ширине сеток поступает разбавленная водой бумажная масса.
При обезвоживании бумажной массы происходит формирование бумажного полотна, которое далее обезвоживается в прессовой части и окончательно высушивается в сушильной части машины. Прессовая часть состоит из нескольких 2-вальных (иногда 3-вальных) прессов, между валами которых (находясь на прессовом сукне) проходит бумажное полотно. При этом часть влаги из него отжимается.
Сушильная часть состоит из 2-ярусных батарей сушильных вращающихся цилиндров, обогреваемых изнутри паром. Сырое бумажное полотно, проходя между горячими поверхностями цилиндров и сушильным сукном каждой батареи, высушивается до влажности 5-7%. В конце сушильной части имеется холодильный цилиндр (иногда два) для охлаждения бумаги. Затем бумага проходит каландр, придающий ей машинную гладкость, и наматывается в рулон на накате.
Другой способ производства бумаги, ручной. При ручном производстве бумаги используются экологически более чистые методы, химической обработки сырья или нет совсем, или очень немного. Материалом может служить лен, хлопок, рис. Иногда делают имитацию бумаги из естественных материалов. Бумага, сделанная вручную, разумеется, заметно дороже бумаги массового производства.
Виды бумаги
Важнейшими показателями бумаги являются: масса бумаги, толщина, плотность, прочность, гладкость, пористость, белизна, непрозрачность, оттенок, стоимость и др. Листовая и рулонная бумага для печати выпускается с массой площади 40-250 г/м2.
Печатная бумага определяется мягкостью поверхности, которая должна легко деформироваться и плотно прижиматься к форме, хорошо впитывать печатную краску и не коробиться при увлажнении водой для печати офорта или литографии. Отсутствие сильно выраженной зернистости позволяет при минимальном давлении получить максимальный контакт листа с печатной формой. При рыхлой структуре печатная бумага должна сохранять прочность во влажном состоянии.
Повышенное содержание наполнителей (зольность) необходимо бумаге для высокой печати, т.к. повышенная пластичность позволяет снизить давление для хорошей пропечатки оттиска, а для глубокой печати - лучшего впитывания и снижения растекаемости жидкой краски на оттисках.
Белая пигментно-клеевая композиция наносится на поверхность мелованной бумаги для получения высокой гладкости и глянца, что необходимо в производстве рекламных и высококачественных иллюстрированных многокрасочных изданий. По содержанию наполнителей различают мало -, среднезольную, повышенной зольности и высокозольную бумагу.
Бумага машинной гладкости, имеющую матовую поверхность, применяют преимущественно для печатания текстовых или содержащих штриховые иллюстрации изданий, а каландрированную и высококаландрированную - для изданий, содержащих тоновые (растровые) иллюстрации.
Ниже приведены характеристики некоторых видов бумаг, применяемых в издательском деле и полиграфии:
1. Типографская (для высокой печати) - 50-70 г/м2, на основе древесной целлюлозы или с добавлением 20-75% древесной массы, белая, малоклееная, среднезольная или повышенной зольности, машинной гладкости, каландрированная или высококаландрированная. Предназначена для печати текстовой и иллюстрационно-текстовой продукции. Бумага с массой площади 40- 50 г/м2, чистоцеллюлозная или с небольшим добавлением древесной массы, повышенной зольности, малоклееная, каландрированная, с органической прозрачностью предназначена для печатания справочников и других книг с большим количеством текста.
2. Офсетная - 60-250 г/м2, чисто целлюлозная или с содержанием до 75% древесной массы, белая, клееная, с хорошей стойкостью поверхности к выщипыванию, низкой деформацией при увлажнении, машинной гладкости или каландрированная. Предназначена для печатания иллюстрационно-текстовых изданий и изобразительной продукции офсетным способом.
3. Для глубокой печати - белая 60-220 г/м2, чистоцеллюлозная, слабоклееная, высокозольная, обладающая ровной сомкнутой (мелкопористой) поверхностью, каландрированная. Предназначена для печатания иллюстрационно-текстовых изданий и изобразительной продукции.
4. Газетная - 45-49 г/м2, низкозольная, неклееная, машинной гладкости, в композиции преобладает древесная масса. Предназначена для печатания газет и приложений к ним, массовых брошюр способами высокой и офсетной печати.
5. Мелованная - с пигментированно-клеевым покровным слоем (мелованным), нанесенным на волокнистую чистоцеллюлозную или содержащую древесную массу бумагу - основу для получения микропористой и микрошероховатой поверхности. Различают одно- и двукратного мелования с одно- и двусторонним покрытием мелованным слоем. Предназначена для печатания одно- и многокрасочной изобразительной продукции, различных иллюстрационно-текстовых изданий способами высокой, офсетной и глубокой печати. Разновидность - тонкая мелованная бумага 60-70 г/м2, предназначена для издания массовой иллюстрационно-текстовой продукции способами офсетной и глубокой печати.
6. Обложечная - светопрочная, чистоцеллюлозная или с содержанием до 40% древесной массы, клееная, малозольная бумага с небольшой усадкой и скручиваемостью при одностороннем увлажнении, каландрированная и машинной гладкости. Предназначена для изготовления обложек (140-200 г/м2) и склейки переплетных крышек (80-120 г/м2).
7. Форзацная - клееная, среднезольная бумага 80-160 г/м2, чистоцеллюлозная, машинной гладкости или каландрированная, отличается повышенным сопротивлением излому, ограниченной скручиваемостью после одностороннего увлажнения. Предназначена для изготовления форзацев книг.
8. Картографическая - 85-160 г/м2, композиция на основе древесной целлюлозы и из хлопкового линта (отхода хлопкового производства), малозольная, клееная, машинной гладкости или каландрированная, прочная в сухом и влажном состоянии, повышенной белизны. Предназначена для печатания гидро-, топо-, географических и других карт и атласов офсетным способом.
9. Писчая - белая или цветная, 45-80 г/м2, чистоцеллюлозная (с добавлением целлюлозы из хлопкового линта) или содержащая небольшую часть древесной массы, клееная, машинной гладкости или каландрированная. Предназначена для изготовления бланков, унифицированных систем документации, бумажно-беловых изделий, бумаг потребительских форматов, школьных тетрадей и т.п.
10. Документная - на основе льнопеньковых и хлопковых волокон, малозольная, высококлееная, иногда с водяными знаками, долговечная, стойкая к механическим воздействиям. Предназначена для печатания денежных знаков, облигаций, банковских чеков и других документов.
12. Баритованная - белая или подцвеченная красителем толстая бумага с баритовым (из сернокислого бария) покровным слоем, нанесенным на чистоцеллюлозную, малозольную, высококлееную основу повышенной белизны для улучшения качества поверхности. Используется в качестве основы фотобумаги.
13. Ватманская (ватман) - белая чертежная высокосортная ручного отлива на основе механически обработанного тряпья (тряпичной полумассы) с поверхностной проклейкой. Отличается большим сопротивлением к истиранию и шероховатой поверхностью. Предназначена для чертежных работ, выполняемых карандашом, тушью и акварельными красками.
14. Веленевая - белая писчая высокосортная бумага. Используется для рисования миниатюр, пастельной живописи, графических работ, изданий улучшенного типа.
15. Верже - белая или цветная чистоцеллюлозная высокосортная с водяными знаками в виде близко расположенных узких полос, иногда пересеченных, под прямым углом к машинному направлению, редко расположенными полосами. Предназначена для изготовления подарочных изданий, а также форзацев и суперобложек книг.
16. Эстампная - бумага с ограниченной линейной и остаточной деформацией при увлажнении, предназначенная для печатания художественных гравюр.
17. Этикеточная - 45-120 г/м2, малоклееная или клееная, одно- или двусторонней гладкости, односторонне мелованная, с ограниченной поверхностной впитываемостью, линейной деформацией при увлажнении и скручиваемостью при одностороннем смачивании водой. Предназначена для печатания этикеток способами высокой и офсетной печати.
18. Крафт-бумага - особый вид оберточной бумаги на основе очень крепкой, так называемой, крафт-целлюлозы. Отличается высокой механической прочностью. Предназначена для обертки, упаковки. 
Ключевые понятия
Бума́га — волокнистый материал с минеральными добавками. Представлен в виде листов для письма, рисования, упаковки и прочего, получаемый из целлюлозы: растений, а также вторсырья (тряпья и макулатуры).
Папи́рус — писчий материал, в древности . Для изготовления папируса использовалось одноимённое водно-болотное растение, принадлежащее семейству Осоковые.
Макулатура — отходы производства, переработки и потребления всех видов бумаги и картона, пригодных для дальнейшего использования в качестве волокнистого сырья. Вместо термина макулатура в литературе используют как синонимы термины «вторичное волокно» или «вторичное сырье»
Древеси́на - внутренняя часть дерева, лежащая под корой.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

Конспект НОД «Знакомим со свойствами бумаги»
Цель: расширить и закрепить представления о свойствах бумаги.
Задачи:
1. Уточнять и расширять представления детей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах ;2. Развивать умение обследовать предмет и устанавливать причинно – следственные связи в процессе выполнения с бумагой различных действий (мнется, рвется, впитывает воду). Заинтересовать детей работой с бумагой ;3. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.
Словарная работа: развивать словарь по данной теме, умение правильно сочетать слова во фразах и по смыслу. Упражнять в подборе слов – антонимов, подборе определений, в отгадывании загадок, в умении делать выводы и обобщения.
Материальное обеспечение: у каждого ребенка на столе по 4 полоски бумаги (разный цвет, разная толщина, разная поверхность, ножницы, стакан с водой, подносы, графитный и цветные карандаши, для воспитателя железная миска (поднос, спички.Предварительная работа: - беседы, рассматривание иллюстраций об изготовлении бумаги;
- рассматривание предметов, изготовленных из бумаги.
Ход ООД:
Дети сидят за столами. Перед каждым из них лежит весь материал, кроме ножниц. Воспитатель читает отрывок стихотворения «Бумага» С. Михалкова:
Простой бумаги
Свежий лист,
Ты бел, как мел.
Не смят и чист.
Твоей поверхности пока
Ничья не тронула рука!
Чем станешь ты?
Когда, какой
Исписан будешь ты рукой?.В: Дети, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (ответы детей)
Верно, о бумаге.
Но сначала послушайте небольшую историю:
Давным-давно, две тысячи лет назад, китайский народ изобрел бумагу. А другие народы из дальних стран покупали у них бумагу как самую большую драгоценность. Но время шло. Люди не только торговали, но и воевали. И вот однажды арабские войска разбили китайское войско и захватили пленников. У пленных китайцев арабы выпытали способ изготовления бумаги. Постепенно китайский секрет перестал быть секретом, и во всем мире люди научились делать бумагу по китайскому способу, а делали китайцы бумагу вручную. В наше современное время бумагу делают машины. Бумага состоит из целлюлозных волокон. Целлюлоза – это вещество, которое можно найти во всех растениях, деревьях, хлопке, рисе, кукурузных стеблях. Но сначала в лесу рубят деревья. Бревна везут на фабрику. Здесь их очищают от коры и перемалывают на мелкие кусочки – дробят в машине (дробилке). Крошку, которая получилась, перемешивают с особой жидкостью, превращая в мягкую массу. Она идет на изготовление бумаги. Процесс производства бумаги сложный. Поэтому с бумагой нужно обращаться очень бережно, экономно её расходовать.
В: Обратите внимание на полоски бумаги, лежащие перед вами.
Какая по цвету бумага?
Потрогайте, погладьте поверхность бумаги и скажите, какая она? (гладкая, шершавая, шероховатая)
Поднимите полоску, которую вы считаете самой гладкой, шершавой.
Теперь еще раз потрогайте полоски по очереди и скажите, все ли они одинаковые по толщине? (ответы детей)
Верно, есть полоски тонкой бумаги, есть - потолще.
Попробуйте смять бумагу. Получилось? (ответы детей)
Какая полоска смялась очень сильно, какая нет. Почему? (ответы детей)
Правильно, ребята, самая тонкая бумага мнется сильнее, чем бумага толстая. Но все-таки бумага мнется всякая- и тонкая, и толстая, и белая, и цветная.
ЗНАЧИТ, бумага МНЕТСЯ.
Попробуйте распрямить бумагу, разгладьте ее ладошкой. Получилось? Почему? (ответы детей)
ИТАК, БУМАГА ЛЕГКО МНЕТСЯ И СОВСЕМ НЕ РАЗГЛАЖИВАЕТСЯ, НЕ СТАНОВИТСЯ ПРЕЖНЕЙ.
В: Возьмите ножницы и разрежьте бумагу. Какая бумага режется легче? (ответы детей)
Вся ли бумага режется легко?
МЫ ВЫЯСНИЛИ, ЧТО БУМАГА ЛЕГКО РЕЖЕТСЯ НОЖНИЦАМИ.
А сейчас оторвите по кусочку от каждой полоски. Получилось? ЗНАЧИТ, БУМАГА ЕЩЕ И РВЕТСЯ. ВЫВОД: БУМАГА МНЕТСЯ, РЕЖЕТСЯ, РВЕТСЯ.
Оторвите от каждой полоски по кусочку, поместите в стакан с водой. Как вы думаете, что произойдет с бумагой? (ответы детей) - Достаньте полоски и положите на подносы, потрогайте бумагу. Какая она стала? (мокрая) .Потяните двумя пальчиками кусочек намокшей бумаги в разные стороны. Получилось? Почему? (бумага размокла и расползлась) ВЫВОД: БУМАГА НАМОКАЕТ В ВОДЕ И РАСПОЛЗАЕТСЯ, ОНА НЕПРОЧНАЯ.
Возьмите графитный карандаш и проведите на каждой из полосок линию, а потом и цветными. Получилось?
ЗНАЧИТ, НА БУМАГЕ МОЖНО ПИСАТЬ, РИСОВАТЬ.
В: Сейчас я вам покажу ещё одно свойство бумаги, бумага очень хорошо горит. Но это свойство очень опасно, его можно проверять только взрослым!
ВЫВОД: БУМАГА ХОРОШО ГОРИТ, ОНА ПОЖАРООПАСНА!
В: Дети, посмотрите вокруг! Назовите каждый по одному предмету, сделанному из бумаги. А как вы думаете, почему нельзя сделать мебель из бумаги, сшить одежду, строить жильё? (ответы детей). Правильно, потому что мы с вами выяснили, что бумага непрочная, легко мнётся, рвётся, режется. Дома строят из камня, одежду шьют из ткани, потому что это прочные материалы.
В: Что сегодня мы рассматривали на занятии?
Что вы узнали о бумаге нового, интересного?
ВЫВОД: бумага бывает цветная, гладкая, шершавая, тонкая и толстая; бумага шуршит, легко мнется, не принимает прежнюю форму; бумага легко режется, рвется; бумага намокает в воде, расползается, она непрочная, хорошо горит.В: Ребята, вы сегодня узнали много нового о бумаге и ее свойствах. Я уверена, что вы теперь будете бережнее относится к бумаге. Чем экономнее мы будем использовать этот материал, тем больше елей и берез останется в лесу.
Конспект «Такая разная бумага» для детей старшей группы
Программное содержание:
Познакомить детей с разными видами бумаги, расширить кругозор дошкольников;
Формировать активную жизненную позицию, подвести детей к пониманию, того что бумагу необходимо экономить.
Материал и оборудование:
Разные виды бумаги, иллюстрации.
Ход занятия
Воспитатель:
- Здравствуйте, ребята! Я хочу пригласить вас в мир бумаги. Хотите его посетить?
Сначала я хочу проверить, а помните ли вы на чем писали в древние времена? (на глиняных табличках, на камнях, на папирусе, на бересте, на коже животных).
Правильно, вы все помните. На этих материалах писать было неудобно. Но вот наконец, изобрели бумагу. Мы уже говорили с вами о том, как на бумажной фабрике делают бумагу с помощью сложной машины. (показывает иллюстрацию, даёт детям вспомнить и повторить информацию) Вы уже знаете, что из бумаги делают книги. А что ещё из неё можно сделать? (альбомы, блокноты, журналы, газеты, картон, коробки, фантики, плакаты, конверты, тетради, обои, цветную бумагу, упаковочную и т.д.) - Я буду вам показывать разные виды бумаги, а вы называйте: альбомная, цветная, газета, плакат, обои, тетрадная. А сейчас задание будет ещё труднее – я буду вас по очереди приглашать, а вы должны будете угадать, что это за бумага на ощупь, с закрытыми глазами! А остальные должны будут молчать, не подсказывать.
(Дети на ощупь определяют фольгу, бархатную, гофрированную бумагу, салфеточную и описывают свои тактильные ощущения: бумага мягкая, нежная, тонкая, рвется – салфетка; жесткая, шершавая, плохо сминается – картон; жесткая, но бархатистая, приятная на ощупь – бархатная; гладкая, скользкая – фольга; тонкая, мягкая, слегка сморщенная – гофрированная. Взрослый может помочь наводящими вопросами). - Молодцы, все виды бумаги отгадали!
А как вы думаете, много ли бумаги выпускается на бумажной фабрике? Да, ведь она необходима нам всем каждый день. Но помните ли вы, из какого материала создается бумага? Правильно, из древесины. Но подумайте, если всеми нами каждый день используется столько бумаги, то сколько же деревьев вырубается для её изготовления? Да, очень много. Чем это плохо? (предположения детей). А чем мы с вами можем помочь? (высказывание детей).
Можем ли мы с вами экономнее расходовать бумагу? А что это значит, как вы думаете? Не рвать бумагу попусту, использовать весь лист при рисовании; бережно относиться к книгам, чтобы они прослужили дольше. Можете вы это сделать? А ещё можно собирать ненужную, использованную бумагу, старые газеты и журналы и сдавать их в пункт приёма макулатуры. Макулатура – это старая бумага, которую можно переработать, переделать и использовать снова. Давайте договоримся с родителями и откроем такой пункт приёма макулатуры у нас в детском саду.
С чем вы сегодня познакомились? Что нового узнали?
Конспект ООД « На чем и чем писали в древности»
для детей старшей группы.
Программное содержание:
Познакомить детей с историей происхождения книги; показать, как она менялась в течение длительного времени. Формировать интерес к книгам, чтению.
Материалы и оборудование:
Иллюстрации
Ход экскурсии:
Воспитатель:- Ребята, я приглашаю вас в наш музей книги. Кто помнит, как он называется? («Не человек, а рассказывает»)
Правильно, а что вы уже знаете о книгах? (Дети коротко рассказывают) Сегодня вы тоже узнаете много интересного. (показывает глиняную табличку) Как вы думаете, что это? Из чего сделана эта табличка? (дети трогают, гладят её, определяют материал) Да, это глиняная табличка. Как вам кажется, почему эта табличка находится в нашем музее книги? (предположения детей). Да потому что на таких табличках и были написаны первые книги!
Давно в Вавилоне
Написана была
На глиняных дощечках
Такие вот дела!
Когда глина была ещё мягкой, не засохшей, на ней ставили значки острой палочкой. А потом такую табличку обжигали в специальной печи и она становилась твердой. Такие глиняные книги – дощечки были толстыми и тяжелыми.
Их приходилось хранить в деревянных ящиках (воспитатель показывает набор принадлежности для письма – ручки. Перья, палочки и т.д.)Попробуйте найти здесь те предметы, которыми писали на глиняных табличках. Правильно, это острые палочки. Как вы думаете, удобно ли было писать на таком материале, такими предметами?
Поэтому люди постоянно искали другие материалы, пригодные для письма. В некоторых странах писали на камнях! (Детям предлагаются крупные камни с процарапанными символами. Дети ощупывают их.) До наших времен дошли каменные плиты с выбитыми буквами-символами. Представьте, что вам надо написать длинное письмо на камне: какой же величины должен быть камень, чтобы на нем уместился хотя бы коротенький рассказ?
Какой бы материал предложили бы вы для письма?(бумагу) Но до изобретения бумаги было далеко. Но до изобретения бумаги было ещё далеко. В Китае например умели делать тонкий красивый материал – шелк. Из него до сих пор шьют красивые наряды. А в давние- давние времена китайцы писали на шелке кисточкой! Найдите нужные предметы в нашем музее. (дети находят кусочек шелка и кисточки). А потом те же китайцы придумали шелковую бумагу. (показ образца, дети пробуют его на ощупь) Они же придумали и бумагу из коры деревьев и щепочек. (показ иллюстрации) В большом каменном сосуде эти щепки заливали водой и долго растирали, чтобы получалась бумажная каша. Потом эту кашу выливали на большую деревянную сетку так, чтобы на этой сетке не было комочков и бугорков. Когда бумажная каша высыхала, то и получался лист бумаги. Это был большой секрет. Китайцы никому не открывали тайну создания бумаги. Поэтому в других странах люди писали на тех материалах, которые у них были под рукой. Например у нас на Руси было много березовых лесов. И русские люди придумали использовать для письма березовую кору – бересту. Бересту срезали с березы, а буквы на бересте процарапывали палочками из костей животных. Затем бересту скручивали в свитки. (показ свитка) Такие «книги» из березовый коры назывались берестяными грамотами. Какие похожие слова вы знаете? (грамотей, грамотный, грамматика).
Шло время, и наконец бумагу стали использовать для письма не только в Китае, но и в других странах. Но писали на ней все еще разными предметами. (предлагает детям коллекцию письменных принадлежностей). Как вы думаете, что из этого использовали в давние времена, когда не было ручек, фломастеров, карандашей? (дети находят или воспитатель показывает уголь и гусиное перо) Попробуйте написать угольком. (дети экспериментируют) Какие при этом неудобства? (уголь пачкается, ломается). Люди стали использовать гусиные перья. Их надо было подточить специальным ножиком, а потом обмакивать постоянно в чернила. Чернила тоже пачкались, могла и пролиться. Поэтому надо было быть аккуратным. А чтобы буквы на бумаге скорее просохли их посыпали песком или мукой. Про перо для письма даже сочинили загадку:
Поймаю гуся,
Пущу его в воду,
Буду им водить,
Он будет говорить.
А вот загадка про еще одну письменную принадлежность:
Умный Ивашка,
Всю жизнь в одной рубашке,
По белому полю пройдет –
Каждый след его поймет.
Что это? Правильно, карандаш.
Чтобы создать одну книгу при помощи гусиного пера или карандаша требовалось очень много времени. Писал один или несколько человек, у которых был красивый, разборчивый почерк. Но, люди хотели читать книги, хотели, чтобы книг было много. А для этого нужны были специальные машины – печатные станки и пишущие машинки. (показ иллюстраций).
А что сейчас используют для печатания текстов? (дает детям подумать и показывает детский ноутбук).
Видите как много изобретений придумал человек, для того чтобы читать и писать книги. Может быть, когда вы вырастете, то тоже придумаете что-то интересное и новое распространения книг.

Конспект ООД на тему: «Волшебный мир дерева»
Цель:
Расширить представления детей о дереве, его качествах и свойствах.
Задачи:
Образовательная: Познакомить детей со свойствами дерева с помощью экспериментальных действий. Учить делать выводы и умозаключения о свойствах дерева.
Развивающая: Способствовать овладению средствами познавательной деятельности, способами обследования объекта по известному алгоритму. Стимулировать желание детей для самостоятельного проведения исследования.
Воспитывающая: воспитывать экологическое сознание через сочинение экологической сказки с моделированием.
Предварительная работа: а) наблюдение на прогулке за деревьями;
б) в совместной деятельности: отгадывание загадок, ребусов о деревьях и
предметах из дерева, рассматривание энциклопедии.
Используемое оборудование:
- пилка, гвоздь, деревянная доска, небольшие срезы на каждого;
- краски и кисточки;
- емкость с водой, лупа;
- конверт с письмом;
- спички для воспитателя.
Методы и приемы: опыты, решение исследовательских и логических задач, вопросы и напоминания, сочинение сказки с моделированием.
Технология: исследовательская деятельность
Ожидаемые результаты:
Обогащение детей знаниями о свойствах и качествах древесины поможет им выделять у предметов такие признаки, как функция (способ использования) и назначение (способность удовлетворять потребности). Дети приобретут опыт:
в исследовательской деятельности;
в выдвижении гипотез и выборе методов доказательства их;
в активном и доброжелательном взаимодействии с педагогом и сверстниками при проведении исследовательской деятельности;
в выстраивании игрового действия, сопровождаемого речью.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
- Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить:
Весной веселит, летом холодит, Осенью питает, зимой согревает. (Дерево)
- Ребята, а где растут деревья? (участок, улица, лес, поле и т.д.)
Хорошо, а как узнать название деревьев?
Начинается разминка!
Отвечайте чётко, ясно,
Чтобы было всем понятно.
Какое это дерево? Презентация «Лиственные деревья»
- Как можно назвать эти деревья? А почему мы их так называем?

Презентация «Плодовые деревья»
- Какие это деревья? (плодовые, от слова «Плод»). Или их еще называют фруктовые.
- Ребята, для чего нужны деревья, чем они полезны?
(Они помогают очистить воздух, пополняют землю кислородом, украшают природу, сохраняют тень в жаркий день. Не позволяют образовываться пустыням, потому, что корнями держат в земле влагу).- А чем дерево может нам помочь? Какие предметы изготавливают из дерева?
(Из дерева изготавливают мебель, игрушки, посуду, музыкальные инструменты, двери, оконные рамы, строят дома).
- Как называется профессия людей, которым для работы необходим материал-дерево? (Плотник).
- Ребята, сегодня я получила письмо от Мальвины, давайте его прочтем.
Побежал Буратино в школу, а перед ним широкая река, и мостика не видно. В школу нужно торопиться.  Думал – думал Буратино как же ему через речку перебраться. Что делать? Ребята, помогите найти решение. Мальвина.
Дети высказывают предположения. Если кто-либо не высказывает версию о том, что Буратино думает, как ему перебраться через реку (ведь плавать он не умеет), то воспитатель подводит детей к формулировке проблемы.
- «Как переплыть реку, если не умеешь плавать?».
Дети предлагают различные варианты решения проблемы, выдвигают гипотезы и все вместе анализируют их.
Гипотезы: построить лодку, но это долго; попросить кого-нибудь его перевезти, но рядом никого нет; может, он не утонет, он же деревянный.
Последнюю гипотезу воспитатель предлагает проверить.
- А как нам проверить тонет ли предмет из дерева?
Дети: Провести опыт, эксперимент.
- Опыт – это наблюдение за предметом в разных условиях, чтобы изучить его.
- А что необходимо для опыта?
Дети берут деревянные предметы, наливают в тазики воду и проводят эксперимент.
- Что вы наблюдаете? Что можно сказать о деревянном предмете, который находится в воде? Он тонет в воде?
(Проделав опыт, дети делают вывод: дерево в воде не тонет, значит, и Буратино не утонет, доплывёт, потому что он деревянный).
- Что же мы посоветуем Буратино?
Дети: Прыгнуть в речку и быстро ее переплыть. В школу Буратино успеет вовремя.
- А что же делать с одеждой Буратино? (Если дети не догадаются, то можно предложить свой вариант: сложить одежду и Азбуку на лист кувшинки)
- Мои исследователи, о каком же свойстве дерева мы узнали? (Дерево не тонет в воде).
- Давайте мы с вами оставим в воде свои срезы дерева и в конце нашего занятия мы посмотрим, изменилось что-то или нет.
- Ребята, а давайте представим себя деревьями.
Проводится физкультминутка
Физкультминутка:
Выросли деревья в поле. Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны) Каждое старается, К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками) Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед) Вправо-влево, взад-вперед – Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад) Он их вертит, он их крутит. Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем) Ветер стих. Взошла луна. Наступила тишина. (Дети садятся на коврик)
- А сейчас я хочу вновь вас пригласить в нашу лабораторию. Возьмите в руки брусок, закройте один глаз и попробуйте рассмотреть сквозь него, что вы заметили? Какой вывод сделаем? (Дерево непрозрачное и каждое имеет свой рисунок)
А теперь скажите, какая поверхность у деревянного бруска?
Дети: шероховатая или гладкая.
- Проведите гвоздиком по поверхности дерева. Что осталось на дереве? (отпечаток, отметка).
- А как можно узнать возраст дерева? (По кольцам на срезе). Правильно, возраст дерева можно узнать по количеству колец на пеньке. Два соседних кольца: темное и светлое, соответствует одному году роста.
- Дети, у вас на столе лежат спилы дерева. Возьмите лупу и давайте посчитаем, сколько лет было дереву?
- Как узнать поддается ли дерево обработке: его можно пилить или рубить?
Давайте с вами проверим.
Но сначала вспомните о безопасном использовании остро-режущих инструментов. Дети: Держать инструмент нужно за ручку. Размахивать инструментом нельзя. Этот опыт проведут нам мальчики: Даня и Сережа, а девочки посмотрят. Возьмите пилку, левой рукой придерживайте деревянный брусок, а правой попробуйте пилить. Сережа, ты какие движения пилой будешь делать: вперед-назад или вправо-влево? (Вперед-назад.) А ты, Даня? Верно, молодцы. Работайте. (Дети пилят) Кто уже знает ответ на этот вопрос: можно ли пилить дерево? Маша! (Дерево можно пилить.) Проблемный вопрос: если дерево можно пилить, можно ли его рубить топором? (Да). Верно. В деревнях печь топят дровами, которые рубят чем? Топором!
Сделаем вывод: какими еще свойствами обладает материал «дерево»? Вывод: «Дерево можно пилить и рубить»
А из чего сделаны спички? (Из дерева). Следующий опыт проведу я, а вы сделайте вывод: каким еще свойством обладает дерево. (Воспитатель поджигает спичку и показывает, как быстро сгорает дерево.)
Кто назовет еще одно свойство дерева? (Вывод: «Дерево горит»)Показать знак:
- Ребята, а кто знает, что означает этот знак?
(«Нельзя играть со спичками»)
- У вас на столе лежат краски и кисти и деревянные бруски. Как вы считаете можно ли покрасить предметы из дерева? (можно)
- Давайте попробуем покрасить брусок. Цвет краски выберите сами.
- Скажите, ребята, хорошо окрашивается? (Да)
- А теперь давайте посмотрим, что у нас случилось с брусочком, который остался лежать в воде? (намок, стал сырой, впитывает воду)
Какой вывод мы сделаем? Поглощает влагу и от этого меняется в размере.
- Какие свойства дерева мы узнали, проделав эксперименты?
Ответы детей: Дерево не тонет в воде, но впитывает ее, увеличиваясь в размере. Не прозрачное и хорошо окрашивается. Дерево можно распилить, оно имеет рисунки на спилах, хорошо горит, на нем остаются следы от острых предметов.
- Встаньте в круг и мы поиграем в игру: «Наоборот». Я бросаю мяч и называю одно свойство, а вы отвечаете противоположное: гладкий - шероховатый, тонет - плавает, тяжелый - легкий, твердый - мягкий, прочный - хрупкий, тухнет - горит.- Вы исследовали свойства дерева глазами и руками. А теперь пусть ваши носики поработают. Поиграем в игру «Отличи по запаху дерево от пластмассы» Закройте глаза. Молодцы, ребята. Хорошее у вас обоняние. Запах дерева знаете.
- А теперь скажите, зачем людям знать свойства материала? (Люди знают разные свойства материалов и поэтому делают разные предметы, которые им нужны).
- Ребята, с деревьями тоже случаются разные истории. Давайте сочиним экологическую сказку про березку. Согласны? Почему экологическую? Потому, что наша сказка должна учить беречь природу. И наша сказка должна быть с хорошим концом.
- Мы с вами играли, проводили опыты, а теперь давайте оценим вашу активность, правильность ответов, вашу правильную речь:
- кто отлично работал – покажет руку «5»
- кто хорошо работал, но делал некоторые ошибки - покажет кружок «Хорошо!»
- кто только слушал, но не отвечал – покажет знак «Руки накрест»- «Нет»
И так, подумайте. Начали!
Интересно вам знать всё о деревьях? (Да)
Кто хочет дома, вместе с родителями, сочинить сказку или стихотворение о каком–либо дереве? Кто хочет слепить разные деревья? Кто хочет сделать макет деревьев из картона или бисера? Кто хочет найти историю любого дерева, собрать информацию и вместе с родителями выступить в саду перед ребятами? А может кто-то вместе с родителями сделают видеофильм о деревьях нашего края? Много желающих. Тогда я предлагаю провести праздник: «Какие они, деревья?» Согласны? Готовьтесь. А сегодня спасибо всем за участие.
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром
Тема «Из чего делают бумагу».
Программные задачи:
-Познакомить детей с производством бумаги. Обратить внимание детей на необходимость бережного использования бумаги, на связь охраны леса с нашей повседневной жизнью.
-Рассказать о том, что бумагу можно использовать неоднократно.
-Продолжать воспитывать усидчивость и умение слушать воспитателя.
-Учить детей изготавливать бумагу из подручных материалов (из газеты, крахмала, клея ПВА)
Активизация словаря детей: макулатура, целлюлоза, папирус, береста
Материал: ноутбук, видеопроектор, готовая презентация о производстве бумаги.
Экспериментальная часть: старые газеты, крахмал, клей ПВА, ложка столовая, теплая вода.
Предварительная работа: знакомство с историей появления бумаги, рассматривание иллюстраций по теме.
Ход занятия:
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
Загадка: Я белая как снег
Дружу с карандашом
Где он пройдет заметочку кладет!
Дети: (бумага)
Воспитатель: - Да, ребята, сегодня мы поговорим о бумаге.
В жизни мы очень часто сталкиваемся с бумагой: в детском саду и дома на листах бумаги вы рисуете.
А как вы думаете, где еще применяют бумагу?
Ответы детей: Картоном упаковывают разные товары а магазине, бумагу используют в производстве книг и школьных принадлежностей и т. д.
Воспитатель - Сейчас я вам покажу и расскажу как делают бумагу.
Воспитатель показывает презентацию сопровождает каждый слайд комментариями.
После просмотра воспитатель предлагает поиграть в игру.
Игра «Бывает, не бывает»
Воспитатель: вы просмотрели презентацию и немного устали, давайте отдохнем и поиграем в игру «Бывает, не бывает» если я вам назову предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет, приседаете. Будьте внимательны. (Слова: книга, стол, стул, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, журнал)Пояснение.
Воспитатель: Ребята, вы запомнили в какой стране изобрели бумагу?
Дети: в Китае
В: Правильно. Китайцы делали ее из размоченных растительных волокон. Оказалось, что ее можно делать из дерева, тряпок и даже. из старой бумаги – макулатуры -это старые ненужные книги и тетради, упаковки от игрушек. Получается, что бумагу можно использовать дважды! Ребята мы с вами узнали процесс производства бумаги, поняли, что очень большим количеством бумаги пользуемся в жизни, что без бумаги очень трудно обходится человеку. И чтобы не рубить понапрасну деревья в лесу, нам нужно бережнее относится к бумаге. Экономнее использовать ее в нашем быту: прочитанные книги и журналы не выкидывайте, а просите родителей сдавать их в макулатуру, где бумага приобретет вторую жизнь.
Воспитатель: А сейчас мы с вами попробуем сами сделать бумагу. Давайте возьмем старые газеты и измельчим их на маленькие кусочки, затем сложим их (кусочки бумаги) а таз, после добавим туда ложку клея ПВА и крахмала, и в завершении зальем смесь теплой водой. Далее полученную смесь измельчим при помощи миксера и выложим «будущую бумагу» на форму и дадим высохнуть! Бумага готова! («Бумага сохнет сутки»)
Итоговая часть.
Воспитатель: Ребята, вы сегодня узнали много нового о бумаге и ее производстве. Еще вы узнали о том, что бумагу можно использовать несколько раз.
Я уверена, что вы теперь будете бережнее относится к бумаге. Чем экономичнее мы будем использовать этот материал, тем больше елей и берез останется в лесу.
Воспитатель: как мы можем сберечь деревья?
Ответы детей: не портить листы просто так, не разрисовывать и не рвать книги (даже если они ваши) .Рефлексия
Подводим итоги. Высказывание детей
Заключение
  Выполняя познавательно - творческую работу мы достигли поставленной цели:
- дети узнали, что изобретение бумаги – это величайшее достижение человечества, бумага стала властвовать везде;  в процессе исследования  мы доказали, что использование бумаги отрицательно влияет на окружающую среду;
 - задачи поставленные для достижения цели тоже выполнили: дети, при помощи педагога и родителей, узнали значение и происхождение бумаги, распространение бумаги и проникновение ее во все сферы деятельности человека, познакомились с древними и современными технологиями производства бумаги;
 - дети научились сами и научили родителей изготавливать бумагу « в домашних условиях»;
 -реализация проекта позволила сделать родителей активными и заинтересованными участниками проекта.
 

Список литературы:
Шапиро А. И.  Секреты знакомых предметов. Бумага. - СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2009.
Яковлев Н. Ю. «Слово о бумаге». Москва. 1988г.
Байер Б., Бирштайн У. и др. История человечества,  2002;
Грицак Е., М. Ткач. История вещей от древности до наших дней. Москва, «Рипол Классик» 2003.
Энциклопедия « Вопросы и ответы». Москва. 1999г.
Интернет-сайты:
http://allforchildren.ru/whyhttp://naukam.ucoz.ru/publ/istoricheskie/izobretenie_bumagi/6-1-0-54