Программа по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа»
города Кирсанова Тамбовской области
РАССМОТРЕНА
на заседании методического объединения учителей историко-филологических наук
Протокол №1 от 26.08.2016 года
СОГЛАСОВАНА
Методическим советом
Протокол № 1 от 29.08.2016 года
УТВЕРЖДЕНА
приказом по школе
№ 250/1 от 30.08.2016 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по углубленному изучению
образовательной программы
по русскому языку
для 8 класса
учителя русского языка и литературы
Недашковской Оксаны Игоревны
Пояснительная записка
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
-углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по орфоэпии, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;
- углубить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;
- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;
-освоить, сформировать и совершенствоватьзнания по курсу «Русский язык», речемыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях; обогащение словарного запаса;
- развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль;
- оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» с изменениями.
Сведения о программе
- примерной программы основного общего образования по русскому языку (приложение к письму Минобрнауки России от 7 июля 2005 года №03-1263);
- федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку (приказ МОиН РФ от 05.03.2004 года №1089)
Количество учебных часов
Согласно учебному плану на предмет «Групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку» в 8классе отводится 36 учебных часов в год.
Формы организации образовательного процесса
Основной формой организации учебного процесса является урок. Кроме урока, используется ряд других организационных форм обучения:
- решение тестовых заданий.
Методы обучения
- разноуровневое обучение;
- обучение в сотрудничестве;
- информационно-коммуникативные технологии;
- работа с деформированным текстом;
- исследовательские методы в обучении.
Виды и формы контроля
- устные;
- письменные;
- зачеты.
Технологии обучения
Используются различные педагогические технологии: компьютерная, развивающая, разноуровневого обучения, проблемного обучения.
Требования к уровню подготовки на конец курса
Учащиеся должны знать:
языковедческие понятия, разделы языкознания;
основные единицы языка, их признаки;
смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог, сфера и ситуация речевого общения;
признаки текста;
основные признаки и особенности жанров изученных стилей речи;
функционально-смысловые типы речи, их признаки;
основные нормы литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета.
Учащиеся должны уметь:
аудирование:
понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
выделять основную мысль, структурные части исходного текста;
чтение:
выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;
извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
правильно расставлять логические ударения, паузы; выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;
говорение:
доказательно отвечать на вопросы учителя;
подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;
создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;
письмо:
подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;
создавать письменные высказывания разных типов речи;
составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;
определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;
делить текст на абзацы;
писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного);
пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
выражать свое отношение к предмету речи;
находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;
подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
фонетика и орфоэпия
выделять в слове звуки речи; давать им фонетическую характеристику;
различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы;
использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова;
находить в художественном тексте явления звукописи;
правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;
работать с орфоэпическим словарем.
морфемика
выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;
подбирать однокоренные слова с учетом значения слова;
учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;
пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;
объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах.
лексикология
объяснять лексическое значение слов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);
пользоваться толковым словарем для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов;
распределять слова на тематические группы;
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
различать прямое и переносное значение слов;
отличать омонимы от многозначных слов;
подбирать синонимы и антонимы;
выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;
находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;
владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;
использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора.
морфология
различать части речи;
правильно указывать морфологические признаки имен существительных, прилагательных, глаголов;
уметь склонять, спрягать, образовывать формы времени и т.п.;
правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи. 
орфография
находить орфограммы в морфемах;
группировать слова по видам орфограмм;
владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения;
самостоятельно подбирать слова на изученные правила.
синтаксис и пунктуация
выделять словосочетания в предложении;
определять главное и зависимое слово;
составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;
выделять основы предложений с двумя главнымичленами;
конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;
составлять простые и сложные предложения изученных видов;
соблюдать верную интонацию конца предложений;
опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами;
находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;
владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;
устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях (в изученных синтаксических конструкциях) и использовать на письме специальные графические обозначения;
самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
Содержание курса
№ п/п Тема Кол-во
часов Планируемые результаты Содержание учебного материала
1. Изобретение содержания рассуждения 13 Знать  смысловые модели текстов, используемые в текстах описаниях;особенности описательных текстов; смысловые модели, используемые в текстах повествования; определение «довод», виды доводов; определение «тезис», «антитезис», объективное и субъективное в объяснении и доказательстве; формулировать ОМ по теме, в соответствии с типом речи. 
Уметь правильно определять типы текстов; создавать ситуации общения; создавать описательные текста. Продолжить формирование интереса к русской классической литературе; определять коммуникативные цели авторов к истории края; использовать доводы в текстах различных стилей; разграничивать топы «причина» и «следствие»; использовать модель «причина-следствие» для изобретения содержания речи Что такое смысловые модели текстов; создание ситуации общения в тексте; определение коммуникативных целей автора; виды доводов в тексте; нахождение антитезиса в доказательстве. Определение «довод», виды доводов и их нахождение в тексте; термины «причина» и «следствие»;
2. Расположение материала в рассуждении 7 Знать понятия топов «пример», «свидетельства», разновидности примеров (реальные, выдуманные); знать смысловые модели, используемые в текстах рассуждения, особенности использования каждой модели; понятие «логограф», особенности построения логографа
 Уметь использовать «свидетельства» для придания речи убедительности и для привлечения внимания; Уметь сохранять соотношение объекта и субъекта при выстраивании причинно-следственных связей; формулировать ОМ (основной тезис); выбирать ведущий тип речи и корректно выстроить логико-риторическую структуру; выделять микротемы текста Распознание примеров и свидетельств в тексте. Смысловые модели в текстах и их особенности; сохранение соотношения объекта и субъекта при выстраивании причинно-следственных связей; выделение тем и микротем текста.
3. Оформление текста-рассуждения 7 Знать приемы композиционной организации рассуждения: дедуктивный и индуктивный способы расположения материала. Продолжить формирование интереса к ораторскому искусству.
 Уметь соотносить выбранную композиционную схему с авторской позицией; использовать приемы, создающие ощущение четкого движения мысли; уметь сохранять соразмерность информации («старого», «нового», негатива и позитива, теоретического и практического) Построение композиции текста. Составление схемы с авторской позицией. Схема публичного выступления. Особенности расположения заключения в рассуждении, формирование интереса к чтению. Использование различные виды связей между предложениями: а) внутри абзаца; б) между абзацами.
4. Исполнение убеждающей речи 4 Знать риторические средства выразительности, используемые в рассуждении
Уметь пользоваться грамматическими средствами оформления текста-рассуждения, использовать в тексте изученные риторические средства оформления текста (тропы, фигуры); выбирать стилистические средства оформления текста в соответствии со сферой общения Работа с лексическими, синтаксическими особенностями рассуждения разных стилей. Использовать средства оформления как средства, отражающие авторскую позицию и помогающие воздействовать на адресата; выбор речевого жанра. Использование средств оформления как средства, отражающие авторскую позицию и помогающие воздействовать на адресата.
5. Речевой этикет 4 Знать основные этикетные роли, основные этикетные правила; понятия «пауза», «логическое ударение», «темп».
Уметь соблюдать этикетные правила речевого общения; расставлять логические паузы, ударения, использовать жестикуляцию; украшать свою речь вербальными и невербальными средствами общения; выразительно читать текст
 Выстраивание речи, слушать и слышать выступающего. Знакомство с темпом, постановкой голоса и речи. Использование жестикуляции в публичных выступлениях как средство привлечения внимания и доверия слушающего. Выразительное чтение и говорение текстов.
Итого 35 часов Календарно-тематическое планирование
8 класс (35 часов)
Тема урока Дата план Дата факт
1-2. Основы по созданию ситуативно-уместного текста. Углубленное изучение особенностей текстов описаний 3-4. Углубленное изучение особенностей
повествовательных текстов 5. Анализ текстов 6-7. Изобретение содержания рассуждения (11 ч.)Углубленное изучение текста-рассуждения 8-9. Основная мысль (тезис) в рассуждении.
Углубленное изучение составления тезисов по тексту 10-11. Доводы в рассуждении. Углубленное изучение
текстов-рассуждений 12-13. Смысловые модели (топы) в рассуждении 14. Смысловые модели «пример», «свидетельства» 15-16. Сочетание рациональности и эмоциональности
при подборе примеров и свидетельств 17. Использование различных смысловых моделей в рассуждении 18-19. Система смысловых моделей (логограф) как основа для создания текста рассуждения 20-21. Углубленное изучение вступления в тексте рассуждении 22-23. Углубленное изучение состава основной части рассуждения 24-25. Углубленное изучение состава заключения в рассуждении 26-27. Риторические средства выразительности в убеждающем тексте 28. Риторические фигуры 29-30. Эмоциональность и выразительность рассуждения в различных сферах общения 31-32. Личность говорящего и эффективность речи 33. Взаимодействие говорящего и слушающего 34-35. Речевой этикет Риторические умения, формируемые при создании собственного ситуативно-уместного текста-рассуждения.
На этапе изобретения содержания.
Выбрать ситуативно-уместную, интересную для адресата тему или предложенную тему сделать таковой;
Формулировать ОМ по избранной теме, в соответствии с избранным типом речи;
Составлять логическую схему текста;
Обеспечить сохранность темы и ОМ в тексте;
Уметь использовать топы, необходимые для выстраивания общей структуры текста-рассуждения;
Соотносить структуру топов с логической схемой речи;
Уметь использовать смысловые модели на уровне аргументации, в качестве доводов;
Сохранять соотношение рационального и эмоционального, объективного и субъективного при подборе примеров и свидетельств;
Использовать топы для придания речи убедительности и для привлечения внимания аудитории;
Соотносить коммуникативную, «стилистическую» и ситуативную цели создаваемого текста-рассуждения.
На этапе расположения материала.
Знать основные способы расположения материала в тексте-рассуждении (дедуктивный, индуктивный, восьмичастная, трехчастная композиция);
Выбрать необходимую, ситуативно-уместную схему расположения создаваемого текста;
Продумать, насколько действенна для адресата выбранная схема;
Соотнести выбранную композиционную схему с авторской позицией;
Уметь использовать основные способы аргументации в соответствии с ситуацией общения;
Уметь использовать композиционные приемы, создающие ощущение четкого упорядоченного движения мысли;
Сохранять соразмерность информации на этапе расположения материала.
На этапе речевого оформления текста.
Уметь пользоваться грамматическими средствами оформления текста-рассуждения;
Использовать в тексте изученные риторические средства оформления текста (тропы, фигуры);
Выбирать стилистические средства оформления текста в соответствии со сферой общения;
Уметь использовать средства оформления как средства, отражающие авторскую позицию и помогающие воздействовать на адресата;
Осмысленно выбирать необходимый речевой жанр для создания ситуативно уместного текста.
На этапе исполнения.
«Прочитать» ситуацию общения, в которой предъявляется текст;
Учитывать особенности аудитории;
Соблюдать этикетные правила речевого общения;
Применять правила невербального общения;
Корректировать текст и его исполнение в соответствии с реакцией аудитории.
2. Риторические умения, формируемые при анализе чужого ситуативно уместного текста-рассуждения.
При прочтении затекстовой ситуации (ситуации создания текста)
Понять настроение, состояние автора текста;
Просчитать предполагаемого адресата текста, соотнести себя с эти адресатом (понять свою ситуативную и «стилистическую» цели);
Понять ситуативную и «стилистическую» цели автора текста.
При анализе логических структур текста-рассуждения.
Проверить формулировку основного тезиса: понятийная обработка, объективность-необъективность формулировки;
Проверить удержание темы, ОМ;
Составить логическую схему речи, убедиться в её корректности;
Проверить структуру (схему) топов, соотнести её с логической схемой, оценить ситуативную уместность выбранной схеме топов, с точки зрения отражения в ней авторской позиции;
Проверить соответствие доводов и примеров основному тезису;
«Прочитывать» приемы, используемые автором для воздействия на адресата – на этапе изобретения, уметь их нейтрализовать или по достоинству оценить.
При анализе композиции текста-рассуждения.
Понять композиционную структуру текста;
Сопоставить композиционную структуру и схему топов;
Оценить уместность выбранной автором способа расположения материала;
Оценить умение автора выбрать способ аргументации в соответствии с ситуацией общения;
Оценить, насколько выбранный способ построения текста помогает отразить авторскую позицию;
Оценить умение автора использовать композиционные приемы, создающие ощущение четкого, упорядоченного движения мысли;
Оценить умение автора сохранять соразмерность информации;
«Прочитывать» (осознавать) композиционные приемы, используемые автором для воздействия на адресата;
Оценить композицию текста в соответствии с выбранным жанром.
При анализе речевого оформления текста-рассуждения.
Видеть (слышать) в тексте используемые грамматические, риторические, стилистические средства оформления;
Оценить выбор средств оформления в соответствии с ситуацией общения, сферой общения;
Оценить, как выбор средств оформления помогает автору выразить свою позицию;
Оценить, как выбор средств оформления помогает автору воздействовать на адресата;
Оценить речевое оформление текста в соответствии с выбранным речевым жанром.
3. Риторические умения, необходимые при создании ситуативно-уместного текста, смешанного по типу речи.
На этапе изобретения.
Понять свою основную коммуникативную цель в соотнесении с ОМ и сферой общения, в которой создаваемый текст будет уместным, адресным;
Сформулировать ОМ (основной тезис);
Выбрать ведущий для текста тип речи (в соответствии с целью и ОМ) и корректно выстроить его логико-риторические структуры;
Выделить микротемы текста (с помощью плана);
Определить те типы речи, которые необходимы для разработки каждой микротемы (с учетом коммуникативной цели каждого из фрагментов текста, а также общей адресности текста);
Обеспечить сохранность темы и ОМ (тезиса) в тексте;
На этапах расположения материала и речевого оформления текста.
Использовать различные виды связей между предложениями;
Понять эмоциональный эффект от смены типа речи и характера связей между предложениями;
Соотнести композиционную схему текста со схемой чередования типов речи, использованных в абзацах, оценить ситуативную уместность и совместимость избранных тем.
Основная учебная литература:
Программа «Риторика в школе» 5-11 классы (В сборнике «Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа». – М.: Баллас, Автор: Ладыженская Т.А.
Дополнительная учебная литература:
1. Баранов М.Т. Русский язык: Справочные материалы/М.Т.Баранов, Т.А.Костяева, А.В.Прудникова; под ред. Н.М.Шанского.-8-е изд., перераб.- М.: Русский язык, 2005.
2. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка/ М.Т.Баранов.- 10-е изд.- М.: Русский язык, 2005.
3.Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение
Учебные и справочные пособия:
1.Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 8 класс в 2-х частях/ Сост. О. М. Боякова. М.: «Лицей». 204
2.Баранов М.Т. Русский язык: Справочные материалы/М.Т.Баранов, Т.А. Костяева, А.В.Прудникова; под ред. Н.М.Шанского.-8-е изд., перераб.- М.: Русский язык, 2005.
Учебно-методическая литература:
1.Граник.Г.Г. Дидактические карточки-задания по русскому языку. 5-9- кл./М.:Астрель, 2003.
2. Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать: нетрадиционные уроки по русскомй языку и литературе: 5-11 классы/Волгоград: Учитель-АСТ, 2002.
3. Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 6 кл./Под ред. Н.А.Сениной. Ростов-на-Дону: изд. «Легион», 2009.
Перечень рекомендуемых технических средств обучения:
Средства ИКТ:
монитор (мышь, клавиатура, колонки, микрофон);
мультимедийный проектор;
интерактивная доска
Электронные образовательные ресурсы:
http://www.edu.ru – Образовательный портал «Российской образование»
http://www.school.edu.ru – Национальный портал «Российский общеобразовательный портал»
http://www.ict.edu.ru – специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании
http://www.gramota.ru – Справочно-информационный портал «Грамота.ru»
http://www.ucheba.ru - Образовательный портал «УЧЕБА»