Реализация оценочной деятельности в образовательном процессе в соответствии с ФГОС


Тема : «Реализация оценочной деятельности в образовательном процессе в соответствии с ФГОС».
(1слайд) Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ставит перед учителями задачу изменения традиционных подходов к оцениванию достижений учеников и расширения оценочного инструментария.
(2 слайд) Проблема традиционной системы оценивания стоит давно. Часто, учитель выступал в роли носителя абсолютного знания, судьи, оценивающего, что нужно делать и как оценивать. При этом отметка сообщалась ученику как окончательный результат. При таком подходе, возникают следующие проблемы:
Отсутствие стимула для развития учащихся. У детей нет способов оценить соответствие качества выполняемой работы ожидаемому результату, нет шанса улучшить ситуацию, если результат далёк от ожидаемого.
Учащиеся часто недовольны отметкой. У учителя отсутствует время на уроке для обсуждения причин выставления определённой отметки. Растет непонимание между учеником и учителем.
Родители, получая информацию от детей, по своему трактуют критерии выставления отметок учителем. Возникает брешь в партнерском взаимодействии семьи и школы.
Таким образом, традиционный способ оценивания учащихся является недостаточным для всех участников образовательного процесса. Согласно ФГОС, в процессе оценки достижения планируемых результатов, должны использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга, такие как самоанализ и самооценка.
(3 слайд) В первых классах лицея 265, нами используется критериальное оценивание учащихся, которое является основой практически всех оценочных методик.
Существует два вида критериального оценивания: самооценивание и взаимооценивание. Вводятся поэтапно. Самооценивание-это оценка не только конечного результата своей деятельности, но и самого процесса работы. Взаимооценивание - это оценка деятельности работы в паре или группе.
Хотим поделиться вариантами использования критериального оценивания.
(4слайд) На 1 этапе работы по внедрению самооценивания, происходит введение критериев для оценивания способом того, что будет оцениваться и зачем. Критерии вводятся поэтапно. Вначале: самоопределение своих возможностей( смогу- не смогу). Следующий критерий: аккуратность выполнения работы. Далее - правильность выполнения работы.
(5 слайд) Приём «Цветовые дорожки». Пользуясь цветными карандашами или ручками, ученики оценивают, на сколько они поняли материал, могут ли выполнить задание, уверенно ли чувствуют себя при ответе на вопрос. Выбрав один из трёх цветов, дети делают пометки в своих тетрадях рядом с домашней или классной работой. Красный цвет- сигнал тревоги: мне трудно. Желтый - неуверенности: я не совсем в этом разобрался. Зелёный - благополучия: я справлюсь.
(6 слайд) Овладев критериями оценивания, переходим ко 2 этапу: к ознакомлению с балльной шкалой оценивания, которая позволяет психологически подготовить учащихся к отметочной системе оценивания во втором классе.
(7 слайд )Приём «Линеечки, пятиуровневая шкала». (Автор Г.А.Цукерман). Технология проведения: Оценка работы производится после её выполнения самостоятельно по пятиуровневой шкале. Класс заранее договаривается о критериях оценивания. В тетрадях дети чертят отрезки - линеечки с делениями, показывающими уровень выполнения работы, и крестиком отмечают в том месте, которое соответствует их оценке. В данном примере учащиеся оценивают аккуратность выполнения своей работы по 4-х балльной системе. Крестиком зеленого цвета ученик оценил себя. Красным- оценил учитель, после проверки работы. Вы видите, что мнения не очень разошлись. Это говорит о том, что у данного ребенка самооценивание формируется. Если оценивание работы полностью совпадает, учитель обводит крестик ученика в овал.
Минусом критериального самооценивания является то, что часто слабые ученики завышают критерии оценивания, а сильные - занижают. Учитель должен вовремя обратить на это внимание. Плюс критериального оценивания в психологической подготовке учащихся к восприятию отметочной системы оценивания во втором классе.
(8 слайд) Критериальное взаимооценивание проводится при оценке командной работы, параллельно с самооценкой. Взаимооценивание вводится в учебную практику в четыре этапа. На первом этапе обсуждение с учениками сути задания. Приведем пример урока литературного чтения. Ученики получают задание инсценировать текст стихотворения С.Я.Маршака «Кот и лодыри». В группах обсуждаеюся этапы выполнения этого задания:
распределить роли;
выучить текст;
подготовить костюмы и необходимые атрибуты для выступления.
На втором этапе проводится обсуждение и фиксация критериев, по которым будет происходить оценивание, а именно:
выразительность;
артистизм;
наличие соответствующих костюмов.
Третий этап, включает представление работы. В данном случае: инсценировка произведения. Возможны и другие виды представления работ: презентации, сообщения.
Четвертый этап: оценивание работы по критериям.
Исходя из опыта работы, хотим отметить, что критериальное оценивание позволяет мотивировать всех без исключения учеников. Даже тех, кто не слишком хорошо усваивает учебный материал.
Критериальное оценивание помогает решать в образовательном процессе следующие задачи:
Делает оценку более объективной и прозрачной как для ученика, так и для учителя.
Позволяет ученику точно оценить границы своего знания.
Обеспечивает как ученику, так и учителю объективную и поддерживающую обратную связь.
(9 слайд)
(10 слайд) Используемые ресурсы.
М.А.Пинская, И.М.Улановская "Новые формы оценивания" Москва, "Просвещение", 2013г.
Слайд №12