Организация научно-исследовательской деятельности при изучении русской словесности
Организация научно-исследовательской деятельности
при изучении русской словесности
Белкина Надежда Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МОУ – Лицея №2 г. Саратова
В новой школе ученика надо учить мыслить,
развивать способности мыслить,
воспитывать доброе мышление.
А.Городинский
« Бог указал каждому народу свою роль: Египту - астрология и астрономия, Греции - риторика и философия, славянам – словесность и литература». Эти слова академика А.М.Панченко заставляют о многом задуматься. Такая роль, выпавшая на долю славян, не только почетна, но очень ответственна. Ведь гордость за родную литературу соседствует в приведенных словах с необыкновенным волнением за судьбу родного языка, за качество их преподавания, за состояние и литературы и культуры речи.
Словесность - предмет особый. Смысл его преподавания – в воспитании ученика как преемника многовековых культурных традиций своего народа. Через постижение родного языка и искусства художников слова молодые люди приобщаются к духовному опыту предшествующих поколений. Связь времен не прерывается.
Но возникает серьезное противоречие: русская словесность - одна из самых развитых и богатых в мире, а культура ее применения исчезает. Таким образом, ответственность за сохранение речевой экологии снижается не только в обществе, но и в школе.
Неужели российская школа, уровень преподавания в которой признан во всем мире, начинает постепенно утрачивать свою историческую роль хранительницы культурной традиции страны?
Причин тому очень много, поэтому в первую очередь, на мой взгляд, следует сосредоточиться на решении актуальных проблем педагогики:
развитие творческого потенциала учителя;
повышение уровня обученности путем реализации личностно-ориентированных уроков;
формирование речевой культуры и коммуникативных навыков;
развитие исследовательских и творческих способностей учащихся через уроки и внеклассную работу.
Одна из основных задач школы – разработка и использование технологии обучения, способствующих развитию творческих способностей школьников.
Еще в начале 20 века проводились эксперименты по целенаправленному формированию способностей. Результаты их говорят о том, что в любой деятельности способности можно формировать целенаправленно, для этого необходимо лишь создать условия и сориентировать школьника, организуя учебный процесс так, чтобы он удовлетворял всем существующим требованиям.
Я стараюсь формировать в учениках не только определенные умения, знания, навыки, но и развивать волевые способности, потребность в новых знаниях, стремление к самоутверждению.
Процесс формирования личности ребенка и его способностей может осуществляться лишь в обучении. Каждый индивид рождается с биологическими предпосылками к поисковой деятельности, но оформиться и окончательно реализоваться это качество может только в процессе индивидуального развития и обучения. Потребность в поисковой деятельности - одно из условий , которое заставляет ребенка влиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нем жажду знаний ,стремление к открытиям , к активному умственному труду. Это требует организовать само преподавание не как трансляцию информации, а как активизацию и стимуляцию процессов осмысленного обучения, добывания знаний.
Одна из наиболее серьезных проблем педагогики - это низкая успеваемость учеников. Отставание в учебе может происходить по разным причинам, одна из них - отсутствие интереса к учебе в связи с неправильным формированием личности или плохо поставленным преподаванием: несоответствие методов преподавания особенностям мышления школьника. Независимо от того, по какой причине ухудшается успеваемость у школьников, решающую роль играет личность учителя: она либо преодолевает, либо закрепляет отставание.
Развитие поисковой активности и познавательного процесса - это главное условие уверенности в себе. Организуя учебный процесс, я должна учитывать те условия, при которых формируется поисковая активность и познавательный интерес учащихся. Тогда можно говорить о том, что в школьнике развивается уверенность в себе, а значит, формируется личность, обладающая необходимыми качествами. Но чтобы это формирование было завершенным, необходимо еще, чтобы у учеников были выработаны определенные способности.
Для успешного литературного образования большое значение имеет тесная взаимосвязь в преподавании литературы и русского языка. На мой взгляд, усвоение программы по развитию связной речи в курсе основной школы может стать фундаментом серьезной исследовательской работы с текстом в старших классах.
Время требует разработки новых методик и технологий, новых подходов в преподавании гуманитарных наук, тем более словесности, которая лежит в основе любого образования. Современное общество, несомненно, испытывает кризис, в том числе и культурный. Но не всегда это предвестник катастрофы. Кризис может быть также предвестником назревших преобразований.
Русская литература - это выражение совести народа, его традиций, его души. Вскрывая все наболевшее, она ставит перед обществом острые вопросы, учит решать их гуманными средствами, призывает к добру, взаимопониманию и состраданию, воспитывает лучшие качества человека.
Как же заинтересовать ребят литературой? Вопрос очень непростой. Ведь неумение молодежи воспринимать прекрасное дорого обходится нашему обществу, которое теряет нравственные позиции. Поэтому одна из основных задач, поставленных передо мною, - это повышение роли русской словесности в современном обществе, поэтому и на каждом уроке стараюсь сделать новый шаг на пути ее реализации.
Таким образом, основу системы моей педагогической работы составляет организация научно-исследовательской деятельности школьников. Работая в разных классах, в частности с углубленным изучением литературы, я делаю акцент на творческое развитие личности, на привитие элементов исследовательской культуры. Это осуществляется посредством организации профессионально-ориентированной исследовательской деятельности школьников, которая включает в себя:
определение роли и места исследовательской деятельности в конкретных профессиях;
выявление характера научно-исследовательской деятельности в рамках определенной профессии;
определение актуальных проблем по темам, связанным с профилем класса;
определение целей и задач исследования;
обоснование критериев и показателей оценки результатов исследования;
оформление результатов исследования;
подготовку структурированного доклада по всему объему исследования;
оценку результатов исследования и определение возможных путей их улучшения;
разработку практических рекомендаций по внедрению результатов исследования.
Исходя из всего вышесказанного, формулируются цели профессионально-ориентированной исследовательской деятельности:
получение научных представлений о методике и методах исследования;
приобретение умений и навыков системной, целенаправленной работы над темой, логичности построения материала;
формирование исследовательской культуры учащихся;
получение аргументированных выводов исследования и выработка рекомендаций;
формирование умений и навыков самостоятельного творческого труда;
развитие умений выявления проблем, сбора информации, наблюдения, анализа, построения гипотез, обобщений;
приобретение коммуникативных умений.
Таким образом, научно-исследовательскую деятельность обучающихся на уроке и во внеурочное время можно условно разделить на несколько видов, которые сочетаются и успешно дополняют друг друга.
Из всего этого видно, что художественно-исследовательские задачи являются стержневым элементом деятельности учителя литературы. Ученый – методист М.Г.Качурин отмечает: « В работе учителя словесности исследовательская деятельность, сохраняя типичные черты, приобретает свои яркие особенности». Следовательно, очень важно не подменять художественно-исследовательских задач педагогического плана задачами чисто литературоведческими, а для этого необходимо научиться представлять педагогическую заданность научно-исследовательской задачи, которая должна вытекать из поэтического образа произведения.
Неверным было бы думать, что художественно-исследовательская деятельность учителя – словесника представляет собой в психологическом плане нечто качественно иное в сравнении с деятельностью литературного критика или преподавателя ВУЗ а.
Особо подчеркну, что методика научного литературоведческого и методика школьного анализа художественно произведения имеют единую эстетико-психологическую природу, но различные цели, функции и задачи, а также несходные содержательные и процессуальные особенности.
На одну из них, крайне важную, указывает петербургский методист В.Г.Маранцман: « Школьный анализ художественного произведения по своей природе более личностный, чем литературоведческое исследование». В этом и заключаются различия между научно-исследовательской деятельностью на учебном занятии и во внеурочное время.
Изучение художественного произведения в школе протекает в широком русле учебно-воспитательного процесса, элементом которого оно является. Разумная организация педагогического процесса с учетом своеобразия литературы как школьного предмета – вот что на сегодняшний день очень актуально. Передовой педагогический опыт лучших словесников страны (в том числе Е.И.Ильина, М.А.Нянковского) свидетельствует о том, что независимо от приверженности той или иной педагогической манере преподавания проблему качественного обучения словесности решают творческий подход к художественно-исследовательским задачам как первоисходному элементу художественно-педагогической деятельности.
Основными видами профессионально ориентированной исследовательской деятельности школьников на уроках русской словесности являются;
проблемные исследования (изучение различных литературных источников с целью освещения проблемы, формулировки собственного взгляда на проблему и проектирование вариантов ее решения); например, исследование в 11 классе на тему: «Кто автор «Тихого Дона»?»;
аналитико-систематизирующее исследование (наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений); например, исследование в 11 классе на тему: « Использование знаков препинания в лирике М.Цветаевой»;
проектно-поисковое исследование (работа над проектом и его защита, при - чем акцент делается не на накопление знаний, а на способах деятельности); например, исследование в 9 классе на тему: «Художественный мир В.А. Жуковского»; для того чтобы показать, в чем художественное своеобразие его творчества, учащимся пришлось разделиться на группы (критики, литературоведы, чтецы, музыканты, художники);
информационно-реферативное исследование (анализ различных научных источников с целью освещения какого – либо явления и описания научных исследований этого явления); например, исследование в 10 классе на тему: «Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» в русской критике»;
описательное исследование (наблюдение и качественное описание какого-либо явления); например, исследование в 11 классе на тему: «Художественные особенности языка в рассказах М.Зощенко».
Каковы же факторы эффективности реализации профессионально ориентированной исследовательской деятельности? Во-первых, предварительная подготовка учащихся, начиная со средней ступени обучения, по методике исследовательской деятельности (предусматривается обучение до начала их творческой работы). Во-вторых, качественное руководство деятельностью ученика. В-третьих, проведение независимой квалификационной экспертизы и оценки как самой работы ,так и ее защиты.
Таким образом, реализация новых задач, связанных с переходом к профильной школе, требует внесения существенных корректив в содержание и формы урочной и внеурочной деятельности при изучении словесности.
Традиционная форма обучения - это классно-урочная форма, диктующая авторитарную педагогику, ориентированную на среднего ученика, где он выступает в качестве объекта обучающих воздействий, а учитель - единственное инициативное лицо. Концептуальную основу традиционного обучения составляют принципы педагогики, сформулированные Я.А.Коменским. К традиционным технологиям относят и лекционно-семинарско-зачетную систему.
Сегодняшние преобразования в сфере организации учебно-воспитательного процесса, выбор педагогического инструментария очень важны. Инструментарий – это совокупность инструментов, применяемых в каком – либо определенном деле .Преобладающим в своей работе я считаю использование новых технологий, направленных на развитие творческих способностей учащихся ,стимулирующих их научно-исследовательскую деятельность на разных ступенях обучения при разном уровне обученности.
В этом отношении очень важно использование технологии уровневой дифференциации (обучение каждого на уровне его возможностей и способностей; адаптация обучения к особенностям различных групп учащихся). Появляется возможность более эффективно работать как со слабыми учащимися, так и уделять внимание одаренным. Повышается уровень Я-концепции: сильные утверждаются в своих способностях , слабые испытывают учебный успех. Одним из авторов внутрипредметной дифференциации является Н.П.Гузик. Такая технология успешно применяется в общеобразовательных классах.
Также на уроках я применяю культуровоспитывающую технологию дифференцированного обучения по интересам детей (автор И.Н.Закатова). Особенно интересно применение этой технологии в классах с углубленным изучением русского языка и литературы. Дифференциация по интересам по своему влиянию на результаты обучения и воспитания не менее значима, чем дифференциация по уровню развития.
Веер культурологических направлений дифференциации включает восемь учебных отделений, среди которых выделяется языковая культура и нравственно-патриотическое воспитание. Главное - исключается стремление « стричь всех под одну гребенку», разрешая школьнику самостоятельно определяться в области научных интересов. Углубленное изучение предметов, начиная с 8 класса, способствует этому в полной мере. Те бесценные навыки научно-исследовательской деятельности, которые учащиеся приобрели на начальной стадии обучения в среднем звене, служат хорошим фундаментом для дальнейшей работы. Здесь на определенном этапе я применяю технологию индивидуализации обучения (авторы И.Э.Унт, А.С.Границкая, В.Д.Шадриков).
Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием и операцией, за продвижением от незнания к знаниям, вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность и ученика, и учителя, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации. Результат: ученик работает экономно, постоянно контролирует затраты своих сил, работает в оптимальное для себя время, что позволяет достичь высоких показателей.
Не менее эффективны и очень любимы школьниками групповые технологии. В.К.Дьяченко выделяет разные способы обучения, из которых следует выделить дидактические игры, успешно используемые на уроках (развивающие, деловые и операционные игры, «деловой театр», психодрама),
И.Б.Первин выделяет несколько уровней коллективной учебно-познавательной деятельности:
фронтальная (одновременная) работа в классе, направленная на достижение общей цели; например, все решают проблему: «Почему Евгений Онегин не полюбил Татьяну Ларину, уездную барышню, а полюбил Татьяну «светскую львицу ? »;
работа в статичных парах ; например, попросить учащихся исследовать речь литературных персонажей комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», где каждой паре предлагается индивидуальное задание;
групповая работа (на принципах дифференциации); в таких группах есть учащиеся с разной степенью обученности, где «слабые» тянутся за «сильными» учащимися; каждая группа решает одинаковую проблему, например: «Нужны ли Базаровы России?»;
фронтально – коллективная деятельность при активном участии всех школьников; например, постановка мини-спектакля «Мой ровесник Пушкин».
Групповая форма работы при организации научно-исследовательской деятельности может применяться для решения почти всех основных дидактических задач. К групповым технологиям следует отнести многие технологии нетрадиционных уроков, в которых для осуществления научно-исследовательской деятельности имеет место разделение класса на какие-либо группы (например, при проведении классной конференции «Серебряный век» русской поэзии»). Это могут быть также уроки – суды, интегрированные уроки и т.д. Групповые формы используются и во внеурочной деятельности. Некоторые дополнительные затраты времени на подготовку полностью компенсируются большим педагогическим выигрышем.
Несомненно, одной из ведущих в моей педагогической практике является технология саморазвивающего обучения (автор Г.К.Селевко). Ее цели – это формирование человека самосовершенствующегося; формирование самоуправляющих механизмов личности (СУМ); формирование индивидуального стиля учебной деятельности.
Концептуальные положения:
ученик – субъект, а не объект процесса о бучения;
обучение приоритетно по отношению к развитию;
обучение направлено на всестороннее развитие;
ведущая роль теоретических, методологических знаний.
Именно эта технология помогает организовать научно-исследовательскую деятельность во внеурочное время (литературные праздники, слеты юных журналистов, конкурсы стихов, творческих работ и т.д.). Данная технология применяется в совокупности с системой развивающего обучения, направленной на развитие творческих качеств личности (авторы И.П.Волков, Г.С.Альтшуллер, И.П.Иванов).
Наиболее актуальной и стремительно развивающейся на сегодняшнем этапе является технология проектирования (проектная деятельность учащихся). Подробнее применение этой технологии в своей работе я описала в научно-практической статье «Проектная деятельность учащихся при изучении литературы».
Также мне очень близки идеи преподавания литературы как предмета, формирующего человека, разработанные Е.Н.Ильиным. Целевая ориентация системы - это нравственное и эмоциональное воспитание личности, преподавание литературы как искусства.
Концептуальные положения и гипотезы системы:
усвоение основ создает возможность для формирования у учащихся научного мировоззрения, взглядов и убеждений, необходимых современному человеку;
принцип гуманизации: нравственный потенциал книг порождает особую систему убеждений;
художественность : закон трех О - очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем;
в процессе учебной деятельности воспитываются патриотизм, познавательная потребность, потребность в непрерывном саморазвитии, эстетические вкусы;
на урок иду не только с темой, а со злободневной проблемой;
знания через общение и общение через знания;
педагогика словесника – это педагогика экспрессии;
формула личностного подхода: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать;
метод духовного контакта;
демократизм: личность ученика духовно равна личности учителя;
учитель – предметник, артист, врач;
работу и жизнь учителя - словесника нельзя расчленять.
Каждое художественное произведение содержит множество нравственных проблем. Вопрос-проблему, которая служит ядром урока, ставлю так, чтобы для учащихся он был жгучим, личностно значимым; был по возможности обращен не ко всем учащимся, а именно к школьникам данного класса или к конкретному лицу. Ответ на этот вопрос, разрешение проблемы, содержащейся в вопросе, требуют тщательного изучения произведения, учебника и дополнительной литературы, ознакомления с историей изучаемого произведения и биографией автора.
В обучении предмету с позиций научно-исследовательской деятельности формула выглядит так: от опыта личности - к анализу художественного произведения и от него – к Книге.
Способ введения ученика в структуру материала через «деталь» - «вопрос» - « проблему» универсален и используется для создания проблемных ситуаций. Ответ на поставленные вопросы организуется в форме коллективного поиска, раскрепощенного обсуждения, дискуссии, организуемых и инициируемых учителем.
Таким образом, урок литературы – это:
человекоформирующий процесс; урок – общение, искусство и жизнь;
своеобразный спектакль;
чудо открытия;
совместная деятельность учителя и ученика.
Всякий школьник учится по двум программам. Одну из них предлагает школа, а вторую - жизнь. И учитель должен учитывать обе эти программы.
В своей деятельности я тоже руководствуюсь целью помочь подростку поверить в свои силы, разбудить в нем лучшие качества личности, подвести к высотам гуманизма и гражданственности.
Начиная внедрение научно-исследовательской деятельности в классах гуманитарного профиля, я постепенно перенесла ее в классы других направлений. Самое ценное, что я получила, - дети перестали быть скованными, они высказывают свои мысли, аргументируют их, творят, любят читать, исследовать и воплощать в жизнь задуманное.
Использованная литература:
Продуктивное образование. Тезисы докладов, представленных на научно-практической конференции «От школьного проекта – к профессиональной карьере», 29-30марта 2006 г., часть 3.- Саратов, 2006.
Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.
Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2004.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
научно-исследовательская деятельность на уроке
некоторые
нетрадиционные формы занятий
домашнее задание исследовательского характера
проведение
учебного
эксперимента
применение
исследовательского
метода обучения
исследовательская практика
проектная
деятельность
написание
выпускной работы
( реферат)
на спецкурсах и элективных курсах
образовательные экспедиции
(экскурсии)
олимпиады, конкурсы, литературные праздники и т.д.
школьная научно-практическая конференция «Гуманитарные просторы»
участие в конференциях разного уровня
научно-исследовательская деятельность во
внеурочное время