Коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слов у детей 6 – 7 лет
Коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слов
у детей 6 – 7 летПодготовила учитель – логопед МАДОУ №6
Кесслер Елена Стасио
Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов, и это является одной из причин возникновения дисграфии и дислексии у детей в школьном возрасте. Затруднения в произношении звуков, а также акцентирование внимания на их преодолении ведут к тому, что звук, а не слог, становится единицей произношения. Это в некоторой степени противоречит естественному процессу развития речи. Поэтому особую важность приобретает определение правильного соотношения между развитием звукопроизношения и овладением слоговой структурой слова
(З. Е. Агранович).
Нарушения слоговой структуры слов входят в структуру общего недоразвития речи, и диапазон таких нарушений варьируется: от незначительных трудностей при произнесении сложных слов в спонтанной речи до грубых искажений структуры двух и трёхсложных слов. Возможность воспроизведения ребёнком слов разной слоговой структуры и использования их в речи выявляется на логопедическом обследовании детей и учитывается при планировании коррекционной работы с детьми.
Первый этап работы – подготовительный, формирующий восприятие ритмической структуры на невербальном материале. В коррекционной работе с детьми 6 – 7 лет проводятся более сложные упражнения на восприятие и воспроизведение ритма, на соотнесение ритма с определенным ритмическим рисунком, записанным символами. Это могут быть следующие виды заданий:
- сравнение ритмов;
- узнавание ритмов и соотнесение их с определенным рисунком, на котором символом обозначен каждый звук (например: долгий звук – чёрточкой, короткий – плюсом);
- задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка, где более громкий звук выделяется на схеме среди других значков более тёмным цветом).
Выполнять эти упражнения можно в игровых ситуациях, например:
Игра «Осенний дождик».
Цель игры: различение ритмов 4 – 5 звуков и соотнесение их с определённым ритмическим рисунком, записанным символами.
Оборудование: металлофон, ширма, карточки с ритмическими рисунками.
Ход игры. Логопед раздаёт детям карточки с записанными на них символами звуков. Логопед объясняет детям, что обозначает каждый символ: сколько звуков дети услышат перед паузой, сколько после паузы. Затем логопед за ширмой воспроизводит на металлофоне ритм из 4 – 5 звуков (в зависимости от уровня развития детей и задач коррекционной работы), например: два звука – пауза – ещё два звука. Дети внимательно слушают ритм. Ребёнок, у кого этот ритм записан на карточке, поднимает руку.
Игра «Пастушки»
Цель игры: развивать умение воспринимать и воспроизводить ритм с короткими и долгими звуками, соотносить ритм со схемой.
Оборудование: дудочки, карточки с записанными на них ритмами.
Ход игры. Логопед предлагает детям поиграть в пастушков. Дети по образцу логопеда воспроизводят на дудочках короткий и долгий звук. Затем логопед показывает детям карточки с ритмическими рисунками и вместе с детьми анализирует каждую схему. Карточки раздаются детям. Дети воспроизводят на дудочках ритм, записанный у них на карточках.
Игра «Угадай мелодию»
Цель игры: развивать умение различать ритмы звуков на слух и соотносить их со схематической записью ритма.
Оборудование: металлофон; карточки с записанными символами ритмами из 3 – 4 звуков с выделенным цветом громким звуком.
Ход игры. Логопед раздаёт детям карточки с записанными на них ритмами с помощью нот: светлые ноты – тихие звуки, тёмная нота – громкий звук. Дети вместе с логопедом анализируют схемы: сколько звуков в этой мелодии, какой звук самый громкий. Затем логопед предлагает детям угадывать мелодии. Тот ребёнок, кто услышит такую же мелодию, которая написана у него на карточке, должен поднять руку. Логопед воспроизводит на металлофоне (или другом инструменте) каждую из мелодий, а дети отгадывают, у кого она записана нотками.
Игра «Весёлый оркестр»
Цель игры: развивать умение воспринимать и воспроизводить ритм звуков, выделяя более громкий звук.
Оборудование: музыкальные игрушки; карточки с записанными на них ритмами из 3 или 4 звуков (в зависимости от возможностей детей) с одним выделенным цветом символом.
Ход игры. Логопед предлагает детям поиграть в оркестр. Логопед раздаёт детям инструменты и говорит, что они будут музыкантами, а он – дирижёром. Логопед показывает карточку с написанным символами ритмом. Вместе с логопедом дети определяют, сколько звуков надо сыграть, какой звук будет более громкий, и затем все вместе воспроизводят этот ритм. Если они не ошиблись – то слушают звук аплодисментов.
Такие виды игр помогают подготовить детей к восприятию ритмической структуры слова. Но перед этим на следующем этапе работа проводится на уровне слогов.
Виды упражнений при работе на уровне слогов:
- составление всех возможных слогов из предложенных букв (игра «Кто больше?»);
- назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов;
- наращивание количества слогов (назвать на один слог больше, чем назвал логопед);
- уменьшение количества слогов (сказать на один слог меньше, чем назвал логопед);
- воспроизведение серии слогов за логопедом или чтение со стечением согласных звуков, произношение которых закрепляется на занятии;
- запоминание и повторение цепочек слогов со звуками, которые автоматизируются на занятии;
- придумывание цепочки из стольких слогов, сколько точек выпадет на кубике (можно дать задание записать эти слоги);
- придумать слог к схеме (СГ; ГС; СГС; ССГ; ГСС). Усложнение – придумать слово с этим слогом.
- игра «Скажи наоборот» (са – ас). Это упражнение можно проводить с мячом.
- найти в таблице и прочитать названный логопедом слог.
Для выполнения этих упражнений можно предлагать детям следующие игры:
Игра с мячом «Повторяй и добавляй»
Цель игры: развивать умение запоминать и повторять слоговые ряды, придумывать слоги с заданным согласным звуком.
Оборудование: мяч.
Ход игры. Небольшая подгруппа детей встаёт в круг. Логопед называет два слога с одним согласным звуком и бросает мяч следующему в кругу ребёнку. Ребёнок повторяет эти два слога и бросает мяч следующему за ним ребёнку. И так дети по очереди повторяют услышанные слоги и добавляют свой слог.
Игра «Скажи наоборот»
Цель игры: развивать звуковой анализ и синтез слога.
Ход игры. Педагог предлагает детям говорить наоборот: когда они услышат слог, нужно поменять местами звуки и назвать новый слог. Педагог показывает образец: «Са – ас». Далее проводится работа с другими слогами.
Игра «Загадки звуковичков»
Цель игры: развивать умение придумывать слог к данной схеме (или составлять из букв)
Оборудование: куколки – звуковички, изображающие разные звуки (в красном платье – гласный звук, в синем платье – твёрдый согласный звук, в зелёном платье – мягкий согласный).
Ход игры. Логопед ставит перед детьми пару звуковичков и предлагает детям придумать, какой слог может получиться. За каждый правильно придуманный слог ребёнок получает фишку.
После выполнения упражнений на уровне слогов переходят к работе над словами. С детьми подготовительной к школе группы отрабатываются слова более сложной слоговой структуры и ведется работа со сложными словами. В словах, имеющих сложную слоговую структуру дети, как правило, делают больше ошибок: пропускают звуки или слоги или меняют их местами, либо заменяют звуки или укорачивают слово. Поэтому важно тщательнее анализировать эти слова, уточнять смысл и значение слова, его морфологию. Нередко дети, уясняя для себя точно смысл слова, начинают верно произносить его. Полезны и такие виды упражнений, как определение порядка слогов в этом слове и придумывание других слов со слогами данного слова. Со сложными словами дети могут составлять предложения по сюжетным картинкам (или по предметным), изменять эти слова по падежам и числам, заучивать стихотворения с этими словами или составлять рассказы с использованием этих слов.
В процессе обучения дети последовательно овладевают анализом и синтезом все более сложных по структуре слов. Также они учатся выделять ударный слог в слове, который звучит всегда сильнее, чем остальные слоги, учатся изменять место ударного слога, выделяя заданный гласный звук голосом. У детей развиваются не только навыки слогового анализа и синтеза, но и фонематические представления, когда дети учатся в игровых ситуациях придумывать слова с заданным количеством слогов, подбирать их к определенным схемам слов. При работе с детьми этого возраста для развития слогового анализа слов к упражнениям, описанным ранее, можно добавить следующие виды заданий:
- разбор слова по схеме: сколько слогов в слове, какой слог первый, последний, какой слог стоит перед заданным слогом, после заданного слога, между заданными слогами;
- объяснить значение слова типа «пароход»: из каких двух слов оно образовано;
- выбор рифмующихся слов из заданных и анализ количества слогов в них (рак, бак, так, банан);
Виды упражнений для развития слогового синтеза слов:
- разгадать ребус, добавив к слову слог (баш – мак);
- сложить слово из заданных слогов («построить» из кубиков с написанными на них слогами);
- из двух слов сложить одно: лед, колоть (ледокол);
- работа с разрезными картинками, которые разрезаны на столько частей, сколько слогов в слове;
- выбор в таблице слогов и составление слов из них.
Упражнения на развитие слогового анализа и синтеза слов:
- угадать слово, разделив заданное слово на слоги и поменяв их местами (сосна – насос, камыш – мышка). Такой же вид упражнений можно использовать, изменяя место ударного слога в слове (замок – замок);
- образовать новое слово из первых слогов двух заданных слов (малина, машина);
- определить пропущенный слог, который логопед при произнесении слова отстукивает по столу (ко - … - ва; са - … - лет);
Виды упражнений на развитие фонематических представлений:
- разложить картинки под схемы слов (с одним слогом, с двумя, с тремя слогами). Также можно давать задание раскладывать картинки к схемам, определяющим количество слов и место ударного слога;
- игра типа «Засели домики» - придумать, кого можно поселить в дома с разными количествами этажей, соответствующими разному количеству слогов;
- придумывать слова, состоящие из заданного количества слогов;
- «цепочка слов»: придумать слово, начинающееся с последнего слога предыдущего слова;
- придумать слова к схемам: РА - …(рама); РА - … - …(ракета); … - РА - …(бараны); … - РА (Ира);- придумать куклам имена, состоящие из 2 – 3 слогов, и подобрать им подарки, названия которых соответствуют количеству слогов в имени кукол;
- игра «Расшифруй слово» - придумать слово, соответствующее ритмическому рисунку;
- подобрать рифму к словам: мак – гамак, зайка -…(игра с мячом);
- изменять слово, увеличивая или уменьшая в нем количество слогов по заданным схемам.
Для выполнения этих упражнений можно проводить с детьми такие виды игр:
Игра «Засели животных»
Цель игры: развивать слоговой анализ слов.
Оборудование: картинки с изображением животных, домик – теремок с открывающимися окошками (3 – внизу, 2 – в середине, 1 – наверху).
Ход игры. Логопед раздаёт детям картинки с изображениями животных: волка, лисы, зайца, белки, медведь, лягушка. Логопед предлагает детям заселить животных в теремок. Если в названии животного один слог, нужно поселить его там, где только одно окошко. Если 2 слога – поселить туда, где два окошка. А если в слове 3 слога – туда, где три окошка. Дети делят название каждого животного на слоги, определяют количество слогов и заселяют в домик, помещая картинку в соответствующее окошко. Если в названии животного два слога, а все окошки на втором этаже уже будут заняты, логопед советует назвать это животное по-другому, чтобы появился третий слог, например: лиса – лисица, белка – белочка, медведь – мишенька, заяц – зайчишка.
По такому же принципу можно проводить игры: «Расставь цветы в вазы» (по количеству слогов в названии цветка определять, в какую по счёту вазу его поставить); «Рыболов» (разложить рыб в ведёрки с цифрами в соответствии с количеством слогов в названиях рыб); «Каждой вещи – своё место» (разложить вещи по полочкам «шкафчика» в соответствии с количеством слогов), «Стоянки для транспорта» (по количеству слогов в названии игрушечного транспорта определять, на какой по счёту стоянке его поставить); «Собери портфель» (выбирать школьные принадлежности, названия которых состоят из двух слогов) и другие.
Игра «Составь поезд»
Цель игры: развивать слоговой анализ и синтез слов.
Оборудование: паровоз и вагоны с картинками на них, подобранными так, чтобы последний слог в названии одной из картинок соответствовал первому слогу в названии другой картинки.
Ход игры. Логопед ставит паровоз и называет картинку на нём. Дети делят это слово на слоги, определяют последний слог и находят вагончик с картинкой, название которой начинается на такой же слог. И так дальше продолжают цепочку картинок на вагончиках.
Игра «Сложи слово – картинку»
Цель: развивать слоговой синтез слов.
Оборудование: картинки, разрезанные по количеству слогов в слове, на каждой части картинки написан слог.
Ход игры. Каждый ребёнок читает слоги, складывает картинку и называет целое слово.
Игра «Что я загадала?»
Цель игры: развивать слоговой анализ и синтез слов.
Оборудование: предметные картинки, в названиях которых есть слоги с согласным звуком, который автоматизируется в речи детей; написанные на карточках слоги, например: ра, ры, ро, ру.
Ход игры. Логопед раздаёт детям карточки со слогами и выставляет перед ними картинки, содержащие в своих названиях эти слоги. Логопед предлагает детям угадать одну из картинок. В слове, которое назовёт логопед, один из слогов пропущен. Дети с опорой на картинки отгадывают слово и находят у себя пропущенный слог. Например, логопед называет слово «барабан», пропустив слог «ра».
Эти игровые и занимательные ситуации помогали поддерживать интерес детей к этим видам заданий и добиться хорошей положительной динамики в преодолении нарушений слоговой структуры слов, а также в подготовке детей к обучению в школе.