Поединок добра и зла по рассказу В. Гаршина «Сказка о жабе и розе». ( Интегрированный урок по биологии и литературе по рассказу В. Гаршина «Сказка о жабе и розе»).
Поединок добра и зла по рассказу В. Гаршина «Сказка о жабе и розе».
( Интегрированный урок по биологии и литературе по рассказу В. Гаршина «Сказка о жабе и розе»).
ЦЕЛЬ:
- знакомство учащихся с творчеством В. М. Гаршина и его произведением «Сказка о жабе и розе».
- формирование умения самостоятельно находить решение поставленной проблемы через активизацию мыслительной деятельности
- формирование умения доказывать свое мнение, правильно строить речь
- воспитание любви к прекрасному, выражение эмоционального отношения к героям, действию сказки.
Задачи:
способствовать формированию нравственных ценностей личности (воспитывать чувство сопереживания и любви к природе и человеку, умение противостоять злу);
развивать творческие способности, навыки работы в группе (парами);
воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности.
Оборудование к уроку: мультимедийное оборудование (презентация), музыка - А.Г.Рубинштейн «Мелодия», песня «Дорогою добра»; раздаточный материал – вопросы группам, живые цветы – розы.Ход урока. I этап – работа с текстом до чтения.
Биолог: Посмотрите на это растение. Кому оно не знакомо? Назовите. Это … (роза).
Розу называют царицей цветов. Разве есть на свете цветок пленительнее и ароматней розы? Почувствуйте ее аромат. (Демонстрация живого растения, ее запаха)
Ее упругие стебли гордо держат цветы разных оттенков от снежно-белых, розовых, желтых до темно-красных. И каждый цветок, словно божественная мелодия!
(Музыкальное оформление) Звучит музыка Антона Григорьевича Рубинштейна «Лесные цикады»
Литератор: О ней поют поэты всех веков.
Нет в мире ничего важней и краше,
Чем этот сверток алых лепестков,
Раскрывшийся благоуханной чашей.
Как он прекрасен, холоден и чист,-
Глубокий кубок, полный аромата.
Как дружен с ним простой и скромный лист,
Темно-зеленый по краям зубчатый.
Биолог: Чему посвящены эти строки? (Розе)
Роза – это красивый цветок с приятным ароматом. Растет кустом, имеет шипы, цветет с середины лета до осени. Слайд
- Послушайте другое стихотворение:
Литератор: Между грядок, осторожно,
Скачет, что-то бесподобно,
Слизняков по ходу ест,
Пробуждая интерес.
Вся спина на бородавках,
Так ведь это просто …! ( Жаба) (Слайд роза и жаба)
Биолог: - Какой вы представляете себе жабу?
- Жаба – земноводное животное, скользкая, холодная, вся в пупырышках, безобразная. Литератор:: Сравните розу и жабу. Какой возникает проблемный вопрос: Как в одном рассказе уместились жаба и роза? Слайд
Мир жабы злобен и коварен; нам предстоит его раскрыть,
А роза, милое создание, она сотворена любить.
Задача нашего урока - добро и зло разоблачить.
Мы прочитали с вами рассказ В. Гаршина «Сказка о жабе и розе».
Обратите внимание на название рассказа.
-Какой литературный прием использован в названии рассказа? ( Антитеза) (Слайд Антитеза)
-Как вы думаете, что хотел автор показать названием сказки? (жаба и роза – разные, вместе не смотрятся…) слайд роза и жаба
Назовите черты сказки. (повествование о необычном, волшебство, фантастика, вымысел, герои – животные, они говорят). Это черты фольклорной сказки, а у нас авторская (о животных). Как называют прием иносказания? ( Аллегория)
II этап – работа с текстом во время чтения.
Давайте проверим, как вы внимательно читали сказку.
Для этого мы с вами поработаем в парах.
1 ряд работает с эпизодом о цветнике, второй берет эпизод, связанный с розой, а третий – с жабой. Задание - выписать ключевые слова.
1. Картина 1 – Цветник
2.Картина 2 – Роза
3.Картина 3 – Жаба.
Биология : Вопросы учителя для 1 группы.1. Где росла Роза? Роза росла в старом тенистом саду. 2. Как вы представляете садик? В саду много больших растений, высокие кусты, тень, сыро, узкие дорожки.
3.Какие слова текста указывают на запущенность старого цветника? (- Цветник запущен- по нему разрослись сорные травы
- дорожки не чищены
- деревянная решетка облезла, рассохлась и развалилась
- обстановка вокруг розы убогая.)
4. - Что придало красоту и индивидуальность этому запустению?
- Хмель, повилика, мышиный горошек скрыли остатки развалившейся решетки
- Чертополох стоял, как деревья
- Желтые коровяки подымали свои усаженные цветами стрелки еще выше
- Крапива показана темно – зеленым фоном, которым можно было любоваться издали.
Биология: Вопросы учителя для 2 группы.
1. - Как среди такой красоты выглядела роза? Опишите розу используя прилагательные.
- Нежным, роскошным бледным цветком.
Роза: нежная, розовая, роскошная, прекрасная, разливает вокруг себя нежный и тонкий запах.
2. - Как чувствовала себя роза в этом цветнике?
- она считала себя в этом цветнике как дома
3. - Оживает природа, казалось бы все хорошо, тогда почему же плачет роза?
- Роза распустилась в хорошее майское утро, капельки росы остались на её лепестках, казалось, что она плачет.
4. А разве цветок может плакать? Вы когда-нибудь обращали внимание на то, как держатся на лепестках розы капли росы? Они не растекаются по лепестку, а собираются в аккуратные блестящие капельки. Почему же именно так? Что держит эти капли?
- Слезы – это капельки росы, которые искрятся на листочках розы.
- именно структура поверхности, а не химический состав, является причиной поведения воды на лепестках. Для проверки был создан макет лепестка из пластика, повторяющий увиденную структуру поверхности. Как и с оригинальным цветком, вода на нем собиралась в капли и держалась даже с нижней стороны лепестка.
Биология: Вопросы учителя для 3 группы.
1. Как автор описывает жабу?
жирная,
старая,
грязно – серые липкие бородавчатые лапы,
плоское брюхо,
безобразная лапа,
жабьи глаза,
злые безобразные глаза,
жабье сердце,
злое, гадкое животное…
2. Какое впечатление производит Жаба?
отталкивающее, отвратительное
3. Чтение отрывка.С помощью каких слов автор добивается такого ощущения? Прочитайте отрывок-описание Жабы так, чтобы он вызывал соответствующие тексту ощущения.
Цветник Роза Жаба
Старый тенистый сад Нежный роскошный бледный цветок Жирная
скользкая
Высокие растения Тонкий запах слышим Внешний вид
Запущенный, сорняки
Крапива, повилика, чертополох, коровяк, мышиный горошек, хмель Чувствовала себя как дома
Слезы радости
Майское утро
молитва
Отвращение
брезгливость
Ключевые слова фиксируются на доске.
Литератор:4. Картина 4 – Вася и Маша. Вопросы учителя для 4 группы.
Теперь у нас появляются новые герои. Какими вы их увидите?
Каким вы увидели мальчика?
- Почему он любил такой заброшенный цветник?
Автор о мальчике пишет: «Он был такой слабый, тихий, кроткий…» Как вы понимаете слово кроткий?
Можно ли розу назвать кроткой? Почему?
Для чего автор показывает мальчика нам таким?
Каким мальчик стал в эту весну?
Сравните нынешнее состояние мальчика с прошлогодним. Как изменился мальчик?
Почему автор пишет, что «должно быть, он уже больше никогда не выйдет в свой любимый уголок?
Мальчик Вася слайд
- ему около семи лет
- мальчик с большими глазами
и большой головой на худеньком теле
у него счастливые глаза
- он любит свой цветник
- цветник для мальчика был вторым домом
Девочка
Как зовут сестру Васи?
Что мы о ней узнаем?
В произведении несколько сюжетных линий и они тесно переплетаются. Давайте разберемся в них. Есть четыре действующих лица. Какие связи образуются между ними в ходе сюжета? Слайд. Литератор: Составление плана сюжетной схемы. На листочках распечатаны названия частей рассказа. Задание: правильно расположить их. Экспозиция – завязка - развитие действия – кульминация – развязка. Когда в сказке наступает кульминационный момент? (Когда мальчик умирает)
Что происходит с мальчиком? Прочитайте о том, как приходит к нему смерть. Он боялся умирать? Зачем ему была роза? Можно ли сказать, что мальчик умер счастливым, умиротворенным? Можем ли мы сказать, что молитва розы осталась неуслышанной? (Нет, Господь исполнил просьбу розы принести пользу людям.) Забыли ли розу после этого случая? (Нет, ее засушили и, глядя на этот цветок, вспоминали о мальчике)
III этап – работа с текстом после чтения. Дети заранее поделены на группы. На листах формата А3 нарисовать Памятник Розе. Групповая работа по финалу рассказа. Презентация работ учащимися. Защита проектов. (Чтение стихов собственного сочинения)
Какой у нас был проблемный вопрос? Мы ответили на него?
Как сформулируем тему нашего урока? Тема нашего урока: «Поединок добра со злом в произведении В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе». Как вы думаете, какая была цель урока?
В. М. Гаршину принадлежит удивительная мысль:«Если ты оставил после себя след красоты души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на земле…»
Домашнее задание:
Биолог: Я слушала ваши ответы о розе и жабе. Я с вами полностью согласна с тем, что роза – величайшее творение природы. Она красива, нежна, прекрасна…Но у меня остался один вопрос: А Жаба – она плохая или хорошая? В этом произведении она, конечно, несет зло и представляет собой жадность. Значит. (Плохая)Учитель: Я хочу вам напомнить о том, что у Гаршина Жаба – символ. А вспомните Жабу в сказке «Серая звездочка» Бориса Заходера. Какая она? (Она добрая и полезная, потому что помогала растениям в саду)
Чем жаба может помочь растениям в саду? (Поедает злостных вредителей растений – голых слизней, которых ни одно другое животное не ест)
Ест ли жаба растения? (Нет)Учитель: Как же ответить на вопрос: А Жаба – она плохая или хорошая? Дети: Надо смотреть по делам. Добрые дела – доброе мнение. В природе жаба полезна. Учитель: Я предлагаю вам задание : составить короткое устное сочинение: «Несколько слов в защиту Жабы».
_ Говорят, человек должен в своей жизни вырастить сына, построить дом, посадить дерево. Пусть в вашей жизни это состоится. А пока…
Если каждый посадит и вырастит хотя бы один цветок- земля превратится в сад.
Закончить наш урок хотим стихотворением.
« В жизни по-разному можно жить
В горе можно, и в радости
Вовремя есть, вовремя пить
Вовремя делать гадости.
А можно и так:
На рассвете встать, и, не помышляя о чуде,
Рукой обнажённой солнце достать
И подарить его людям.»Спасибо за урок.