Детское экспериментирование в ДОО


Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад комбинированного вида №88»
__________________________________________________________________
ПРОЕКТ
«Детское экспериментирование в дошкольной образовательной организации»
Автор: Гончарова Елена Юрьевна
Старший воспитатель
Якутск-2016
Срок реализации: долгосрочный проект, 1 год
Тип: Информационно-практико-ориентированныйУчастники проекта: педагоги ДОО, воспитанники и родители
Актуальность:
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, направлена на создание таких условий, в которых предметы  наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных  ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.
На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирование. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.
Детское экспериментирование - это активная деятельность правильной организации, дети становятся в ней субъектами: носителями предметно-практической деятельности и познания, «активный делатель», источник осознанной, целенаправленной активности. В деятельности есть субъект отношений, который характеризуется активностью, уникальностью, сознательной и творческой свободой, т.е. ребёнку представится возможность саморазвития, самореализации и возможность быть самим собой.
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.
Анализ образовательных программ позволил выявить тот факт, что в них недостаточно раскрыто содержание знаний, умений, навыков, способов познания и опыта творческой деятельности по экспериментированию согласно требованиям стандарта. В образовательных программах экспериментирование указывается только в программе «Детство», но сам процесс не раскрыт, отсутствует логика работы педагога для приобретения ребенком нового знания, что не позволяет практикам реализовывать образовательную программу в полной мере, а с другой стороны - реализовывать стандарт.
Поэтому данный проект представляет собой попытку раскрытия содержания процесса экспериментальной деятельности дошкольников, помочь педагогом систематизировать их знания по данной проблеме. Таким образом, ставим перед собой следующие цель и задачи.
Цель проекта:
Обогащение и систематизация знания педагогов о позновательно-исследовательской деятельности в ДОО, о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.
Задачи проекта:
Расширять знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста
Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником.
Создать условия в ДОО для формирования основ целостного мировидения ребенка средствами экспериментальной деятельности.
Технологичность
Создание картотеки опытов по различным возрастным группам.
Организация образовательного экспериментально-поискового пространства в группе;
Обучение воспитанников навыкам исследовательской деятельности.
Этапы реализации проекта:
I этап – организационный
I этап – внедренческий
III этап – итоговый (обобщающий)
План поэтапной реализации проекта:

п/п Содержание Сроки Ответственные
I этап. Организационный
1 Изучить и проанализировать методическую литературу по теме Август
2015г. Ст. воспитатель: Гончарова Е.Ю.
2 Проведение анкетирование среди воспитателей «Позновательно-исследовательская деятельность в вашей группе» Сентябрь
2015г. Ст. воспитатель: Гончарова Е.Ю.
3 Составление план работы с педагогами ДОО по теме Сентябрь
2015г. Ст. воспитатель: Гончарова Е.Ю.
4 Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности в группах и метод.кабинетеСентябрь
2015г. Ст. воспитатель: Гончарова Е.Ю.
II этап. Внедренческий
1 Педагогический час «Экспериментирование в ДОО» Октябрь
2015г. Ст. воспитатель: Гончарова Е.Ю.
2 Семинар-практикум среди педагогов ДОО «Опыты в детском саду» Октябрь
2015г. Ст. воспитатель: Гончарова Е.Ю.
3 Создание картотеки опытов по всем возрастным группам в ДОО Октябрь
2015г. Ст. воспитатель: Гончарова Е.Ю.
4 Консультация для молодых педагогов «Детское экспериментирование и его влияние наразвитие творческой и познавательной активности детей» Октябрь
2015г. Ст. воспитатель: Гончарова Е.Ю.
5 Проведение анкетирование среди родителей Октябрь
2015г. Ст. воспитатель: Гончарова Е.Ю.
Воспитатели ДОО
6 Смотр-конкурс «Лучшая мини-лаборатория» среди средней, старшей и подготовительной группНоябрь
2015г. Ст. воспитатель: Гончарова Е.Ю.
Жюри:
Курбатова Н.М.
Гуляева И.С.
Припузова А.П.
7 Просмотр занятий с элементами позномательно-исследовательской деятельности в 1 и 2 младших группах. Ноябрь-декабрь 2015г. Ст. воспитатель: Гончарова Е.Ю.
Воспитатели ДОО
8 Открытое занятие в старшей группе «Знакомство с магнитом и его свойствами» Февраль
2016г. Ст. воспитатель: Гончарова Е.Ю.
9 Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности Октябрь 2015г.
-
Май 2016г. Ст. воспитатель: Гончарова Е.Ю.
Воспитатели ДОО
10 Привлечение родителей в экспериментальную деятельность детей, обновление информационного материала по теме, в родительском уголке Октябрь 2015г.
-
Май 2016г. Ст. воспитатель: Гончарова Е.Ю.
Воспитатели ДОО
III этап. Обобщающий
1 Проведение анкетирование среди воспитателей «Позновательно-исследовательская деятельность в вашей группе» (сравнительный анализ полученных результатов) Май
2016г. Ст. воспитатель: Гончарова Е.Ю.
Воспитатели ДОО
2 Педагогический час «Подведение итогов проекта. Определение эффективности проведённой работы» Май
2016г. Ст. воспитатель: Гончарова Е.Ю.
Воспитатели ДОО
Механизм реализации проекта:
Анкета для педагогов «Позновательно-исследовательская деятельность в вашей группе» (Приложение №1)
Анкета для родителей (Приложение №2)
Педагогический час «Экспериментирование в ДОО» (Приложение №3)
Семинар-практикум среди педагогов ДОО «Опыты в детском саду» (Приложение №4)
Создание картотеки опытов по всем возрастным группам в ДОО (Приложение №5)
Консультация для педагогов «Детское экспериментирование и его влияние на развитие творческой и познавательной активности детей»
Смотр-конкурс «Лучшая мини-лаборатория» среди средней, старшей и подготовительной групп (Приложение №6)Открытое занятие в старшей группе «Знакомство с магнитом и его свойствами» (Приложение №7)
Консультация для родителей «Картотека опытов и экспериментов» (Приложение №8)
Ожидаемый результат:
Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
Педагоги овладели и систематизировали необходимые знания по позновательно-исследовательской деятельности в ДОО
Педагоги обагатили свои знания о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.
У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
Родители заинтересованы в экспериментально-поисковой деятельности своих детей.
Продукт:
центры познователь-исследовательской деятельности в группах,
картотека опытов по всем возрастным группам,
папка - передвижки для родителей,
анкета для педагогов и родителей

Литература
Иванова А.И. «Мир животных»- М.2009г.
Кравченко И.В.,.Долгова Т.Л «Прогулки в детском саду» - М.2008г.
Менщикова Л.Н. «Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет» www.ped-kopilka.ru
Материалы для родителей www.ped-kopilka.ru/roditeljam/konsultaci-dlja-roditelei-v-detskom-sadu.html?page=2
Одинцова Л. Экспериментальная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. – М.:Сфера, 2012.
Прохорова Л. Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира) / Под ред. Л. Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
Прохорова Л.Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» www.twirpx.com/file/862582
Рыжова Н.А. «Воздух – невидимка»- М.1998г.
Рыжова П. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. - М. : Народное образование, 2008. – 256 с.
Тугушева Г.П..,.Чистякова А.Е «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста» С.П.2007г.