Рабочие программы по биологии 2016-2017 учебный год


Учебно- тематическое планирование
По Биологии
Класс: 11
Учитель: Барсукова Т.И.
Количество часов Всего: 34 час; в неделю: 1 час.
Лабораторные работы - 1
Практических работ - 4
Плановых тестов - 3
Планирование составлено на основе: Программы для общеобразовательных учреждений Природоведение 5 класс, Биология 6-11 классы. Москва., Дрофа.2011 год.; Программы основного общего образования по биологии. 6-9 классы. Авторы: Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова.; Программы среднего (полного) общего образования по биологии. 10-11 классы. Базовый уровень. Авторы: И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазов.
Учебник: « Общая биология» В.Б.Захаров, С.М.Мамонтов, Н.И.Сонин Дрофа., Москва – 2006. Дополнительной литературы для учащихся:
Д.К.Беляев, Г.М. Дымшиц «Общая биология» учебник для 10-11 класса, М., «Просвещение», 2003
Биологический энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия, 1989
Биология. Под ред. Проф. В.Н. Ярыгина. М., Медицина, 2001

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Общая биология. 11 класс» разработана на основе:
Закона РФ «Об образовании» и закона РТ «Об образовании»
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 г., №1089
Авторской программы основного общего образования по биологии 10-11 классы. Базовый уровень/ Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И. – М.: Дрофа, 2011
Образовательной программы среднего общего образования МБОУ Нармонской СОШ (принято решением педсовета протокол №1 от 26 августа 2016 года и утвержденного приказом №79-о от 27.08.2016 г.)
Учебного плана МБОУ Нармонской средней общеобразовательной школы Лаишевского муниципального района Республики Татарстан на 2016-2017 учебный год (Принято решением педсовета, протокол №1 от 26 августа 2016 года и утвержденного приказом №79-о от 27.08.2016 г.)
Списка учебников МБОУ Нармонской средней общеобразовательной школы Лаишевского муниципального района Республики Татарстан на 2016-2017 учебный год (принят решением педсовета, протокол №1 от 26 августа 2016 года, утвержден приказом №79-о от 27.08.2016 г).
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа предусматривает обучение биологии 1 часа в неделю при изучении предмета в течение двух лет (10-11 классы).
Изучение курса «Биология» в 10-11 классах на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе, и направлено на формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни, на воспитание бережного отношения к окружающей среде.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний предусматривается выполнение ряда лабораторных и практических работ.
При двухгодичном курсе биологии в 10 классе изучаются разделы «Биология как наука. Методы научного познания», «Клетка», «Организм», а в 11 классе – «Вид», «Экосистемы». Резервное время в количестве 8 часов, предусмотренное в программе, использовано на проведение экскурсий и обобщающих уроков, которые позволяют обобщить и систематизировать знания, а также применить умения приобретенные на уроках.
Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Согласно действующему Базисному плану рабочая программа для 11 класса предусматривает обучение биологии в объёме 1 часов в неделю. Примерный учебный план основного общего образования ориентирован на 35 учебных недель в год. С учетом того, что продолжительность учебного года основного общего образования составляет 34 недели, календарно-тематическое планирование по биологии в 11 классе составлено на 34 недели (34 ч.)

Содержание учебной программы

Развитие биологии в додарвиновский период
Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж. Б. Латарка.
Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора
Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.
Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.
Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора
Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.
Микроэволюция
Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.
Лабораторные и практические работы
Изучение приспособленности организмов к среде обитания*.
Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений*.
Биологические последствия адаптации. МакроэволюциГлавные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов.
Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.
Биосфера, ее структура и функции
Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (Б. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.
Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.
Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм.
■Лабораторные и практические работыСоставление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)*.
Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистем
Биосфера и человек
Природные ресурсы и их использование.
Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.
Демонстрация карт заповедных территорий нашей страны.
Практическая работа
Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах*.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССА
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен
знать /понимать
основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
описывать особей видов по морфологическому критерию;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде.
ПРОГРАММНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин «Общая биология. 11 класс» М., Дрофа, 2006
а также методических пособий для учителя:
В.И. Сивоглазов, Т.С. Сухорукова, Т.А. Козлова «Биология. Общие закономерности» Книга для учителя. М., «Школа-Пресс», 1996
Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология 6-11 классы. – М. Дрофа, 2011
Сборник нормативных документов. Биология. Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М. Дрофа, 2006
дополнительной литературы для учащихся:
Д.К.Беляев, Г.М. Дымшиц «Общая биология» учебник для 10-11 класса, М., «Просвещение», 2003
Биологический энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия, 1989
Биология. Под ред. Проф. В.Н. Ярыгина. М., Медицина, 2001
Литература
Анастасова Л.П. Общая биология. Дидактические материалы. – М.: Вентана-Граф, 1997.
Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.
Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. – М.: Просвещение, 1986.
Гончаров О.В. Генетика. Задачи. – Саратов: Лицей, 2005.
Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.
Пименов И.Н. Лекции по общей биологии. – Саратов: Лицей, 2003.
Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А., Михеев В.С. Практикум по общей биологии. 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2002.
Шишкинская Н.А. Генетика и селекция: Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005.
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
Литература для учащихся:
Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.
Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.
Заяц Р.Г., Рачковская И.В., Стамбровская В.М. Пособие по биологии для абитуриентов. – Мн.: Вышэйшая школа, 1996.
Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. – М.: Просвещение, 2002.


ГРАФИК ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
№ Название тем Практические работы число
9 Адаптации организмов к условиям обитания Лабораторная работа№1 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания»
17 Гипотезы происхождения человека Практическая работа №1 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека» 27 Причины устойчивости и смены экосистем Практическая работа №2 «Решение экологических задач»
28 Влияние человека на экосистемы Практическая работа №3 «Сравнительная характеристика природных и агроэкосистем» 31 Биосфера и человек Практическая работа№4 «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде»

Учебно-тематический план.
№ Название тем Количество часов Лабораторные работы Практические работы Зачетные тесты
Раздел 1 Вид 21 1 Закономерности развития живой природы. Эволюционное учение. История представлений о развитие жизни на Земле 4 2 Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции. Микроэволюция. 5+1 1 3 Макроэволюция. Биологические последствия приобретения приспособлений. 3 1
4 Развитие жизни на Земле 3 5 Происхождение человека 4+1 1 1
Раздел 2 . Экосистемы 11+2 6 Экологические факторы 3 7 Структура экосистем 4 2 8 Биосфера – глобальная экосистема 2 9 Биосфера и человек 2+1 1 1
10 Бионика 1 11 Заключения 1 Итого 35 1 4 3


УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ Тема урока Кол-во часов Тип урока Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности Виды контроля, измерители Планируемые результаты освоения материала Дом. задание Дата проведения
План Факт
Раздел I. Вид – 21 час
Глава 1. Закономерности развития живой природы. Эволюционное учение – 13 часов
История эволюционных идей – 3 часа
1 Возникновение и развитие эволюционных представлений до Дарвина 1 вводный Участвуют в беседе; записывают основные положения в тетрадь; работают с учебником. Вопросы 1-3 на стр. 18.
Вопрос 6 на стр. 18. Давать определения терминам
Знать какой вклад внес в биологию К.Линней; сущность принципа корреляций Ж.Кювье, приводить примеры
Излагать основные положения эволюционной теории Ламарка
Гл.1.1.1; Гл.1.1.2; вопросы и индивидуальные задания 2 Учение Ч.Дарвина об эволюции 1 Комбинированный урок Доклады учащихся; слушают; отвечают на вопросы. Вопросы 1-3 на стр.39; вопросы для обсуждения на стр. 40. Знать основные этапы становления и развития эволюционной теории Ч.Дарвина и основные положения эволюционной теории
Уметь на примерах из жизни животных и растений привести доказательства эволюции Гл.1.3; 3 Кризис дарвинизма. Формирование синтетической теории эволюции. 1 Комбинированный урок Фронтальная: отвечают на вопросы.
Групповая : выполняют задания группы. Дополнительная литература Знать основные положения синтетической теории эволюции. Повторить по учебнику 9 класса понятия «вид», «популяция» Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции. Микроэволюция – 6 часов
4 Вид, критерии и структура. 1 комбинированный Дают определения: вид, популяция; записывают критерии вида; находят ответ на вопрос учителя в учебнике. Вопросы 1-5 на стр. 42, 43. Знать определение биологического вида и его критерии
Уметь доказать целостность вида, значение видового разнообразия в природе Гл.1.4.1; 5 Популяция и её основные характеристики. Популяция - элементарная единица эволюции. 1 комбинированный Слушают; записывают; отвечают на вопросы. Вопрос 6 на стр. 43. Знать причины нарушения генетического равновесия в популяциях, знать биологическую значимость этого процесса
Уметь раскрыть причины и последствия нарушения генетического равновесия в популяции Гл. 1.4.2; Гл.1.4.3; 6 Факторы эволюции 1 семинар Анализируют рис.1.6 на стр.48, самостоятельно работают с учебником Вопросы стр.49 Знать движущиеся силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор; закон Харди Вайнберга. Уметь показать их влияние на генофонд популяции. Гл.1.4.4; 7 Естественный отбор – главная движущая сила эволюции 1 семинар Анализируют текст учебника, рисунки; отвечают на вопросы; записывают тезисы в тетрадь. Вопрос №1 на стр.55 Знать о сущности и формах естественного отбора как движущей силе эволюции; Уметь привести примеры движущего и стабилизирующего отбора. Уметь показать творческую роль естест. отбора; Гл.1.4.5; 8 Адаптации организмов к условиям обитания как результат эволюции. 1 комбинированный Выполняют лаб. работу в парах. Лабораторная работа№1 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания»
Вопрос №5 на стр.63.
Вопрос №3 на стр. 63.
Вопрос №1 но стр.63 учебника.
Вопрос №2 стр. 69. Давать опр. понятиям: адаптации, виды адаптаций (морфологические, физиологические, поведенческие). Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды. Знать сущность явления мимикрии
Приводить примеры приспособленности организмов к условиям существования; Определять относительный характер приспособлений. Гл.1.4.6; 9 Видообразование как результат эволюции 1 комбинированный Отвечают на вопросы в ходе урока, записывают в тетрадь определения; читают учебник стр.74-76. Вопросы для обсуждения на стр. 74. Давать определения понятиям: видообразование, географическое видообразование, экологическое видообразование. Знать основные формы видообразования
Показать значение различных механизмов изоляции в видообразовании. Гл. 1.4.7; Макроэволюция. Биологические последствия приобретения приспособлений. часа.
10 Биологическое разнообразие как результат эволюции и основа устойчивого развития биосферы 1 комбинированный Отвечают на вопросы в ходе урока, записывают в тетрадь определения; читают учебник Вопрос 4 на стр.86 Давать определения терминам
Называть основные направления эволюции
Приводить примеры ароморфозов Гл.2.1. 11 Макроэволюция как процесс формирования надвидовых таксонов 1 Урок комплексного применения знаний Тезисный конспект Вопрос 2 на стр.93 Раскрывать понятия «дивергенция», «конвергенция»
Давать определения терминам
Приводить примеры сходства строения органов у неродственных групп животных, обитающих в одинаковых условиях Гл.2.2.
Сообщение: «Доказательства эволюции» 12 Доказательства эволюции 1 Комбинированный урок Выступление учащихся. Краткий конспект Ответ на свободный вопрос. Называть: основные доказательства: палеонтологические, эмбриологические, сравнительно – анатомические и др. Подготовится к тесту 13 Обобщающий урок «Эволюционное учение» 1 Урок контроля и оценки знаний Выполняют тестовую работу Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах Знать определения понятий темы Подготовить сообщения о происхождении жизни на Земле Происхождение жизни на Земле – 3 часа
14 Развитие представлений о происхождении жизни на Земле 1 Урок изучения нового материала. лекция Записывают конспект. Вводная беседа
Участие в беседе с элементами самостоятельной работы с учебником
Запись тезисов в тетрадь ФО; Индивидуальное задание; Уметь описывать и анализировать взгляды ученых на происхождение жизни; Характеризовать роль эксперимента в разрешении научных противоречий.
Конспект. 15 Современные представления о возникновении жизни на Земле. 1 Комбинирован-ный урок Доклады учащихся ПО; УО. Уметь: находить и систематизировать информацию по проблеме происхождения жизни; анализировать и оценивать работы С.Миллера и А.И.Опарина по разрешению проблемы происхождения жизни на Земле; объяснять вклад эволюционной теории в формирование современной естественнонаучной картины мира. Конспект 16-17 Развитие жизни на Земле. 2 Семинар Анализируют таблицу 3.1; доклады учащихся. .вопросы стр.107. 114. 118. 125; таблица на стр.100-105 Знать: принцип деления истории Земли на эры и периоды; когда и как возникли первые живые организмы; определения ключевых понятий.
Уметь: выявлять черты биологического прогресса и регресса в живой природе на протяжении эволюции;
Устанавливать: взаимосвязь закономерностей развития органического мира на Земле с геологическими и климатическими факторами. Читать стр.99-124 Происхождение человека – 5 часов
18 Человек – уникальный вид органического мира. 1 Урок изучения и первичного закрепления нового материала Выполняют пр. работу в группах. Практическая работа №1 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека» Давать определения ключевому понятию: антропогенез.
Называть положения гипотез происхождения человека. Находить и систематизировать информацию из разных источников по проблеме происхождения человека. Анализировать и оценивать степень научности и достоверности гипотез происхождения человека. Подготовить сообщение на тему: «Происхождения человека» 19 Этапы антропогенеза. 1 семинар Доклады учащихся ФО; ПО; вопросы на стр. 143. Характеризовать прогрессивные черты в развитии древнейших людей; древних людей, первых современных людей
Раскрывать роль биологических и социальных факторов антропогенеза в длительной эволюции людей. Гл.4.3. вопросы семинара, индивидуальные задания 20 Человеческие расы, их особенности и единство. 1 семинар Доклады учащихся Вопрос №3 на стр.143.
Вопрос №4 на стр.143. Характеризовать современный этап эволюции человека
Рассказывать о форме естественного отбора, действующего на человеческие сообщества Гл.4.4. Подготовиться к зачету 21 Обобщающий урок: «Возникновение и развитие жизни на Земле» Урок контроля и оценки знаний Пишут тест. Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах Давать определения ключевым понятиям Экосистемы – 13 часов
Экологические факторы – 3 часа
22 Экологические факторы и закономерности их влияния на организм. 1 Урок изучения и первичного закрепления нового материала Слушают, записывают тему и понятия в тетрадь, отвечают на вопросы. Вопрос 1 на стр. 192.
Вопрос 4 на стр. 196. Давать определения ключевым понятиям: экология, среда обитания, экосистема, экологические факторы, экологическая ниша. Обосновывать роль экологии в решении пр. задач. Объяснять взаимосвязь организмов и окружающей среды; биологическое действие экологических факторов на организм. Выявлять закономерности влияния факторов на организм. Гл.6.1. гл.6.2. 23 Биотические факторы среды 1 комбинированный Участие в беседе
Запись тезисов в тетрадь Таблица
Схема
Вопросы 1,6 на стр. 207-208. Предлагать признаки для характеристики биогеоценоза
Называть причины смены биогеоценозов Называть основные формы негативных взаимоотношений организмов; критерии отличия хищничества от паразитизма
Знать значение нейтрализма для развития биогеоценоза Гл.6.3.4.
Гл.6.3.5. Структура экосистем – 4 часа
24-25. Понятия «экосистема» и «биогеоценоз». Структуры биоценоза. 2 комбинированный Слушают, записывают тему и понятия в тетрадь, отвечают на вопросы. УО; ПСЗ; Вопросы на стр.183. Давать определения ключевым понятиям: биоценоз, биогеоценоз, экосистема, биотоп, продуценты, консументы, редуценты.
Называть компоненты пространственной и экологической структуры экосистемы. Характеризовать компоненты пространственной и экологической структуры экосистемы. Читать стр. 151-154; 180-182 26 Сукцессии. 1 комбинированный Практическая работа №2 «Решение экологических задач» ФО; ПО, ПР. Вопросы на стр. 207-208 Давать определения ключевым понятиям: динамическое равновесие.
Объяснять причину устойчивости экосистем; причины смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов. Описывать этапы смены экосистем. Выявлять изменения в экосистемах. Решать простейшие экологические задачи. Гл.6.3.5. творческое задание (по желанию) найти в окружающей местности примеры изменения в экосистемах 27 Антропогенные экосистемы и их особенности. 1 комбинированный Практическая работа №3 «Сравнительная характеристика природных и агроэкосистем» ФО; ПР.
Вопросы на стр.238, 242, 251. Давать определения ключевым понятиям: аборигенные виды, агроценозы. Называть способы оптимальной эксплуатации агроценозов; способы сохранения естественных экосистем. Характеризовать влияние человека на экосистемы. Сравнивать экосистемы и агроэкосистемы своей местности и делать выводы на основе их сравнения. Г.7.3, отчет о П.р. Биосфера – глобальная экосистема – 2 часа
28 Биосфера – глобальная экосистема, её состав и функции. 1 комбинированный Вводная беседа
Участие в беседе с элементами самостоятельной работы с учебником
Запись тезисов в тетрадь Блицопрос по теме
Вопрос 2 на стр. 155.
Вопрос 4 на стр. 155. Давать определения ключевым понятиям: биосфера, биогенное вещество, живое вещество. Называть структурные компоненты и свойства биосферы; границы биосферы и факторы их обуславливающие. Характеризовать живое вещество, биокосное и косное вещество биосферы; распределение биомассы на земном шаре. Гл.5.1.1. 29 Круговорот химических элементов. 1 комбинированный Фронтальный опрос
Запись тезисов в тетрадь
Работа с тестом Вопрос 1 на стр. 160.
Вопрос 2, 4, 5 на стр. 160. Давать определения ключевым понятиям: круговорот веществ и элементов, ноосфера. Гл.5.1.2. творческое задание: составить схему круговорота азота и фосфора 30 Роль живых организмов в биосфере 1 Обобщающий урок Фронтальный опрос
Работа с тестом Тест Давать определения ключевым понятиям темы:Экосистема. Биосфера и человек – 3 часа
31-32 Влияние человека на биосферу. 1 конференция Практическая работа№4 «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде» Конспект
Реферат
Вопрос 1 на стр. 238.
Вопрос 2 на стр. 239. Рассказывать как отразилась на окружающей среде деятельность первобытного человека
Называть период развития человеческого общества, в котором зародилось сельскохозяйственное производство Вопросы семинара, индивидуальные задания 33 Обобщающий урок «Экосистема» 1 Урок контроля и оценки знаний Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах Т; Знать понятия темы. Подготовить буклеты, мини-проекты, мультимедийные презентации по теме «Бионика» 34 Заключения. 1 Итоги года