Создание условий для реализации мотивационной деятельности учащихся на уроке.(из опыта работы)
СЛАЙД 1.
Презентация педагогического опыта учителя начальных классов, 1 категории,МОУ СОШ с.Казаново, Ворфоломеева Наталья Николаевна
Тема: Создание условий для реализации мотивационной деятельности учащихся на уроке
СЛАЙД 2.
Счастье в том, что опять поутру
Дети в школу с портфелем бегут.
Ждут открытия там детвору
И уроки по сорок минут.
Научить и душой обогреть –
В этом весь мой учительский труд.
И сердечнее сделать сердца
Предстоит мне за сорок минут.
СЛАЙД 3. Моё педагогическое кредо
«В стремлении дать знания всегда помнить, что каждый
ребёнок – человек, требующий любви, заботы и внимания».
В современной начальной школе произошёл переход к новой
структуре обучения. Развитие творческого потенциала
личности трактуется сегодня как основная задача школы.
СЛАЙД 4. Моя цель
Меня терзают мысли и желания-
Как больше дать ребятам тепла, и ласки, и внимания?
Как в детях пробудить всё то, что лучшее?
И как построить мне уроки, чтоб были бы нескучные?
Перед собой поставила я цель:
стремиться обучать, воспитывать детей;
создать условия такие, чтоб сформировалась личность;
чтоб дети могли самостоятельно мыслить;
стремлюсь учить детей учиться;
учить высказываться, без боязни ошибиться;
чтобы умели делать выводы, группировать и сравнивать, и наблюдать;
ЧТОБ ВСЁ МЫ ВМЕСТЕ ДЕЛАЛИ НА 5!
СЛАЙД 5. Моя задача
Моя задача, как учителя, - не учить учащегося, а научить его учиться!
Сегодня ученик – не только объект обучения, а в первую очередь – творец своего собственного «Я». Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования устанавливает требования к результатам обучающихся, осваивающих основную образовательную программу начального общего образования. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать «не хочет учиться». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
Одним из главных направлений совершенствования обучения в начальных классах является то, что от учеников мы часто слышим слова «интересно» и «неинтересно» У. Герберт определяет «интерес», как синоним учебной мотивации. Посмотрите: «хочу», следовательно – «могу», а «могу», следовательно - «выполняю с интересом», а это значит личностно, а личностно, значит значимо каждому! Получилась интересная цепочка обучения, где интерес стоит в центре. Как же сформировать его у ребёнка?. Как же сформировать его у ребёнка? Как мотивировать ученика на «ХОЧУ»? Практика показывает, что все этапы урока, весь процесс учебной деятельности на уроке, тем более в классе, должен нести в себе мотивацию.
Итак, цель моей работы заключалась в поиске путей и средств формирования и повышения учебной мотивации
Данная цель конкретизировалась в следующих основных задачах:
провести теоретический анализ понятия о мотивах
изучить мотивационную сферу учащихся
найти пути и средства формирования и повышения учебной мотивации
апробировать найденные средства формирования и повышения учебной мотивации
проанализировать достигнутые результаты
наметить дальнейшие пути достижения поставленной цели
Мотивация – общее название для процессов, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.
Учебная мотивация – проявляемая учащимися мотивированная активность при достижении целей учения. Наиболее значимыми для учащихся являются следующие мотивы:
познавательные;
коммуникативные;
эмоциональные;
саморазвития;
позиция школьника;
достижения;
внешние (поощрения, наказания).
Своеобразие учебной мотивации состоит в том, что в процессе деятельности по ее осуществлению ученик усваивает знания и формируется как личность.
Доказано, что одним из главных условий успешного обучения является мотивация учения.
СЛАЙД 6. Основные направления мотивации учащихся я начинаю с первой секунды урока. Урок всегда начинаю с эмоционального настроя. Использую настрои разных видов:
1. Четверостишия:
Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.
- Давайте улыбнёмся друг другу!
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуйте, мои друзья!
Всех вас рада видеть я!
СЛАЙД 7 Отрывки из мультфильмов:
Мультфильм «Командное взаимодействие». Цель просмотра: понимание силы и важности взаимодействия учащихся при работе в группе.
Мультфильм «Барбарики. Доброта»
- Давайте улыбнёмся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения, а помощниками вам будут внимание, находчивость, смекалка.
Мультфильмы «Мультяшки в кармашке» - «Три котёнка», «Мультяшки в кармашке» - «Книжки» и другие.
СЛАЙД 8 Огромное внимание уделяю делению класса на группы. Психологический комфорт в группе мотивирует учащихся на активную и качественную работу на уроке.
Чаще всего применяю способ деления на группы, связанный с темой урока. На уроке русского языка по теме «Части слова» раздаю каждому ученику карточку с группой слов. Ученик выполняет разбор своих слов по составу. Затем задаётся вопрос:
- Что общего у слов вашей группы?
Каждый ученик определяет общее в своей группе слов. У кого-то это корень, у кого-то приставка и т.п. После чего учащиеся находят в классе стол с нужным обозначением части слова и садятся в группу.
СЛАЙД 9. Стараюсь, чтобы проверка домашнего задания тоже имела мотивационный настрой. Не секрет, что проверка выполнения домашнего задания часто и не всем учащимся нравится и приятна. Как сделать так, чтобы ребёнок не боялся этого процесса?
Я обычно начинаю проверку с самооценки учеников своего выполнения домашнего задания. Ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю.
Вопрос: Кто чувствует себя готовым на 5, на 4, на 3? Спасибо.
СЛАЙД 10 Провожу тренировочный опрос. Работа проходит в парах. Класс разбит на две группы по вариантам. Задаю вопрос. На него отвечает первая группа. Ученик отвечает своему соседу по парте. Затем на этот же вопрос отвечает учитель или продвинутый ученик. Ученики второй группы, прослушав ответ, выставляют «+» или «-» или определённое количество баллов в оценочном листе своему товарищу. Затем вторая группа выполняет аналогичную работу.
СЛАЙД 11.
Ребёнка «мотивирует» достижение цели, поставленной им самим. Поэтому на уроках я использую такие приёмы, как «Инсерт», «Кластер», «Да-нетка», «Дерево предсказаний» и большое количество других приёмов и методов.
Например, на уроке литературного чтения, при изучении литературного понятия «эпитет» для мотивации учащихся на определение темы и цели урока я применила приём «Инсерт». Дети получили таблички с определениями, среди которых они должны были отметить то, что им известно, с чем они согласны, с чем не согласны, что им незнакомо и хотят ли они познакомиться с неизвестными понятиями.
Сравнение – это сопоставление одного предмета или явления с другим для более яркого его описания.
Олицетворение – это изображение предметов, явлений природы, растений, животных как живых, с человеческими качествами – даром речи, способностью мыслить и чувствовать.
Эпитет – образное, художественное определение.
СЛАЙД 12
При повторении «Части речи » для мотивации на постановку цели своей деятельности и интерес к теме, применялся приём «Кластер». Кластер – это приём, который служит мотивационным средством на разных этапах урока. Чтобы учащимся было понятно, первоначально я сравнила кластер с виноградной гроздью. Дети поняли, что все их мысли можно располагать как ягодки на виноградной кисти. Это интересно делать и это мотивирует на работу, на мыслительную деятельность, на успешность.
СЛАЙД 13
Пример применения приёма «Да-нетка» на уроке при определении видов сказок.
Задание: Определи вид сказки Туве Янсона «Первый снег».
Ученики заполняют приведённую ниже таблицу, используя слова «да» или «нет» и определяют вид сказки.
Бытовая
Да/нет
волшебная
Да/нет
О животных
Да/нет
Герои – простые люди
Волшебство
Веселое настроение
Веселое настроение
Герои-злодеи
Герои-животные
Смешные ситуации
Герои-помощники
Волшебное условие (животные разговаривают)
Высмеиваются плохие черты характера
Необычные испытания
Сильный защищает слабого
Восторг умом, находчивостью
Таинственное настроение
Волшебные предметы
Троекратные повторы
Слайд 14 Неизменный интерес вызывают сюжетно-ролевые игры, связанные с профессиями, в которых реализуется потребность ребенка действовать как взрослый. В зависимости от ситуации на уроке это могут быть индивидуальные и коллективные игры. Например, «Я – учитель», «Я – библиотекарь», «Я – почтальон», «Я – доктор», «Я – продавец», «Я – экскурсовод», «Мы – детективы», «Мы – врачи скорой помощи», «Мы – строители» и др. В совместной игре ребенок сравнивает себя с другими, начинает видеть себя со стороны, сталкивается с неизбежностью согласовывать свои действия с действиями других детей. Здесь его активность, инициатива невольно сталкиваются с организованностью и дисциплиной.
Чтобы сохранить мотивирующую цель игры, я внимательно слежу за реакцией детей. В играх, хорошо знакомых детям, постепенно усложняю правила, включаю элемент соревновательности, начинаю урок или игру с неожиданной считалки, стихотворения, игрового зачина.
СЛАЙД 15. Повышаю потенциал восприятия ребят и обогащаю их мотивацию с
использованием ИКТ на уроках и провожу:
-уроки в начальной школе;
- занятия во внеурочное время
- родительские собрания, что позволяет наглядно, логично и научно строить диалог сотрудничества
-классные часы
С детьми во всём себя пробуем:
Идём в ногу с инновациями,
Вместе готовим к урокам презентации.
Домашнее задание обычно выполняется детьми потому, что «надо», а не потому, что «хочу».
Чтобы мотивировать учащихся на выполнение домашнего задания, стала задавать задание массивом:
1) 10 задач или стихотворений из которых ученик должен выбрать сам по желанию и подготовить не менее заранее оговорённого минимального объёма задания.
2) Даётся большой массив задач сразу в рамках большой изучаемой или повторяемой темы. Например – 10 задач. Минимум 5 ученик должен решить в обязательном порядке. Остальные - по желанию. Стимулирую это желание релейными контрольными работами, составленными из задач данного массива.
Релейная контрольная работа – это работа, которая проводится по текстам, ранее решённых дома задач.
Домашнее задание необычным способом:
1) Устраиваю почту с письмами – заданиями, которые раздаёт дежурный в роли почтальона.
2) Беспроигрышная лотерея. Дети достают из коробки номера заданий.
3) Определить номер задания на доске с помощью кубика.
4) Три уровня домашнего задания:
1 уровень – обязательный минимум. Понятное и посильное любому ученику.
2 уровень – тренировочный. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет.
3 уровень - творческое задание. Выполняется на добровольных началах и стимулируется высокой оценкой. Например:
- разработка сказок, фантастических рассказов по учебным темам.
- чайнворды, кроссворды.
- учебные комиксы
СЛАЙД 16. Отличной мотивацией для создания успеха служат оценочные листы, которые у меня присутствуют на каждом уроке и несут в себе огромный мотивационный настрой.
Высокими способностями к обучению обладают те учащиеся, которые внутренне мотивированы на задачу, например, будучи заинтересованными в теме. Более низкие способности к обучению характеризуют учащихся, мотивированных на формальное выполнение задания, например, учащиеся, которые выполняют задание, чтобы избежать неприятностей.
Используя на уроках перечисленные приёмы и методы, наблюдаю, что таких учеников в классе становится всё меньше и меньше.Во время выставления отметок доминирует содержательно-мотивирующая оценка. В ней детям доступно раскрываю их достижения и ошибки, причем делаю таким образом, чтобы было ясно, что и как исправлять. Для меня не менее важно, чтобы после такого анализа детям хотелось бы работать дальше еще лучше. Наблюдая, как я провожу качественное оценивание, ученики постепенно усваивают, как надо анализировать работы товарищей и проводить самоанализ. Создается опыт оценивания, положительное отношение к учебе. Комментирую отметку так, чтобы ученик был уверен в ее справедливости, в заинтересованности учителя в его успехах. Иначе дети начинают думать об учителе, как о злом, а не о строгом человеке.
Точно также дети относятся к замечаниям учителя по поводу дисциплины. Если оценивать прежде всего позу, на не ученический слух и сосредоточенность внимания, то, безусловно, обрекаю детей на многочисленные одергивания, создаю нервозную обстановку. Чтобы дать выход энергии детей, использую хоровые и групповые ответы, проговаривание, различные формы комментирования, работу в группах за отдельными столиками или необычно расставленными партами. Например, детям нравится такие обращения: «Встаньте, девочки, и вместе расскажите таблицу умножения на », «Встаньте, мальчики, и хором скажите, какой ответ правильный?», «Сейчас будут отвечать только Наташи!», «Выйдут к доске только те, у кого имя начинается на букву К» и т.п. Всем ребятам нравится отвечать мне «на ушко». Этот прием, описанный Ш.А.Амонашвили, способствует личному контакту с учителем, снимает боязнь неправильного ответа, позволяет опросить многих, не снижая трудности задания. Все эти приемы, я считаю, снижают напряженность ожидания ответа, используя силу непроизвольности внимания.
Результативность работы: Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности, а в конечном счёте к совершению детьми правонарушений.
Можно сделать следующие выводы:
1) мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности;
2) через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых;
3) через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития;
4) через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.
СЛАЙД 17.
О, эти детские глаза,Глядящие в меня, как в воду,В них то веселье, то слеза,То предвкушение свободы.Они мне – компас и штурвал.Они – маяк в житейском море.В них детских чувств девятый валМеня качает на просторе
СЛАЙД 18.
Сегодня, я с уверенностью могу сказать, что я благодарна своей судьбе,
которая привела меня в школу. Я благодарна ей за те минуты, когда удалось пробудить лучшие чувства в детях, за те мгновения, когда победа ребенка стала моей победой, его радость - моей радостью, и за любовь детей, которая вернулась ко мне в их благодарных глазах.
СЛАЙД 19
Что значит школа для меня? Я всем отвечу однозначно: «Жизнь школьная – моя судьба Моя судьбаи не иначе». Спасибо за внимание!
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
15