Тема занятия: Слушай во все уши!
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад №5 «Дельфин» комбинированного вида» г.Шарыпово Красноярского края
Конспект НОД по валеологии для детей коррекционной подготовительной группы по программе VII вида
Подготовила воспитатель
Красий Марина Алексеевна
Тема занятия: Слушай во все уши!
Цель: Дать детям знания об органах слуха, уточнить, что уши у всех разные, учить при помощи самопознания различать силу, высоту, тембр звуков, закрепить знания о правилах гигиены и безопасности.
Оборудование: музыкальные инструменты, письмо, рисунок с ушами слона, белки, мышки, человека, ширма, схема строения уха, морская раковина.
Ваню Заболейкина играет ребенок группы.Организационный момент.Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне, улыбнитесь друг другу и ответьте на мой вопрос: «Как вы здесь живете?»Дети: Здесь мы весело живем,Дружно песенки поем,Можем весло смеяться,Пошутить, побаловатьсяИ поспорить иногда.Воспитатель: Ну а драться?Дети: Никогда!Мне очень приятно видеть и знать, что вы такие дружные дети. У меня для вас новость: к нам пришло письмо: (читает)« Я спешу к вам в гости. Угадайте, кто я? У меня уши не самые большие, не самые длинные, не на макушке, не самые маленькие, не с кисточками. Вот вам рисунок-подсказка.»
Дети отгадывают.Воспитатель: А вот и наш гость, вы его узнали? Это Ваня Заболейкин, Ванечка, тебя дети узнали по ушам, они у тебя красивые, розовые, мягкие. Ванечка, а для чего тебе нужны уши?Ваня: Не зна-аю.Воспитатель: Ребята, а вы знаете, для чего вам уши? (дети отвечают) Тогда, Ванечка, проходи, садись с детками поудобнее, они тебе расскажут про уши.Воспитатель: Ребята, а что можно услышать ушами? (Разные звуки) А что такое звук? Да, это трудный вопрос, хотите узнать? Я постараюсь вам объяснить.
Игра- экспериментирование.Воспитатель: Будьте внимательны, слушайте и запоминайте.Воспитатель берет гитару и перебирает все струны, а затем берет одну струну, оттягивает ее и резко бросает. Дети слышат звук и видят, как дрожит струна.Воспитатель: Оттого, что дрожит струна, появляется звук, сейчас мы проверим, так ли это. Возьмите листок бумаги и сверните в трубочку, подуйте в нее. Что вы чувствуете?Дети: Бумажная трубочка дрожит и пальцам щекотно.Воспитатель: Да, это звук заставляет дрожать бумагу, а трубочка щекочет пальцы. Почувствовали? А теперь давайте послушаем, как наш голос звучит по-разному. Мы сами можем менять наш голос и делать его: тихим, громким, низким, высоким
В сказке «Три медведя» все герои разговаривали по-разному. Давайте скажем, как говорили медведи в сказке одну и ту же фразу «Кто хлебал из моей чашки?» А ваши уши услышат разницу.Ваши уши немного устали и хотят отдохнуть, чем мы можем им помочь? Правильно, сделать массаж (массируем мочку и край всего уха сверху вниз двумя пальчиками четыре-пять раз).
Массаж ушей (авторская разработка)
Чтобы уши не болели, Пальцами мягко разминают ушную раковину
Разомнём мы их скорее.
Вот сгибаем, отпускаем, Пальцами сгибают ухо и отпускают его
И опять всё повторяем.
Козелок мы разомнём, Большим и указательным пальцами растирают
козелок.
По уху пальчиком ведём, Проводят указательным пальцем по краю
ушной раковины.
И ладошкой прижимаем, Ладонями энергично растирают уши.
Сильно- сильно растирает.
Цель массажа: воздействовать на слуховой аппарат и активные точки кишечника, выходящие на ушные раковины.
Воспитатель: Ребята, вы видели когда-нибудь, как выглядит наше ухо внутри? Рассмотрим схему строения уха.
Так выглядит наше ухо. Это- ушная раковина, видимая часть уха, она у всех разная по форме и размеру, а назвали ее так - как вы думаете – почему? (воспитатель показывает морскую раковину). Правильно, внешнее ухо похоже на морскую раковину. Итак, ушная раковина собирает звук и направляет его в слуховой проход (внутреннее ухо) В конце слухового прохода есть тонкая пленочка , она называется барабанная перепонка. Мы начинаем слышать, когда звуковые волны достигают барабанной перепонки и давят на нее. Перепонка начинает дрожать, это передается трем маленьким косточкам: молоточку, наковальне и стремечку. Дальше звуковое дрожание передается внутреннему уху, оно похоже на домик улитки. Его так и называют ушной улиткой- она заполнена жидкостью. Когда косточка, которую называют стремечком начинает давит на улитку, жидкость приходит в движение. Слуховой нерв воспринимает этот сигнал и …О радость!! Вы услышали голос мамы!А сейчас я предлагаю поиграть в муз. игру «Отгадай муз. инструмент по звуку». Какие вы молодцы, узнали все музыкальные инструменты по звучанию. Ваня Заболейкин, где можно услышать звуки?Ваня: Не зна-аю.Воспитатель: Ребята, а вы знаете? (Да) Тогда давайте поиграем в игру «Где можно услышать звуки?» Дети перечисляют: когда капает вода, дует ветер, стучит молоток, сигналит машина, плачет ребенок и т.д.
Воспитатель: В мире людей есть люди, которые не слышат звуков, их называют глухими. Слух у них пропал из-за болезни или они родились такими, им приходится общаться с помощью жестов. Давайте закроем свои уши и представим, каково приходится глухим людям. Как ваше ощущение? Не слышно ни одного звука, только тишина. Здоровье - Это самое главное в жизни человека, давайте его укреплять и хранить, проявлять заботу о здоровье.
Правила гигиены и безопасности.
Воспитатель: Ребята, а что надо делать, чтобы всегда наши ушки были здоровы? Дети перечисляют правила:
чистить уши ватными палочками, регулярно мыть, не слушать громко музыку, телевизор (убеждаемся на примере, включаем музыку очень громко – дети прикрывают уши руками), нельзя кричать в ухо, защищать уши в холодную погоду головными уборами, не допускать попадания воды, если вода попала, нужно наклонить голову с водой в ухе, попрыгать, прикрывая другое ухо пальцем
Воспитатель: Ваня Заболейкин, ты любишь ходить на концерты?Ваня: Да-а!Воспитатель: Дети, давайте пригласим нашего гостя на « Маленький концерт», разбирайте музыкальные инструменты, а Ваня усаживается на почетное место. ( Дети играют на музыкальных инструментах) По окончании концерта Ваня Заболейкин благодарит детей и воспитателя за интересный рассказ и просит разрешения еще прийти в гости.Ритуал окончания занятия.Воспитатель: Скажите, какое у вас сейчас настроение? (Ответы детей) Почему? Тогда закройте глаза и послушайте своими ушками то, что я вам сейчас скажу. ( Воспитатель гладит по голове каждого ребенка и говорит о том, как дети на занятии порадовали своими знаниями.)