Конспект НОД по основам безопасности жизнедеятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Огонь – друг или враг»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №35
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УСТЬ-ЛАБИНСКОГО РАЙОНА
352307, Краснодарский край, Усть-Лабинский район, станица Кирпильская,
улица Мира,33, эл.адрес: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Конспект НОД по основам безопасности жизнедеятельности для детей старшего дошкольного возраста
на тему: "Огонь – друг или враг"
Воспитатель:
Лобова Наталья Александровна
высшая квалификационная категория
2014 год
Конспект НОД по основам безопасности жизнедеятельности для детей старшего дошкольного возраста
на тему: "Огонь – друг или враг"
Цели и задачи:
формировать у детей понятие “пожарная безопасность”;
дать общее представление назначения (функций) огня;
дать знания о причинах возникновения пожара;
сформировать элементарные умения и навыки в поведении при возникновении пожара;
воспитание взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу, гордости за людей данной профессии;
активизация двигательной активности, развитие физических качеств: ловкости, быстроты, смелости;
развитие вестибулярного аппарата, координации движений.
Оборудование и материал:
В группе: иллюстрации с изображением различных пожароопасных ситуаций; иллюстрации пожарного и пожарного оборудования; удостоверения пожарного, запись марша;
В физкультурном зале: костюм пожарного (для взрослого), для аэробики: магнитофон, музыка Г.В. Свиридова из кинофильма “Укрощение огня”, цветные платочки (красный, желтый, розовый) (22 шт.); для эстафет: островки (6 шт.), туннель (2 шт.), телефон (2 шт.), детский костюм пожарного (2 шт.), ведро детское (2 шт.), конус (10 шт.), обруч (2 шт.), медали (10 шт.)
Предварительная работа:
Рассматривание плакатов, иллюстраций на противопожарную тематику.
Отработка практических действий "План эвакуации из группы".
Оформление родительского уголка по правилам поведения в случае пожара
(Дети и воспитатель в групповой комнате сидят на ковре полукругом)
ХОД НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу побеседовать с вами об очень интересной профессии. Посмотрите на эти картинки. Как вы думаете, о ком беседа?
Дети: О пожарном.
Воспитатель: А как вы догадались?
Дети: Он в каске, в специальном костюме, у него в руках шланг для воды.
Воспитатель: Пожарный одет в брезентовый костюм, он не промокает и не горит в огне. А скажите, ребята, зачем пожарному каска?
Дети: Каска защищает голову от ударов, если на пожарного что-нибудь упадет.
Воспитатель: Правильно, когда случается пожар – это очень опасно. Поэтому, необходимо соблюдать все правила пожарной безопасности. Ведь тушить пожар нелегко. Как вы думаете, каким должен быть пожарный?
Дети: Смелым, отважным, храбрым, умным.
Воспитатель: А каких людей не возьмут в пожарные?
Дети: Ленивых, трусливых, слабых.
Воспитатель: А вы бы хотели стать юными пожарными?
Дети: Да
Воспитатель: Для этого необходимо много знать и уметь. Мы проведем сегодня испытания, и если вы справитесь, вам будут выданы удостоверения юного пожарного. Итак, начнем!
Воспитатель: Почему возникают пожары?
Дети: Если не соблюдают правила пожарной безопасности.
Воспитатель: Где могут возникнуть пожары?
Дети: На земле, в воздухе, на воде.
Воспитатель: Правильно. Если возник пожар, то по какому номеру телефона нужно звонить?
Дети: 01.
Воспитатель: А что еще нужно сообщить по телефону?
Дети: Город, адрес, фамилию, что горит.
Воспитатель: А сейчас я загадаю вам загадку:
Рыжий зверь в печи сидит,Рыжий зверь на всех сердит.Он со злости ест дрова,Может, час, а может, два. Ты рукой его не тронь,Искусает он ладонь.
Дети: Это огонь.
Воспитатель: Как вы думаете, огонь ваш друг или враг?
Дети: Огонь – враг, потому что из-за него могут сгореть вещи, квартира, дом, лес. Могут погибнуть люди, животные.
Воспитатель: Вред огня зависит от человека. Взрослые умеют не ссориться с огнем. А детям этому нужно учиться. Неужели огонь всегда злой?
Дети: Наверное, нет.
Воспитатель: Подумайте, когда огонь бывает добрым и полезным?
Дети: В лесу можно погреться у костра, приготовить еду.
Воспитатель:
Ведь без доброго огняОбойтись никак нельзя.Он надежно дружит с нами,Гонит холод, гасит мрак.Он приветливое пламяПоднимает, будто флаг.
(Воспитатель предлагает детям пройти к столу, рассмотреть картинки)
Воспитатель: Что нужно делать, чтобы огонь приносил нам пользу и радость?
Дети: Правильно с ним обращаться.
Воспитатель: Посмотрите, у нас на столе лежат карточки. Давайте на одну сторону стола мы положим карточки, где огонь друг, а на другую сторону – где огонь враг. (Дети раскладывают карточки, следует обговорить иллюстрации)
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием.
Физкультминутка “Не ошибись”
Воспитатель: Я буду называть слова, а вы, услышав слово, относящееся к пожару, должны прыгнуть и хлопнуть в ладоши: пожарный, торт, пила, огнетушитель, пакет, кисть, каска, пожарный рукав, ноты, огонь, спички, 01, бинт.
Воспитатель: Молодцы, с заданием справились. А сейчас дети прочитают стихи.
1 ребенок:
Ростом спичка-невеличка,Не смотрите, что мала.Эта спичка-невеличкаМожет сделать много зла.
2 ребенок:
Если ты включил утюг,Убегать не надо вдруг.Закрывая в доме дверь,Все ли выключил, проверь
3 ребенок:
Если близко телефонИ тебе доступен он,Нужно 01 набратьИ быстрей пожарных звать.
4 ребенок:
Если же большой огонь,Дымом всё объятоВыбегать из дома вонНадо всем ребята.И на помощь поскорейТы зови, зови людей.
5 ребенок:
Пожарное дело – для крепких парней.Пожарное дело – спасенье людей.Пожарное дело – отвага и честь.Пожарное дело – так было, так есть.
(Звучит “Марш пожарных”.Стук в дверь)
Воспитатель: Давайте посмотрим, кто к нам пришёл?
(Заходит физ. инструктор в костюме пожарного)
Пожарный: Здравствуйте, ребята!
С огнём бороться мы должны,Мы смелые работники.С водою мы напарники.Мы очень людям всем нужны,Так кто же мы?
Дети: Пожарные
Я расскажу вам о пожарной машине.
- Пожарная машина – это машина специального назначения. Она всегда красного цвета, чтобы её было видно издалека. Красный цвет – цвет огня. Едет пожарная машина быстро, чтобы успеть потушить огонь и спасти людей. У пожарной машины есть сирена. А для чего же она нужна?
Когда она мчится по улицам, то все другие машины уступают ей дорогу, заслышав громкий звук пожарной сирены.
Машины снабжены цистерной с водой, баком со специальной пеной, длинными шлангами – рукавами, складной лестницей.
Чем же пожарные тушат огонь?
В пожарной машине есть много приспособлений для тушения пожара:
(показываю детям все приспособления на машине)
- Это огнетушитель, в котором находится особая пена. Ещё есть специальные шланги, которые называют «рукавами». Воду в шланги накачивает насос. Если пожар на высоком этаже, то проникнуть внутрь горящего дома и спасти людей, помогает складная лестница, по которой они проникают внутрь через окна и балконы.
Пожарная машина
Пожарная машина - как без нее нам быть?
Ведь на пожар не сможем мы вовремя прибыть.
Машина настоящая, красивая, большая,
Гудит она сиреною, и маячки мигают.
Машина двухкабинная, в одной сидят как надо
Сам командир с водителем, в другой сидит команда.
А красный цвет машине, ребята, дан не зря –
По той простой причине, что красный - цвет огня.
Цвет у машины красный еще и для того,
Чтоб видеть автотранспорт ее мог далеко.
К обочине прижаться, дорогу уступить:
Важнее дел пожарных вообще не может быть!
Не зря же, когда дело хотят поторопить,
О нем вам скажут смело: оно уже горит...
Пожарная лестница
Вот лестницу складную на крыше мы везем:
Большую, выдвижную, на трехэтажный дом.
А если плачет детка на этаже седьмом?
И лестничная клетка охвачена огнем?
Поскольку перед нами многоэтажный дом,
В окошко мы поднимемся по лестнице с крюком.
Зовут ее штурмовка, она спаситель наш:
По ней взберемся ловко мы на любой этаж.
Пожарные рукава
В отсеках на машине мы рукава везем -
Не те, что вам пришиты к рубашке и пальто.
Рукав у нас пожарный - непромокаем весь,
Хоть он из нитей тканый, но в них резина есть.
Металла есть немного - в начале и в конце,
Чтоб закрепиться смог он и направляться в цель.
А чтоб как нам удобно поток воды пошел -
Направленно лил воду, в конце его есть ствол.
Когда он не в работе - рукав наш со стволом -
Лежит себе, как котик, свернувшийся клубком.
Средства пожаротушения
В машине есть цистерна – пустою ей не быть:
Вода в ней - это средство, чтоб нам огонь тушить.
С цистерной по соседству в машине едет бак,
И он содержит средство, он здесь не просто так.
Образователь пены в том баке мы везем,
Поможет он успешно нам воевать с огнем:
Огонь покроет пена плотнее, чем вода,
И воздух, несомненно, не попадет туда.
Покончим мы с пожаром, отправимся домой.
Цистерну из гидранта наполним вновь водой.
Она должна готовой и полной быть всегда
На случай, если снова объявится беда.
Воспитатель:
- Ребята, соблюдайте правила пожарной безопасности, чтобы пожарная машина никогда не приезжала к вашему дому. Помните, что пожар легче предупредить, чем потушить.
Пожарный: А теперь давайте вспомним ещё раз правила пожарной безопасности:
- не играть со спичками, бенгальскими огнями, хлопушками, петардами и зажигалками;
- не влезать предметами в розетку;
- детям нельзя подходить к газовой плите;
- не включать самостоятельно электрические приборы;
- при пожаре звонить – 01.
Пожарный: Сегодня вы узнали много нового и полезного для себя. Но чтобы получить удостоверения “Юный пожарный” я приглашаю вас в свою пожарную часть на тренировку.
(Звучит музыка, дети уходят за пожарным в физкультурный зал)
Пожарный: Вы хотите получить удостоверения “Юный пожарный”?
Дети: Да.
Пожарный: Тогда проверим ваши знания о пожарном деле.
Пожарный: Каждый день пожарного начинается с зарядки. Мы сейчас с вами зарядимся положительной энергией, разомнемся.
Аэробика под музыку Свиридова “Укрощение огня”
Пожарный: Для практической проверки ваших знаний нам необходимо разделиться на две команды, итак, на 1-2 рассчитайсь! Команды займите свои места и будьте внимательными.
Эстафета №1 “Вызов пожарных”
Прыжки через островки (3 шт.)
Пролезть в туннель (1 шт.)
Подбежать к телефону, поднять трубку, вызвать (крикнуть) “01”
Обратно – бег по прямой, передать эстафету (хлопнуть по ладошке следующего участника).
Пожарный: Молодцы, ловко вы справились с задачей, а сейчас задание сложнее.
Эстафета №2 “01” спешит на помощь”
Надеть костюм пожарного
Взять ведро
Бег “змейкой” между конусами
Пролезть в обруч
“Вылить” воду, потушить огонь
Обратно – бег по прямой, передаем ведро следующему участнику.
Пожарный:
Все мы силы приложилиИ пожар мы потушили.Было трудно, тяжело,Но умение и ловкостьНас от бедствия спасло.
Пожарный: За отвагу и смелость я вручаю вам ваши удостоверения, вы усвоили все на “отлично”.
(Звучит марш, пожарный вручает медали и удостоверения)
Пожарный: До свидания, ребята!
(Дети под музыку выходят из физкультурного зала).
Приложение:
Фотографии пожарных машин
Литература:
Основы безопасности детей дошкольного возраста. Под ред. Н.Н. Авдеевой, Н.Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной. СПБ: Детство - Пресс,2004.
Т.А. Шорыгина. Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет. Москва. 2005 г
Аралина Н.А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. Москва.2008.
Шинкарчук С.А. Правила безопасности дома и на улице. Издательский дом ЛИТЕРА. Санкт-Петербург.2008.
Брешина В.И. Педагогам и родителям о пожарной безопасности. Учебное пособие Москва,2004
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]