РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ООП НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС.
РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ООП НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОСБОГДАНОВА С.А.
г. Усть-Илимск, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №15»
В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования второго поколения особое место отведено универсальным учебным действиям (УУД), обеспечивающим умение учиться, то есть способность к самоорганизации для постановки и решения учебных задач.
Важное условие развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности в начальной школе - создание развивающей информационно-образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдения, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог. Что же такое информационно-образовательная среда? Существует много различных определений. В целом можно говорить о том, что информационно-образовательная среда – система информационной, техничес-кой и учебно-методической составляющих, обеспечивающих учебный процесс, это педагогическая система нового уровня. Очевидно, что дальнейшее развитие начального образования, так или иначе, будет связано с все более глубоким внедрением информационно-коммуникативных технологий для развития познавательной способности младших школьников. Особенностью профессиональной деятельности учителя начальных классов стало то, что именно он адаптирует детей к образовательной среде, показывает особенности обучения и самообразования в условиях информационного общества, реализует развивающую функцию обучения в условиях информационной среды.Создание комфортной, развивающей образовательной среды должно стать интегрированным результатом реализации требований ФГОС. При этом решаются следующие задачи:
обеспечивать высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развитие и воспитание обучающихся;
гарантировать охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;
максимально способствовать развитию способностей ребенка с учетом его индивидуальности.
Все дети имеют разные возможности, здоровье, интересы, потребности, интеллектуальные способности, особенности восприятия мира:
одним важно услышать, другим – увидеть, а третьим – сделать что-либо самим;
кому-то нужна частая смена деятельности, кто-то сосредоточен на выполнении задания в течение продолжительного времени;
есть дети, нуждающиеся в одиночестве, другим важно общение.
Именно поэтому образовательная среда в школе должна быть максимально насыщена и разнообразна.
Основной составляющей образовательного пространства, которая расширяет информационное поле образовательной среды, является кабинет. Качество и количество усваиваемой учеником информации напрямую зависит от степени соответствия учебного кабинета современным стандартам и от выполнения требований, предъявляемых к нему. От того, насколько чётко учитель знает, что ему необходимо иметь в кабинете, во многом зависит эффективность его преподавательской деятельности. В первую очередь учебный кабинет должен соответствовать своему функциональному назначению, а его техническое оснащение удовлетворять требованиям, предъявляемыми к современному уроку. Мой учебный кабинет как ресурс образовательного пространства содержит:
информационное обеспечение (ученик должен иметь возможность знать);
средства, обучающие ученика практическим предметным, меж- и надпредметным навыкам (ученик должен иметь возможность научиться уметь);
средства, которые помогают поддерживать комфортные условия протекания познавательной деятельности учеников с разными особенностями психофизиологической сферы (ученик должен иметь условия для проявления своих психофизических и психических возможностей, особенностей своих внутренних ресурсов, которые в совокупности составляют его «могу»);
условия, инициирующие и поддерживающие мотивацию к изучению разных предметов (ученику надо помочь осознать и развить собственный интерес к изучению этих предметов).
Важно, чтобы и интерьер кабинета соответствовал общему росту «качества жизни». Половину дня дети проводят в школе. Значит, условия, в которых они учатся, должны быть комфортными. Соответственно главной целью для меня стало создание условий эмоционально-деятельностного комфорта для каждого ученика в процессе приобретения знаний, умений и навыков.
Создание оптимального школьного кабинета, оснащенного персональным компьютером, новейшими техническими средствами обучения, другим современным оборудованием, где рационально размещены стенды и плакаты, учебно-наглядные пособия, – одна из задач, которую я ставила перед собой, создавая образовательную среду в классе.
При разработке Концепции развития моего кабинета учитывались возрастные, психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста, а также все возрастающие учебные нагрузки современного школьника.
Исходя из данных предпосылок и требований ФГОС, в организации пространства кабинета учитывалась мобильность и полифункциональность.
Реалии современного учебного процесса потребовали создать в кабинете здоровьесберегающую среду, как средство, позволяющее снизить вред от воздействия на младших школьников негативных факторов и обеспечить максимально благоприятные условия для организации обучения, развития и творчества ребенка. В организации пространства кабинета условно создано зонирование – учебная зона класса, методическая зона класса, информационная зона класса и зона отдыха, которые создают единую информационно - образовательную среду.
Методическая зона полностью укомплектована дидактическими материалами, учебными пособиями, лабораторным оборудованием для преподавания каждого из предметов курса начальных классов по программе.
Среди дидактических пособий особое место занимают мультимедийные ресурсы и материалы на современных DVD и CD-носителях. Здесь также находится учебно-методическая литература для учителя и учащихся: словари, энциклопедии, справочники, дополнительная литература по предметам и классная библиотека. Информационная насыщенность кабинета с использованием информационно-коммуникативных технологий позволяет проектировать содержание на интерактивной доске, уйти от бумажных носителей, обеспечить положительный образовательный эффект по учебным предметам.
Методические папки систематизированы в накопителях и имеют разную направленность. В кабинете сосредоточены материалы, составляющие систему мероприятий по реализации Программы развития воспитательной компоненты в образовательном учреждении, которые отражены в «Дорожной карте «Воспитание – 2018» Иркутской области.
Все средства и объекты материально-технического обеспечения кабинета, его учебно-методический комплекс нацелены на создание условий для формирования и развития коммуникативных умений и общеучебных навыков учащихся, на организацию труда учеников, для организации индивидуальной, групповой, фронтальной самостоятельной учебной работы, для проверки знаний, умений.
Информационная зона представлена сменными и постоянными стендами. Несмотря на внедрение новых технологий, стенды в кабинете остаются важным инструментом учебного процесса. Информация, размещенная на них, своим содержанием и задачами создаёт познавательный интерес, возбуждает активную мыслительную деятельность. Благодаря наглядности создаётся определённая конкретность и образность в абстрактном мышлении учащихся, вырабатывается умение искать и находить общее в самых различных явлениях и процессах. Повышается познавательный интерес к предмету, расширяется кругозор.
В кабинете есть все необходимое и для отдыха: развивающие игры, библиотека, также телевизор, DVD, музыкальный центр. Комфортная обстановка зоны отдыха способствует восстановлению душевного равновесия ребенка, снятию стресса, формированию позитивного отношения к школе и учебной деятельности. Эта зона активно задействована во время перемен и организации досуга. Здесь дети могут поиграть в настольные игры, посмотреть мультфильмы, послушать музыку, поухаживать за комнатными растениями, просто посидеть.
Учебная зона класса представлена рабочим местом учителя и индивидуальным рабочим местом учащегося.
Моя гордость – это рабочее место учителя, где нет ничего лишнего, а все находится под рукой. Здесь находится самое современное оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, принтер+сканер+копир. Это раскрывает перед учителем большие возможности для организации разнообразной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности. Технические возможности оборудования, потенциал локальной сети и Интернет дают большие возможности для формирования у школьников информационной компетенции. Почему из перечня ключевых компетенций я выделила именно ее? При увеличении объемов информации и скорости ее потоков в современном обществе особенно актуальными становятся умения, связанные с восприятием, обработкой и переработкой информации. От умения работать с информацией, критически осмысливать ее, от умения организовать познавательную систематическую деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию. Решающее значение для адаптации человека к сложным реалиям современного общества имеет не только объем накопленной информации в виде знания, но и их системность и умение применять эти знания.
Современный человек с детства погружен в информационную среду – он живет среди телевидения, радио, книг, журналов, компьютерных игр и т.д. В настоящее время резко выросла информированность детей. Если раньше информацию ребенок получал в школе, на уроках, то сегодня Интернет и телевидение оказываются существенным фактором формирования картины мира младшего школьника, причем не всегда положительной. Очень важно уже в начальной школе заложить мысль, что компьютер вовсе не игровой автомат и попутчик по виртуальным мирам, а инструмент для общения, обучения, самовыражения, творчества. Очевидно, что дальнейшее развитие начального образования, так или иначе, будет связано со всё более глубоким внедрением ИКТ-технологий для развития познавательной способности младших школьников. Значит, задача учителя адаптировать детей к образовательной среде, показать особенности обучения и самообразования в современном информационном обществе, реализовать развивающую функцию обучения в условиях информационной среды.
Для себя я определила несколько разнообразных направлений деятельности по применению информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе.
Организация работы с учащимися
Работа с одаренными детьми в проектной и исследовательской деятельности (выполняя проекты и задания, дети ищут в Интернете сведения, связанные с соответствующими аспектами жизни и культуры своей страны и малой родины; оформляют проекты, печатая тексты на компьютере и используя фотографии и картинки, найденные в Сети; готовят презентации в формате Power Point, выступают с устными сообщениями, которые могут сопровождаться аудио- и видеоматериалами).
Коррекционная работа со слабоуспевающими (учащиеся получают возможность самостоятельно работать с тренировочными тестами, проделывая их столько раз, сколько необходимо для получения хороших результатов. Работая с обучающими медиа-материалами (дисками), дети учатся самостоятельно организовывать свою деятельность от постановки цели до получения и оценки результата, корректировать ее и давать самооценку).Организация работа с родителями
Информирование родителей (реализуется через электронную почту педагога и родителей. Для этого были собраны электронные адреса родителей учеников, создана специальная рассылка, которая помогает родителям быть в курсе всех мероприятий, происходящих в классе и школе).
Просвещение родителей через Интернет (консультирование, электронная рассылка статей и памяток психолого-педагогического и юридического характера, подборка сайтов).
Работа родительского комитета (оперативное общение и обсуждение разнообразных вопросов путем переписки по электронной почте без привлечения специалистов школы).
Интересным нововведением стало общение с членами родительского комитета по скайпу. Это получило большое одобрение и дало возможность некоторым родителям выходить на связь, находясь на рабочем месте или в условиях дома. Дистанционные методы позволяют проинформировать гораздо большее число «занятых» родителей, которые не всегда имеют возможность посещать родительские собрания. Родители, работающие с использованием Интернета, становятся более активными участниками школьной жизни.
Организация внеурочной деятельности
Организация конкурсов и олимпиад.
Работа по подготовке общешкольных (межпредметных) и предметных проектов (в традиционном и в электронном виде).
Оформление и проведение праздников, классных часов, интеллектуальных игр и др.)Применение ИКТ позволило мне эффективно организовать учебный процесс: представить обучающие материалы в текстовой (карточки, тесты, самостоятельные и контрольные работы) и мультимедийной форме, что разнообразит формы проведения уроков, вызывает интерес у учащихся к изучаемому материалу; автоматизировать систему контроля, оценки и коррекции знаний учащихся, процесс усвоения, закрепления и применения учебного материала с учетом интерактивности многих электронных учебных пособий; индивидуализировать обучение; увеличить объем полученной информации; организовать внеклассную учебную работу, формировать информационную культуру, в том числе обучать учащихся находить и использовать различные виды информации, что является одним из важнейших умений в современном мире.
Все вышесказанное подтверждает, что правильно созданная образовательная среда дает возможность и учителю, и учащимся активно использовать современные информационные технологии как на уроке, так и во внеурочное время.
В заключение необходимо отметить, что развитие ИКТ-компетенций в начальной школе не является самоцелью, а необходимо для того, чтобы максимально полно использовать возможности современных технологий для всестороннего образования и самообразования младших школьников, заложить базу для дальнейшего успешного обучения в основной школе.