Фрагмент урока в рамках реализации исследовательского подхода к обучению на уроках интегрированного курса «Окружающий мир» в процессе изучения темы: «Почему радуга разноцветная?»

Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального
образования (повышения квалификации) специалистов
САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Курсы ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Реализация исследовательского подхода на уроках различных предметных областей в начальной школе»
(модуль вариативной части повышения квалификации
по именному образовательному чеку)

30.03.-03.04.2015 г.
Итоговая работа
Реализация исследовательского подхода к обучению на уроках интегрированного курса «Окружающий мир» в процессе изучения темы: «Почему радуга разноцветная?»


Выполнила
Пухлякова Екатерина Александровна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 5 г. Сызрань



Самара 2015



Реализация исследовательского подхода к обучению на уроках интегрированного курса «Окружающий мир» в процессе изучения темы: «Почему радуга разноцветная?» (Фрагмент урока)
Объявление темы урока.
- Продолжит наш урок сказка, которая поможет нам определить тему урока.
Сценка
Автор: Однажды Муравей Вопросик попал под сильный дождь и спрятался под листочком. А когда дождь почти закончился и появилось солнце, Муравей услышал, как высоко в небе кто – то запел тоненьким голоском:
Солнечный зайчик.
Я всегда со светом дружен. Если солнышко в окне, Я от зеркала, от лужи Пробегаю по листве.
Муравьишка: Кто ты?
Автор: А вы, ребята, как думаете, кто это был? (Солнечный зайчик.)
Муравьишка: Что ты делаешь там, так высоко?
Солнечный зайчик: Я делаю чудеса!
Автор: И тут Муравьишка увидел в небе
Муравьишка:
Что за чудо – красота! Расписные ворота Показались на пути, В них ни въехать, ни войти.
Автор: Ребята, что же увидел Муравьишка в небе?
Муравьишка: Как же так? (удивленно) Ты, Солнечный зайчик, сам белый, а радуга разноцветная! Почему радуга разноцветная?
Засмеялся Солнечный зайчик и ничего не сказал.
Учитель. Ребята, как вы думаете, на какой вопрос мы будем сегодня искать ответ?
Тема  урока: “Почему радуга разноцветная?” Слайд 3

Постановка учебной задачи.
Учитель. Да, ребята, мы сегодня с вами поговорим о радуге. А что бы вы хотели узнать про радугу? (Предположения детей).
Учитель. Муравьишка предлагает провести исследование и узнать: (учитель вывешивает карточки с вопросами).
- Что обозначает слово радуга?
- Как и когда она появляется?
- Почему радуга разноцветная?
- Как получить радугу в домашних условиях?
- Из каких цветов состоит радуга?
Учитель. Задачи нам понятны, приступаем к работе.
Изучение нового материала. Решение проблемной ситуации.
Учитель. Поднимите руку те, кто видел радугу? Где вы видели радугу? Какие чувства вы испытывали в это время?
- Откуда же пришло к нам слово радуга? Давайте послушаем. Слушайте внимательно. (Выступает ученик.)
Ученик. Слово радуга похоже на слово радость. И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. “Райская дуга” – называли её в старину и верили, что она приносит счастье. Радуга – это природное явление, которое можно наблюдать только на нашей планете.
Учитель. Как в старину называли радугу? Во что верили люди? В какое время года можно увидеть радугу? После какого природного явления можно наблюдать радугу? (После дождя) (Фронтальная работа с детьми)
Учитель. Как вы думаете, как и когда появляется радуга? (Дети высказывают свое мнение, затем выступает ученик с подготовленным материалом, делая обобщение.)
Ученик. Дождь заканчивается. Редкие капли ещё падают на землю, но из-за тучи уже выглянуло солнце. Солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли, и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга.
Учитель. Когда появляется радуга?
- Как радуга образуется?
- Чтобы увидеть радугу, необходимо находиться строго между солнцем (оно должно быть сзади) и дождем (он должен быть перед тобой). Иначе радуги не увидеть!
Учитель. Откуда же берётся цвет? Ведь солнечные лучи и дождевые капли не имеют цвета.
Проведём исследование “Прохождение луча света через стеклянную призму”.
1. На слайде мы видим луч света, который направлен на призму.
Какого цвета этот луч? (Белого)
- На самом деле белого цвета в природе нет. Белый цвет – это смесь нескольких разных цветов. Когда луч света движется сквозь воздух, с ним почти ничего не происходит. Но если на его пути попадается прозрачное вещество, заметно отличающееся по плотности от воздуха, со светом начинают происходить интересные вещи. У нашего лучика на пути встречается капелька дождя. Попадая на границу такого вещества (на капельку дождя), свет отклоняется, но самое главное, что каждая его главная составляющая, отклоняется по- разному. Это явление называется дисперсия. Если луч света пропустить через стеклянную призму (ей мы заменим капельку), то на выходе из нее мы получим все цвета
·радуги. Эти цветные составляющие цвета называются спектром. Как вы думаете, на сколько цветов его можно разделить? (На семь) Да, его принято делить на семь цветов. На какие? (ответ) Красный цвет, проходя через призму, отклоняется меньше остальных, а больше всех отклоняется фиолетовый цвет. Впервые этот опыт проделал И. Ньютон.
Ньютон в темной комнате направил пучок солнечного света,  прошедшего через отверстие в ставне, которым закрывалось окно, на треугольную призму. На противоположной стене Ньютон увидел яркую цветную полосу, состоящую из множества разноцветных полос, цвета которых, изменяясь, плавно переходили от красного к оранжевому, к желтому и до фиолетового.
Наблюдаемую на стене картину Ньютон назвал – спектром (от лат. spectrum – видение). 
Итак, такое природное явление, как радуга, происходит по той же причине. Белый солнечный свет разлагается на составляющие цвета, а в роли призмы здесь выступает мельчайшие капельки воды.
- Как же получилась радуга? (Луч света прошёл через призму и распался на цветные лучики).
- Что нам заменяла призма? (Капельку воды)
- Ребята, а кто является главным “художником” в природе? (Солнце)
- На что попадают в небе солнечные лучи? (На капельки дождя)
- Что происходит с солнечными лучами? (Распадаются на разноцветные лучики.)
- Что при этом образуется? (Радуга).
- Молодцы! Вы правы. Построили радугу солнечные лучи и дождевые капли.
- Что же такое радуга? (Это солнечное свечение. Солнечные лучи, попадая на капельку дождя, распадаются на разноцветные лучики.)
Когда мы смотрим на радугу с земли, она кажется нам дугой. Если на радугу посмотреть с высоты, например с самолета, она будет казаться кругом.
Сколько цветов у радуги? (семь) Может, кто-то уже знает порядок следования цветов в радуге? Проверим, собрав картинку из пазлов.
Работа в парах. (конверты №1 с пазлами,)
- Какой цвет создаёт наружную сторону дуги? Какой находится внутри? Какой цвет следует за красным? Оранжевым? Жёлтым? Зелёным? Голубым? Синим? Какая дуга окажется самой длинной? Самой короткой?
- Как запомнить их по порядку и очень быстро?
- Чтобы запомнить цвета радуги, люди придумали такую фразу – подсказку:
“Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан”
- Как же могут помочь эти странные слова?
- По первым буквам этих слов определяется порядок цвета.
Закрепление изученного материала.
- Может ли получиться у нас радуга?
(Чтобы увидеть радугу, необходимо находиться строго между солнцем (оно должно быть сзади) и дождем (он должен быть перед тобой).)
Практическая работа “Эффект радуги в домашних условиях”.
Радуга представляет собой оптическое явление, возникающее при преломлении и отражении солнечных лучей в миллионах дождевых капель.
Вы можете сами дома расщепить видимый солнечный свет на отдельные цвета, воспроизведя эффект радуги. Для этого в очень ясный, солнечный день вам понадобятся миска с водой, лист белого картона и маленькое зеркальце.
Поставьте миску с водой на самое солнечное место. Опустите зеркальце в воду и прислоните его к краю миски. Поверните зеркальце под таким углом, чтобы на него падал яркий солнечный свет. Затем перемещайте картон перед миской так, чтобы на нем появилась отраженная “радуга”
Так же мы можем увидеть радугу и другим способом.
Для этого достаточно взять шланг и поливать цветы. Если Вы встанете спиной к солнцу, то обязательно увидите радугу в водяных брызгах.
-Радугу можно увидеть в лужах на асфальте
-В брызгах фонтана
-Самые яркие радуги встретят нас у водопадов
-Побудем и мы волшебниками, попробуем создать свою радугу на листочках
бумаги. С помощью мыльных пузырей мы увидим эффект радуги.

Практическая работа «Радуга на мыльном пузыре»
Дети на белый лист бумаги надувают мыльный пузырь, замечая на нём «радугу».

В 1807 году Томас Юнг сделал столь же важное открытие, что белый свет можно получить сложением красного, зеленого, голубого.   Перед вами схема трёх основных цветов. 
Красный, жёлтый и синий – наиболее чистые цвета, ибо их нельзя получить смешением других цветов. Из них же, напротив, можно получить все остальные цвета. Три вторичных цвета получаются путём смешивания основных: красный и жёлтый в смеси дают оранжевый, жёлтый с синим, дают зелёный, синий с красным дают пурпурный. Цвета, противолежащие на цветовом круге, называются дополнительными (Дополнительный к зелёному – красный и т. д.), в смеси, с которыми они дают белый цвет.

Заголовок 315