Конспект урока развития речи (подготовка к ОГЭ) в 9 классе. ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».
Конспект урока развития речи (подготовка к ОГЭ) в 9 классе.
ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».
Цель урока: сформировать у школьников навыки написания сочинения- рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3).
Задачи:
образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; повторение знаний обучающихся о типах речи, о композиции сочинения -рассуждения по лексическому значению слова, о способах толкования слова, о правилах написания аргументов.
развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе языковых впечатлений, формирование умения проводить композиционно-содержательный анализ исходного текста и на этой основе отбирать материал для собственного текст публицистического характера;
воспитывающие: формирование нравственных качеств учащихся.
Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.
Организационные формы: беседа, групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа, сообщения учащихся.
Средства обучения: компьютер, презентация, памятки, толковые словари, словарь синонимов, словарь антонимов.
Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, историей, литературой. Выдвижение гипотез. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 15.3 части 3.
Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов: иллюстративные материалы интернет-ресурсов, содержащие справочные данные и иллюстративный материал по данной теме; компьютерные программные средства - Microsoft Word, Microsoft Power Point и другие для подготовки материала к уроку и самостоятельной работы учащихся. Компьютерная презентация к уроку.
Ход урока.
Организационный момент.
1) Приветствие учащихся. Постановка цели урока.
Давайте на минутку перенесёмся в будущее. Итак, начало июня 2016 года. Экзамен по русскому языку.
Учитель: - Надеюсь, молодой человек, вы серьезно подготовились к экзамену? Учитель.- Конечно, учитель. Представляете, я учил день и ночь. Учитель: - День... и ночь. Это я представляю. Вот не представляю другого: что можно выучить за одни сутки?
Вот потому, что за одни сутки невозможно подготовиться к экзамену, мы с вами занимаемся этим уже 2-ой год.
Наш урок сегодня – продолжение цикла уроков по подготовке к ОГЭ.
Мы будем готовиться к написанию сочинения -рассуждения на тему, связанную с анализом текста - задание 15.3. Откройте сборники подготовки к ОГЭ и прочитайте внимательно любое задание 15.3 Что нам нужно знать и уметь, чтобы хорошо написать сочинение?
(знать композицию (строение) сочинения- рассуждения по лексическому значению слова, знать понятия "тезис", "аргументы", "вывод", способы толкования значения слова, уметь аргументировать свой тезис, логично строить работу)
Этим мы и займёмся сегодня на уроке- повторим теоретические сведения и попробуем вместе написать сочинение)
2) Запись даты, темы урока в тетрадь
II. Орфографическая работа. Расширение словарного запаса учащихся.
нравственность
Актуализация знаний.
Давайте повторим композицию сочинения-рассуждения по заданию 15.3. С чего начинается сочинение?
(С вступления). О чём мы будем писать во вступлении?(дадим определение предложенного в задании слова, т. е напишем тезис - положение, утверждение, которое требуется доказать.)
.
Что значит определить значение слова?
(значит определить смысл слова, раскрыть понятие, дать характеристику тому или иному предмету.)
Какие способы толкования слова вы знаете? Приведите примеры
( Описательный – толкование (объяснение) через описание признаков с опорой на толковый словарь. Н-р: Доброта - это нравственное качество человека, которое заключается в душевном расположении к людям, в стремлении сделать что-то хорошее.Подбор синонимов и антонимов – через слова с близким или противоположным значением. н-р: ревностный – старательный, усердный, исполненный рвения к чему-либо.Опора на состав слова, однокоренные слова – через значения частей слов – приставок, корней, суффиксов. н-р:честность - честный
Способ отрицательного определения - путем указания таких свойств предмета, которые у него отсутствуют. Н-р: азот – газ без цвета и запаха, не поддерживающий горения; суша – часть земли, не покрытая водой.
Используя выше перечисленные способы дайте определение такого нравственного понятия. как чёрствость, чёрствый, чёрствый человек (по рядам)
Итак, описательный способ: чёрствость - это отрицательное качество человека, которое проявляется в равнодушии к чужим бедам.
Синонимичный способ : чёрствый - нечуткий, бездушный.
Способ отрицательного определения: Чёрствый человек - тот, кто лишён человечности, душевной теплоты, милосердия.
Что пишем дальше в сочинении"
(Комментируем определение)
Что значит прокомментировать определение?
( показать наши размышления в соответствии с заявленным тезисом, к-ые должны быть логически связаныс дальнейшими аргументами и примерами из текста и нашего жизненного опыт, короче говоря, -это пояснение данного определения с опорой на текст)
Что далее пишем в сочинении?(Аргументы - это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис
(Приводим примеры из текста и из жизненного опыта).
Ни в коем случае нельзя пересказывать текст!
Последний абзац сочинения - вывод - это заключение, итог проведённого рассуждения
Так сколько же абзацев будет в вашей работе? (5 или 4, если тезис и комментирование объединить в один)
4. Работа с текстом при написании сочинения -рассуждения .
Шаг 1 .Возьмите в руки раздаточный материал и внимательно прочитайте задание.
Значение какого слова нам предлагают определить?
На какую тему вы будете писать сочинение?
Так о чём будет ваше сочинение?
Шаг 2. Вспоминаем текст для изложения и перечитываем написанное изложение.
Вспомним, для чего нужен этот шаг. В тексте, по которому вы будете писать изложение, ставится какая-либо проблема, чаще всего связанная с нравственными понятиями, в самом общем виде. Ключевое слово, вынесенное в задание 15.3 соответствует поставленной проблеме. Поэтому в тексте для изложения вы можете найти или полное определение этого понятия, или частичное, которое вам поможет сформулировать своё определение Текст изложения я вам дала на дом. Вы должны были познакомиться с ним. А сейчас подчеркните в нём те фрагменты, воспользовавшись которыми, вы сможете дать определение слову красота.
(Зачитывание фраз учениками)
Шаг 3. Читаем текст второй части. (Вслух читает заранее подготовленный ученик)
- Какова тема этого текста? )
- Назовите стиль данного текста. (Художественный).
- Какой тип речи использован в тексте? (Повествование).
-Какими словами описывает автор красоту девушки? Какие изобразительно-выразительные средства использует автор?
-А есть ли описание внешности рассказчика?
- Что вы можете сказать о нём?
- Какова же основная мысль текста?
В ваших ответах на поставленные вопросы прозвучало слово красота. А вы помните, что в сочинении - рассуждении нам предстоит работа именно над этим словом.
Шаг 4. Пишем сочинение.
В тексте для изложения вы отметили фрагменты, которые дают понятие слову красота и прочитали текст "Уродина". А теперь вы должны сформулировать определение слова красота. На основе текстов Вы должны представить своё понимание этого понятия. Поработайте над определением, используя один из способов толкования слов и используя типовые конструкции для вступления, которые есть у каждого из вас. На экзамене не будет словарей, но сегодня вы можете воспользоваться ими.
(самостоятельная работа учащихся)
(чтение учащимися)
А теперь давайте прокомментируем наш тезис, опираясь на текст Васильева..
Комментарий к тезису – 2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом.
В данном случае это могут быть размышления по поводу того, где проявилась истинная красота души или где её не было?И т.п.
Помните, что комментарий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта.
( чтение своих вариантов комментирования)
Аргументируем определение.
1-ый аргумент - вы возьмёте из текста. ( ни в коем случае нельзя пересказывать, нужно анализировать. )
Какой(ие) из примеров можно использовать в качестве аргумента в нашем сочинении?
1. Например, в тексте Павла Васильева девушка "редкой красоты" оказывается чёрствым, равнодушным, эгоистичным человеком. Для неё удивительно даже то, что мужчина "старался" не для себя, а для других. Думаю, слова "уродина" в предложении 35 очень точно характеризует именно героиню рассказа.
2. В тексте Васильева описывается случай с мальчиком, который хотел помочь больной бабушке, а её внучка даже не заметила, что её бабушка больна.
3. Как показывает писатель, девушка "редкой, бросающейся в глаза красоты" бесцеремонно ведёт себя в очереди у телефона - автомата, оказывается настолько бездушной, что даже не замечает болезни родной бабушки. Сам автор в названии рассказа ("Уродина") даёт безжалостную оценку героине.
Какие речевые клише вы можете использовать для введения основной части сочинения.?
Какие вводные слова уместны в этой части сочинения? Какие встретились в данных отрывках?
Почему отдельные слова заключены в кавычки"
2аргумент - из жизненного опыта.
А что такое жизненный опыт?
-примеры из читательского опыта;
-исторические факты;
- статьи и СМИ;
- высказывания специалистов какой-либо области;
-результаты личных наблюдений (частные случаи из жизни).
Какие речевые клише вы можете использовать для введения 2 аргумента?
Давайте вспомним, в каких произведениях литературы мы встречались с примерами истиной красоты.
"Евгений Онегин"; "Капитанская дочка" А С Пушкина
"Юшка" А. Платонова
"Матрёнин двор" А.Солженицына
"Бирюк" И.С. Тургенева
" Судьба человека" М.Шолохова. и др.
Прочитайте фрагмент сочинения - аргумент №2 и вставьте подходящие по смыслу пропущенные слова.
Внешняя и внутренняя, духовная красота человека - предмет исследования русских писателей и поэтов. Так, в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин", две героини, сёстры______________________________________________. Младшая,Ольга,__________________________________________________, в то время как старшая, Татьяна____________________________________
_________________________________________________________________.
Автор подтверждает мысль о_______________________________________
_____________________________, сопоставляя судьбы героинь. Татьяна стала_________________________________________________________
___________________________________, но она_______________________
_________________________________________________________________.
Ольга же__________________________________________________________
__________________________________________________________________.
Пушкин , знаток человеческих душ, философ и психолог, утверждает:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Вывод - завершает ваши рассуждения, а следовательно, представляет собой возвращение к тезису, необходимое для подтверждения правильного толкования значения слова.
Слово учителя: подводя итог нашему разговору о красоте, послушаем замечательное стихотворение. (Читает заранее подготовленный ученик).
Внутренняя красота
Красота спасет наш мир,Но не красота снаружи.Та, что находится внутри,Ей точно ведь пиар не нужен.Она тихонечко сидит,На публике не выступая.С заботой на других глядит,О доброте она все знает.Не надо денег ей совсемИ драгоценностей не нужно.Помочь она ведь хочет всемЕй славы блеск совсем не нужен.А видит она все вокругТаким красивым, разноцветным.Она как самый лучший друг -Всегда бывает неприметной.Но если вдруг кому-то срочноНужна забота и поддержка,Придет на помощь она точно,Всегда поможет без задержки.Хотелось бы, чтоб в мире нашемТа красота внутри ценилась,И снаружи внешность наша К красоте внутри стремилась...
4. Рефлексия.
- Что нового и важного вы узнали и повторили на уроке?
- Что вам показалось сложным?
- Где вы сможете применить полученные знания?
5.Задание на дом: написать сочинение – рассуждение на тему: «Какого человека можно назвать красивым?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Аргументируя свой тезис, приведите 2(два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста
а второй - из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Удивительная вещь — экзамен. Одних он удивляет вопросами, других — ответами.
Я желаю вам, чтобы вы на экзамене меньше удивлялись сами, а других удивляли только хорошим!
Приложение.
Композиция сочинения-рассуждения по лексическому значению слова
Вступление. Определение предложенного в задании слова
Комментарий определения
Первый пример-аргумент из текста
Второй пример-аргумент из вашего жизненного опыта (или из текста)
Вывод
Текст для изложения.
Красота - это глубоко человеческое. Это радость нашей жизни. Во внешней человеческой красоте воплощены наши представления об идеале прекрасного. Внешняя красота - это не только совершенство всех элементов тела, не только здоровье. Это внутренняя одухотворенность - богатый мир мыслей и чувств, нравственного достоинства, уважения к людям и к себе, скромность. Средоточие духовной жизни, зеркало мысли, выразитель чувств - человеческие глаза. Внутренняя красота отражается и на внешнем облике.
Единство внутренней и внешней красоты - это эстетическое выражение нравственного достоинства человека. Нет ничего зазорного в том, что человек стремится быть красивым, хочет выглядеть красивым. Нравственность этого стремления определяется тем, в какой мере это красота выражает творческую, деятельную сущность человека. Ярче всего красота человека проявляется тогда, когда он занят любимой деятельностью, которая по своему характеру подчёркивает в нём что-то хорошее, свойственное его личности. При этом его внешний облик как бы озарён внутренним вдохновением. Безделье - враг красоты.
Если внутреннее, духовное богатство создаёт человеческую красоту, то бездеятельность, и тем более безнравственная деятельность, эту красоту губит. Когда соприкасаешься со многими молодыми людьми в большом коллективе, то среди ярких, запоминающихся лиц видишь лица, которые ничем не обращают на себя внимания, - они мелькают, но не запоминаются. Духовная пустота делает безликой внешность человека.
(По В. Сухомлинскому)
Памятка. Написание сочинения-рассуждения задания 15.3 части 3.
План сочинения Пример написания Речевые клише Вводные слова, уместные в каждой части сочинения
1.Тезис (объяснение лексического значения слова)
Комментарий к тезису
(2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом). К-ий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта. Мужество – это…
«Мужество - храбрость, присутствие духа в опасности. Проявить мужество и стойкость». С.И.Ожегов
«Мужество- спокойная храбрость, присутствие духа в беде, опасности. Проявить мужество. Душевная стойкость и смелость. Иметь мужество говорить правду в глаза». Д.Н.Ушаков
Проявлено мужество может быть как в мирное, так и в военное время. Но именно война ставит человека перед выбором, испытывая его на прочность. Я считаю, что…- это… Я думаю, что…- это… Я уверен, что…- это… Я убеждён,что…- это… Мне кажется,что- это…
На мой взгляд, по моему мнению,
по-моему,
Аргументы + примеры.
1-й - из прочитанного текста (цитата или № предложения)
2-й – из Вашего жизненного опыта
(жизненные наблюдения; пример из истории посёлка,города,страны;истории из жизни известных людей или Ваших знакомых, из вашей жизни, сведения из СМИ и т.п.) Обратимся к тексту С.П.Алексеева. В предложении 29 говорится о матросах, боевых товарищах артиллериста, мужественно защищавших Севастополь в годы Великой Отечественной войны. Все они погибли, но выполнили свой долг перед Родиной – защитили город от врага.
Доказательством также служит пример из истории моего родного города. Осенью 1941 года на подступах к Туле кипела ожесточённая битва за город. Советские солдаты, не щадя своих жизней, геройски сражались с врагом. Мирные жители рыли окопы, строили оборонительные сооружения, сутками работали на заводах, выпуская оружие и патроны для фронта. Дорогой ценой досталась победа. За мужество и стойкость, проявленные защитниками Тулы при героической обороне города, Туле присвоено почетное звание "Город-герой". Обратимся к тексту (автор). Предложение №.
Доказательства находим в тексте(автор). Так, предложение №…
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению…
Это можно доказать, обратившись к предложению… текста. В нем…
Доказательством также служит пример из…
Аналогичным подтверждением вышесказанного служит история из моей жизни. Когда…
Подтверждение всему вышесказанному можно найти также в истории нашей страны. (приводится конкретный пример) Во-первых, во-вторых, например, безусловно, без сомнения, несомненно, бесспорно
Вывод.
(общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, без него рассуждение будет незаконченным) Таким образом, такое качество характера, как мужество, свойственно людям смелым, способным в трудную минуту не струсить, не отступить перед выпавшим испытанием. Поэтому люди, мужественные, отважные, достойны уважения и памяти потомков.
(160 слов) Таким образом, итак, действительно,
Способ толкования значения слова
Описательный способ Чёрствость - отрицательное качество человека, которое проявляется в равнодушии к чужим бедам.
Синонимический способ
Чёрствый - нечуткий, бездушный.
Способ отрицательного определения Чёрствый человек - тот, кто лишён человечности, душевной теплоты, милосердия.
Отсылочный способ Милосердие - то же, что и сострадание.
Типовые конструкции для сочинения по заданию 15.3
Типовые конструкции для вступления Типовые конструкции для основной части Типовые конструкции для заключения
Попробуем разобраться в смысле этого понятия.
Попробуем определить данное слово.
На мой взгляд, чёрствость - это...
По моему мнению, чёрствость - это...
Мне кажется, что чёрствость - это...
Я думаю, что чёрствость - это...
Что такое чёрствость? Попробуем над этим поразмышлять. Я считаю, что... Проиллюстрировать это понятие можно на примере текста (примерах из текста).
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту.
В тексте (фамилия автора) можно найти пример, подтверждающий правильность моего определения (мысли или тезиса).
Предложение ... подтверждает мысль о том, что...
Примеры (называем слово-понятие из задания) можно встретить в жизни.
В подтверждение приведу пример из жизни (из художественной литературы, из СМИ и т. п.). Таким образом ..., итак ..., в заключении..., как видим ...
Итак, можно увидеть, что...
Мне удалось проиллюстрировать примерами (назвать источник, откуда приводятся примеры-аргументы) верность данного мной определения.
В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что ...
Эти примеры из тексты стали убедительным доказательством моего определения.
УРОДИНА
Я живу на новостройке. За моим домом начинается картофельное поле. Наш дом ещё не телефонизировали. Поэтому возле него установлена будка телефона-автомата.
Однажды моей соседке по коридору, Полине Ивановне, из смежной квартиры, сделалось плохо с сердцем.
Возле будки телефона-автомата скопилось достаточно много народа, я объяснил, в чем дело, и меня пропустили вне очереди. Однако оказалось, что вызвать неотложку не так-то просто. То абонент оказывался занят, то почему-то не снимали трубку.
И вдруг дверца кабины распахнулась, и через моё плечо нажали на рычаг. Передо мной стояла девушка лет двадцати. Очень красивая. Той редкой бросающейся в глаза красоты, о которой поэт говорил: "Слепой лишь её не заметит..." Подобная красота столь же редкий дар природы для человека, как талант или даже гениальность. И поэтому поражает.
- Мне надо позвонить, - сказала девушка. "Мне надо!" - для неё это значило всё. - Меня там ждут. Я спешу! Вы понимаете это?! - добавила она с тем раздражением в голосе, что, мол, мне некогда, а тут некоторые, - она выразительно посмотрела на меня...
- Ну и что? - возмущённо раздалось из очереди. - Не мешайте гражданину.
Я приготовил другую монету, но она выскользнула у меня из руки, покатилась по тротуару. Пока мне помогли её поднять, девушка впорхнула в будку и набрала нужный ей номер.
- Что же вы её пропустили? - укоризненно сказал я мужчине, стоящему перед дверью первым.
- Себе дороже будет! - усмехнулся он. - У меня свои такие. Им слова не скажи, лучше отойти да стать в сторонку.
Девушка разговаривала в будке громко, не обращая на посторонних внимания, поэтому слышно было всем.
- Серёжа! - кричала она. - Как договорились, жду на условленном месте.
Видимо, абонент что-то пробурчал недовольно, сделал ей какое-то замечание, девушка оглянулась на нас:
- Да тут всякие...
Она неторопливо повесила трубку и величаво прошла мимо нас, гордо вскинув подбородок, а возле меня она приостановилась и шепнула так, чтоб неслышно было другим:
- Уродина!..
Во второй раз я дозвонился быстро, продиктовал адрес и поспешил к лифту, помня, что Полина Ивановна в квартире осталось одна.
Дверь в квартиру к Полине Ивановне оказалась незапертой.
Полина Ивановна лежала на кровати, прикрыв глаза.
- Сейчас приедет неотложка.
- Спасибо.
- Как вы себя чувствуете?
- Лучше.
Полина Ивановна молчала. И я молчал, не зная, что говорить, что делать.
Неожиданно в комнату вошла знакомая мне девушка, которую я видел у телефонной будки. Дверь в квартиру оставалась незапертой, и поэтому девушка вошла неслышно.
- Вы здесь?! - взглянув на меня, сказала она с нескрываемым возмущением.
- Моя внучка, - светлея лицом, прошептала Полина Ивановна.
- Так это вы не для себя звонили, так старались? Для других старались? - спросила девушка, с любопытством рассматривая меня.
- Бабусик, я пойду, - обратилась она к Полине Ивановне. - Один парень взял на меня билет в кино на "Покаяние". Что у кинотеатра делается! Психоз какой-то! А ты побеседуй с этим джентльменом. Приятная компания. Ну, помчалась. Целую!
Неотложка пришла через несколько минут. Возможно, девушка встретилась с врачом где-нибудь у лифта. Полину Ивановну осмотрели и сказали, что необходимо срочно отправить её в больницу. Положили на носилки, закрыли одеялом до подбородка и унесли. Я смотрел в окно и удивлялся, почему машина так долго стоит у нашей парадной. Наконец она ушла. А на другой день я узнал, что ещё в лифте Полина Ивановна умерла.
(По В. Васильеву)
Примечание.
Урок подготовлен с опорой на учебно-методическое пособие Н.А Сениной, А.Г. Нарушевич (Сенина Н.А, Нарушевич А.Г.. Русский язык. 9 класс. Сочинение на ОГЭ. Курс интенсивной подготовки. Ростов-на-Дону, "Легион", 2015)