Урок Современное выставочное искусство(5 класс)

Урок по изобразительному искусству на тему:
«Современное выставочное декоративно-прикладное искусство»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель учителя: сформировать у школьников представление о многообразии проявлений современного декоративного искусства, о взаимосвязи материала, формы и содержания, о новом понимании красоты современными художниками и нацелить на поиск и решение декоративной композиции.
Задачи:
расширить представление детей о декоративном искусстве (керамика, художественное стекло, металл, гобелен, роспись по ткани);
развивать образно-ассоциативное мышление как форму освоения мира, творческие способности, эстетические чувства;
воспитать эстетическое отношение к современному декоративно- прикладному искусству, уважение к творчеству профессиональных художников, к декоративному творчеству;
Цель ученика: познакомиться с разными видами выставочного искусства.

Планируемые результаты:
Личностные: оценивать важность красоты творчества.

Метапредметные.

Регулятивные: определять цель учебной деятельности, учиться формулировать проблему совместно с учителем.

Познавательные: сопоставлять и отбирать информацию, полученную из разных источников ( учебник, относить объекты к известным понятиям).

Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе, оформлять свои мысли в устной речи.

Предметные: отличать разные виды современного выставочного искусства- художественное литье, изделия из металла, батик, гобелен, художественное стекло, художественная керамика.

Оборудование для учителя:
1. Предметы декоративно- прикладного искусства (керамика, металл, художественное стекло, гобелен, батик, имеющиеся у учителя).
2. Карточки с изображением керамических изделий, металла, гобелены, роспись по дереву, стекло.
3 . План расположения «Сокровищ» в классе.
4.Таблички с ленточками, прикрепленными к вазе, бабочке, подсвечнику, гобелену, платку.
Оборудование для учащихся:
1.Учебник.
2.Файлы с наглядным материалом.

План урока
1.Введение в тему. Создание проблемной ситуации.
2. Самостоятельная творческая работа
3.Физкультминутка.
4. Сообщение нового материала в процессе игры, диалога с учащимися.
5. Тест.
6. Подведение итогов урока.





Технологическая карта урока.

Этап урока
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
Задания для обучающихся
УУД

1. Мотивационный
Учитель обращает внимание детей на современные виды искусства. Говорит обучающимся, чтобы они обратились к учебнику и открыли нужную главу данной темы.
Обучающиеся смотрят новый материал в учебнике.
Рассматривают новые иллюстрации по данной теме.


2.Введение нового знания
Учитель поэтапно начинает объяснять, какие существуют разные виды современного выставочного искусства, подводит ребят к теме урока.
Ребята слушают новый материал. Принимают участие в беседе.
Обучающиеся знакомятся с разными видами современного искусства на примере иллюстраций в учебнике и на слайдах презентации.
( Р)
Определять цель учебной деятельности, учиться формулировать проблему вместе с учителем.

3. Воспроизведение нового знания
Педагог предлагает разделиться на группы. Каждой группе предлагается задание по новой теме.
Обучающиеся распределились в группы по рядам.
В группах ребята готовят краткое сообщение об одном из видов современного искусства. Группа художников выполняет эскиз изделия.
( П)
Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из разных источников( учебник, сеть Интернет)

4. Первичное закрепление
Педагог предлагает представителю от группы выступить с небольшим сообщением и представить свой эскиз.
Ученик от группы представляет эскиз и говорит о данном виде искусства.
Ребятам предлагается придумать, где данный вид искусства можно применить или что им украсить.
( Л)
Оценивать важность красоты творчества.

5. Рефлексия деятельности на уроке
Учитель обращается к презентации по современным видам выставочного искусства и предлагает заполнить таблицу.
Обучающиеся просматривают слайды.
Ребята заполняют таблицу ( прил. № 1) по представленным слайдам ( прил. № 2)

( П)
Отличать разные виды современного выставочного искусства.







Ход урока
Организационный момент. Введение в тему. Создание проблемной ситуации.
Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу, поприветствуйте и улыбнитесь нашим гостям! Молодцы! Надеюсь, наш урок будет таким же добрым, как ваши улыбки!
На доске записана, но скрыта тема нашего сегодняшнего урока. Давайте вместе с вами попробуем определить ее, и узнать о чем сегодня на уроке пойдет речь.
Ребята, что вы изучали на протяжении 3-х четвертей? О чем говорили?
- Декоративно-прикладное искусство (Открываю часть темы)
С ним вы знакомились с самого начала года. Это и вышивка, и роспись по дереву, это и глиняные игрушки, украшения и много других промыслов. Этим промыслам не один десяток лет, а многие из них появились много веков назад. Мастера работают в традициях и сохраняют навыки и правила, передающиеся от старых мастеров.
А как вы думаете в наше время, современные мастера могут в свои работы вносить что-то новое, эксперементировать с материалами, формой, цветом?
- Да.
А эти произведения будут декоративно-прикладным искусством?
-Да.
Но каким декоративно-прикладным искусством?
-Современным.(Открываю слово)
А где мы с вами можем познакомиться с современными произведениями декоративно-прикладного искусства?
-Выставочных залах. (Открываю слово)
Итак, наша тема: «Современное выставочное декоративно- прикладное искусство».
Двери выставочного зала открыты перед вами! Мы можем войти в этот чарующий мир красоты и постараться быть в нем не просто гостями, а внимательными, понимающими зрителями.
- Зная тему урока, попробуйте сформулировать цели нашего урока, используя слова-помощники:
- расширить( представление о декоративном искусстве)
- развивать( творческие способности, эстетические чувства)
- воспитывать( эстетическое отношение к современному декоративно- прикладному искусству)
Обобщение. В отличие от народного мастера, который работает в традициях и сохраняет навыки и правила, передающиеся от старых мастеров, современный художник, хотя и опирается на традиции, но более свободен в своем творчестве.
Предметы декоративно-прикладного искусства создают среду, украшают быт, делают нашу жизнь более привлекательной и праздничной. Самое главное, это искусство организует общение людей, помогает им понять друг друга. У каждого народа свои формы предметов, свои орнаменты, свои образы и мотивы. Используются и различные материалы: глина, металл, стекло, различные нити, ткань. Красота этого вида искусства, дает нам возможность назвать произведения сокровищами. Так давайте отправимся в путь за сокровищами!
У меня есть план сокровищ, спрятанных в классе. Поможете мне их найти?
-Да.
Тогда приступаем. Первая подсказка указывает на место.
Учитель просит ученика выполнить просьбу, а план вывешивается на доске. Ученик достает предмет, и все рассматривают первое сокровище - керамическую статуэтку. Вопрос. «Какого цвета эта ваза?» ( Обсуждение выкрашена она или это цвет материала).
К каким иллюстрациям на доске можно отнести это сокровище?
Это сокровище я передаю 1 группе, которая нам поможет узнать, что это такое. Следующая подсказка отсылает нас к окну, где за занавеской спрятались необычные фигурки. Как вы думаете из чего они сделаны? К каким иллюстрациям на доске можно отнести это сокровище?
Это сокровище я передаю 2 группе, которая нам поможет узнать, что это такое.
Следующий тайник находится на полке с книгами, где находим металлическую розу и подсвечник.
Как вы думаете, из чего они сделаны? К каким иллюстрациям на доске можно отнести это сокровище?
Это сокровище я передаю 3 группе, которая нам поможет узнать, что это такое.
Обращаемся за следующей подсказкой. На ней указана стена с правой стороны.
Как вы думаете, из чего они сделаны? К каким иллюстрациям на доске можно отнести это сокровище?
Это сокровище я передаю 4 группе, которая нам поможет узнать, что это такое.
Последняя подсказка находится на столе у учителя. Это косынка.
Как вы думаете, из чего она сделана? К каким иллюстрациям на доске можно отнести это сокровище?
Это сокровище я передаю 5 группе, которая нам поможет узнать, что это такое.
Итак, все сокровища нами найдены. Теперь нам осталось поближе с ними познакомиться.
Самостоятельная работа учащихся.
У каждой группы есть свое сокровище, о котором вы должны подготовить при помощи учебника сообщение. Откройте учебники на указанных у вас страницах. Прочитайте и подготовьте сообщение.
1 группа – стр. 142- 147.
2 группа - стр.148 –151
3 группа - стр.152-155
4 группа - стр.156-161
5 группа - стр.162-166
(Учащиеся готовят сообщения, учитель контролирует)
3.Физминутка.
4. Сообщение нового материала в процессе игры, диалога с учащимися.
Выступление 1 группы. В ходе выступления показ презентации.
Это изделие из керамики. Керамикой называют изделия из цветной обожженной глины. Карточка прикрепляется к доске.
Фарфор и фаянс изготавливают из более белых и тонких глин. Гончарные изделия покрывают глазурью или эмалями. Все это называется майоликой.
В отличие от народного мастера, современный художник- прикладник свободен в своих замыслах . Художник- керамист нередко привлекает естественный цвет обожженной глины - терракоты, что означает «жженная земля» . В народном творчестве изделие связывалось с практическим применением, а современные художники в полной мере используют пластические возможности материала. Часто несколько произведений соединяет один замысел и тогда композиция называется ансамблем (вместе). Фактура может быть самой разнообразной- оттиски, завитки, пучки жгутиков, иногда оставляют царапины, трещины, заплатки, что придает естественность.
Выступление 2 группы. В ходе выступления показ презентации.
Произведения декоративного искусства из стекла называются художественное стекло. Карточка прикрепляется к доске.
Работа художника – стекольщика очень сложна. Художник или сам выдувает стекло, или творит вместе с мастером- стеклодувом. Выдувное стекло, получаемое ручным способом, называется «гутное стекло». Художник тонко использует в своих работах контрасты.
Вопрос. Назовите какие ?
(Светлое и темное, легкое и тяжелое, хрупкое и прочное, прозрачное и глухое).
Сочетание стеклянных форм с изображением обогащает произведение, наполняя его яркой образностью.
Ребята, а у нас в Брянской области есть заводы которые занимаются чем-то похожим?
- Дятьковский хрустальный завод
Хруста
·ль (от [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  лёд)  особый вид [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], содержащий не менее 24 % [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Выступление 3 группы. В ходе выступления показ презентации.
Современные художники создают произведения и в таком «трудном» материале, как металл. Карточка прикрепляется к доске.
На территории нашей страны кузнечным делом стали заниматься еще в 6-5 вв до нашей эры в Причерноморье, на Северном Кавказе, Южном Урале. В Киевской Руси художественная ковка возникла около 10 века. В процессе изготовления клинков мастера использовали кузнечную сварку- в дальнейшем такая сталь была названа дамасской. Готовые клинки покрывались гравированными черным орнаментом, в сочетании с ювелирно отделанной рукоятью они представляли собой настоящие жемчужины ювелирного и кузнечного искусства.
В Древней Руси строили изумительные по красоте храмы и соборы, и кузнецы украшали их коваными крестами, оконными решетками, воротами. Высокого мастерства достигли златокузнецы, которые изготовляли серебряные, медные ковши, вазы, братины. Современные мастера используют различные приемы и техники – ковку. Если художник занимается художественной ковкой, то нередко ему самому приходится быть и исполнителем. Мгновение и раскаленная заготовка лежит на наковальне.
Вопрос. Какую пословицу можно вспомнить? (Куй железо, пока горячо»).
Рассматриваем в учебнике декоративную композицию «Танец огня» Владимира Воробьева. Причудливые, вытянутые формы, изгибаясь и свободно перетекая одна в другую, как бы исполняют пластический танец огня. Кованый металл приобрел легкость. Это впечатление создают узкие полоски металла и игра просветов на поверхности формы.
Рассмотрим подсвечник «Охотник», выполненный художником О. Цхурбаевым.
Выполнен он в другой технике- литье. Расплавленная, огнедышащая масса заливается в специальные формы, в которых она, медленно остывая, приобретает форму будущего изделия. Еще одна техника- чеканка. На металлической пластине появляется изображение при помощи вдавливания различными инструментами.
Сварка. Работы выполняются при помощи сварочного аппарата и фантазии художника.
Ребята, а у нас в Злынке есть люди, которые занимаются чем-то похожим?
- Кузнечный дворик Магага
Выступление 4 группы. В ходе выступления показ презентации.
Художественно исполненный тканный ковер для украшения стены называется гобелен. Карточка прикрепляется к доске.
Традиционные материалы- это шерсть и лен, но сегодня художники используют новые материалы- синтетические волокна, шнуры, веревки, кусочки кожи, дерево. Создавая гобелен, Художник выступает одновременно и в роли ткача, в роли живописца, скульптора и архитектора, если гобелен задуман для оформления интерьера. Для художника по гобелену все имеет значение: толщина нитей, их качество, цветовое сочетание, разнообразие техник, переплетение фактур, сочетание различных материалов.
Выступление 5 группы. В ходе выступления показ презентации.
Искусство росписи по ткани называется Батик. Карточка прикрепляется к доске.
Искусство пришло к нам из Индонезии. Мастера занимались росписью по ткани сначала восковой смесью, затем ткань окрашивали в нужный цвет, затем воск смывали. На ткани оставался рисунок или белый узор.
Сейчас художники работают в более сложной технике. Используют технику горячий батик, холодный батик.
Горячий батик. Силуэты контура рисунка, а также пятна обводятся, нанося горячий резервирующий состав. Резерв наносится тонкой жёсткой кисточкой. После нанесения резерва работа пропитывается и мгновенно высыхает. Затем наносится краска, от светлого к тёмному, в несколько слоёв, высушивая каждый.
Холодный батик. На ткань, от руки, с помощью стеклянной трубочки наносится холодный резервирующий состав по контуру рисунка. Затем даётся время подсохнуть резерву и работа расписывается анилиновыми красителями разного цвета. В холодном батике резервирующий состав не удаляется.
На ткань наносится замкнутая линия при помощи специальной трубочки. Состав- (резерв) создает как бы перегородку, не пропуская краску. Для росписи по ткани используют специальные красители или анилиновые красители, которые подобно акварели мягко перетекают одна в другую.
Итак, ребята выставочная деятельность – это своеобразная творческая лаборатория художника. Она связана с поиском новых идей, нового образного языка, которым художник выражает свои мысли, чувства, представления о красоте, отношение к миру.
Выставочная деятельность – это упорный, напряженный труд, в результате которого рождаются на свет авторские вещи. В отличие от предметов массового производства эти вещи всегда неповторимы.
5. Тест.
Проверка усвоения материала урока- буквенный  диктант:

Тканый ковёр -картина ручной работы. (е)
Изделия, полученные методом свободного выдувания в горячем состоянии. (г)
Техника росписи тканей. (б)
Художественная обработка металла в горячем состоянии с помощью молота. (д)
Изготовление металлических изделий методом плавки и разливки в формы. (а)

6. Подведение итогов урока.
-С какими произведениями современного декоративного искусства мы познакомились?
-В чем состоит отличие выставочных произведений декоративно-прикладного искусства от изделий массового производства?
-Как ты понимаешь выражение «произведение говорит языком своего материала»?
- Что было бы, если бы декоративно-прикладное искусство перестало существовать?