Технологическая карта урока химии «Химические формулы. Относительная молекулярная масса. Расчеты по химическим формулам


Технологическая карта урока химии «Химические формулы. Относительная молекулярная масса. Расчеты по химическим формулам» ( 8 класс ) МКОУ СОШ с. РысевоУчитель: Долгая Нина Ивановна
Тема: Химические формулы. Относительная молекулярная масса. Расчеты по химическим формулам.
 Цели урока:
Образовательные:  Формировать понятие химических формул веществ, относительной молекулярной массы и молярной массы вещества, навыки решения простейших расчетных задач на нахождение массовой доли элемента в соединении и установлении молекулярной массы вещества по массовым долям.
 Развивающие: развитие памяти, логического мышления и математического анализа информации, записи в тетради.
 Воспитательные: умение слушать и понимать учителя, воспитание культуры научных знаний и организации труда.
 Формируемые УУД
Личностные умения:   демонстрируют познавательные умения, интеллектуальные и творческие способности, ответственное отношение к обучению,
познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение предмета.
 Метапредметные универсальные учебные действия:
 познавательные: общеучебные – организовать свою учебную деятельность; формулировать ответы на вопросы учителя; участвовать в парной работе,  использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации; логические:: производить поиск существенной информации, дополняющей и расширяющей имеющиеся данные; ставить и формулировать проблему урока, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении задачи, по наводящим вопросам учителя.
коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; владеть монологической и диалогической формами речи всоответствии с нормами родного языка; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы по теме урока.
 регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование – составлять план ответа; работать стекстом параграфа и его компонентами; целеполагание – выполнять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно
учащимся, и того, что еще не известно.
 Предметные умения:
Проявлять устойчивый учебно – познавательный интерес к новым знаниям по написанию химчческих формул веществ, способам решения задач на нахождение относительной молекулярной и молярной массы по формулам, массовой доли химического элемента в сложном веществе.
Знать определения понятий « химическая формула», « Относительная атомная и молекулярная массы», «массовая доля элемента».
Вычисление относительной молекулярной массы вещества и массовой доли элементов в химических элементах.
 
  Технологическая карта урока:
 
 
 Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
I.
Орг. момент Приветствует учащихся, настраивает на работу, проводит психологическую разминку. Приветствуют учителя, настраиваются на работу. Участвуют в психологической разминке. Л:формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию, активной работе на уроке.
II. Актуализация знаний
  Задает учащимся вопросы:
Что изучает химия?
Что такое вещество?
Что называют простым веществом?
Что называют сложным веществом?
Приведите примеры простых и сложных веществ.
Что такое химическая формула? Учитель даёт понятие
 химической формуле вещества.
Предлагает учащимся прочитать формулы сложных веществ.
Что такое молекула вещества?
Как узнать какую массу имеет молекула вещества?
В каких единицах измеряется масса молекул?
Предлагает учащимся рассчитать массу молекул предложенных веществ.
 Показывает расчёт Относительной молекулярной массы веществ по формулам, соответствия молярной массы и её наименование. Отвечают на вопросы учителя
 
 
 
 
 
Записывают правило в рабочую тетрадь с.28 учебника. 
Читают формулы веществ по карточкам.
 
 
Рассчитывают массу молекул предложенных веществ.
Рассчитывают относительную молекулярную массу и молярную массу. К: умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,
Развитие критического мышления
 
III. ЦелеполаганиеДидактическая задача: создание проблемной ситуации и формулирование учебной проблемы  Предлагает учащимся оценить верность высказываний:
1.Вещество вода всегда состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода. Составить формулу вещества.
2.Вещество карбонат кальция, образующее мел может иметь постоянный состав, в зависимости от  способа его получения.
 
Как вы понимаете качественный и количественный состав вещества?
Можно ли определить массовую долю химического элемента по формуле вещества?
Можно ли самостоятельно вывести формулу вещества, зная процент содержания в нем того или иного элемента?
Что необходимо узнать сегодня на уроке?
Какова его тема и цель?  
Слушают учителя, оценивают верность высказываний, выдвигают предположения,
 Составляют формулу воды.
Слушают учителя,  отвечают на вопросы учителя, выдвигают предположения,
Определяют тему урока и его цель
Ученики отвечают на вопросы учителя, приводят примеры качественного и количественного состава вещества.
Слушают вопрос учителя, предполагают ответ. Вместе с учителем решают конкретную задачу по формуле - Fe2O3
Ученики предполагают ответ на вопрос. Решают задачу вместе с учителем.
Отвечают на вопрос учителя.
Формулируют тему и цель урока. М:освоение умений самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Р:сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение данной темы; интеллектуальных и расчётных умений.
IV. Изучение нового материала  
Для формулирования понятия про химическое соединение важное значение имел закон постоянства состава, открытый Жозефом Прустом в 1799 году. Этот закон утверждает, что независимо от того, каким образом было получено определённое соединение, оно всегда состоит из одних и тех же химических элементов, причём отношение масс этих элементов выражается малыми целыми числами. Через несколько лет, в 1803 году Джон Дальтон сформулировал закон кратных отношений, согласно которому в случае, когда из определённых элементов могут образовываться два соединения, с определённой массой первого из них сочетаются такие массы другого, что отношение их тоже даёт целое число. Эти два утверждения подготовили путь к пониманию атомного строения вещества.
 
Предлагает учащимся определить качественный и количественный состав веществ, показывает форму записи.
 
Предлагает учащимся определить массовые доли элементов в соединении.
Задача 1: Необходимо выбрать минеральное удобрение для садового участка. В магазине продавец предложил два варианта  нитрат кальция и нитрат аммония. Какое азотное удобрение лучше выбрать?  
Слушают учителя, делают записи в тетради.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Определяют состав веществ: H2O, CuO, Al2O3, подсчитывают относительную молекулярную и молярную массу
BaCl2, H3PO4, Al2(SO4)3, Ca(OH)2, Al(NO3)3
Na2CO3
 
Вместе с учителем решают задачу, обращают внимание на оформление решения.
 W(N)= 0,35
W(N)= 0,17
Вместе с учителем записывают формулы исходных веществ по условию задачи:
Ca(NO3)2, NH4NO3 находят массовую долю азота по формулам, делают вывод.
Записывают в тетрадь
Решают вместе с учителем, делают вывод в группах.
 
Р: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию
• умение давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы . 
 
 
•умение соотносить свои действия с планируемыми результатами и корректировать их 
 
владение основами самоконтроля и самооценки;
•овладение понятийным аппаратом химии
 
V.
Закрепление  
Предлагает учащимся   решить задачи:
 
Можно ли было решить эту задачу без расчетов?
 
 
 
 
 
 
 
 
  Работа в группах. 
Решают задачи:
Задача 2. Технологу на производстве необходимо выбрать руду для производства цинка. Поставщик предлагает  оксид цинка - ZnO     и сульфид цинка -  ZnS. Что выберет технолог?
 
  К: умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,
 
П: формирование первоначальных систематизированных представлений о веществе и его свойствах
 Р: владение основами самоконтроля и самооценки;
VI.Подведение итогов: Рефлексия: Просит  учащихся подвести итоги урока, оценить свою работу на уроке Подводят итоги урока, оценивают свою работу на уроке. Формулируют выводы.
1.      По химической формуле можно рассчитать содержание элементов в соединении
2.      Определить качественный и количественный состав веществ
3.      По массовым долям элементов можно определить формулу вещества. Р:умение соотносить свои действия с планируемыми результатами и корректировать их 
 
Y11. Домашнее заданиеП.10; № 10-11 с. 32 Записывают д/задание в дневники. По желанию - № 12 с.32