Коррекционно – развивающая программа по развитию точных дифференцированных движений пальцев рук
Коррекционно – развивающая программа по развитию точных дифференцированных движений пальцев рук
Пояснительная записка
Данная программа индивидуальных занятий разработана Швидковской Е. А. Пальчиковая гимнастика и упражнения, развивающие мелкую моторику, позитивно влияют на темпы и качество формирования речи. Движение каждым пальцем в отдельности стимулирует работу отдела мозга, отвечающего за речь. «Ум ребенка находится на кончиках пальцев», — говорил В. А. Сухомлинский.
Предлагаемые задания постепенно усложняются, что по мере роста и развития ребенка, повышается уровень сложности игр и упражнений, повышается интерес ребенка к выполнению данных заданий.
Эта программа предназначена для детей в возрасте от 4 до 7 лет. Программа рассчитана для воспитателей, учителей начальной школы, по желанию, родители ребенка тоже могут принимать участие в занятиях и выполнять такие же задания, что и их ребенок.
Эта программа включает в себя 6 индивидуальных занятий. Занятия проводятся во внеурочное время.
Занятия проводятся в отдельном помещении ( кабинете, комнате ).
Занятие 1
Пальчиковая гимнастика
Цель: развить мелкую моторику ребенка.
УТОЧКА
На волнах качаясь,
Уточка плывет. |
То нырнет, то вынырнет
– Лапками гребет.
Совершать плавные движения кистями обеих рук справа налево, затем имитировать движения лапок утки в воде.
КОТИК
Гладим котика рукой.
Выгнул спинку он дугой.
Потянулся он, зевнул,
Замурлыкал и заснул.
Одной и другой рукой сделать расслабляющие упражнения для пальцев.
ЛИСА
Лиса по лесочку петляла,
Хвостом следы заметала.
Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть вверх – вниз, затем вправо – влево.
Театр теней
Цель: развивать артикуляционный аппарат. Формировать у детей желание участвовать в общем действии, побуждать детей к активному взаимодействию, общению, учит уметь общаться со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях, развивать речь и умение активно строить диалог.
Поставить несколько сцен с преподавателем ( козел, собака, петух, гусь, заяц, медведь ). Сценарий с сценке дети придумывают сами.
Занятие 2
Пальчиковая гимнастика
Цель: развить мелкую моторику ребенка.
ВЕЕР
Если в знойный летний день
Даже двигаться нам лень
– Мы возьмем красивый веер,
И подует легкий ветер...
Расслабить руки от локтя, превратив их в большой веер, которым обмахивают лицо в жаркий день.
БЕЛОЧКА
Сидит белочка в тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому...
(Народная песенка)
Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого.
ВСТРЕЧА
На правой ручке – пальчики.
На левой ручке – пальчики.
Пришла пора им встретиться
– Готовьте чемоданчики!
Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, прикасаясь друг к другу кончиками.
Рисование по контурам + разукрашивание
Цель: учить детей соединять фигуры по точкам, раскрашивать в одном направлении, без пробелов.
Занятие 3
Пальчиковая гимнастика
Цель: развить мелкую моторику ребенка.
ИГРА В ПРЯТКИ
Прячься, Петенька,
Прячься, Анечка,
Прячься, Зиночка,
Прячься, Манечка!
Не найдет вас
Веселый мальчик,
Хоть и самый
Большой он пальчик.
Поочередно сгибать все пальцы правой, затем левой руки, начиная с мизинца.
МЕДВЕДЬ
Бурый мишенька зимой
Крепко спал в берлоге.
Весною он проснулся,
Зевнул и потянулся:
«– Здравствуй, рыжая лисичка,
– Здравствуй, белочка-сестричка!
– Здравствуй, серенький волчонок!
– Здравствуй, беленький зайчонок!»
Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.
ДРУЖНЫЕ РЕБЯТКИ
Здравствуй, Петенька!
Здравствуй, Анечка!
Здравствуй, Зиночка!
Здравствуй, Манечка!
Ах, и дружные ребятки,
Поиграем вместе в прятки.
Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.
Повтори узор
Цель: научиться рисовать геометрические узоры, чередовать элементы, понять правила их расположения друг за другом.
Занятие 4
Пальчиковая гимнастика
Цель: развить мелкую моторику ребенка.
ЛАПКИ
Стоит на задних лапках кот,
И в гости мышек он зовет.
Показывает лапки,
А лапки – цап-царапки!
Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному Произносить громко «мяу!» несколько раз. Можно продолжать игру со второй рукой. В заключение провести занятие двумя руками.
ЖУК
Указательный палец резким движением вперед делает сильный щелчок в воздух (несколько раз). По аналогии выполнять щелчки средним, безымянным пальцами и мизинцем.
Жук сидит на веточке. Вы не бойтесь, деточки. Попробуйте-ка сами Пошевелить усами!
Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны («усы»). Пошевелить «усами».
КОМАРИК
Комарик летит,
Комарик пищит,
Не нравится нам
Его аппетит!
Сжать кулачок. Указательный палец выдвинуть вперед – это «хоботок», которым «комарик» пытается «укусить». Мизинец и большой палец, расслабив, опустить вниз – это «лапки».
По клеточкам
Цель: развить у ребенка пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивости.
Занятие 5
Пальчиковая гимнастика
Цель: развить мелкую моторику ребенка.
ЩЕНОК
Крутит хвостиком щенок
– Увидал в саду цветок.
Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое – пальцем левой руки.
ВЕРТОЛЕТ
Вверх взлетает вертолет,
Будь внимательным, пилот!
Четыре пальца левой руки, кроме большого, сжать в кулак. Большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения.
Вертолет лети, лети,
Лопасти быстрей крути.
Пальцы обеих рук, кроме указательных и больших – в положении плетеной корзинки. Указательные пальцы выдвинуть вперед и соединить их подушечками (получается «хвост вертолета»).
Ножки
Вот бегут босые ножки
Прямо к речке по дорожке
Указательный и средний пальцы правой, затем левой руки «ходят» по столу.
Аппликация из пластилина «Лучший друг человека»
Цель: развить творческие способности детей, укрепить мышцы пальцев рук.
Для выполнения работы ребенку потребуются: картон, ножницы, шаблон собаки и пластилин, простой карандаш.
Ребенок обводит по шаблону карандашом контур собаки. После того, как у ребенка будет готов контур собаки, ребенок может начать работу. С помощью пластилина и пальчиков «закрасить» своего нового питомца.
Перед выполнением задания, по желанию педагога, он может поговорить с ребенком о том, есть ли у него домашние животные. Если нет, кого бы он хотел завести в качестве своего любимца.
Занятие 6
Пальчиковая гимнастика
Цель: развить мелкую моторику ребенка.
КОЗА
Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
– Кто кашу не ест?
Молоко не пьет?
Забодаю, забодаю...
Бородатая коза
Крутит серые глаза.
Рогами качает
– Сейчас забодает.
(Народная потешка)
Пальцы рук поджать, только указательный и мизинец держать выпрямленными. Это – «коза». Со словами: «Забодаю, забодаю!» – «коза» начинает двигаться вперед.
Солнышко
Солнышко в глазки
Светит ребяткам
Мы поиграем
С солнышком в прятки
Образовать два кружка из больших и указательных пальцев обеих рук, соединив их.
СТУЛ
Без молотка,
И без гвоздей,
Стул смастерим мы
Для гостей!
Левую руку поднять вертикально вверх. Прямые пальцы плотно прижать друг к другу. Правую руку в положении кулачка прижать к левой ладошке большим пальцем к себе. Если упражнение выполняется легко, то можно менять положение рук попеременно на счет «раз»-«два».
Здравствуй, пальчик!
Цель: способствовать развитию речевых зон, формировать общение с близкими и сверстниками.
Список литературы
Е.С. Анищенкова «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов»
Елена Рахманова: 45 занятий для подготовки руки к письму
Ирина Шкицкая: Аппликации из пластилина
Т. Ю. Бардышева «Здравствуй, пальчик!»