Конспект урока по биологии 7 класс Дневные хищники.Совы.Куриные


7 класс. Урок № 29. Тема. Многообразие птиц. Отряды птиц. Дневные хищные. Совы. Куриные.
Цель: 1)показать многообразие хищных птиц и куриных, особенности их строения , связанные с образом жизни;
2) формировать умение работать с учебником – находить в тексте , рисунках учебника необходимые сведения для ответов на вопросы, раскрывать практическое значение птиц для человека;
3) учить узнавать изученных птиц в природе, на рисунках.
Оборудование : таблицы, фотографии с изображением птиц, , энциклопедия «Жизнь животных», презентация «Отряды птиц»
Ход урока.
1.Оргмомент. Мы продолжаем изучать многообразие птиц и знакомиться с экологическими группами птиц. Тема урока(Слайд №1)
2.Проверка знаний (Слайд №2)
Опрос . 1.Перечислите приспособления птиц, связанные с полётом.
2.Дать характеристику отряда Страусообразных.
3.Дать характеристику отряда Гусеообразных.
Выдайте паспорт. Взаимопроверка.
1.Крупная трёхпалая птица, со слабо оперённой головой и недоразвитыми , почти незаметными крыльями. Высотой до 1,5 метра, массой до 80 кг. Взрослые птицы чёрные , с ярко окрашенной в разные цвета головой, имеющей хрящевой вырост.
2.Длинная шея, короткие ноги с четырьмя пальцами, три направлены вперёд, соединены плавательной кожистой перепонкой, четвёртый палец направлен назад. Короткий широкий клюв усажен по краю роговыми пластинками. Перья жёсткие, плотно прилегают друг к другу. Под покровными перьями много пуха.
Тестовое задание. Самоповерка.
1.Птицы – теплокровные хордовые, потому что имеют:
А) – перьевой покров
Б) – четырёхкамерное сердце, кровь не смешивается
В) – сухую кожу
2.К особенностям строения птиц , связанным с полётом ,относят:
А) – питание насекомыми
Б) – перьевой покров
В) – специальный вырост – киль
3.У птиц хорошо развиты органы чувств
А) –зрения
Б) – обоняние
В) – осязание
4.Зимой птицам страшен голод, а не холод , так как
А) – они способны к полёту
Б) – они имеют сухую кожу
В) – они теплокровные
5.Доказательством родства птиц с пресмыкающимися
А) – постоянная температура тела
Б) – строение яиц, богатых желтком
В) – отделение артериальной крови от венозной
Ответы (Слайд №4). 1.Казуар.2.Гусь.
Тест . 1- Б, 2- В,3 – А, 4 – В, 5 – Б .Учащиеся выставляют баллы за работу в накопительную ведомость.
Накопительная оценка.
Характеристика Страусообразных1балл Характеристика
Гусеобразных
1 балл Выдайте паспорт
2 балла Тест
1 балл Сообщение
1балла
3.Изучение нового материала. Многообразие птиц. Отряды птиц. Дневные хищные, Совы, Куриные.
Рассказ с элементами беседы. Вспомните и назовите известных вам хищных птиц? (Слайд №6,7,8,9,10,11).
Хищные птицы по способу питания делятся 1) на падальщиков или стервятников, питающихся мёртвыми животными к ним относятся - грифы, сипы, стервятники.
2) птицы, питающиеся живой добычей. Эта группа птиц по принципу активности в течение суток делится на дневных хищных птиц и ночных хищных птиц.
Каковы же особенности птиц группы дневных хищников?
Выступление учащихся .Сообщение о дневных хищных птицах.-240 видов.
Семейство Соколообразные.Сокол – сапсан – зубец на надклювье, балобан,кобчик, пустельга,чеглок.
Семейство ястребиные:луни, ястребы, орлы – беркут, большой подорлик,коршуны, сарычи- канюки, орланы, скопа, осоед.
Отряд Стревятники – голые или редкооперённые голова и шея.
Крупные птицы кондор и гриф- размах крыльев до 3 метров, орлы -9 кг, карликовые соколы – размах крыльев - 25 см.
Каковы же приспособления дневных хищников : мощный крючковатый , загнутый книзу клювом с яркой окраской у основания, пальцы длинные, крепкие , сильные с острыми когтями, которые служат для схватывания и убивания добычи, а клюв для её расчленения,«парящий полёт»,хорошие зрение.
Рассказ с элементами беседы.(Слайд №12) Отряд Совы- ночные хищники. 200 видов.Особенности: на передней части головы образуется «лицевой диск», голова очень поджвижна -3000, глаза огромные, зрачок широко раскрывается,Сова – кошка среди птиц, но видит хорошо не только ночью и днём, мягкое рыхлое оперение, полёт бесшумный,Слух – средство ориентации,ухо снабжено подвижной кожной складкой , помогающей улавливать самые незначительные шорохи.
Представители: домой сыч, филин, сипуха,неясыть , полярная сова, ястребиная сова, болотная сова и др.(Слайд №13 – сова, филин – характеристика сов)Самая боьшая птица – филин- размах крыльев -1,5 метров, вес -4кг,маленькая -сычик эльфовый – масса -50г,длина 12см, в Росси – сычик воробьиный –длина -17-30 см,размах крыльев до 45 см.
Гнездовые птицы – птенцы опушённые, глухие, слепые , требуют длительного ухода.
Значение хищных птиц. Уничтожают большое количество мышевидных грызунов, приносят пользу сельскому хозяйству, спасая посевы от грызунов. Многие птицы находятся под охраной.
Слайд №14.Характерные черты хищных птиц.
Дневные хищники -мощный крючковатый , загнутый книзу клювом с яркой окраской у основания, пальцы длинные, крепкие , сильные с острыми когтями, которые служат для схватывания и убивания добычи, а клюв для её расчленения, «парящий полёт»,хорошие зрение.
Ночные хищники -на передней части головы образуется «лицевой диск», голова очень поджвижна -3000, глаза огромные, зрачок широко раскрывается,Сова – кошка среди птиц,мягкое рыхлое оперение, полёт бесшумный,Слух – средство ориентации,ухо снабжено подвижной кожной складкой , помогающей улавливать самые незначительные шорохи.
Сегодня мы должны познакомиться ещё с одной группой птиц, в основном живущих в лесах, Отряд куриные. Какие они имеют приспособления и особенности , представители этого отряда?
Выступление учащихся- сообщение о куриных.(Слайд № 16)-283 вида.
Беседа .Каковы же особенности куриных? Представители(Слайды № 17,18,19,20)
Глухарь, тетерев, перепел, павлин, рябчики, куропатки, цесарка, индейки.Крупные -10-12кг –дикие индюки, маленькие –перепел карликовый – 45г.
(Слайд№ 21) Особенности куриных –перьевой покров жёсткий , плотный, крылья короткие , тупые, не способны к длительному полёту, голова маленькая , клюв короткий, сильные четырёхпалые ноги с короткими когтями, способными разгребать землю для сбора пищи.
Куриные птенцовые (выводковые ) птицы.
Значение куриных: уничтожают насекомых, их личинок, промысловые виды, одомашнены.
Это интересно. Сорные куры (Австралия , Новая Гвинея )не заботятся о потомстве, не насиживают яйца – самки создают естественный инкубатор из гниющих растений. Птенцы самостоятельны вдень появления .4.Закрепление .Работа с дополнительной литературой.
Заполнить таблицу «Отряды птиц»
Название отряда Представители Характеристика
Игровой момент.(Слайд№ 22) «Кто лишний» кондор, пустельга, куропатка
(Слайд №23) –куриные куропатка
(Слайд №24) – сыч, сипуха, сип белоголовый, филин
(Слайд №25) – сип белоголовый
5.Итоги урока. Оценивание .Накопительная оценка.
С какими группами птиц познакомились на уроке?
Какие птицы относятся к отряду Совы? К отряду Дневные хищные птицы?Куриные?
Признаки , характерные для хищников?
6.Домашнее задание. (Слайд №26)
п.29, заполнить таблицу, найти рассказы и стихи о птицах.
Материалы к уроку.
Урок №29.
Выдайте паспорт.
Самая крупная птица на нашей планете. Шея длинная, голова небольшая, ноги длинные, мощные, двупалые. Цвет оперения на туловище самцов чёрный, а хвостовые и маховые перья – белые. На груди -роговая мозоль.
Урок № 29. Тестовое задание.
1.Птицы – теплокровные хордовые, потому что имеют:
А) – перьевой покров
Б) – четырёхкамерное сердце, кровь не смешивается
В) – сухую кожу
2.К особенностям строения птиц , связанным с полётом ,относят:
А) – питание насекомыми
Б) – перьевой покров
В) – специальный вырост – киль
3.У птиц хорошо развиты органы чувств
А) –зрения
Б) – обоняние
В) – осязание
4.Зимой птицам страшен голод, а не холод , так как
А) – они способны к полёту
Б) – они имеют сухую кожу
В) – они теплокровные
5.Доказательством родства птиц с пресмыкающимися
А) – постоянная температура тела
Б) – строение яиц, богатых желтком
В) – отделение артериальной крови от венозной
Ответы
1 2 3 4 5
Урок № 29.Тестовое задание.
1.Птицы – теплокровные хордовые, потому что имеют:
А) – перьевой покров
Б) – четырёхкамерное сердце, кровь не смешивается
В) – сухую кожу
2.К особенностям строения птиц , связанным с полётом ,относят:
А) – питание насекомыми
Б) – перьевой покров
В) – специальный вырост – киль
3.У птиц хорошо развиты органы чувств
А) –зрения
Б) – обоняние
В) – осязание
4.Зимой птицам страшен голод, а не холод , так как
А) – они способны к полёту
Б) – они имеют сухую кожу
В) – они теплокровные
5.Доказательством родства птиц с пресмыкающимися
А) – постоянная температура тела
Б) – строение яиц, богатых желтком
В) – отделение артериальной крови от венозной
Ответы
1 2 3 4 5
Накопительная оценка
Характеристика Страусообразных1балл Характеристика
Гусеобразных
1 балл Выдайте паспорт
2 балла Тест
1 балл Сообщение
1балла
Накопительная оценка
Характеристика Страусообразных1балл Характеристика
Гусеобразных
1 балл Выдайте паспорт
2 балла Тест
1 балл Сообщение
1балла
Накопительная оценка
Характеристика Страусообразных1балл Характеристика
Гусеобразных
1 балл Выдайте паспорт
2 балла Тест
1 балл Сообщение
1балла