Занятие по культуре воспитания. тема: Кого можно назвать другом?
Занятие «Культура воспитания»
тема: «Кого можно назвать другом?»
Цель: Раскрыть сущность понятий «друг», «дружба».
Задачи:
Образовательные: Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других людей, мотивировать, объяснять свои суждения.
Коррекционно-развивающие: Формировать нравственные качества личности: внимательность, доброжелательность, любовь к ближнему, взаимопомощь. Развивать речь, мышление.
Воспитательные: Воспитывать дружеские взаимоотношения, доброжелательность, уважение друг к другу.
Оборудование: Нарисованное дерево, карточки-секреты дружбы (7 шт.), коробочка-подарок, запись песни «Настоящий друг» из м/ф «Тимка и Димка», карточки веселого смайлика и грустного, ПК и звуковая аппаратура.
Ход занятия:
Организационный момент.
Вводная часть.
- Я сегодня предлагаю продолжить разговор о дружбе. Вот вы и заулыбались. О друзьях всегда говорить приятно.
- Для начала, послушайте замечательную песню, которая вам всем знакома.
Звучит песня «Настоящий друг» из м/ф «Тимка и Димка».
Вопросы:
- О ком эта песня?
– Что значит дружить?
– Кого называют другом?
– Что такое дружба? Давайте поразмышляем об этом.
3. Основная часть.
- О дружбе, ребята, сложено великое множество и песен и стихов разными авторами. Вот послушайте некоторые стихотворения, которые мы с ребятами приготовили для вас.
Дети выходят к доске
Чтение стихотворений о дружбе
Воспитатель:
Дружит с солнцем ветерок,а роса – с травою.Дружит с бабочкой цветок,дружим мы с тобою.
далее читают дети, которые заранее выучили стихи…
1 реб. Дружба – это тёплый ветер, дружба – это светлый мир, дружба – солнце на рассвете, для души весёлый пир.
2 реб. Дружба – это только счастье, дружба – у людей одна. С дружбой не страшны ненастья, с дружбой – жизнь весной полна.
3 реб. Друг разделит боль и радость, друг поддержит и спасёт.
С другом – даже злая слабость в миг растает и уйдет.
4 реб. Верь, храни, цени же дружбу, это высший идеал. Тебе она сослужит службу
Ведь дружба – это ценный дар!
Воспитатель:
Всё с друзьями пополамподелить мы рады!Только ссориться друзьямникогда не надо!
- Вот такие замечательные стихи о дружбе.
Вопросы:
- Скажите мне, кто из вас имеет друзей?
- Значит каждый из вас с кем-то дружит? С кем?
- Нравится ли вам дружить с другими детьми?
– Что, по-вашему, мнению лучше для человека: иметь одного настоящего друга или множество знакомых и приятелей?
– Хотели бы вы, чтобы у вас было много друзей.
- Чем можно заниматься с друзьями в свободное время?
- А я ребята, дружу с каждым из вас, и вы можете считать меня своим другом.
- А сейчас мы предлагаем посмотреть небольшую, но интересную сценку, которую приготовили ребята из нашего класса.
Инсценировка «Друзья»
Воспитатель: - Однажды Альберт принес в школу игру «Домино». К нему тут же подбежал Максим и закричал.
(Максим) - Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!
(Альберт) – Давай.
Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру.
(Максим, гордо) – Я – друг Альберта!– Я один буду с ним играть.
На другой день Никита принес в класс трансформеров. И опять первым возле него оказался Максим.
(Максим) – Я – твой друг! – Будем вместе играть!
Но тут подошел Альберт.
(Альберт) – И меня в игру примите.
(Максим) – Нет, не примем,
(Альберт удивленно) – Почему? – Ты же мой друг, сам вчера говорил.
(Максим) – То вчера! Вчера у тебя игра была, а сегодня у него роботы. Сегодня я с Никитой дружу!
Вопросы:
- Вы посмотрели небольшую сценку о взаимоотношениях ребят, как вы считатете, можно ли Максима назвать другом Альберта или Никиты? Почему?
– Некоторые ребята склонны к дружбе только с теми, от которых можно что-то заполучить: игрушку, книгу, и.т.д. Эти ребята живут по правилу: «Ты мне – я тебе». Может ли быть такая дружба прочной?
– Дружить нужно не для того, чтобы друг тебе что-то хорошее сделал, не потому, что это выгодно, а потому, что этот человек тебе близок, близки его интересы, взгляды. В дружбе ценится бескорыстие.
Только благодаря этому качеству человек, не задумываясь, оказывает помощь своему другу. В дружбе необходимо не только оказывать помощь другу, но быть благодарным за эту помощь.
Физминутка
Раз – подняться, потянуться
Два - нагнуться, разогнуться
Три – в ладоши три хлопка
Головою три кивка
На четыре – руки шире
Пять – руками помахать
Шесть – на место тихо сесть.
Воспитатель: - Теперь, посмотрите, дети, у каждого из вас на столе лежат 2 смайлика – один изображает грусть, покажите мне его, а другой радость, поднимите его, покажите мне.
- Я буду задавать вам вопросы, а вы вместо ответов будете поднимать тот смайлик, который подходит под ваш ответ.
Игра «Смайлики»
1. Если ваш друг заболел, то вам …. (грустно, поднимают «грустный» смайлик).
2. Если друг помог вам в чем-то, то вам … (весело, поднимают «веселый» смайлик)
3. Если ваш друг уехал, то вы … (грустите)
4. Если ваш друг играет с вами в игры, то у вас какое настроение? … (веселое)
5. Если вы поссорились со своим другом, то вам… (грустно)
6. Если ваш друг делится с вами конфетой, то вам… (весело).
Творческая работа «Дерево дружбы»
- Ребята, как вы думаете, а может ли дружба распасться?
- По каким причинам она может распасться? (Друзья могут поссориться)
Воспитатель показывает детям дерево дружбы.
- Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы, которые появятся вокруг нашего необычного дерева.
Воспитатель приглашает детей по одному к доске, на которой расположено нарисованное дерево дружбы, а рядом лежат написанные на отдельных листочках секреты дружбы. Ребенок выходит, выбирает один секрет, зачитывает его остальным детям и прикрепляет к дереву и поясняет, что означает каждый секрет. Воспитатель дополняет ответы детей.
Правила – секреты дружбы:
1. Не обзывай и не унижай своего друга.
2. Помогай другу в беде.
3. Не обманывай друга, будь с ним честен.
4. Не предавай друга.
5. Умей признать свои ошибки и помириться с другом.
6. Будь внимателен к своему другу.
7. Умей уступать своему другу.
- Посмотрите на наше дерево, какое оно крепкое, сильное и красивое, и теперь благодаря этим нехитрым секретам оно станет еще крепче и сильнее и будет расти все выше и выше, а, соблюдая эти правила дружбы, я думаю, вы никогда не потеряете друга.
4. Итог занятия.
- Теперь давайте встанем в круг и сделаем упражнение, которое вы хорошо знаете.
Дети встают в круг, делают упражнение «Мир, любовь, добро», слегка наклоняясь и указывая руками в ту сторону, о какой говорится в упражнении.
Упражнение “Мир, любовь, добро”
Мир, любовь, добро всем, кто слева от меняМир, любовь, добро всем, кто справа от меня
Мир, любовь, добро всем, кто позади меня.Мир, любовь, добро всем, кто впереди меня.
Упражнение “Подарки друг другу”
- Ребята, дружба - это хорошо, это здорово иметь друга или друзей. И очень приятно, когда друг от чистого сердца дарит нам подарок.
- Мы можем помечтать и представить какие подарки можно подарить друг другу, в этой замечательной коробочке. Посмотрите, какая она нарядная, почти волшебная.
Воспитатель показывает детям небольшую красивую подарочную коробочку, передает ее ребенку, стоящему рядом и говорит:
- Я подарю Кате цветок, он замечательно пахнет.
Дети по очереди берут коробочку и преподносят воображаемый подарок следующему ребенку по цепочке. Обратить внимание, чтобы “подарки” оказались у всех детей.
- Наш класс – это маленькая семья, а наша школа - это большой дом, где все мы должны жить дружно. А дерево дружбы будет символом нашего дружного класса.
Дети в кругу берутся за руки. Воспитатель начинает говорить стихотворную строчку, а детям необходимо закончить ее.
- Вот вам мое пожелание, чтобы вы всегда оставались дружными:
Давайте, дети, дружить друг с другом,
как птицы –…. (с небом),
Как травы – …(с лугом),
как ветер – … (с морем),
поля – … (с дождями),
Как дружит солнце… (со всеми нами).