Инклюзивное обучение детей с ОВЗ с использованием информационных технологий.
Практика развития речевой деятельности на уроках литературы у ребенка-инвалида, обучающегося на дому с использованием дистанционных образовательных технологий. (слайд 1)
Сегодня Интернет прочно вошел в нашу жизнь. Современное образование немыслимо без компьютеров и Интернета. Большинство современных школьников активно используют их в своей жизни и образовании.
Чем больше современное образование ориентируется на доступность, информативность, интерактивность, оперативность, тем ощутимее становится своеобразие образовательных потребностей общества и особенно такой категории, как дети с ограниченными возможностями здоровья.
Сегодня многие дети из-за состояния здоровья не могут в полном объеме получать необходимые знания и имеют невысокий уровень среднего образования, изолированы от общества, а это - главные причины дальнейших трудностей получения профессионального образования, невостребованности на рынке труда, неудовлетворенности собственной жизнью.
(Слайд 2,3,4) На базе МБОУ гимназия № 44 в 2011году был образован Муниципальный центр дистанционного обучения. Преподавательский состав нашего центра состоит из опытных учителей-предметников. Преподавание ведется по основным предметам школьной программы по выбору учащихся. Руководитель ЦДО Почетный работник общего образования РФ, учитель высшей категории Беликова Марина Владимировна.
За время существования Базовой школы получили и продолжают получать образование двенадцать учеников разных классов. Дети с разными характерами, из разных семей, с разным отношением к учебе. Но к каждому из учеников был найден подход и налажены контакты.
Для обеспечения гарантированного качественного образования этой категории учащихся необходимы специальные механизмы. В качестве одного из них можно рассматривать дистанционное образование.
Дистанционное обучение рассчитано на детей с медицинскими ограничениями здоровья для получения регулярного образования в стационарных условиях.
Дети-инвалиды, а также больные дети, которые не могут ходить в обычную школу в силу ограничений по состоянию здоровья, часто лишены возможности получить качественное образование. Кроме того, дети-инвалиды сталкиваются с целым комплексом культурно-социальных проблем: (слайд5)
- нарушение связи с миром;
- недостаток контактов со взрослыми и сверстниками;
- ограниченный доступ к информационным ресурсам;
- недоступность общения с природой, культурными ценностями.
Кроме таких факторов, как состояние здоровья и особенности психического развития этим детям присуща неуверенность в себе, низкая самооценка, незнание путей достижения своих жизненных целей, что приводит к тому, что процесс адаптации в обществе проходит очень сложно. Лишенные общения с основной массой сверстников, такие дети не приобретают необходимых для жизни навыков. Лишь немногие из них с уверенностью и оптимизмом смотрят в будущее, большинство же сомневаются, что жизнь их сложится успешно.
В настоящее время дистанционное образование становится реальной возможностью учиться в индивидуальном режиме независимо от места и времени; получать образование по индивидуальной программе.
Необходимым условием организации дистанционного обучения является активное включение в деятельность родителей обучающихся.
(слайд 6,7) В рамках достижения нового качества подготовки школьников по русскому языку и литературы я активно внедряю в учебный процесс современные проектные и информационные технологии. Особенно это оказалось необходимым при обучении детей-инвалидов. Дело в том, что сегодня дети имеют возможность продолжать обучение не только в соответствии с их потребностями, но и в соответствии с их физическим состоянием: дистанционное обучение позволяет облегчить социальную адаптацию и улучшить психологическое состояние детей-инвалидов. Использование возможностей Интернета направлено на развитие у учащихся навыка самостоятельной активной учебной деятельности. А для учащихся с ОВЗ данный фактор в значительной степени является существенным, так как в условиях необратимости недуга школьник всю жизнь будет вынужден самостоятельно получать образование.
С детьми-инвалидами я работаю уже не первый год и поняла специфику преподавания и проблемы, которые возникают в учебном процессе.
Мне и моим ученикам была предоставлена возможность заниматься дистанционным обучением с использованием различных образовательных ресурсов. Я зарегистрировалась на сайтах и начала дистанционное обучение, образование и самообразование. В связи с работой в дистанционном режиме, и я, и обучающиеся получили дополнительную нагрузку: много было непонятного, потому что начинать новое всегда тяжело, сначала самой нужно было во всем разобраться, а потом все донести до учеников. Конечно, все это вызвало определенные трудности. (слайд 8) А именно:
- недостаточное владение компьютером учащихся и их родителей;
- методические особенности при подготовке к уроку;
- техническая сторона преподавания;
- психологические особенности детей, а иногда и родителей;
Преподавая предмет «Литература», я столкнулась с проблемой недостаточного чтения учащимися произведений литературы. Дети с неохотой начинали изучение курса. Но в процессе работы становилось интересно. Задания, предлагаемые разработчиками ресурсов, увлекали детей в мир литературы. Конечно же, не все дети могут творчески подходить к изучению данного предмета, не у всех получается сочинять стихи, сказки. Но возможности курса позволяют выбрать материал по интересам и возможностям ученика, не нарушая изучение образовательной программы. (слайд 9,10)
Дистанционное обучение помогает детям расширять и совершенствовать свои знания, улучшать компьютерную грамотность. Работа с компьютером дает возможность детям-инвалидам общаться с другими ребятами через сеть Интернет, так как в силу своего заболевания они ограничены в живом общении. Благодаря дистанционным технологиям обучения для детей раздвинулись границы общения.
Практика показывает, что обучение с использованием дистанционных образовательных технологий значительно расширяет возможности получения детьми-инвалидами образования, позволяет освоить основную общеобразовательную программу среднего (полного) общего образования в полном объёме. Но многим детям, в силу их возможностей, не удается в полной мере освоить общеобразовательную программу. И на помощь таким детям приходят разного рода методики, позволяющие ребенку адаптироваться и развиваться в нужном направлении.
В моей работе помогают решать речевые проблемы речевые игры. В таких играх от ребенка требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, новых обстоятельствах.
Играя, он самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяя их характерные признаки, находит признаки сходства и различия, отгадывает по описанию, группирует предметы по различным свойствам.
При развитии речи детей с ОВЗ, вполне обосновано использование творческих методик, технологий, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Одной из таких методик является мнемотехника.(слайд 11)
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и, конечно, развитие речи.
В работе с детьми ОВЗ мнемотехника помогает развивать:
- ассоциативное мышление,
- зрительную и слуховую память,
- зрительное и слуховое внимание,
- воображение.
Я хотела бы остановиться на работе с одним из моих учеников Надержинским Димой. С этим ребенком я занимаюсь третий год. Через многие трудности нам пришлось с ним пройти: это и неумение говорить, я не говорю о письме, непонимание речи ребенка, его перепады настроения и многое другое. Но мне удалось построить работу таким образом, чтобы наши с ним уроки были не только ему полезны и интересны, но чтобы ребенок получал удовольствие от нашего с ним общения. Сейчас мы с ним свободно общаемся, это веселый и позитивный человечек, желающий учиться. Изучая по программе поэтические произведения, мы с ним разучиваем наизусть стихи. Начиная с небольших стишков-потешек, пословиц и поговорок, мы читаем наизусть стихи А.С.Пушкина, А.А.Фета и других поэтов.
Большую помощь оказывают загадки. Дима очень любит загадки. Начиная урок, я всегда обещаю ему, что мы обязательно поиграем. Отгадывание и придумывание загадок тоже оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности способствуют формированию образности речи детей.
Также, когда Дима утомляется, мы с ним играем в языковые игры. Это такие игры, как «На одну букву», «Одним словом», «Дежурная буква» и другие. Их использование позволяет сделать уроки живыми, веселыми, отдохнуть от тяжелых для детей видов работы.
Специальная методика организации уроков позволяет повысить уровень коммуникативных возможностей учащихся с ОВЗ. Кроме этого, дистанционное образование для детей данной категории предполагает, что образовательная среда нацелена не столько на образовательные цели, сколько на то, чтобы ребенок с ограниченными возможностями успешно мог адаптироваться в современном мире в дальнейшей жизни.
И заключение я хочу показать Вам фрагмент урока литературы с Надержинским Дмитрием.(слайд 12)
(Слайд 13). Спасибо всем! И творческих успехов!