Программа по лыжным гонкам
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа по лыжным гонкам составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (в редакции федерального Закона от 13.01.96г. № 12-ФЗ); Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей (постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.95г. № 233); нормативными документами Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту, регламентирующими работу спортивных школ (Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ от 25.01.95г. №96-ИТ).
Данная программа составлена на основе типовой программы для детско-юношеских спортивных школ. Программа адаптирована к условиям деятельности школы.
В поселке градообразующим предприятием является ООО «Лесовик». Имеются ДК и реабилитационный центр для несовершеннолетних СРЦ «Надежда». В последнее время очень остро стоит проблема, которая заключается в том, что не все дети до школы посещают детский сад, где ведется целенаправленная подготовка к школе. Кроме того, на качество обучения и воспитания неизбежно оказывает влияние и социальная среда. Доля учащихся школы, лишенных родительского попечения, составляет: социальных сирот- 18%,
опекаемые- 8%,
детей из неполных семей- 55%
детей с девиантным поведением- 30%.
В последнее время в поселке из-за отсутствия рабочих мест остаются не самые лучшие выпускники школы. Поэтому уровень интеллекта и воспитанности взрослого населения снижается, что способствует отрицательному влиянию на обучение и воспитание детей. Занятость населения на производстве составляет примерно 80% от взрослого работоспособного населения поселка. В большинстве семей доход составляет ниже прожиточного минимума, принятого по Свердловской области.
Социальное положение родителей обучающихся:
рабочие-60%,
служащие-17%,
предприниматели-2%,
безработные- 10%,
домохозяйки-7%,
пенсионеры-4%.
При составлении программы были использованы рекомендации ведущих специалистов в области лыжного спорта, опубликованные в печати.
Программа содержит научно обоснованные рекомендации по построению, содержанию и организации тренировочного процесса лыжников-гонщиков на различных этапах многолетней подготовки.
Место лыжного спорта в системе физического воспитания подростков.
Лыжный спорт является одним из наиболее популярных и массовых в нашей стране. Это объясняется его большим прикладным значением. Занятия лыжным спортом имеют большое воспитательное значение: у подростков развиваются такие качества, как воля, смелость, ловкость, выносливость, сила и быстрота, выдержка и настойчивость.
Занятия лыжным спортом компенсируют недостаточную двигательную активность современных подростков, в результате происходит предотвращение многих заболеваний , совершенствуются функциональные возможности организма, повышается работоспособность. Принести полное удовлетворение занятия лыжным спортом могут только тогда, когда лыжник в полной мере владеет техникой ходьбы на лыжах, техникой спуска с гор и поворотов. Наиболее быстро и хорошо осваивают технические приемы дети и подростки. Правильные и рациональные движения сохраняются в последствии на всю жизнь. Продуманная и хорошо организованная учебно-тренировочная работа способствует успешной подготовке юных спортсменов лыжников.
Цели и задачи:
Цели:
Укрепление здоровья и повышение уровня физического развития детей и подростков.
Достижение высоких результатов в соответствии с динамикой возрастного развития и закономерностями становления спортивного мастерства.
Задачи:
Приобщение подростков к здоровому образу жизни.
Формирование и закрепление потребности в систематических занятиях спортом.
Развитие физических качеств, необходимых для занятий лыжным спортом.
Освоение и совершенствование техники и тактики лыжных ходов.
Формирование морально-волевых качеств юных спортсменов.
Программа адресована детям и подросткам 8-17 лет и рассчитана на 6 лет обучения. К занятиям допускаются дети и подростки, имеющие разрешение от родителей и допуск врача-педиатра. Обучение по данной программе предусматривает последовательное освоение и совершенствование спортивных навыков. Поэтому желательно последовательно переходить от одного года занятий к другому.
Программа предусматривает возможность подключения к занятиям на втором, третьем и последующих годах обучения при наличии у подростка соответствующего уровня технической подготовки и уровня физического развития. При успешном выполнении контрольных нормативов эти подростки могут быть зачислены в группы наравне с теми, кто занимался в данной группе в течение одного или двух лет.
Режим учебно-тренировочной работы
и требования по физической и технической подготовке.
Этапы подготовки
Год обучения
Минимальный возраст для зачисления
Максимальное число учащихся в группе
Количество часов в неделю
Требования по физической, технической подготовке
Спортивно- оздоровительный
Весь период
8
15
6
-
Начальной подготовки
1
2
9
15
6
9
Выполнение нормативов по ОФП
Учебно- тренировочный
1
2
3
-
-
12
12
14
Выполнение нормативов по ОФП,СФП и технической подготовке
Основные показатели выполнения программных требований:
На спортивно-оздоровительном этапе: стабильность состава занимающихся, посещаемость ими тренировочных занятий; динамика индивидуальных показателей развития физических качеств занимающихся; уровень освоения основ гигиены и самоконтроля.
На этапе начальной подготовки: стабильность состава занимающихся; динамика прироста показателей общей физической подготовки; уровень освоения основ техники лыжных гонок.
На учебно-тренировочном этапе: состояние здоровья, уровень физического развития занимающихся; динамика уровня подготовленности в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся; освоение объемов тренировочных нагрузок, предусмотренных программой; динамика прироста показателей общей физической подготовки и специальной физической подготовки; освоение теоретического раздела программы; выполнение разрядов; участие в областных соревнованиях.
Учебный план учебно-тренировочных занятий в ДЮСШ на 52 недели по лыжным гонкам.
№ п/п
Содержание
занятий
Этап спортивно-оздоровительный
Этап начальной подготовки
Этап учебно-тренировочный
Весь период
Год обучения
1
2
1
2
3
1.
Теоретическая подготовка
17
17
20
25
25
25
2.
Практическая подготовка:
2.1.
Общая физическая подготовка
150
176
259
336
336
343
2.2.
Специальная физическая подготовка
50
60
100
130
130
190
2.3.
Техническая подготовка
40
40
60
70
70
70
2.4.
Участие в соревнованиях (интегральная подготовка)
15
15
25
35
35
50
3.
Углубленное медицинское обследование
4
4
4
8
8
8
4.
Восстановительные мероприятия
-
-
-
20
20
30
5.
Инструкторская практика
-
-
-
-
-
12
ВСЕГО:
276
276
414
552
552
644
6.
Индивидуальные занятия в подготовительный период
36
36
54
72
72
84
ВСЕГО:
312
312
468
624
624
728
Примечание: 46 недель непосредственно в течении учебного года и 6 недель в каникулярное время.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
1.СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА :
№
п/п
ТЕМА
Объем работы
(ч)
1.
Вводное занятие.
История развития лыжного спорта.
Российские лыжники на Олимпийских играх.
2
2.
Техника безопасности на занятиях лыжным спортом.
Гигиена, закаливание, режим тренировочных занятий и отдыха.
Питание, самоконтроль.
Оказание первой помощи при травмах.
4
3.
Лыжный инвентарь, выбор, хранение, уход за ним.
Лыжные мази, парафин.
2
4.
Основы техники способов передвижения на лыжах.
5
5.
Правила соревнований по лыжным гонкам.
2
6.
Основные средства восстановления
1
7.
Оценка уровня знаний по теории лыжного спорта
1
ИТОГО:
17
ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА:
Общая и специальная физическая подготовка- 200 часов.
Комплексы общеразвивающих упражнений , направленные на развитие гибкости, координационных способностей, силовой выносливости. Спортивные и подвижные игры, направленные на развитие ловкости, быстроты, выносливости. Эстафеты и прыжковые упражнения, направленные на развитие скоростно-силовых способностей и быстроты. Циклические упражнения, направленные на развитие выносливости.
Передвижение на лыжах по равнинной и пересеченной местности, имитационные упражнения, кроссовая подготовка, ходьба, преимущественно направленные на увеличение аэробной производительности организма и развитие волевых качеств. Комплексы специальных упражнений на лыжах для развития силовой выносливости мышц ног и плечевого пояса.
Техническая подготовка- 40 часов.
Обучение общей схеме выполнения классических и коньковых способов передвижения на лыжах. Обучение специальным подготовительным упражнениям, направленным на овладение рациональной техникой скользящего шага, на развитие равновесия при одноопорном скольжении, на согласованную работу рук и ног при передвижении на лыжах различными способами. Совершенствование основных элементов техники классических лыжных ходов в облегченных условиях. Обучение технике спуска со склонов в высокой, средней и низкой стойках. Обучение преодолению подъемов «елочкой», «полуелочкой», ступающим, скользящим, беговым шагом. Обучение торможению «плугом», «упором», «поворотом», соскальзыванием, падением. Обучение поворотам на месте и в движении.
3.Участие в соревнованиях- согласно календарному плану.
В процессе реализации физической и технической подготовки в спортивно-оздоровительных группах наиболее универсальным тренировочным средством являются подвижные спортивные игры, позволяющие придать учебно-тренировочному процессу эмоциональную окраску и тем самым поддержать интерес к занятиям лыжным спортом.
2.ЭТАП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ:
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА :
№
п/п
ТЕМА
Год обучения
1-й
2-й
1.
Вводное занятие. Краткие исторические сведения о возникновении лыж и лыжного спорта. Лыжный спорт в России.
3
3
2.
Правила поведения и техники безопасности на занятиях. Лыжный инвентарь , мази, одежда и обувь.
6
3
3.
Краткая характеристика техники лыжных ходов. Соревнования по лыжным гонкам.
5
10
4.
Гигиена, закаливание, режим дня, врачебный контроль самоконтроль спортсмена.
3
4
ИТОГО:
17
20
ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
№
п/п
ТЕМА
Год обучения
1-й
2-й
1.
Общая физическая подготовка
150
215
2.
Специальная физическая подготовка
50
90
3.
Техническая подготовка
40
60
4.
Контрольные упражнения и соревнования
15
25
5.
Углубленное медицинское обследование
4
4
ИТОГО:
276
414
1.Общая физическая подготовка.
Комплексы общеразвивающих упражнений , направленные на развитие гибкости, координационных способностей, силовой выносливости. Спортивные и подвижные игры, направленные на развитие ловкости, быстроты, выносливости. Эстафеты и прыжковые упражнения, направленные на развитие скоростно-силовых способностей и быстроты. Циклические упражнения, направленные на развитие выносливости.
2.Специальная физическая подготовка
Передвижение на лыжах по равнинной и пересеченной местности, имитационные упражнения, кроссовая подготовка, ходьба, преимущественно направленные на увеличение аэробной производительности организма и развитие волевых качеств. Комплексы специальных упражнений на лыжах для развития силовой выносливости мышц ног и плечевого пояса.
Техническая подготовка
Обучение общей схеме выполнения классических и коньковых способов передвижения на лыжах. Обучение специальным подготовительным упражнениям, направленным на овладение рациональной техникой скользящего шага, на развитие равновесия при одноопорном скольжении, на согласованную работу рук и ног при передвижении на лыжах различными способами. Совершенствование основных элементов техники классических лыжных ходов в облегченных условиях. Совершенствование техники спуска со склонов в высокой, средней и низкой стойках. Совершенствование техники преодоления подъемов «елочкой», «полуелочкой», ступающим, скользящим, беговым шагом. Совершенствование техники торможения «плугом», «упором», «поворотом», соскальзыванием, падением. Обучение поворотам на месте и в движении
4.Участие в соревнованиях- согласно календарному плану; участие в мероприятиях физкультурно - оздоровительной и спортивной направленности на уровне класса, школы, района.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
1. Обучающиеся должны знать:
Основные правила тренировки и уметь применять их при организации самостоятельных занятий физическими упражнениями;
Основные правила гигиены;
Правила техники безопасности при выполнении физических упражнений в спортзале, на площадке, при лыжной подготовке;
О вреде курения, алкоголя, наркотиков;
О текущих спортивных событиях в районе, стране.
2. Уметь:
Ходить , бегать и прыгать при изменении длины и частоты шагов, выполнять строевые упражнения, соблюдать правильную осанку, выполнять различные упражнения в равновесии;
Играть в подвижные игры с метаниями, прыжками, иметь элементарные навыки владения мячом и применять их при организации самостоятельных занятий;
Проходить дистанцию на лыжах 2-3 км, уметь выполнять приемы подъемов и спусков, быстро стартовать.
Показывать результаты не ниже, чем средний уровень основных физических способностей
Применять физические упражнения с целью укрепления здоровья и повышения физической и умственной работоспособности;
Осуществлять соревновательную деятельность согласно календарному плану.
3.ЭТАП УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА :
№
п/п
ТЕМА
Год обучения
1-й
2-й
3-й
1.
Вводное занятие. Краткие исторические сведения о возникновении лыж и лыжного спорта. Лыжный спорт в России.
3
3
3
2.
Правила поведения и техники безопасности на занятиях. Лыжный инвентарь , мази, парафины, одежда и обувь.
6
6
6
3.
Основы техники лыжных ходов. Соревнования по лыжным гонкам.
10
10
10
4.
Гигиена, закаливание, режим дня, врачебный контроль самоконтроль спортсмена. Спорт и здоровье
6
6
6
ИТОГО:
25
25
25
ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
№
п/п
ТЕМА
Год обучения
1-й
2-й
3-й
1.
Общая физическая подготовка
294
294
279
2.
Специальная физическая подготовка
100
100
170
3.
Техническая подготовка
70
70
70
4.
Контрольные упражнения и соревнования
35
35
50
5.
Углубленное медицинское обследование
8
8
8
6.
Восстановительные мероприятия
20
20
30
7.
Инструкторская практика
-
-
12
ИТОГО:
552
552
644
Эффективность спортивной тренировки на этапе начальной спортивной специализации обусловлена рациональным сочетанием процессов овладения техникой лыжных ходов и физической подготовки занимающихся. В этот период наряду с упражнениями из различных видов спорта, спортивными и подвижными играми широко используются комплексы специальных подготовительных упражнений и методы тренировки, направленные на развитие специальной выносливости лыжника-гонщика. Преобладающей тенденцией динамики нагрузок на этапе начальной спортивной специализации должно быть увеличение объема без форсирования общей интенсивности тренировки.
Техническая подготовка:
Углубленное изучение и совершенствование элементов классического хода (обучение подседанию, отталкиванию, махам руками и ногами, активной постановке палок), конькового хода ( обучение маховому выносу ноги и постановки ее на опору, подседанию на опорной ноге и отталкиванию боковым скользящим упором, ударной постановке палок и финальному усилию при отталкивании руками) и формирование целесообразного ритма двигательных действий при передвижении классическими и коньковыми ходами
Контрольные упражнения и соревнования:
Учащиеся 1-го года обучения в течение сезона должны принять участие в 7-8 стартах на дистанциях 1-5 км.
Учащиеся 2-го года обучения в течение сезона должны принять участие в 9-12 стартах на дистанциях 2-10 км.
Учащиеся 3-го года обучения в течение сезона должны принять участие в 13-16 стартах на дистанциях 3-5 км (девушки) , 5-10 км (юноши).
Требования к уровню подготовки обучающихся:
1. Обучающиеся должны знать:
Основные правила тренировки и уметь применять их при организации самостоятельных занятий физическими упражнениями;
Основные правила гигиены;
Правила техники безопасности при выполнении физических упражнений в спортзале, на площадке, при лыжной подготовке;
О вреде курения, алкоголя, наркотиков;
О текущих спортивных событиях в районе, стране, мире.
Основные правила и методы самоконтроля, уметь применять их при занятиях физическими упражнениями;
Основные правила соревнований по лыжным гонкам
2. Уметь:
Ходить , бегать и прыгать при изменении длины и частоты шагов, выполнять строевые упражнения, соблюдать правильную осанку, выполнять различные упражнения в равновесии;
Играть в подвижные игры с метаниями, прыжками, иметь элементарные навыки владения мячом и применять их при организации самостоятельных занятий;
Проходить дистанцию на лыжах 3-10 км, уметь выполнять приемы подъемов и спусков, быстро стартовать.
Применять различные виды лыжных ходов для преодоления дистанции;
Уметь подбирать лыжный инвентарь, мази и парафины;
Показывать результаты не ниже, чем средний уровень основных физических способностей по ОФП, СФП и технической подготовке.
Применять физические упражнения с целью укрепления здоровья и повышения физической и умственной работоспособности;
Осуществлять соревновательную деятельность согласно календарному плану.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Высокий уровень эффективности работы может быть достигнут только при условии хорошо продуманного учебно-тренировочного процесса. В работе применяется самый широкий арсенал педагогических методов и форм организации деятельности.
Лучшим методом обучения является квалифицированный показ и объяснение. При обучении используются наглядные пособия и технические средства обучения. На занятиях с младшими подростками применяется игровой метод. Помимо игровых заданий, подвижных игр, в тренировочных занятиях используются спортивные игры. Большое значение в тренировочном процессе имеет равномерный метод тренировок в восстанавливающем, поддерживающем и развивающем режиме. Для совершенствования скоростной выносливости чаще всего применяется повторный метод.
Учебный курс включает теоретические и практические занятия. На теоретических занятиях обучающиеся получают необходимые знания по истории развития лыжного спорта, основах гигиены лыжника, самоконтроле и врачебном контроле, организации соревнований. На практических занятиях приобретаются и совершенствуются навыки техники и тактики лыжного спорта. Каждое тренировочное занятие разделено на четыре части:
Организационная
Вводная
Основная
Заключительная
Организационная часть включает подготовку инвентаря, построение и выход на рабочую дистанцию. Вводная часть включает разминку, в том числе различные общеразвивающие упражнения и бег. В основную часть входят изучение техники и тактики лыжных ходов, развитие и совершенствование необходимых физических качеств. Заключительная часть включает восстанавливающие упражнения и работу с инвентарем.
Организационная часть тренировочных занятий не должна быть растянута. Большая часть времени отводится на основную часть. В основной части тренировочного занятия применяются различные средства обучения: передвижение на лыжах по ровной или пересеченной местности, подъемы разной крутизны, эстафеты. В заключительной части занятия выполняются дыхательные упражнения и упражнения на расслабление, восстанавливающий бег.
В лыжных гонках принято следующее построение основного варианта периодизации - год составляет один большой цикл и делится на три периода: подготовительный, соревновательный и переходный. Подготовительный период тренировки является важнейшим в подготовке лыжника-гонщика. На протяжении этого периода закладывается основа будущих достижений в соревновательном периоде. "Фундаментом" успехов в соревнованиях является большой объем нагрузки, приходящейся на развитие физических качеств, повышение функциональной подготовленности, совершенствование техники способов передвижения на лыжах. Все это выполняется в подготовительный период. Кроме этого, большое внимание уделяется воспитанию волевых качеств, изучению теории лыжного спорта и т.д. Подготовительный период в тренировке лыжника-гонщика делится на три этапа. 1-й этап- весенне-летний (в соответствии с задачами тренировки его еще называют общеподготовительным). Он начинается с 1 мая, и продолжается обычно до 31 июля. Важнейшая задача подготовки в это время -постепенное повышение уровня общей физической подготовленности. Здесь большое внимание уделяется развитию физических качеств, повышению уровня общей работоспособности, а также овладению или совершенствованию элементов техники. 2-й этап- летне-осенний (этап предварительной специальной подготовки). Он начинается с 1 августа и продолжается до начала тренировок на лыжах (до выпадения снега). Основная задача подготовки на этом этапе - создание специального фундамента для дальнейшего развития специальных качеств уже при передвижении на лыжах (на следующем этапе подготовительного периода). В это время продолжается и совершенствование элементов техники передвижения на лыжах с использованием специальных средств подготовки в бесснежное время. Общий объем тренировочной нагрузки на этом этапе продолжает постепенно повышаться, растет и интенсивность выполнения циклических упражнений. На двух первых этапах подготовительного периода лыжники принимают участие в соревнованиях по комплексу контрольных упражнений, для оценки уровня ОФП, а также по специальной подготовленности. 3-й этап- зимний (основной специальной подготовки). Он начинается с момента занятий на лыжах (с выпадением снега) и продолжается до начала основных соревнований. В зависимости от климатических условий (времени установления снежного покрова в данной местности) сроки начала зимнего этапа различны. На этом этапе решаются главные задачи - развитие специальных качеств (в первую очередь скоростной выносливости и скоростно-силовых качеств), а также обучение и совершенствование техники способов передвижения на лыжах, совершенствование тактического мастерства и воспитание морально-волевых качеств. Подготовка на третьем этапе строится так, чтобы к его окончанию лыжники достигли спортивной формы. Основным средством подготовки является передвижение на лыжах. Лыжники на этапе выполняют наибольший объем нагрузки. Пик объема приходится на первую половину этапа. В это время проводятся длительные тренировки, направленные на развитие общей выносливости: интенсивность нагрузки несколько снижается. Интенсивность на этом этапе в целом значительна, но к концу подготовительного периода она не должна достигать предела, характерного для соревновательного периода. Соревновательный период (с 1 декабря по 30 марта) имеет главной целью достижение наивысшей спортивной формы и ее реализацию. На это время приходится ряд основных соревнований сезона, в которых лыжник должен показать наивысшие результаты. В подготовке лыжника в соревновательном периоде ставятся следующие важнейшие задачи: дальнейшее развитие специальных физических и морально-волевых качеств; сохранение ОФП на достигнутом уровне; стабилизация навыков в технике способов передвижения на лыжах; овладение тактикой и приобретение соревновательного опыта. Тренер должен постоянно изучать индивидуальные особенности своих учеников, их возможности и недостатки (например, в отставании развития какого-либо физического качества). Кроме того, необходимо знать условия труда, учебы, быта, психологический климат в семье, взаимоотношения в классе, группе ДЮСШ и т.д. Изучение всего этого важно не только в начале занятий с вновь зачисленными в группу школьниками, но и на протяжении всей многолетней подготовки, так как происходит развитие и взросление юных лыжников, изменяются их характеры и функциональные возможности и т.п. Переходный период продолжительностью до одного месяца имеет цель вывести лыжников из состояния спортивной формы и подвести его к новому году подготовки хорошо отдохнувшим и сохранившим достигнутый уровень развития физических качеств. В этом периоде важно обеспечить активный отдых и восстановление после зимних соревнований. В зависимости от возраста и подготовленности лыжников, количества и напряженности соревнований меняются не только объем и интенсивность применяемых упражнений, но и направленность всего переходного периода.
Кроме того, в тренировке подростков в некоторых случаях, особенно на начальных этапах подготовки (в первый год занятий), может быть отменен соревновательный период, а занятия на лыжах проводятся по программе подготовительного периода. В данном варианте, по существу, весь год является подготовительным периодом к дальнейшей планомерной тренировке. Хотя юные лыжники в это время и принимают участие в отдельных соревнованиях, но специальной подготовки к ним не проводят и достижение высоких результатов не планируют. Сроки и продолжительность периодов и этапов годичного цикла зависят не только от вида лыжного спорта, внешних условий, возраста и подготовленности спортсмена, но и от его индивидуальных особенностей. Все периоды и этапы тесно связаны между собой и по содержанию, характеру и волнообразности изменения объема и интенсивности нагрузки постепенно переходят один в другой. Поэтому точные сроки перехода от этапа к этапу и от периода к периоду носят несколько условный характер.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И КРИТЕРИИ ИХ ЗАМЕРА.
В результате юные лыжники должны владеть всем многообразием способов передвижения на лыжах, знать тактику лыжных гонок и овладеть ею, приобрести необходимые теоретические знания и практические навыки в области спорта, гигиены занятий на лыжах и самоконтроля. Вместе с тем в процессе обучения тренер должен привить школьникам умения, необходимые для самостоятельных занятий на лыжах и инструкторские навыки.
Успешное осуществление спортивной тренировки во многом зависит от правильного контроля за подготовленностью обучающихся. На методическом совете тренеров –преподавателей ДЮСШ разработаны контрольные испытания и тесты по определению уровня тренированности.С помощью этих тестов определяется уровень развития специальных качеств: выносливости, скорости, силовой выносливости и т.д. В течение тренировочного года такие испытания проводятся 2-4 раза.
Контрольные тесты по специальной физической подготовке:
Возраст
9-10 лет
10-12 лет
12-13 лет
13-14 лет
Н.
С
В
Н
С
В
Н
С
В
Н
С
В
100м с ходу (классика)
Мальч
23.0
22.0
21.0
22.0
21.0
20.0
21.0
20.0
19.0
19.0
18.5
18.2
Девоч.
30.0
29.0
28.0
28.0
27.0
26.0
27.0
26.0
25.0
25.0
24.5
24.2
500 м с ходу (классика)
Мальч.
2.35
2.20
2.10
2.15
2.10
2.00
2.10
2.00
1.55
2.00
1.55
1.50
Девоч.
2.45
2.30
2.20
2.25
2.20
2.10
2.20
2.10
2.05
2.10
2.05
2.00
100 м с ходу одноврем. безшажным ходом
Мальч.
-
-
-
-
-
-
24.0
22.0
21.0
22.0
21.0
20.0
Девоч.
-
-
-
-
-
-
28.0
26.0
25.0
26.0
25.0
24.0
КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ ПО ОФП
Девочки
Поднимание –опускание туловища , кол-во раз за 30 сек. (сила)
Возраст
Уровень
низкий
средний
высокий
7
13 и ниже
14-19
20 и выше
8
14 и ниже
15-20
21 и выше
9
15 и ниже
16-21
22 и выше
10
16 и ниже
17-22
23 и выше
11
17 и ниже
17-22
23 ивыше
12
17 и ниже
18-23
24 и выше
13
18 и ниже
18-23
24 и выше
14
19 и ниже
20-23
24 и выше
15
19 и ниже
21-24
25 и выше
16
20 и ниже
21-24
25 и выше
17
20 и ниже
21-25
26 и выше
Подтягивание на высокой перекладине (сила)
Юноши (количество раз)
Возраст
Уровень
низкий
средний
высокий
7
0
1-2
3 и выше
8
1
2-3
4 и выше
9
2 и ниже
3-4
5 и выше
10
3 и ниже
4-5
6 и выше
11
4 и ниже
5-6
7 и выше
12
5 и ниже
6-7
8 и выше
13
5 и ниже
6-8
9 и выше
14
6 и ниже
7-9
10 и выше
15
8 и ниже
9-11
12 и выше
16
9 и ниже
10-13
14 и выше
17
9 и ниже
10-14
15 и выше
Юноши и девушки бег 1000 м (мин.сек.) ( выносливость)
Воз
раст
Уровень
низкий
средний
высокий
юн
дев
юн
дев
юн
дев
7
7.11
8.02
6.31-7.10
7.01-8.01
6.30
7.00
8
6.32
7.16
6.01-6.31
6.31-7.15
6.00
6.30
9
6.01
7.01
5.21-6.00
6.16-7.00
5.20
6.15
10
5.31
6.41
4.51-5.31
6.01-6.40
4.50
6.00
11
5.01
6.27
4.31-5.00
5.46-6.25
4.30
5.
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·60 метров (быстрота)
Воз
раст
Уровень
низкий
средний
высокий
юн
дев
юн
дев
юн
дев
7
14.8
15.0
12.6
13.0
12.1
12.4
8
14.5
14.7
12.4
12.8
11.9
12.2
9
14.1
14.5
12.1
12.4
11.5
11.8
10
11.8
12.2
11.3
11.6
10.6
11.0
11
11.3
11.6
10.6
11.0
10.1
10.6
12
11.1
11.4
10.4
10.8
9.8
10.4
13
11.0
11.2
10.2
10.7
9.4
10.2
14
10.6
10.8
9.7
10.4
8.8
9.9
15
10.2
10.7
9.5
10.3
8.6
9.7
16
9.6
10.5
9.3
10.1
8.5
9.5
17
9.3
10.3
8.9
10.0
8.4
9.3
Прыжок в длину с места (скоростная сила).
Воз
раст
Уровень
низкий
средний
высокий
юн
дев
юн
дев
юн
дев
7
114 и ниже
99 и ниже
115-144
100-119
145
120
8
124 и ниже
109 и ниже
125-154
110-129
155
130
9
139 и ниже
119 и ниже
140-164
120-139
165
140
10
149 и ниже
129 и ниже
150-174
130-149
175
150
11
159 и ниже
134 и ниже
160-184
135-154
185
155
12
169 и ниже
139 и ниже
170-199
140-159
200
160
13
179 и ниже
144 и ниже
180-209
145-164
210
165
14
189 и ниже
149 и ниже
190-219
150-174
220
175
15
199 и ниже
159 и ниже
200-229
160-184
230
185
16
214 и ниже
169 и ниже
215-239
170-194
240
195
17
224 и ниже
179 и ниже
225-249
180-199
250 и выше
200 и выше
Контрольные нормативы по общей и специальной физической подготовке для лыжников-гонщиков 1-2-3-го года обучения на УТЭ.
Контрольные упражнения
Юноши
Девушки
Год обучения
1-й
2-й
3-й
1-й
2-й
3-й
Бег 60 м, с
-
-
-
10.8
10.4
10.0
Бег 100м,с
15.3
14.6
14.1
-
-
-
Прыжок в длину с места, см
190
203
216
167
180
191
Бег 800м, мин,с
-
-
-
3.35
3.20
3.05
Бег 1000м, мин, с
3.45
3.25
3.00
-
-
-
Кросс 2 км,мин, с
-
-
-
-
9.50
9.15
Кросс 3 км, мин, с
-
12.00
11.20
-
-
-
Лыжи, классический стиль
3 км; мин,с
-
-
-
15.20
13.50
12.10
5 км, мин, с
21.00
19.00
17.30
24.00
22.00
20.30
10 км, мин, с
44.00
40.30
37.20
-
-
-
Лыжи, свободный стиль
3 км, мин,с
-
-
-
14.30
13.00
11.20
5 км, мин, с
20.00
18.00
17.00
23.30
21.00
19.20
10 км, мин,с
42.00
39.00
35.00
-
-
-
ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ПОДГОТОВКИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ
В процессе многолетней подготовки лыжника для развития волевых и физических качеств, обучения технике и тактике, повышения уровня функциональной подготовки применяется необычайно широкий круг различных упражнений. Каждое из применяемых упражнений оказывает на организм лыжника-гонщика многообразное воздействие, но вместе с тем решение тех или иных задач подготовки зависит от целенаправленного применения определенных упражнений. Точный выбор упражнений при обучении и тренировке во многом определяет эффективность многолетней подготовки на всех ее этапах. Во всех случаях подбора упражнений следует исходить из взаимодействия навыков при обучении и физических качеств при тренировке, используя их положительный перенос с одного упражнения на другое. Все физические упражнения, применяемые в подготовке лыжников, принято делить на следующие основные группы:
Упражнения основного вида лыжного спорта - лыжных гонок, избранных как предмет специализации. В эту группу входят все способы передвижения на лыжах (лыжные ходы, спуски, подъемы, повороты и т.д.). Все эти упражнения выполняются в различных вариантах и разнообразными методами.
Общеразвивающие упражнения, подразделяющиеся, в свою очередь, на две подгруппы: а) общеразвивающие подготовительные; б) упражнения из других видов спорта. В первую подгруппу включаются разнообразные упражнения без предметов и с предметами (набивные мячи, гантели, подсобные предметы - отягощения, ядра и др.). Сюда же включаются упражнения с сопротивлением партнеров и упругих предметов (амортизаторы резиновые, пружинные и т.п.). Во вторую подгруппу входят упражнения из других видов спорта, (легкой атлетики, спортивных игр, и др.). Эти упражнения применяются в основном в бесснежное время года для развития физических качеств, необходимых лыжнику. Упражнения подбираются так, чтобы наблюдался наибольший положительный перенос физических качеств с применяемого вида на основной вид - лыжные гонки. Так, для развития выносливости применяется кроссовый бег по пересеченной местности; для развития ловкости, координации движений и быстроты - спортивные игры (баскетбол, футбол) и т.д.
Специальные упражнения также разделяются на две подгруппы: а) специально подготовительные; б) специально подводящие. Специально подготовительные упражнения применяются для развития физических и волевых качеств применительно к лыжным гонкам. Специально подводящие упражнения применяются с целью изучения элементов техники способов передвижения на лыжах. В группу специальных упражнений включаются упражнения, избирательно воздействующие на отдельные группы мышц, участвующие в определенных движениях, в способах передвижения на лыжах (например, в отталкивании), а также широкий круг имитационных упражнений (на месте и в движении). В начале подготовительного периода имитационные упражнения, применяемые в небольшом объеме, используются как средство обучения и совершенствования элементов техники. Осенью же объем и интенсивность применения этих упражнений увеличиваются, и они способствуют развитию специальных качеств.
Упражнения для развития выносливости:
Бег на средние и длинные дистанции (по дорожке и кросс).
Смешанное передвижение по пересеченной местности (чередование ходьбы и бега, бега и имитации в подъемы).
Гребля (байдарочная, народная, академическая).
Плавание на средние и длинные дистанции.
Езда на велосипеде (по шоссе и кросс) и др.
Все упражнения на развитие выносливости выполняются с умеренной интенсивностью и длительностью в зависимости от этапа, периода, возраста и подготовленности. Упражнение для развития силы:
Упражнения с отягощением собственным весом: а) сгибание и разгибание рук в упоре лежа и на брусьях; б) подтягивание на перекладине и кольцах; в) переход из виса в упор на перекладине и кольцах (силой); г) лазание по канату без помощи ног; д) приседание на одной и двух ногах; е) поднимание ног в положении лежа или в висе на гимнастической стенке - в угол и, наоборот, поднимание туловища в положении лежа, ноги закреплены.
С внешними отягощениями (штанга, гири, гантели, набивные мячи, камни и другие подсобные предметы): а) броски, рывки, толчки и жимы указанных предметов одной или двумя руками в различных направлениях; б) вращательные движения руками и туловищем (с предметами) и наклоны (с предметами).
Упражнения в сопротивлении с партнером (различные движения руками, туловищем и т.д.), передвижение на руках в упоре, партнер поддерживает за ноги, скачки в таком же положении и т.п.
Упражнение с сопротивлением упругих предметов (резиновыми амортизаторами и бинтами, эспандерами) в различных положениях, разнообразные движения для всех групп мышц.
Упражнения на тренажерах. Используются разнообразные тренажеры с тягами через блоки и отягощениями для всех частей тела и групп мышц в различных положениях.
Величина отягощений, количество повторений, интервалы отдыха и сочетание упражнений подбираются в зависимости от пола, возраста, подготовленности и квалификации лыжников и уровня развития силы отдельных групп мышц (для ликвидации недостатков в развитии у каждого лыжника индивидуально).
Упражнения для развития быстроты:
Бег на короткие дистанции (30-100 м).
Прыжки в высоту и длину с места (одиночные, тройные, пятерные и т.п.) и с разбега.
Беговые упражнения спринтера.
Спортивные игры.
Все упражнения на развитие быстроты выполняются с максимальной скоростью (интенсивностью), количество повторений до начала ее снижения, а также в зависимости от возраста и подготовленности спортсменов. Упражнения для развития ловкости:
Спортивные игры.
Элементы акробатики.
Прыжки и прыжковые упражнения с дополнительными движениями, поворотами и вращениями.
Специальные упражнения для развития координации движений.
При развитии ловкости необходимо постоянно обновлять комплексы упражнений, так как они оказывают необходимый эффект лишь до тех пор, пока являются для спортсмена новыми. Применение освоенных упражнений не способствует развитию ловкости и координации движений. Упражнения для развития гибкости:
Маховые и пружинистые с увеличивающейся амплитудой (для рук, ног и туловища).
То же с помощью партнера (для увеличения амплитуды).
Все упражнения на развитие гибкости используются многократно, повторно с постепенным увеличением амплитуды, лучше их выполнять сериями по несколько повторений в каждой. Особое внимание развитию гибкости следует уделять в подростковом возрасте, примерно с 11- до 14-летнего возраста, она в это время развивается легче всего. Упражнения для развития равновесия:
Маховые и вращательные движения (для рук, ног и туловища), а также приседания на уменьшенной опоре.
То же на повышенной опоре.
То же на неустойчивой (качающейся) опоре.
Ходьба, бег и прыжки на тех же видах опор.
Специальные упражнения для развития вестибулярного аппарата.
Для развития скоростно-силовых качеств применяются различные прыжки и прыжковые упражнения - многократные прыжки с места, на одной и двух ногах из различных исходных положений (из глубокого приседа на всей ступне или на носках) в различных направлениях (вверх, вперед, вверх по склону или по лестнице, впрыгивание на препятствие, через невысокие барьеры, в глубину с тумбы или обрыва и т.п.). Все прыжковые упражнения можно выполнять с отягощением. Очень важно при выполнении прыжков добиваться максимально высокой скорости отталкивания. Для развития скоростно-силовых качеств целесообразно некоторые прыжковые упражнения выполнять с максимальной скоростью на время, например прыжки на двух ногах на отрезке 10 или 20 м, то же, но с преодолением 5-ти барьеров высотой 80 см и т.п. Возможно применение различных амортизаторов и эспандеров, приближающих упражнение к характеру движений в лыжных ходах. Скоростно-силовым упражнением можно считать и имитацию в подъем с палками и без палок. Из перечисленных групп и примерных упражнений составляются комплексы. При этом необходимо учитывать, что условия выполнения упражнении могут изменить его направленность и конечный эффект от применения. Так, бег с высокой скоростью по ровному участку (по дорожке) развивает скорость, а бег в гору способствует развитию силы мышц. В тренировке лыжников-гонщиков на общем фоне высокого развития силы, силовой выносливости, быстроты, ловкости и гибкости основное внимание уделяется развитию общей и специальной (скоростной) выносливости и скоростно-силовым качествам. При планировании применения упражнений в юношеском возрасте должны учитываться принципы доступности, систематичности, постепенности и др.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Теоретическая подготовка является составной частью всей системы подготовки лыжника и осуществляется в ходе учебно-тренировочного процесса. Она проводится в виде специально организованных лекций, бесед и теоретических занятий. Кроме того, часть теоретических знаний может сообщатся лыжникам в ходе тренировочных занятий. Необходимо также предусмотреть самостоятельное изучение специальной литературы по различным вопросам лыжного спорта и другим разделам теоретической подготовки. Содержание теоретической подготовки значительно меняется в зависимости от подготовленности общего кругозора и возраста. Необходимо предусмотреть изучение следующих тем и вопросов: отечественная система физического воспитания, патриотическое воспитание спортсменов, воспитание морально-волевых качеств, методика обучения и тренировки, техника и тактика избранного вида лыжного спорта, гигиена занятий физическими упражнениями и лыжным спортом, врачебный контроль и самоконтроль при занятиях лыжным спортом, режим спортсмена (режим дня, гигиена питания и сна, закаливание), самомассаж и массаж, предупреждение травматизма и т.д. Особое значение придается изучению теории избранного вида лыжного спорта. Необходимо, чтобы лыжники хорошо знали правила соревнований, умели вести дневник тренировки и проводить анализ занятий и тренировочного процесса. Большое значение имеет изучение основ методики тренировки - планирование круглогодичной тренировки по циклам, этапам и периодам, перспективное планирование, а также методика развития физических качеств (выносливости, силы, быстроты, ловкости гибкости) применительно к избранному виду лыжного спорта. Кроме этого, лыжники изучают основы техники способов передвижения на лыжах с позиций биомеханики, что позволяет научно обоснованно подходить к анализу техники и к методике ее изучения и совершенствования. В юношеском возрасте из всего объема теории необходимо дать первые сведения по гигиене занятий и одежде лыжника, а также минимум знаний по технике, методике обучения и тренировке. Из года в год увеличиваются объем и глубина теоретических сведений, сообщаемых юным лыжникам. В юношеском возрасте необходимо привить навыки самостоятельного ведения дневника тренировок, что очень важно в системе многолетней подготовки лыжника-гонщика. Многолетние записи позволят провести качественный анализ всей подготовки и улучшить систему планирования и управления индивидуальной подготовкой спортсмена. Тренер должен научить юношей подробно и систематически вести записи, включающие все субъективные и объективные данные: по переносимости нагрузок различного характера, самочувствию во время тренировок и при восстановлении, данные педагогического контроля (результаты тестов и контрольных упражнений) и врачебных осмотров, а также результаты всех соревнований. Тренер должен регулярно проверять заполнение дневника тренировки. Для получения теоретических знаний очень важно приучить школьников к самостоятельному изучению литературы. Необходимо регулярно рекомендовать доступную для их уровня понимания популярную и методическую литературу. Контроль за этим можно осуществлять в виде собеседования, контрольных вопросов и обсуждения в группе.
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Физическая подготовка лыжника направлена на развитие основных двигательных качеств (выносливости, силы, быстроты, ловкости, гибкости), необходимых в спортивной деятельности. В то же время физическая подготовка неразрывно связана с укреплением органов и систем, с повышением общего уровня функциональной подготовки и укреплением здоровья лыжников. Физическая подготовка лыжника подразделяется на общую и специальную. Общая физическая подготовка (ОФП) независимо от вида лыжного спорта имеет основные задачи - достижение высокой общей работоспособности, всестороннее развитие и улучшение здоровья лыжников. В процессе ОФП развиваются и совершенствуются основные физические качества. Для достижения высокого уровня развития физических качеств и решения других задач ОФП применяется широкий круг самых разнообразных физических упражнений. С этой целью используются упражнения из различных видов спорта, а также общеразвивающие упражнения из основного вида - лыжного спорта. ОФП для юных лыжников проводится примерно одинаково независимо от предполагаемой будущей специализации. В летнее время с целью разностороннего развития в подготовку юных лыжников широко включаются упражнения из других видов спорта, в основном в виде длительного передвижения - прогулки на велосипеде, гребля, плавание, равномерный бег, различные спортивные и подвижные игры. Дозировка зависит от возраста, этапа подготовки в годичном цикле и многолетней подготовки и т.д. Кроме этого, широко применяются разнообразные упражнения на основные группы мышц с предметами и без отягощений для развития силы, прыгучести, гибкости, равновесия и способности к расслаблению. Для квалифицированных спортсменов и разрядников, мастеров спорта она более специфична и строится с учетом индивидуальных особенностей и избранного вида лыжного спорта. Но уже на ранних ступенях тренированности очень важно правильно подбирать средства ОФП и методику их применения с тем, чтобы полностью использовать положительный перенос развиваемых физических качеств на основное упражнение - передвижение на лыжах. Это не следует понимать как полное сближение средств ОФП и СФП. Общая физическая подготовка служит базой для дальнейшего совершенствования физических качеств и функциональных возможностей. Специальная физическая подготовка (СФП) направлена на развитие специфических двигательных качеств и навыков, повышение функциональных возможностей организма, укрепление органов и систем применительно к требованиям избранного вида лыжного спорта. Основными средствами СФП являются, передвижение на лыжах и специально подготовленные упражнения. Специально подготовленные упражнения способствуют повышению уровня развития специфических качеств лыжника и совершенствованию элементов техники избранного вида лыжного спорта. К ним относятся разнообразные имитационные упражнения и упражнения на тренажерах (передвижение на лыжероллерах). При выполнении этих упражнений (в бесснежное время года) укрепляются группы мышц, непосредственно участвующие в передвижении на лыжах, а также совершенствуются элементы техники лыжного ходов. Ввиду того что эти упражнения сходны с передвижением на лыжах и по двигательным характеристикам, и по характеру усилий, здесь наблюдается положительный перенос физических качеств и двигательных навыков. В настоящее время одним из основных средств специальной физической подготовки лыжника-гонщика является передвижение на лыжероллерах. Расширение его применения вполне справедливо, однако одностороннее увлечение лыжероллерами и полное исключение из тренировок упражнений не в состоянии полностью решить все задачи СФП. Поэтому в тренировке лыжника-гонщика смешанное передвижение по пересеченной местности с чередованием бега и имитации в подъемы различной крутизны и длины должно постоянно включаться в подготовку наравне с другими упражнениями. Соотношение этих средств зависит от уровня подготовленности юных лыжников и отдельных групп мышц. В зимнее время основным средством СФП является передвижение на лыжах в разнообразных условиях. Специальная физическая подготовка в годичном цикле тренировки лыжника тесно связана с другими видами подготовки - технической, тактической и специальной психической. При построении круглогодичной тренировки, а также в процессе многолетней подготовки наблюдаются определенная последовательность и преемственность между различными видами упражнений, применение которых решает задачи общей и специальной физической подготовок. В начале годичного тренировочного цикла большая часть времени отводится на ОФП. С приближением зимнего периода соотношение средств меняется в пользу СФП. Объем упражнений на этот вид подготовки постепенно увеличивается, но важно от этапа к этапу закреплять и поддерживать на достигнутом уровне навыки, приобретенные при изучении предыдущих разделов подготовки. Средства одного вида подготовки должны быть органически связаны с последующим видом, при этом важно соблюдать преемственность в развитии и укреплении отдельных физических качеств, групп мышц и систем. На соотношение средств ОФП и СФП и динамику его изменения в годичном цикле тренировки оказывают влияние квалификация лыжника, его возраст и индивидуальные особенности развития в целом и отдельных групп мышц, физические качества, функциональные возможности органов и систем. С возрастом и ростом квалификации объем средств ОФП постепенно уменьшается и соответственно увеличивается объем СФП. Это соотношение на различных этапах подготовки лыжника как в годичном цикле, так и в процессе многолетней тренировки может изменяться в ту или иную сторону в зависимости от динамики уровня развития ОФП и СФП, но общая тенденция в изменении показателей остается неизменной. В целом соотношение средств ОФП и СФП - вопрос сугубо индивидуальный. Все зависит от конкретного уровня развития отдельных групп мышц, органов и систем организма юных лыжников-гонщиков. Поэтому независимо от этапа многолетней подготовки даже в конце юношеского возраста объем средств ОФП может быть весьма значительным. Такая же картина может наблюдаться и у юниоров, особенно в подготовительный период.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Техническая подготовка лыжника - это процесс целенаправленного изучения и совершенствования техники способов передвижения на лыжах. Овладение современной техникой с учетом индивидуальных особенностей и физической подготовленности позволяет достигнуть высоких результатов в избранном виде лыжного спорта. Высокий уровень спортивных результатов требует постоянной и углубленной работы над совершенствованием техники в течение всего периода активных занятий лыжным спортом. В планах подготовки лыжников от новичка до квалифицированного спортсмена должна быть предусмотрена непрерывность овладения техникой. Даже достижение наивысших результатов не означает, что достигнуто техническое совершенство. Лыжник должен и в этом случае продолжать улучшать технику различных элементов, движений, устранять отдельные неточности и ошибки.
В плане многолетней технической подготовки, особенно в юношеском возрасте, необходимо учитывать, что отдельные элементы техники передвижения на лыжах не всегда доступны школьникам в силу недостаточного уровня развития каких-либо качеств (равновесия, силы отдельных групп мышц). В таком случае школьники овладевают несколько упрощенным вариантом способа передвижения. Однако при этом очень важно, чтобы не искажалась основа способа, с тем, чтобы при повышении уровня развития необходимых качеств можно было освоить и другие элементы без переучивания всего способа передвижения. Кроме того, в многолетней подготовке постоянно приходится приспосабливать технику к меняющимся условиям соревнований (более тщательной подготовке трасс, изменению их сложности, выпуску нового инвентаря), к улучшению физической подготовленности спортсменов-лыжников и т.п.
Различают общую и специальную техническую подготовку. В ходе общей технической подготовки лыжник осваивает умение и навыки, необходимые в жизни и спортивной деятельности, получает и углубляет теоретические знания в области основ техники физических упражнений. Этот вид подготовки направлен в первую очередь на овладение такими умениями, навыками и знаниями, которые будут способствовать изучению техники способов передвижения на лыжах. Все это является основой для специальной технической подготовки. Чем больше у лыжника запас двигательных навыков, тем быстрее и прочнее он овладевает современней техникой передвижения на лыжах в различных ее вариантах. Это достигается применением широкого круга самых разнообразных упражнений общеразвивающего характера и специально подготовительных упражнений, направленных на изучение элементов техники способов передвижения на лыжах. Наряду с другими упражнениями, развивающими координацию движений, особое внимание следует обратить на упражнения, воспитывающие чувство равновесия, а также на упражнения, целенаправленно воздействующие на вестибулярный аппарат. Это во многом способствует обучению и дальнейшему совершенствованию техники способов передвижения на лыжах.
В процессе специальной технической подготовки спортсмен овладевает техникой избранного вида лыжного спорта: изучает биомеханические закономерности способов передвижения на лыжах и осваивает необходимые двигательные навыки, доводя их до высокой степени совершенства с учетом индивидуальных особенностей. Обучение и особенно совершенствование техники следует рассматривать в тесной связи с развитием физических качеств. Повышение уровня общей и особенно специальной физической подготовки позволяет и дальше совершенствовать технику, поднимая ее на новый уровень развития. Существует и обратная связь: новые варианты техники требуют, в свою очередь, повышения уровня специальной физической подготовки. В этом случае необходимо применение специальных упражнений, направленных на развитие именно тех групп мышц, которые больше участвуют в новом элементе или на повышение уровня каких-то качеств (скорости маха, силы отталкивания и т.д.).
ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Тактика спортсмена - это искусство ведения соревнования с противником. В лыжном спорте в некоторых случаях спортсмен не ведет борьбу с конкретным противником, а ставит цель - достигнуть максимально высокого результата (при данном уровне тренированности). Победа в соревнованиях или достижение максимально высокого результата при прочих равных условиях во многом зависят от уровня тактического мастерства лыжника. Овладев тактикой ведения соревнования, спортсмен может лучше использовать свои технические возможности, физическую подготовленность, волевые качества, все свои знания и опыт для победы над противником или для достижения максимального результата. В лыжном спорте это особенно важно, так как соревнования проходят порой в необычайно переменных условиях скольжения и рельефа местности. Изучение условий позволяет широко применять самые различные тактические варианты. Тактическая подготовка лыжника состоит из двух взаимосвязанных частей - общей и специальной. Общая тактическая подготовка предполагает приобретение теоретических сведений по тактике в различных видах лыжного спорта, а также в смежных циклических дисциплинах. Знания по тактике лыжники получают во время специальных занятий, лекций и бесед, при наблюдении за соревнованиями с участием сильнейших лыжников, просмотре кинограмм, кинокольцовок и кинофильмов, а также путем самостоятельного изучения литературы. Кроме этого, в процессе учебно-тренировочных занятий, в соревнованиях и при анализе накапливаются опыт и знания. Специальная тактическая подготовка - это практическое овладение тактикой в ложных гонках путем применения лыжных ходов в зависимости от рельефа и условий скольжения, распределения сил по дистанции и составления графика ее прохождения, выбора вариантов смазки в зависимости от внешних условий, индивидуальных особенностей спортсменов и т.д. Специальная тактическая подготовка проводится в ходе учебно-тренировочных занятий и соревнований. При изучении тактики необходимо изучать опыт сильнейших лыжников, что позволит овладеть широким кругом тактических вариантов и использовать их с учетом своих возможностей. Непосредственная тактическая подготовка к определенным соревнованиям требует ознакомления с условиями и местом их проведения. Сюда относятся изучение рельефа, состояние и возможное изменение лыжни в ходе соревнований с учетом стартового номера и предполагаемых изменений погоды. Все это изучается накануне старта при просмотре дистанций и позволяет разработать тактику на предстоящие соревнования с учетом конкретных условий, перспектив противника и своих возможностей. По окончании соревнований необходимо тщательно проанализировать эффективность применяемой тактики и сделать выводы на будущее. Тактическое мастерство лыжника базируется на большом запасе знаний, умений и навыков, а также его физической, технической, морально-волевой подготовленности, что позволяет точно выполнить задуманный план, принять правильное решение для достижения победы или высокого результата. Овладение способами передвижения и применение их в зависимости от внешних условий и индивидуальных особенностей имеют наибольшее значение в тактической подготовке лыжника-гонщика. В условиях удовлетворительного и плохого скольжения на равнине и в подъемы различной крутизны наиболее часто применяются попеременный двухшажный и иногда попеременный четырехэтажный ходы. Кроме этого, попеременный четырехшажный ход используется при глубокой лыжне, когда затруднено отталкивание палками. На пологих спусках широко применяются одновременные ходы -одновременный одношажный и двухшажный; бесшажный - чаще всего на леденистых раскатанных участках лыжни и при спусках средней крутизны. При хорошем и отличном скольжении на равнине широкое применение находят попеременный двухшажный и одновременные ходы, но при первой возможности следует отдать предпочтение одновременным, так как они дают преимущество в скорости при заметной экономии сил. В настоящее время у сильнейших лыжников в связи с высоким уровнем физической (скоростно-силовой) и функциональной подготовки, а также потому, что трассы современных лыжных гонок подготавливаются очень тщательно (машинным способом), арсенал лыжных ходов, применяемый в соревнованиях, несколько сузился. Лыжники стали применять способы ходов, обеспечивающих в первую очередь высокую скорость передвижения в различных условиях, - попеременный двухшажный, одновременные (бесшажный и одношажный). Одновременный двухшажный встречается редко, а попеременный четырехшажный практически не встречается. Однако менее квалифицированные лыжники используют по-прежнему все способы ходов, что обеспечивает достаточно высокую скорость передвижения в любых условиях, даже на мягкой и недостаточно хорошо подготовленной лыжне, например на школьных соревнованиях небольшого масштаба. Выбор хода во многом зависит от степени овладения им и от индивидуальных особенностей лыжника - силы мышц его верхних конечностей и туловища. Скорость передвижения во многом зависит от сочетания ходов и выбора момента перехода с хода на ход в зависимости от состояния и микрорельефа лыжни и условий скольжения. Все это изучается во время учебно-тренировочных занятий. Одним из главных методов обучения тактике является повторное прохождение отрезков дистанции, специально подобранных в зависимости от задач тактической подготовки и различных по длине и рельефу. Отрезки подбираются заранее на каждое занятие с учетом контингента и подготовленности занимающихся. При занятиях с новичками целесообразно порой использовать прохождение отрезков за лидером - квалифицированным лыжником, хорошо владеющим лыжными ходами и умеющим их применять в зависимости от внешних условий. В этом случае ведомый лыжник копирует лидера во время перехода с хода на ход. В дальнейшем условия изучения тактики усложняются. Скорость на склоне во многом зависит от правильного выбора стойки спуска. Низкая стойка обеспечивает наименьшее сопротивление воздуха и дает возможность несколько отдохнуть, но на сложном рельефе применять низкую стойку нецелесообразно, так как это не дает возможности быстро выполнить повороты и затрудняет преодоление неровностей. На длинных и очень пологих спусках, когда применение низкой стойки не увеличивает скорость, лучше передвигаться одновременным бесшажным ходом. Вторым важным моментом в тактической подготовке является умение правильно распределить силы по дистанции. Из практики известно, что равномерное прохождение трассы наиболее целесообразно для достижения высоких результатов в лыжных гонках, особенно у новичков. Но на пересеченных трассах различной сложности невозможно добиться равномерной скорости, поэтому целесообразно стремиться к относительной равномерности, к оптимальной интенсивности с учетом рельефа трассы. Порой рельеф трасс заставляет приложить максимум усилий на первой половине дистанции, если на ней расположена большая часть подъемов с общей тенденцией подъема вверх (в таких случаях вторая половина дистанции относительно легче, так как на ней больше спусков). При таком рельефе и тактике выигрыш времени на первой половине дает возможность создать запас перед противниками, который им трудно будет ликвидировать на спусках. Этот пример говорит о важности составления тактического плана с учетом рельефа местности. В ходе тренировочных занятий необходимо проводить тактические учения, где лыжники овладевают приемами борьбы с соперником, находящимся в условиях прямой видимости (старт в одной или соседней паре, общий старт), а также с противниками, стартующими много раньше или позднее. В таких случаях они ориентируются на информацию тренера о времени прохождения отдельных отрезков дистанции. Умение распределять силы приобретается в процессе учебно-тренировочных занятий, на которых контролируется время прохождения отрезков дистанций и частота сердечных сокращений на подъемах, спусках и равнине. Сопоставляя личные ощущения с этими объективными показателями, лыжник овладевает умениями контролировать свою работоспособность. Рост тактического мастерства неразрывно связан с уровнем развития физических и волевых качеств лыжника. В ходе подготовки целесообразно вначале повысить функциональные возможности лыжника применительно к требованиям тактики, а затем попытаться осуществить задуманный план. Так, при борьбе с противником, находящимся в непосредственном контакте (при общем старте), попытка оторваться от него за счет многократных ускорений может привести к обратному результату, если сам спортсмен не подготовлен к передвижению в переменном темпе после резкого старта. Поэтому, прежде чем пытаться осуществить данный тактический вариант, необходимо повысить функциональные возможности лыжника применительно к данному тактическому приему. В ходе целенаправленной подготовки к основным соревнованиям сезона необходимо тщательно спланировать участие в соревнованиях различного масштаба с конкретными задачами на каждый старт. Не следует ставить задачу обязательной победы на всех соревнованиях, особенно, если календарь перенасыщен различными стартами. Нецелесообразно также постоянно встречаться со всеми своими основными соперниками. Обычно выделяют 3-4 старта (на отборочных соревнованиях), когда важно добиться победы или показать высокий результат. На остальных соревнованиях проверяют свою подготовку, различные варианты тактики. Общее количество стартов и особенно перед основными соревнованиями зависит от возраста и квалификации лыжника. Естественно, с началом периода основных соревнований ставится задача - показать высокий результат или добиться победы на каждом из них. Обязательным условием роста тактического мастерства является анализ прошедших соревнований. Нужно оценить эффективность применяемой тактики и сделать выводы на будущее. При обучении юношей тактике лыжных гонок на первых годах подготовки должны быть решены следующие задачи:
Научить школьников правильному выбору способов передвижения в зависимости от внешних условий и индивидуальных данных.
Воспитать у учащихся чувство скорости.
Обучить школьников умению выбирать и поддерживать скорость передвижения в зависимости от длины дистанции, рельефа местности и уровня подготовленности.
Научить юных лыжников простейшим приемам борьбы на лыжне при непосредственной близости противника (с общего старта, при обгоне и на финише).
Все эти задачи решаются в ходе групповых и индивидуальных занятий, начиная с первого года обучения. Постепенно задачи усложняются. Обучение тактике идет параллельно с освоением техники и ростом уровня подготовленности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УТГ-1
Подготовительный период (июнь-август)
Цель - подготовка к зимнему сезону, т.е. к перенесению нагрузок, которые необходимо выполнить в основном периоде.
Основные задачи:
1) развитие общей выносливости; 2) разносторонняя физическая подготовка (развитие быстроты, силы, ловкости, гибкости, равновесия, координации движений); 3) овладение техникой движений.
Упражнения: равномерный бег, кросс, плавание, гребля, езда на велосипеде, общеразвивающие упражнения на силу и гибкость, прыжки, имитация лыжных ходов, игры, упражнения с отягощением, ускорения в беге.
Недельный план тренировки на летнем этапе подготовительного периода
. 1й день. Задачи тренировки: совершенствование имитационной техники, развитие быстроты и выносливости.
Разминка. Бег - 8 мин, упражнения - 7 мин.
Основная часть. Специальные упражнения для совершенствования техники попеременного двухшажного хода -10-15 мин; ускорения на отрезках 30-40 м - 6 раз (для 11-12-летних - 6 раз по 20 м), игры "Салки", эстафеты;
равномерный бег по пересеченной местности - 4-5 км (пульс 110-130 уд./мин).
Заключительная часть. Равномерный бег - 3 мин, упражнения на расслабление - 2 мин.
2-й день. Задачи тренировки: совершенствование имитационной техники, развитие быстроты и выносливости. Разминка. Бег - 8 мин, упражнения - 7 мин.
Основная часть. Специальные упражнения для совершенствования техники попеременного двухшажного хода -10-15 мин; ускорения на отрезках 30-40 м - 6 раз (для 11-12-летних - 6 раз по 20 м), игры "Салки", эстафеты;
равномерный бег по пересеченной местности - 4-5 км (пульс 110-130 уд./мин).
Заключительная часть. Равномерный бег - 3 мин, упражнения на расслабление - 2 мин.
3 день. Задачи тренировки: совершенствование имитационной техники, развитие ловкости, равновесия, общей выносливости.
Разминка - 15 мин.
Основная часть. Изучение имитационной техники попеременного и одновременного классических ходов с помощью резинового амортизатора - 15 мин
беговая тренировка с палками на среднепересеченной местности с имитацией 5-6 подъемов длиной 30-40 м в чередовании с ходьбой - 4км.
Заключительная часть. Бег слабой интенсивности - 3 мин, упражнения на расслабление - 3 мин.
4-й день. Задача тренировки: совершенствование имитационной техники, развитие силы и силовой выносливости.
Разминка - 15 мин.
Основная часть. Специальные имитационные упражнения в шаговой и прыжковой имитации техники одновременных классических ходов - 10-15 мин;
упражнения на силу и силовую выносливость, прыжки, игры с прыжками - 15 мин;
Спортивные игры-30-40 мин
Заключительная часть. Бег в слабом темпе с переходом на ходьбу - 5 мин, упражнения на расслабление - 3 мин.
5й день. Активный отдых: езда на велосипеде - до 1 часа, общеразвивающие упражнения - 15 мин.
Недельный план тренировки на осеннем этапе подготовки (сентябрь- ноябрь)
1-й день. Задачи тренировки: развитие выносливости, быстроты, совершенствование техники.
Разминка - 15 мин.
Основная часть. Имитация попеременного хода в быстром темпе - 6 раз по 40 м (для 11-12-летних - 6 раз по 20 м);
бег с имитацией на подъемах - 2км (8-10 подъемов);
игра в регби или футбол - 20 мин.
Заключительная часть. Равномерный бег - 5 мин, упражнения на расслабление - 3 мин.
2-й день. Задачи тренировки: совершенствование техники попеременного двухшажного хода, развитие силовой и общей выносливости.
Разминка - 15 мин.
Основная часть. Прыжковая имитация в крутой подъем - 8 раз по 30 м;
упражнения с отягощением в чередовании с прыжками, специальные упражнения с эспандером - 20 мин;
равномерный бег (пульс - 110-150 уд./мин) - 5-6 км.
Заключительная часть. Бег с постепенным снижением скорости - 5 мин, упражнения на расслабление - 3 мин.
3-й день. Задачи тренировки: совершенствование техники, развитие общей и специальной выносливости.
Разминка - 10 мин.
Основная часть. имитационные упражнения;
равномерный бег с имитационной ходьбой на подъемах –2-4км в том же темпе
Заключительная часть. Бег в слабом темпе - 5 мин, упражнения на расслабление - 2 мин.
-4й день. Активный отдых: игры, общеразвивающие упражнения.
Обучающиеся ГНП пробегают в каждой тренировке на 2 км меньше, а вУТГ-2-3 - на 2-3 км больше.
5-й день. Задачи тренировки: совершенствование техники попеременного двухшажного хода, развитие силовой и общей выносливости.
Разминка - 15 мин.
Основная часть. Прыжковая имитация в крутой подъем - 8 раз по 30 м;
упражнения с отягощением в чередовании с прыжками, специальные упражнения с эспандером - 20 мин;
равномерный бег (пульс - 120-140 уд./мин) 2-3км
Заключительная часть. Бег с постепенным снижением скорости - 5 мин, упражнения на расслабление - 3 мин.
Основной период (декабрь- март)
Цель - показать высокие результаты в соревнованиях.
Основные задачи:
1) овладение техникой движений и совершенствование в ней;2) развитие специальной выносливости; 3) дальнейшее развитие быстроты, общей выносливости.
Упражнения: передвижение на лыжах в различном темпе; специальные упражнения и игры на лыжах; ускорения на лыжах; передвижение в затрудненных условиях в темпе, близком к соревновательному; длительная равномерная ходьба на лыжах.
Недельный план тренировки основного периода
1-й день.
Задачи тренировки: совершенствование техники, развитие быстроты и скоростной выносливости.
Разминка - 10-15 мин.
Основная часть. Совершенствование техники попеременного двух-шажного и одновременного одношажного ходов;
ускорение для развития быстроты - 6 раз по 100 м (9-12-летним - 6 раз по 50 м);
переменная тренировка - 4-5 км: передвижение на лыжах в умеренном темпе с ускорениями - 5 раз по 500 м. Пульс при ускорениях - 140 ударов в минуту, между ускорениями - 110-120.
Заключительная часть. Равномерное передвижение - 3-5 мин;
катание с гор - 10-15 мин.
2-й день.
Задачи тренировки: совершенствование техники, развитие силовой и общей выносливости.
Разминка - 10-15 мин.
Основная часть. Совершенствование техники подъемов;
игровые упражнения для развития силовой выносливости (эстафеты на глубоком снегу, игра "Финские гонки", эстафеты в подъем)
равномерная тренировка в среднем темпе - 5-6 км (пульс - 110-130 ударов в минуту).
Заключительная часть. Равномерное передвижение - 4-5 мин.
3-й день.
Задачи тренировки: совершенствование техники, развитие быстроты и скоростной выносливости.
Разминка - 10-15 мин.
Основная часть. Совершенствование техники попеременного двух-шажного и одновременного одношажного ходов;
ускорение для развития быстроты - 6 раз по 100 м (9-12-летним - 6 раз по 50 м);
переменная тренировка - 4-5 км: передвижение на лыжах в умеренном темпе с ускорениями - 5 раз по 500 м. Пульс при ускорениях - 140 ударов в минуту, между ускорениями - 110-120.
Заключительная часть. Равномерное передвижение - 3-5 мин;
катание с гор - 10-15 мин.
4-й день.
Задачи тренировки: совершенствование техники, развитие силовой и общей выносливости.
Разминка - 10-15 мин.
Основная часть. Совершенствование техники подъемов;
игровые упражнения для развития силовой выносливости (эстафеты на глубоком снегу, игра "Финские гонки", эстафеты в подъем)
равномерная тренировка в среднем темпе - 5-6 км (пульс - 110-140 ударов в минуту).
Заключительная часть. Равномерное передвижение - 4-5 мин.
5-й день.
Задачи тренировки: совершенствование техники, развитие скоростной выносливости.
Разминка - 15 мин.
Основная часть. Совершенствование техники спусков и поворотов;
повторная тренировка: 3 раза по 1 км в высоком темпе (пульс 150 ударов в минуту) через 4-6 мин отдыха, или контрольная тренировка, или соревнования на дистанции 2-3 км.
Заключительная часть. Равномерное передвижение в слабом темпе - 5-10 мин.
Примечание: Обучающиеся в ГНП проходят в каждом занятии на 2-3 км меньше, в УТГ -2-3 на 3-4 км больше.
Переходный период (апрель-май)
Цель - подвести свой организм к началу занятий в новом годичном цикле в наиболее хорошем состоянии.
Основные задачи:
1) снижение тренировочных нагрузок; 2) активный отдых.
Упражнения: равномерный бег, езда на велосипеде, игры.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
I.Литература для тренера-преподавателя:
Программа по лыжным гонкам.
Москва, изд. «Советский спорт», 2005г
М.В.Видякин «Система лыжной подготовки детей и подростков: конспекты занятий».
Волгоград, изд. «Учитель» 2008г
О.В.Белоножкина «Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе», Волгоград, изд. «Учитель», 2005г
4.Т.Н.Захарова «Формирование здорового образа жизни у младших школьников», Волгоград, «Учитель»
5.Журналы: «Физкультура в школе»
«Детский тренер».( № 1-6 2005г), Москва.
6.Газета «Спорт в школе»
Москва, изд. «Первое сентября», полная подписка за 2003-2007г.г.
II. Литература для обучающихся:
И.А.Гуревич. «300 соревновательно-игровых заданий по физическому воспитанию», Минск, 1994г
Познавательный журнал: «Спортивный марафон».
III. Литература для родителей:
1.В.К.Бальсевич «Здоровье в движении». Москва , «Советский спорт».
2. Л.А.Обухова «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья»
Москва, изд. «Вако», 2004г.
Т.Н.Захарова «Формирование здорового образа жизни у младших школьников», Волгоград, «Учитель»
Управление образованием Шалинского городского округа.
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Детско-юношеская спортивная школа».
Утверждаю:
Директор ДЮСШ п.Шаля
___________А.В.Дергунов
«____»__________20__г
ПРОГРАММА ПО ЛЫЖНЫМ ГОНКАМ
( на 6 лет обучения для обучающихся 8-17 лет)
Тренер-преподаватель ДЮСШ:
Кропанцева Татьяна Аркадьевна
ф.и.о.
р.п.Шаля -20__г
Заголовок 115