Разработка мероприятия Открытие Недели русского языка


НЕДЕЛЯ
РУССКОГО ЯЗЫКА
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Сценарий Открытия недели русского языка
Цель: воспитание у учащихся бережного отношения к родному слову; развитие интереса к глубокому изучению русского яыкакак на уроках, так и во внеурочное время
Оборудование: плакаты с высказываниями великих людей о русском языке, стенгазеты, таблички: Морфология, Синтаксис, Пунктуация, Словообразование, Фонетика, Орфография, Графика; карточки со словами для задания №1 для учащихся 1 – 2 классов; карточки с заданиями №2 «Грамматическая арифметика»; ребусы; карточки со знаками препинания; грамматические билеты с ответами для « Интеллектуальной игры» для учащихся 3 – 4 классов; медали «Знатоку русского языка»; бланки доя конкурса «Король письма»; буквы для коллажа
Понедельник
Оформление зала
Зал украшен разноцветными воздушными шарами. На стенах плакаты с высказываниями великих людей о языке:
*Языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни.
К.Г. Паустовский
*Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достижение передано нам нашими предшественниками.
И.С. Тургенев
*Если хочешь познать истину, начинай с азбуки.
Пословица
*Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть. А.М. Горький
*Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат.
А.П. Сумароков
* С русским языком можно творить чудеса, нет ничего такого в жизни, в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом.
К.Г. Паустовский
*Ложка нужна, чтобы суп хлебать, а грамота, чтобы знания черпать.
Пословица
*Главный характер нашего языка состоит в его чрезвычайной легкости ,с которой все выражается на нем.
А.И. Герцен
*Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых естественных понятий.
В.Г. Белинский
* По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.
К.Г. Паустовский
Мероприятие «Открытие Недели русского языка»
Звучит песня «Чему учат в школе» (исполняют учащиеся 4 класса)
Построение
Перекличка.
Вступительное слово.
Мы смекалистые дети, Все хотим узнать на свете. Мы искали и нашли: Много правил мы прошли.
Мы всегда соображаем Будем русский изучать И пятерки получать.
Мы едем, едем, едем В далекие края. И много интересного Узнаем мы, друзья.
И солнце ярко светит, И радостно всем нам. И станем мы умнее, Все беды пополам.
Ведущий:
Дорогие ребята, у нас сегодня знаменательное событие. Мы открываем «Неделю русского языка»
Ученик 1
Родной язык! Он с детства мне знаком. На нем впервые я сказала «мама», На нем клялась я верности упрямой, И каждый вздох понятен мне на нем.
Ученик 2
Родной язык ! Он дорог мне, он мой, На нем ветра в предгорьях наших свищут, На нем впервые довелось услышать Мне лепет птиц весеннею порой.
Ученик 3
Но, как родной, Люблю язык я русский, Он нужен мне ,как небо, каждый миг, На нем живые, трепетные чувства Открылись мне, И мир открылся в них..
Ученик 4
Я поняла на русском слово «счастье», Большое счастье жить в большой стране, С ним не боюсь я горя и ненастья,
Ученик 1
Текут две речки в сердце , не мелея, Становятся единою рекой…. Забыв родной язык, -я онемею
Ведущий
-Известные мастера русского слова М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, А.М. Горький высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа.
В своем прекрасном стихотворении в прозе «Русский язык» И.С. Тургенев называет наш язык «великим , могучим, правдивым и свободным». В письмах к молодым читателям он завещает бережно относиться к родному языку: «Еще один последний совет молодым литераторам и одна последняя просьба. А просьба моя состоит в следующем, говорил он: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, подаренное нам нашими предшественниками.» Обращайтесь почтительно с этим могучим орудием. В руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!...»
Чтение стихотворения С. Абдулла «Выучи русский язык»
Если ты хочешь судьбу переспорить, Если ты ищешь отрады цветник, Выучи русский язык! Он твой наставник великий, могучий, Он –переводчик, он- проводник. Если штурмуешь познания кручи- Выучи русский язык!
Ведущий
Это стихотворение написал узбекский поэт. Он обращается к своему народу со словами: «Выучи русский язык!». Нам с вами, людям, живущим на русской земле, тем более необходимо знать русский язык. Мы должны уметь грамотно выражать свои мысли, как в устной, так и в письменной речи. Наша речь, как устная, так и письменная должна быть понятна. Но все ли мы умеем писать четким, красивым почерком. Не получится ли у нас иногда так, как в стихотворении В. Гончарова «О грамотее и больной ноге.»
Инсценировка стихотворения В. Гончарова «О грамотее и больной ноге»
Один неграмотный пришел с поклоном к грамотею: -Будь другом напиши письмо, а то я не умею… - Нет ,не могу, нога болит,-ответил хмуро тот. -Через неделю приходи, авось, болезнь пройдет._ -Да разве пишешь ты ногой?- неграмотный спросил. -Нет, мне по адресу с письмом ходить не хватит сил. А почерк у меня такой, трудись хоть целый год, Но без меня мое письмо никто не разберет.
Хоровое чтение высказываний великих людей на плакатах.
-Давайте прочитаем несколько высказываний о русском языке.
- Да, ребята, если русский язык в умелых руках, то действительно чудеса порой случаются. Наверное, всем известен случай с мальчиком, который попал в сказочную страну, и его жизнь зависела от его знаний. Наши артисты помогут нам вспомнить эту чудесную сказку.
Инсценировка сказки
Действующие лица:
Придворный Королева Пунктуация Федя
(Выходят Придворный и Королева Пунктуация)
Придворный
-Ваше Величество, Королева Пунктуация! В королевство пришел чужестранец! Нечесаный! Лохматый! И ,главное, нас, знаки препинания, не признает, вперед идет напролом.
Королева
-Ничего! Мы проучим его, научим считаться с нами!
(Входит Федя.)
Федя
-Какое-то все странное здесь…Куда это я попал? А это еще кто? Кто мешает мне пойти? Вот чудо гороховое!
(Обращается к Королеве)
-Эй ты, каракатица, что это у тебя на голове?
Королева (Поправляя корону на голове)
-Как смеешь ты говорить со мною, с королевою самою, да не с постою королевой, а с королевой Пунктуации! За это ты будешь наказан. Как звать тебя, дерзкий?
Федя
-Федя
Королева
-Так вот, Федя, если ты такой дерзкий то, может, и умом отличаешься? Сейчас судьбу твою решим. Я дам тебе предложение. Поставишь в нем правильно запятую- будешь жить, неправильно_-казню.
Федя
-Так давайте побыстрее свое предложение и запятую!
(На доске предложение)
КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ ! ,
Королева
-Прочитай предложение и поставь запятую. А мы поглядим, что у тебя получится.
Федя
-Да что тут долго думать! Дураку понятно, она должна стоять здесь!
(Ставит запятую)
КАЗНИТЬ, НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ !
Королева (с радостью)
-Ну что ж, Грамотей, ты сам решил свою судьбу. Слуги, казнить его ! Нельзя помиловать!
(Выбегают слуги с секирами, хватают Федю и тащат в сторону. Он сопротивляется и кричит)
-Ой, подождите, подумать-то дайте! Учителя в школе и то разрешают подумать. Даже в известной игре «Что? Где? Когда?» дают минутку на размышление, а тут жизнь решается!
Королева
-Ладно, думай, Так и быть, дам тебе минутку на размышление. Но смотри, если ошибешься еще раз, домой не попадешь.
Федя (берет запятую)
-Ну, куда же ляпнуть –то ее? Думай, Федя, думай! О-о-о! Догадался! КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ,ПОМИЛОВАТЬ ! Теперь слово «казнить» от слова «нельзя» никуда не убежит, запятая путь преграждает!
Королева
-Что же, Федя, ты-молодец! Справился все-таки со своим заданием. И домой отпущу и подарком награжу. Слуги, угощение чужестранцу!
Федя
-Не надо мне домой если можно.
Королева
-Так надо или не надо, и что не надо? В нашем королевстве точность любят во всем. Куда знаки препинания поставишь?
НЕ НАДО МНЕ ДОМОЙ ЕСЛИ МОЖНО
(Федя ставит точки и запятые
НЕ НАДО. МНЕ ДОМОЙ ,ЕСЛИ МОЖНО.
Королева
-Ну теперь все стало на свои места. Все верно, Федя. Ты справился со своим заданием. Вот какую важную роль играют в предложении знаки препинания, которые сегодня помогли тебе решить свою судьбу.
Федя
-Внимание! Внимание ! Где знаки препинания? Тире, знак восклицания, Кавычки, двоеточие, И прочее, и прочее..
Королева
-Ребята, отгадайте, какие знаки препинания живут в моем королевстве. А помогут вам мои загадки.
На крохотное ушко похожа завитушка, Велит нам постоять чуть-чуть И отправляться дальше в путь. Выйдет на дорожку-всем поставит ножку. (Запятая)
Ляжет палочкой на строчку -Проходите по мосточку. (тире)
Оно глазастое. Ходит, знаками хвастая, Так и хочется ему разъяснить нам что к чему… (двоеточие)
Стоят три кумушки рядком, ведут беседу, но тайком. Какими-то далекими туманными намеками. (Многоточие)
Всегда подслушать норовят то,что другие говорят (Кавычки)
Словам раскрывают объятья: «Ждем в гости вас, милые братья» (Скобки)
Разные вопросы задает он всем; Где? Куда ? Откуда ? Почему? Зачем? Вот какой он мастак, (вопросительный знак)
Обычно в предложениии стоит он для того, Чтоб выразить волнение, тревогу, восхищение, победу, торжество…(восклицательный знак)
У нее особый поств самой малой строчке. Мысль закончилась. И вот , ставим просто…(точку)
(На сцену выходят знаки препинания в костюмах. Танцуют)
Королева
-Ну вот все наши жители собрались. Они помогут вам грамотно писать и выразительно читать . Они украшают нашу речь. Она становится эмоциональной, красивой, правильной.
Ведущий
Наш праздник подошел к концу, но мы не прощаемся с нашими гостями, ведь Неделя русского языка только начинается. А это значит, что впереди нас ждет много интересных конкурсов, заданий. Каждый класс получит Программу Недели русского языка, в которой расписан мероприятия каждого дня. Удачи вам и успехов.