Сценарий Открытие Недели русского языка и литературы

Открытие недели русского языка и литературы. 
2014-2015уч. год

УЧИТЕЛЬ:  Много языков на свете разных-  Выучить их все не смог бы я,  Все они по-своему прекрасны,  В каждом есть изюминка своя.  Говорят в Париже по-французски,  По-немецки говорит Берлин;  Мне же дорог мой, привычный, русский,  Для меня родной лишь он один.  Мелодичный, гибкий и певучий,  С детства он меня очаровал,  И не зря великим и могучим  Наш язык Тургенев называл.  Развиваясь быстро, динамично,  Впитывая разные слова.  Новое воспринимал отлично,  Но и мудрость предков в нём жива.  Да и только нашей, русской речью  Можно Русь привольную воспеть!  Будет жить язык наш русский вечно  И не сможет, верю, умереть!  (На сцену выходят Королева Пунктуация, Королева Орфография, их слуги. У королевы Орфографии в руках письмо)  Королева Пунктуация: 
Что загрустила, дорогая Орфография? С момента получения письма ты сама не своя! Проблемы в семье? Ждёшь в гости кого-то, а он не приходит. Может, кто-то не совсем здоров? Уж не эпидемия ли безграмотности в школе?  Королева Орфография: Да, письмо-то меня и озадачило. 
("Грустные вести" А. Шибаев ) 
Пришло письмишко мне,  Гляжу –  Из лагеря, от Мишки  "Здесь чудный лук, и я лижу", -  Написано в письмишке.  Лук лижет?! Что за чудеса!  Наверно, шутит плут  Читаю дальше:  "Здесь – лиса, красивый длинный прут".  И что такое он плетет –  Не разберусь, хоть тресни:  "Когда отряд идет в поход, я запиваю песни  На днях в лису нашел я грусть и очень был доволен"  Нет, нет, не шутит он! Боюсь, 
Королева Пунктуация:  Твой друг серьезно болен.  Вернется – надо подлечить:  Заставь - ка правила учить 
Королева Орфография: 
Да-да , пойду его лечить.  Заставлю правила учить! 

Королева : Пунктуация:
Вот ведь как иногда случаетсяКазалось бы, на одном языке говорят. А понять друг друга не могут. 
Придворный: 
Язык-то один, ваше величество, да люди разныепо-разному к изучению грамматики относятся.. Есть у меня один знакомый Петька Лежебокинзнали бы вы его взгляды на изучение грамматики. 
Королева Орфография: 
А разве могут быть какие-то иные взгляды на изучение родного языка, кроме тех, что его надо изучать, причём прилежно и старательно! 
Придворный: 
Оказывается, есть. Вот послушайте:  Рассказывают 2 чтеца 1-ый  Спросили Лежебокина:  - А ну-ка, расскажи,  За что так ненавидишь ты,  Не любишь падежи?  Давным-давно все школьники  Их знают назубок.  И за два года выучить  Лишь ты один не смог.  Ответил он рассерженно: 
2-ой  - В том не моя вина.  Пусть им, сперва, ученые  Изменят имена.  Ведь я падеж творительный  Нарочно не учу:  Трудиться,  А тем более  Творить  Я не хочу.  Такой падеж, как Дательный,  Я с детства не терплю.  Давать, делиться чем-нибудь  С друзьями не люблю.  Предложный ненавижу я:  Чтоб не учить урок,  Приходиться выдумывать  Какой-нибудь предлог.  А на падеж Винительный  И вовсе я сердит.  Отец во всякой шалости  Всегда меня винит. 

1-ый  - Да, переделка, кажется,  Серьезная нужна.  А сам бы смог-то новые  Придумать имена? 
2-ой  - Давно придумал:  Взятельный,  Грязнительный,  Лежательный,  Грубительный,  Ленительный  И, наконец, Простительный!  Придворный:
Вот какой ленивый Лежебокин. 
Королева Орфография:
И все-таки я, ребята, верю в то, что таких Лежебокиных среди нас немного. 

Придворный: 
Конечно. конечноНаши гости, ваше величество, преуспели в изучении русского языка.

Королева Пунктуация: 
А знаете ли вы, ребята, что 21февраля весь мир отмечает День родного языка. А мы собрались здесь с вами, чтобы в придверии этого праздник и открыть в нашей школе неделю русского языка и литературы. На правах Королевы Пунктуации разрешите неделю считать открытой. 
Учитель: 2015 год объявлен годом литературы в России. Являясь многонациональной страной, с богатой культурой и многовековыми традициями, страна предлагает насыщенную культурную программу.
Год литературы уже шагает семимильными шагами по нашей стране!
И мы не будем в стороне от великих открытий, которые нам приготовила удивительная Литература.
И как сказал писатель-сатирик М.Е. Салтыков-Щедрин: «Только одна литература неподвластна законам тления. Она одна не признаёт смерти»
И, конечно, девизом Года литературы будут слова великого русского писателя и поэта Александра Сергеевича Пушкина: «Чтение – вот лучшее учение!»
В добрый путь, дорогие читатели!
1-й «Тот, кто жизнью живет настоящей,
Кто к поэзии с детства привык,
Вечно верует в животворящий,
Полный разума русский язык» (Н.Заболоцкий).

2-й: Русский язык – это государственный язык для 145 миллионов россиян. Это язык связи с родиной для 30 миллионов наших соотечественников за рубежом.

3-й: Русский язык – язык Пушкина и Толстого, Гоголя и Достоевского, Бродского и Пастернака.

4-й: Язык национальной гордости и достоинства!

1-й: Еще в начале тридцатых годов 20 века замечательный писатель А.Н.Толстой, восторгаясь богатством русского языка, утверждал: «Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами), русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара». В наши дни сбылось предвидение писателя: русский язык стал одним из широко известных мировых языков. 

2-й: Известные мастера русского слова М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, М.Горький высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа. В своём прекрасном стихотворении в прозе «Русский язык» И.С. Тургенев называет наш язык «великим, могучим, правдивым и свободным». 

3-й (стихотворение Дениса Коротаева)
Д о р о ж и т е
Родным, милым словом:
М н о г о л и к и м -

Большим языком !

Нашей жизни ОН -
П е р в о о с н о в а -
Всем народам
Планеты - знаком !

Берегите ЕГО
От цветистых
Иностранных
И чуждых нам слов,
Чтоб поток -
От наречий ручьистых -
Не затмил
Родника - Родников !

В нём черпайте
Живящую силу:
Русских говоров,
Песен, стихов... -
Всё, что дорого
С е р д ц у,
Чтоб слилось
В ЯЗЫКЕ, - Как Основе Основ !

4-й
Чистый, красивый язык – это оружие в борьбе за знания. Если каждый из вас будет хорошо владеть родным языком, то вы сможете четко и точно излагать свои мысли.

1-й
Как много добрых слов на Голубой планете:
Мир, Родина, любовь, учитель, школа, дети!
А грязные слова нам Землю засоряют;
Калечат души нам и счастье разрушают.

2-й
И пусть из чистых уст на Голубой планете
Прекрасные слова лишь произносят дети!
И голубь мира всем несет благое слово,
Чтоб наш родной язык мог возродиться снова!

3-й
Изгоним же, друзья, из нашей с вами речи
Все грубые слова и злое просторечье.
А чистые слова бриллиантом засверкают,
Как капельки росы на солнце засияют.
Пусть радуга-дуга, как символ красоты,
Приносит в нашу речь побольше
Чистоты!

4-й
Чистое слово,
Чистое дело,
Чистое сердце
Радостно, смело
Провозглашаем мы на планете
Чтоб были счастливы люди на свете.

Знакомство с программой недели. 


Аукцион знаний по русскому языку.
Участвуют все желающие 5-11 классов
За каждый правильный ответ участник получает жетон, победитель определяется в конце недели по количеству жетонов.
По итогам аукциона определяется победитель, которому будет вручен диплом во время подведения итогов Недели (на торжественной линейке), все участники аукциона могут обменять свои жетоны на подарки в Чудо – лавке, где представлены книги о русском языке, словари, ручки, блокноты и т.д. Каждая вещь имеет свою цену в жетонах (например, книга – 10 жетонов, блокнот – 5 жетонов и т.д.).




















Лингвистические перемены
(предлагаемые задания выполняются индивидуально желающими, списки победителей вывешиваются ежедневно, благодарности призёрам каждой перемены вручаются в день закрытия недели)
1 перемена (1 день)
Игра «Угадай-ка»
На листе написаны некоторые определения, прочитайте их и определите слово, которое они называют, отгадки запишите.
Бывает горная Бывает золотая (цепь).
Есть такой металл Мифический великан (титан).
Бывает последний Бывает телефонный (звонок).
Живёт в море Живёт на эстраде (звезда).
Был такой композитор Растёт на дереве (лист).
Бывает Ближний Дело тонкое (Восток).
Сельскохозяйственный инструмент Девичья краса (коса).
2 перемена (2 день)
Игра «Фразеологизмы наши – слова ваши»
Каждому желающему выдается список фразеологизмов. Необходимо записать значение каждого фразеологизма.
хоть иголки собирай
заваривать кашу
по чайной ложке
коломенская верста
чуть свет
повесить нос
жить душа в душу
сидеть сложа руки 
ни зги не видно
воспрянуть духом
на ночь глядя
от горшка два вершка
как кошка с собакой
одним духом
расхлёбывать кашу
не покладая рук

3 перемена (3 день)

Игра «Грамматические примеры»
Решите грамматические примеры.


+ большой деревянный сосуд = ? (бабочка)
+ пресноводное животное с клешнями = ? (барак)
+ приятный полезный напиток = ? (басок)
+ музыкальный звук = ? (батон)

+ хвойный лес = ? (сбор)
+ спрятанные ценности = ? (склад)
+ сражение = ? (сбой)
+ дом отдыха = ? (сдача)

4 перемена (4 день)

Игра «Занимательное словообразование»
Найдите в стихотворении авторское слово, определите, что оно обозначает и как образовано. Почему автор употребил его в диалоге двух мальчиков?
- Он спрыгнул!
- Ха-ха-ха!
- Он сиганул!
- Хо-хо-хо!
- Ласточкой!
- Хе-хе-хе!
- Солдатиком!
- Хи-хи-хи!
- Храбрец!
- Молодец!
- Хвастец!
В.Драгунский

5 перемена (5 день)

Игра «Непонятный синтаксис»
Подчеркните все слова как члены предложения.
Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.
Л.Кэрролл

БА

С



15