Особенности организации работы детского сада средствами экологической тропы


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Буратино» п. Пруды
ПАСПОРТ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просвещенческой работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.
Экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать как процесс формирования осознанно – правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоциональный и действенный компоненты.
Началом работы по экологическому воспитанию детей в детском саду является правильная организация развивающей среды.
Природная зона включает в себя помещения и участок дошкольного учреждения: групповые уголки природы, озелененная территория детского сада, экологическая тропа.
Значение тропы разнообразно: проведение воспитательно- образовательной работы с детьми, просветительская работа с населением, работниками дошкольных учреждений и родителями детей. Она выполняет познавательную, развивающую и оздоровительную функцию.
Экологическая тропа ДОУ – специально оборудованная в образовательных и воспитательных целях природная территория; маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную ценность, на котором дошкольники получают информацию об этих объектах.
В качестве объектов выбраны различные виды дикорастущих и культурных растений, лекарственные растения, клумбы, различные виды деревьев.
В дальнейшем можно дополнять ее новыми объектами, наиболее привлекательными и интересными с познавательной точки зрения.
При выборе объектов стремились к тому, чтобы они были типичными для местной природы и информационно содержательными.
Экологическая тропа рассчитана преимущественно на организованное прохождение. При выборе маршрута учитывались доступность, эмоциональная насыщенность и информационная емкость.
Тематика экскурсий, проводимых на экологической тропе различна, и зависит от целей работы и возрастного состава детей.
Во время прогулок, экскурсий по экологической тропе дети играют, экспериментируют, наблюдают. Получают навыки ориентирования во времени и в пространстве, делают зарисовки с натуры. У них развиваются память, речь, мышление. А самое главное – появляется чувство прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.
2. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ
Вид тропы: экологическая.
Местонахождение: МАДОУ детский сад «Буратино» п. Пруды
Год закладки: 2014 г.
Состояние тропы: хорошее.
Режим пользования: круглогодичный.
Назначение экологической тропы:
- прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровление детей на свежем воздухе;
- наблюдение за живой и неживой природой, установление простейших взаимосвязей в природе;
- проведение исследовательской, игровой, театрализованной и других видов деятельности.
Главная цель – формировать начала экологической культуры — осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы.
Основные задачи:
развитие восприятия красоты;
заложение этических и нравственных основ;
расширение кругозора;
развитие творческого потенциала;
сохранение и укрепление здоровья детей;
формирование двигательной активности;
развитие внимания, воображения, фантазии.
Структура:
Экологическая тропа рекомендуется для работы с детьми всех возрастных групп детского сада и включает в себя следующие направления:
познавательная деятельность;
развитие художественно-эстетической культуры;
организация здорового ритма жизни и двигательной активности детей.
Методические рекомендации по  организации  работы  на  экологической  тропе  
Методика работы на тропе избирается воспитателем самостоятельно в зависимости от задач, которые стоят перед ним в каждом конкретном случае.
 При одном посещении тропы не имеет смысла рассматривать много объектов. Дети, в силу возрастных особенностей, не способны воспринимать большой объем материала, поэтому на тропе нужно работать систематически, при каждом посещении знакомится с одним – двумя объектами. Не стоит давать детям сразу всю информацию по объекту, это делается поэтапно - информация добавляется с каждым посещением тропы.
Все мероприятия на тропе проводятся с участием Хозяина тропы Белочки, который предлагает решить какую- то проблемную ситуацию, тогда дети с удовольствием принимают игровую задачу.
Каждый воспитатель выбирает любые формы работы, которые обеспечивают активизацию познавательной деятельности детей.
  Важно:  материал должен быть доступен пониманию детей,
                        дети должны быть участниками процесса.
                       Только тогда экологические знания будут усвоены детьми.
Работа на экологической тропинке может быть разнообразной. Можно организовать серию кратковременных наблюдений за разными объектами, удачным будет включение детского экспериментирования. Целесообразно проведение предметных и словесных дидактических игр (например: «Раз-два-три, к дереву (кустарнику) беги!», «С чьей ветки детки»). На многих видовых точках можно запланировать организацию трудовой деятельности, проведение элементарных природоохранных акций («Живая ёлочка – зелёная иголочка», «Птичья столовая» и т. д.). Наконец, можно провести целевую прогулку и экскурсию. Они будут особенно интересны, если путешествуя от одной видовой точки к другой, дети выполняют задание педагога или сказочного персонажа.
Т.о., экологическая тропинка является компонентом развивающей предметной среды ДОУ и может быть использована в познавательных целях, для развития у детей навыков общения с природой, а также эмоционально-положительного отношения к ближайшему природному окружению.
3. КАРТА - СХЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ


МАДОУ детский сад «Буратино»
п. Пруды
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
15
14
16
17
13
11
12


- щит карты-схемы экологической тропы;
- ограждения;

11
1
- боярышник
- черемуха
12
2

- береза - клен
3

13
- зеленая аптека - эвкалипт

4

14
- калина - клумба «Многолетние цветы»
5

- жасмин
15
- огород
6

16
- сирень
7
- «Хвойный лесок»
- клумба «Первоцветы»
17

8
- «Птичья столовая»
- рябина
9

- альпийская горка
10

- клумба «Однолетние цветы»
4. ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ
Объект № 1 ЧЕРЕМУХА
Описание объекта: По дорожке   ближе к центральному входу растет дерево: у него два ствола, темная гладкая кора. Это черемуха – красивое дерево с пышной кроной. Весной цветет красивыми приятно пахнущими кисточками, а в середине лета созревают приятные на вкус темно красные  вяжущие ягоды.
Объект наблюдения: Черемуха (ствол, ветки, листья, цветки, плоды).
Объект № 2 БЕРЕЗА
Описание объекта: На площадке подготовительной группы стоит огромное дерево с толстым стволом – береза. Много прекрасных слов сказано о берёзе. Стройный белый ствол, гибкие, склоняющиеся ветви, изящные листочки всегда были символом всего прекрасного, возвышенного и немного грустного. В стихотворениях поэта С.А.Есенина берёза стала символом родины, горячо любимой им России.
Берёза - самое обычное дерево наших лесов и среди других пород она выделяется, прежде всего, белым цветом своей коры. Если снять с дерева кусочек коры, под белой корой находится береста - это та же пробка.
Поверх белого ствола вытянуты тёмные горизонтальные полосы. Это чечевички.
 Если ранней весной поранить ствол берёзы, то из надреза начнет по каплям сочиться прозрачный, сладковатый на вкус сок. Это вредно для растения потому,  что оно истощается и лишается своих запасов, необходимых для роста и цветения.
Объекты для наблюдения: Большая береза. Рядом черемуха (удобно сравнивать деревья по коре, листьям и т.д.). Можно наглядно показать некоторые жизненные формы и систематические группы растений: деревья, кустарники, травы, мхи, грибы.
Объект № 3 ЗЕЛЕНАЯ АПТЕКА
Цель: показать разнообразие лекарственных растений, их биологические особенности (лечебные свойства), учить распознавать части растений, исследовать форму, цвет, размер, запах листьев и цветков, проводить тактильные обследования (листья шершавые, гладкие, ворсистые и т.п.); проводить сенсорное обследование их частей и семян, с биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора этих растений. Объекты для наблюдения: Лекарственные растения: календула, мята, бадан, пустырник, мать-и-мачеха, эхинацея пурпурная, ромашка аптечная. Рассматривание внешнего вида, сравнение между собой. Рассматривание и сбор семян.
(ПРИЛОЖЕНИЕ №1)
Объект № 4 КАЛИНА
Описание объекта: На участке подготовительной группы  растет очень маленький кустарник  -  это калина. Маленький  потому, что только посажен. Стволы у калины – это очень тонкие веточки.  У калины белые корзиночки-цветы, которые потом превращаются в ярко- красные ягоды, очень полезные для человека, и зимой служат кормом для птиц.
Объекты для наблюдения: Калина (ствол, листья, цветочки, плоды).
Объект № 5 ЖАСМИН
Описание объекта: У здания детского сада растет маленький кустарник – жасмин, это декоративный кустарник, ценится красивыми, пахучими цветами весной.
Объекты для наблюдения: жасмин (чубушник). Наблюдение за кустом в разные времена года.
Исследование внешних особенностей – ствол, лист, цветы. Чем отличаются от деревьев, различия кустов между собой. Связь с животным миром. Польза для человека и забота человека о них.
Объект № 6 СИРЕНЬ
Описание объекта: Сирень – один из древнейших культурных кустарников, известный ещё в древности. Сирень – декоративный кустарник. У него серебристо – серые ветви, покрытые нежно – зелёными, продолговатыми листьями. Высотой кустарник может достигать 3 – 4 метров.
Объектом исследования являются и сами небольшие цветочки: дети ищут цветочки по четыре и пять лепесточков. Дети очень чувствительны к художественному слову, поэтому при наблюдении  рекомендуется использовать загадки, стихи о сирени.
Объект № 7 КЛУМБА «ПЕРВОЦВЕТЫ»
Описание объекта: На участке детского сада оформлена клумба «Первоцветы». На данной клумбе растут цветы – первоцветы: крокусы, нарциссы, тюльпаны. Первоцветы – вестники весны, которые не только выглядят очень мило, но и являются лечебными. Первоцветами называют все раннецветущие растения. Они зацветают сразу после того, как сошел снег.
Объекты наблюдения: Крокусы, нарциссы, тюльпаны.
(ПРИЛОЖЕНИЕ №2)
Объект № 8 РЯБИНА
Описание объекта:
Почки войлочно-пушистые.
Листья крупные, непарноперистые, с 11—23 листочками — почти сидячими, продолговатыми, остропильчатыми, в молодости волосистыми, позже почти голыми.
Белые многочисленные цветки собраны в густые щитковидные соцветия, появляющиеся на концах ветвей. Цветки обладают сильным специфичным запахом. В цветке развит околопестичный околоцветник из чашечки и венчика, много тычинок и пестик о трёх столбиках.
Плод — шарообразное или овальное ярко-красное сочное яблоко с мелкими семенами. Семена по краю округлые.
Рябина обыкновенная, вследствие большой её распространённости и невысокого качества её плодов, принадлежит к числу малоценных плодовых деревьев. Рябина часто разводится как декоративное дерево; плоды её идут в пищу, а тяжёлая, упругая, прочная древесина — для столярных изделий. Рябина имеет значение и как медонос. Плоды рябины потребляются в свежем виде, в виде варенья, джемов, киселей, настоек, пастилы, мармелада, желе, а также мочёная и маринованная. Порошок, приготовленный из сушёных плодов, идёт на начинку для пирогов. Плоды рябины использовались в народной медицине как противоцинготное, кровоостанавливающее, мочегонное, желчегонное, потогонное, слабительное и как средство от головной боли; в научной медицине рябина не используется. Свежие плоды рябины имеют горьковатый вкус, но первые заморозки приводят к разрушению горького гликозида сорбиновой кислоты, и горечь исчезает. Плоды самой знаменитой разновидности рябины (невежинской), содержащие до 9 % сахара, имеют сладкий вкус и до морозов.
Объекты для наблюдения: рябина. Рассмотреть кору, листья. Обсудить, кто питается ягодами рябины. Вначале ягоды горько-вяжущие, после заморозков теряют горечь, становятся сладкими. Рябина переносит морозы до 50 градусов. Живет до 200 лет.
Объект № 9 АЛЬПИЙСКАЯ ГОРКА
Альпийская горка рассматривается и как самостоятельный объект для наблюдений, имеет познавательное и эстетическое значение. Растения альпийской горки неприхотливы, большинство из них в естественных условиях растет на каменистых участках или на песке. На примере особенностей этих растений можно рассмотреть их приспособленность к различным условиям окружающей среды, научить детей ухаживать за растениями. Необычность альпийской горки вызывает особый интерес у ребят. Альпинарий поможет наглядно показать связи между растениями и насекомыми, которые их посещают. На альпийской горке обычно удачно сочетаются объекты живой и неживой природы, поэтому она может быть использована для проведения занятий по любому блоку программы. И наконец, общий вид альпинария, красота растений, сочетание различных красок — все это способствует развитию эстетического вкуса у детей и родителей.
(ПРИЛОЖЕНИЕ №3)
Объект № 10 КЛУМБА «ОДНОЛЕТНИЕ ЦВЕТЫ»
(ПРИЛОЖЕНИЕ №4)
Цель: знакомство с садовыми однолетними цветами, закреплять знания и умения по уходу за растениями.
Оборудование: Клумба на который посажены садовые цветы такие как Петуния, Бархатцы, Астра и др. Воспитатели ежегодно продумывают содержание клумбы, могут дополнять или менять растения.
Содержание: На прогулке в летнее время дети поливают цветы, рыхлят землю, собирают семена.
Рекомендации по организации работы с детьми на объекте №10:
Труд с детьми:
Подготовка клумб;
Посадка рассады;
Уход за растениями: полив, рыхление, прополка;
Сбор семян;
Посадка луковичных цветов под зиму;
Подготовка цветников к зиме.
Наблюдение за цветами:
Биологические особенности;
Сравнение разных цветов по внешнему виду, способам ухода, размножения;
Связь с насекомыми;
Сенсорное развитие во время прогулок в цветники.
Беседы:
«Роль человека в жизни цветов (уход, помощь, любование)»;
«Взаимосвязь цветов с окружающей средой»;
«Целебные свойства растений» и т.д.
Объект № 11 БОЯРЫШНИК
Описание объекта: Боярышник — это кустарник или небольшое деревца высотой до 5 м. Побеги усажены твердыми прямыми колючками. Листья очередные, черешковые, обратнояйцевидные или широкоромбовидные, заостренные. Цветки мелкие, белые, собранные в густые многоцветковые щитки, со слабым специфическим запахом.
Обильно цветет в мае - июне. Плоды созревают с конца августа — в сентябре, кроваво-красные, реже буроватые, с мучнистой мякотью, кисло-сладкие, с 3—4 семенами.
Боярышник — растение неприхотливое, морозостойкое. Чаще всего встречается в редких сухих лесах, на опушках, полянах и по поймам рек, на склонах гор. Боярышник — растение долгожитель, попадаются экземпляры 300—400-летнего возраста.
Целебные свойства плодов и цветков боярышника известны человеку издавна.
Объекты наблюдения: ствол, кора, ветки, листья, плоды.
Объект № 12 КЛЕН
Описание объекта: Клен – листопадное дерево от 5 до 40 м высотой с простыми, реже сложными, супротивными черешковыми, как правило, пальчатыми листьями красивой формы, очень декоративными осенью своей разнообразной окраской. Клен – дерево влаголюбивое, поэтому его нужно поливать. В жаркое сухое лето норма полива – 15 л на каждое растение раз в неделю (при норме осадков растения поливают один раз в месяц). Рыхлят растения не часто, во время прополки или после полива во избежание уплотнения почв, которое не выносят большинство кленов. Клены не обрезают (исключение составляет клен полевой); у растений удаляют только больные или сухие ветви.
Объект для наблюдения: ствол, кора, ветки, листья, семена. Весной зацветает зеленовато – желтыми цветами. Наблюдение за цветом листьев в разные времена года. К концу лета созревают семена клена. Рассматривание и сбор семян для поделок.
Объект № 13 ЭВКАЛИПТ
Описание объекта: Эвкалипт дерево не характерное для нашей местности. Дерево эвкалипт имеет гладкую кору с голубоватым оттенком и пышную шаровидную крону. Листья эвкалипта в зависимости от возраста выглядят по-разному: молодые имеют сердцевидную форму, расположены очередно и почти лишены черешка, более старые – черешковые, спирально расположенные, темно-зеленые. Они издают характерный очень сильный запах. Цветки образуются осенью на 3-м и 5-м годах жизни дерева, они крупного размера на коротких цветоножках. Плоды – четырехгранные коробочки.
Объект для наблюдения: ствол, кора, ветки, листья, цветы, плоды.
Объект № 14 КЛУМБА «МНОГОЛЕТНИЕ ЦВЕТЫ»
Цель: знакомство с садовыми многолетними цветами, закреплять знания и умения по уходу за растениями.
Оборудование: Клумба на который посажены садовые цветы такие как флоксы, хризантемы, георгины, лилии. Воспитатели ежегодно продумывают содержание клумбы, могут дополнять или менять растения.
Содержание: На прогулке в летнее время дети поливают цветы, рыхлят землю, сравнивают цветы между собой.
(ПРИЛОЖЕНИЕ №5)
Объект № 15 ОГОРОД
Цель: вызвать большой интерес к труду, исследованиям на огороде, формировать представления о разнообразии растений, их особенностях.
Содержание. Эта видовая точка представляет собой сюжетный овощной огород на открытом, хорошо освещенном пространстве, где произрастают районированные культуры, неприхотливые к условиям обитания привлекательные для проведения наблюдений.
Оборудование. Овощные культуры.
Рекомендации по организации работы с детьми на огороде:
Труд на огороде:
Подготовка земли к посадке растений;
Высадка рассады;
Уход за растениями: полив, рыхление земли, прополка сорняков, сбор урожая;
Подготовка земли к зиме.
Наблюдения:
Биологические особенности овощных культур;
Сравнение разных овощей по внешнему виду, способам ухода, способам размножения;
Связь с насекомыми;
Сенсорное развитие детей.
Беседы:
«Роль овощей в жизни людей»;
«Роль людей в жизни овощей»;
«О полезных свойствах овощей» и тд.
Объект № 16 «ХВОЙНЫЙ ЛЕСОК»
Описание объекта: На территории детского сада оформлен хвойный лесок, посажены молодые елочка и сосенка. Хвойные деревья отличаются от других деревьев тем, что листья у них не опадают на зиму, в то время как все наши лиственные деревья остаются на самое холодное время года с голыми ветками. Иглы у хвойных деревьев не вечные, они меняются, но происходит это постепенно, практически незаметно. Замена совершается иногда в течение года, иногда раз в два или три года. А так как ветки хвойных деревьев неодинакового возраста, то и листья с них опадают в разные периоды. Поэтому значительная часть хвои всегда сохраняется на зиму, и деревья остаются постоянно зелёными. Хвойные деревья отличаются от лиственных еще и тем, что семена у них образуются в больших деревянистых шишках. Самые распространённые из наших хвойных деревьев – это ель и сосна. Листья у них узкие, иглистые, и не похожи на листья большинства других деревьев.
Хвойные деревья в силу жёсткости своих игл не служат источником питания для животного мира.
Объект для наблюдения: Елочка и сосенка (посажены в 2015 г.). Рассматривание строение ствола, иголок, сравнение между собой и с лиственными деревьями, рассматривание шишек. Наблюдение за елью и сосенкой в разные времена года.
Объект № 17 ПТИЧЬЯ СТОЛОВАЯ
Цель: познакомить детей с разновидностью птиц, научить отличать зимующих и перелетных птиц их значение в природе, воспитывать трудолюбие, доброе отношение к птицам.
Оборудование. Кормушки, поилка для птиц, кормовые растения, домики для птиц – скворечники.
Содержание. В зимнее время года дети подкармливают птиц, весной – обновляют и ремонтируют вместе с родителями скворечники, наблюдают за повадками птиц, ежегодно проводят праздник птиц.
КЛУМБЫ
Цель: развивать бережное отношение к природному окружению; интерес к природе, выращиванию декоративных растений; дать понятие о жизненном цикле растения, рассматривая строение корневой системы у ростков; формировать желание оказывать пассивную помощь взрослым в экологической деятельности; закрепить правила ухода за растениями во время посадки и полива. (ПРИЛОЖЕНИЕ №6)