Рабочая программа по предмету Окружающий мир (УМК Гармония 4 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРЕДМЕТ: ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
«Гармония» 4 класс
Составитель: Аглова Н.В.
учитель начальных классов
I. Место предмета в учебном плане
Согласно Федеральному базисному образовательному плану на изучение предмета «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 часа в неделю, всего 270 часов.
II. Содержание учебного предмета
II. 1. Содержание курса
В 4 классе историко-страноведческий материал дан в разделах, относящихся к блоку «Человек и природа», и знакомит учеников с представлениями древних людей о поверхности Земли, рассказывает, как люди открывали Землю (об открытии континентов, кругосветных экспедициях, о русских землепроходцах и мореходах, о первых российских картах, о странах и народах и т. д.). Материал о времени даёт четвероклассникам представления о счёте времени (через наблюдение периодически повторяющихся явлений), о «ленте времени», о счёте лет в истории. Кроме того, целый раздел «Путешествие в прошлое России» знакомит школьников с историей своего Отечества, важнейшими историческими событиями, с государственными деятелями, сыгравшими важную роль в его развитии. При этом используется хронологический принцип изложения материала (с древности до современности), что способствует созданию у младших школьников конкретных образов об исторических эпохах, помогает им представить жизнь людей в далёком прошлом, выходящем за рамки их жизненного опыта, показать отдалённость событий от сегодняшнего дня. У учеников постепенно формируются представления об историческом пути нашего Отечества, о месте и роли родного края в судьбе Родины, о созидательной деятельности многих поколений наших предков. Особое внимание уделяется ратным подвигам наших предков, беззаветному служению Отечеству, тому, что чувство любви к Родине всегда было присуще народам нашей страны. Получаемые в течение учебного года представления о природе и истории России ученики закрепляют и дополняют конкретными сведениями о богатстве природы, занятиях людей, историческом прошлом, достопримечательностях и культурных ценностях своего родного края.
II. 2. Учебно-тематический план
№
п/п Учебный раздел (тема) Часов на изучение тем. раздела В том числе часов:
проектовК/Р1. Ориентирование в пространстве и во времени 7 1 1
2. Способы изображения объектов окружающего мира 9 1 1
3. Природные богатства России 8 2
4. Природные зоны и природные сообщества 11 2
5. Важнейшие события в истории Отечества 21 1 2
6. Материки, океаны, страны и народы Земли 12 2
Всего часов за учебный год 68 3 10
III. Планируемые результаты на конец 4 класса
Предметные результаты:
Раздел «Человек и природа»
Ученик научится:
– различать понятия: сутки, неделя, месяц, обычный год, високосный год; горизонт, основные и промежуточные стороны горизонта, ориентирование, компас; масштаб, план предмета, план местности, топографический знак; географическая карта, карта полушарий, глобус как модель Земли; ось Земли, полюсы, экватор, параллели, меридианы; материк, остров, полуостров, горы, равнины; Мировой океан, океан, море, озеро, река, болото; звезда, планета, созвездие, Солнечная система, телескоп, естественный и искусственный спутники; полезное ископаемое, месторождение полезного ископаемого, карьер, шахта, скважина; металлические руды, горючие полезные ископаемые, строительные полезные ископаемые; природная зона, природное сообщество, цепь питания; арктическая пустыня, тундра, зона лесов, степь, пустыня; море, озеро, болото, луг как природные сообщества; – сравнивать и объединять природные объекты в группы по существенным признакам;
– различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, учебного текста объекты природы, явления живой и неживой природы, формы суши и виды водоёмов, космические тела (звезда, планета, спутник, созвездие на примере Солнца, Земли, Луны, Большой Медведицы); – характеризовать форму Земли, её движение вокруг оси и Солнца, местоположение в Солнечной системе;
– называть планеты Солнечной системы и моделировать их расположение относительно Солнца;
– демонстрировать и объяснять с помощью глобуса (теллурия) связь движения Земли вокруг своей оси со сменой дня и ночи, обращения Земли вокруг Солнца со сменой времён года;
– характеризовать значение Солнца для природы и чело- века как главного источника света и тепла, необходимых для жизни:
– объяснять, что такое глобус, называть и показывать условные линии глобуса: параллели, меридианы, экватор, полюсы;
– называть части компаса, объяснять их назначение, определять стороны горизонта по компасу и Солнцу;
– читать с помощью условных знаков план местности, физическую карту;
– называть и показывать на карте полушарий и глобусе материки, океаны и наиболее крупные горы, равнины, моря, озёра, реки Земли; на физической карте России
– наиболее крупные горы, равнины, моря, озёра, реки, залежи полезных ископаемых, изученные природные зоны;
– определять направления течения рек по плану, карте и глобусу;
– использовать условные знаки для обозначения природных объектов и явлений, форм земной поверхности, полезных ископаемых и др.;
– выполнять простые опыты по изучению свойств полезных ископаемых, пользуясь простейшим оборудованием, соблюдая технику безопасности, делать выводы по результатам исследования и фиксировать их в предложенной форме;
– рассказывать о полезных свойствах горных пород, их использовании в народном хозяйстве, о необходимости рационального и бережного использования полезных ископаемых;
– характеризовать и сравнивать изученные природные зоны России: географическое положение, климатические условия, растительный и животный мир, образ жизни людей, экологические проблемы, связанные с их хозяйственной деятельностью;
– характеризовать природные сообщества (на примере леса, луга, озера, моря): описывать условия жизни и приспособленность к ним живых организмов, приводить примеры наиболее распространённых и взаимосвязей между ними; моделировать простые цепи питания;
– характеризовать особенности природы родного края: климатические условия, формы поверхности, наиболее крупные водоёмы, почву, распространённые природные сообщества; приводить примеры наиболее распространённых дикорастущих и сельскохозяйственных растений, диких и домашних животных, добываемых полезных ископаемых;
– объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека; выявлять простейшие взаимосвязи живых организмов в природных зонах и сообществах для объяснения необходимости бережного отношения, экологически грамотного поведения в природе;
– находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде, оценивать влияние человеческой деятельности на природу, прогнозировать возможные негативные последствия, участвовать в природоохранной деятельности в своей местности;
– составлять в группе отчёт о наблюдениях во время экскурсии в природу в выбранной форме;
Ученик получит возможность научиться:
Проводить самостоятельно наблюдения объектов и явлений природы (в том числе космических), вести дневник наблюдений; обобщать результаты наблюдений за природными объектами и явлениями, делать выводы;
– понимать (декодировать) информацию, представленную в условно-знаковом виде, кодировать найденную словесную или другую информацию с помощью условных знаков; – объяснять способы изображения земной поверхности (план, карта, глобус; окраска, условные знаки, масштаб); – объяснять причины смены дня и ночи, смену сезонов на Земле, изменения высоты Солнца над горизонтом и длительности светового дня в разные времена года;
– ориентироваться на местности по компасу, Солнцу, местным признакам;
– объяснять влияние Солнца на живые организмы;
– работать с контурной картой, отмечать на ней изученные географические объекты;
– применять масштаб при чтении плана и карты;
– обсуждать экологические проблемы, возникающие в результате деятельности человека в природных зонах; меры по охране природы своего края; осознавать необходимость бережного отношения к природе, экологически грамотного и безопасного поведения в ней, важность участия в природоохранных мероприятиях;
– осознавать, что в окружающем мире «всё связано со всем», что деятельность человека может нарушать природное равновесие; что каждый человек (в том числе и он сам) несёт ответственность за сохранение красоты и гармонии природы;
– соблюдать экологически грамотные и безопасные правила поведения в природе;
– собирать дополнительную информацию по изучаемым темам (об особенностях природы разных природных зон, материков, о великих путешественниках, открывших или исследовавших материки Земли и др.), используя разные источники информации, в том числе контролируемый Интернет и другие электронные образовательные ресурсы; готовить небольшие презентации;
– собирать краеведческий материал о природе родного края и представлять его одноклассникам;
– участвовать в проектной деятельности, проводя исследования индивидуально или совместно с одноклассниками.
Раздел «Человек и общество»
Ученик научится:
– различать понятия: исторический источник, летопись, легенда, берестяная грамота, историческая карта; дата, календарь, век, тысячелетие, «лента времени»; племя, дружина, княжество, государство, империя, граница государства, государственные символы, многонациональная страна; князь, вече, царь, император, президент, крестьяне, ремесленники, крепостные; кремль, посад, торговище, торговый путь; дань, иго, налог; религия, храм, крещение Руси; Отечественная война, Великая Отечественная война, Гражданская война, революция, перестройка; Конституция, закон, гражданин, права, обязанности;
– использовать элементарные обществоведческие, исторические понятия для решения учебно-познавательных задач;
– соотносить и определять римские и арабские цифры, устанавливать век по дате исторического события, упорядочивать исторические события во времени;
– узнавать государственную символику РФ, отличать флаг и герб России от флагов и гербов других стран мира; символику своего города (областного центра);
– рассказывать о главных символах государства и своего города;
– находить и показывать на карте Российскую Федерацию, её границы, столицу – город Москву, свой регион и его административный центр, некоторые крупные города;
– называть наиболее многочисленные народы, проживающие на территории России и родного края;
– различать прошлое и настоящее; соотносить исторические события с датами, конкретную дату – с веком; определять последовательность важнейших событий в истории России;
– показывать на отдельных исторических картах места изученных исторических событий;
– называть основные этапы развития государства, ключевые даты и события каждого периода истории и кратко характеризовать их; находить на «ленте времени» века, соотносить их с датами исторических событий;
– различать времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советского Союза, современной России; – описывать (пересказывать) изученные события; приводить примеры ратных подвигов и патриотизма жителей нашего государства в разные периоды его развития;
– рассказывать об исторических деятелях; приводить примеры открытий, фактов и событий культуры, истории общества, оценивая их значимость в жизни людей и государства;
– рассказывать о государственном устройстве и символике современной России; объяснять, что такое Конституция, приводить примеры прав и обязанностей граждан России;
– называть права детей;
– готовить небольшие сообщения о достопримечательностях Москвы и Санкт-Петербурга, демонстрируя фотографии (репродукции картин, открытки) государственных зданий, исторических памятников, объектов культуры;
– рассказывать по результатам экскурсий о достопримечательностях, памятных местах, исторических памятниках, известных людях родного города (села, районного центра);
– обсуждать особенности некоторых стран мира (США, Китай и страны по выбору учеников), находить и показывать их на карте;
– находить и извлекать необходимую информацию о прошлом и настоящем нашей страны, родного края, об образе жизни наших предков, о национальных традициях народов из разных источников (учебных, научно-популярных и художественных текстов, иллюстраций, репродукций картин, картосхем, исторических карт, из дополнительной литературы, электронных образовательных ресурсов).
Ученик может научиться:
– осознавать важность знания истории своего государства;
– объяснять, что такое история, археология, исторический источник, исторический факт, легенда; понимать значение для себя понятий «малая родина», «Родина», «Отечество»; – ориентироваться в названиях Российского государства, его правителей и столиц, в важнейших для страны событиях, происходивших в её истории;
– объяснять символический смысл цветных полос российского флага, изображений на гербе России, Москвы, своего региона;
– рассказывать по материалам учебника и экскурсиям в краеведческий, исторический музеи, на местном материале по рисункам, схематическому плану об устройстве старинного города, об исторических памятниках, о военных действиях известных полководцев и др.;
– рассуждать о прошлом, настоящем и будущем Родины и родного края; оценивать исторические события, дела исторических деятелей, высказывать своё мнение, выражать отношение к ним;
– отображать выбранным способом (рисунки, аппликации, макеты, тексты и др.) важнейшие события в истории Отечества, памятники культуры, государственных деятелей и т. п. на «ленте времени», сотрудничая с одноклассниками; – анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте, реконструировать исторические события по отражающим их репродукциям картин;
– составлять в группе отчёт (в выбранной форме) о наблюдениях во время экскурсий к местам исторических событий, воинской славы, памятникам истории и культуры, в краеведческий (исторический) музей, музей военной техники и др.;
– обмениваться с одноклассниками мнениями о событиях, происходящих в стране сегодня, о правилах жизни в современном обществе, о перспективах продолжения учёбы в основной школе и др.;
– показывать на глобусе, карте полушарий маршруты великих путешественников
– открывателей новых земель; находить дополнительные сведения о них, используя разные источники информации;
– обобщать найденную информацию (об образе жизни народов мира, о памятниках мировой культуры и др.) в виде информационных листков с текстом и набором иллюстраций;
– воспринимать окружающий мир целостно – в единстве природы, человека и общества; в единстве народов, культур, религий.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
Ученик может научиться:
– осознавать познавательную (практическую, исследователь- скую) задачу и целенаправленно решать её;
– выбирать источники информации (самостоятельно, с учителем, с одноклассниками) для решения учебно-познавательных, учебно-практических задач, находить в них примеры применения знаний;
– извлекать информацию, представленную в разных формах: в словесной, изобразительной, схематической, табличной, модель- ной, условно-знаковой;
– критически оценивать получаемую информацию, соотносить её с ранее полученными знаниями, собственным опытом, использовать словари и другую справочную литературу;
– обобщать и систематизировать знания об изучаемых объектах и явлениях, которые получены из разных источников: из учеб- ной статьи, по результатам наблюдений, эксперимента, проектной деятельности;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую, в том числе в знаково-символическую;
– пользоваться таблицами, схемами, моделями;
– характеризовать, описывать природные объекты и явления, исторические и социальные события, выделяя их сущностные стороны;
– осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию объектов окружающего мира, выбирая основание для этих логических операций;
– подводить под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков;
– устанавливать причинно-следственные связи между природными, социальными явлениями на основе рассуждений, наблюдений; предлагать варианты решения учебных проблем;
– пользоваться моделями для изучения строения природных объектов, объяснения природных явлений; моделировать предметы и явления окружающего мира;
– осуществлять исследовательскую деятельность и представлять её результаты в разной форме (рассказ, сообщение, предметная или графическая модель, таблица, диаграмма, демонстрация опыта и др.).
Регулятивные УУД:
Ученик может научиться:
– самостоятельно (или с одноклассниками) определять задачи урока, намечать план «открытия» новых знаний, освоения новых учебных действий;
– обнаруживать (совместно с учителем и одноклассниками) возникшую познавательную проблему, высказывать свою гипотезу и предлагать способ её проверки;
– оценивать недостаточность знаний и после обсуждения с одноклассниками (с учителем) формулировать задачи урока (домашней работы);
– планировать свои учебные действия (с учителем, самостоятельно, с одноклассниками) для решения учебно-познавательных, учебно-практических задач;
– следовать намеченному плану, решая учебные задачи, корректировать свои действия самостоятельно (или с помощью учителя), проверять правильность выполнения действий;
– делать выводы по результатам выполненных действий, сверять их с поставленными задачами, вносить необходимые коррективы, выявлять причины ошибок и самостоятельно (или с помощью учителя) исправлять их;
– предлагать совместно с одноклассниками (с учителем) систему оценки успешности выполнения учебных и творческих заданий, в соответствии с ней оценивать результаты своего труда и одноклассников;
– осуществлять самоконтроль за усвоением предметных и метапредметных знаний и умений.
Коммуникативные УУД:
Ученик может научиться:
– пересказывать одноклассникам (учителю, родителям) прочитанный текст (о событиях в отечественной истории, об открытии материков и др.);
– обмениваться информацией, собранной из разных источников, с одноклассниками (учителем, родителями);
– выражать свои мысли, чувства в устной или письменной форме, донося своё мнение, отношение, оценку событий и др.;
– составлять небольшие информационные сообщения с использованием подобранных иллюстраций, представляя их одноклассникам;
– участвовать в диалоге, в общей беседе при обсуждении учебных и жизненных проблем, соблюдая правила культуры общения, уважения и взаимопонимания; слушать других, быть готовым вежливо отстаивать свою точку зрения, проявлять терпимость к другим высказываниям;
– высказывать своё мнение по вопросам, обсуждаемым в классе, в группе учащихся, отстаивать его, аргументируя свою позицию, принимать мнение других участников беседы, если оно оказывается более правильным;
– вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, осуществляя проектную деятельность: распределять работу по интересам, собирать, обсуждать и обрабатывать информацию, договариваться о форме её презентации, о роли каждого в представлении собранного материала, стремиться разрешать возникающие проблемы и др.
Личностные результаты:
У ученика могут быть сформированы следующие личностные качества:
– положительное отношение, учебно-познавательный интерес к приобретению знаний о природе и истории России, к способам познания окружающего мира, к исследовательской деятельности, к способам отображения полученной информации в разных формах; к освоению регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
– познавательная активность, наблюдательность, внимательность, любознательность, воображение, фантазия, творческие способности;
– осознание себя как гражданина своего Отечества; понимание важности знания истории своей страны;
– осознание того, что наша Родина имеет более чем тысячелетнюю историю, что её народы прошли вместе трудный и славный путь создания своего государства и отстояли его независимость; – чувство любви к родной стране, к её природе, культуре;
– чувство гордости наследием предков, достижениями российских учёных, деятелей культуры и искусства, путешественников, внёсших большой вклад в открытие новых земель на нашей планете, в освоение космического пространства;
– понимание того, что родной край – частица России, много- национального государства; что родной край имеет свою богатую историю;
– уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям;
– умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами, способность оценивать свои поступки, высказывать суждения о поступках наших предшественников, исторических деятелей;
– экологическая культура, готовность следовать этическим, экологически грамотным и безопасным правилам поведения в обществе и природе;
– чувство прекрасного, восхищение красотой объектов природы и культуры; понимание того, что природа нужна человеку не только для удовлетворения потребностей жизни, но и для проявления эстетических чувств, создания произведений искусства;
– понимание личной ответственности и способность оценивать свой вклад в дело сохранения памятников природы, культуры, истории;
– понимание того, что объединяет жителей родного края, граждан всей страны, всех людей Земли; – способность оценивать и желание улучшать результаты своего учебного труда, развивать свои творческие способности.
IV. Календарно-тематическое планирование
№
п\пДата Тема Учебные пособия, оборудование
план факт 1. 02.09 Путешествия – источник знаний учебник, часть 1, рабочая тетрадь № 1;
2. 05.09 Природные явления и счет времени предметы для измерения длины, массы, кувшин с водой, банки определённой ёмкости, глобус, теллурий;
3. 09.09 Устройства для счета времени разные часы – песочные, часы-кукушка, солнечные, водяные, электронные, кварцевые; свеча, карандаш, линейка.4. 12.09 Историческое время. Лента времени учебник, часть 1, рабочая тетрадь № 1, тестовая тетрадь
5. 16.09 Ориентирование на местности. Стороны горизонта учебник, рабочая тетрадь, набор иллюстраций
6. 19.09 Компас. Ориентирование по компасу учебник, рабочая тетрадь, магнитная стрелка, школьный компас, набор иллюстраций
7. 23.09 Определение сторон горизонта на местности. Практическая работа http://www.nachalka.com/8. 26.09 Способы изображения предметов рисунки, чертежи, разрезы предметов; яблоко, апельсин, нож, линейка, геометрические фигуры
9. 30.09 Масштаб и его использование 10. 03.10 План местности. Топографические знаки учебник, рабочая тетрадь,
11. 07.10 Географические и исторические карты учебник, рабочая тетрадь, физическая и историче- ская карты,
12. 10.10 Глобус – модель Земли глобус, карта полушарий,
13. 14.10 Практическая работа http://www.nachalka.com/14. 17.10 Космическое пространство и его изображение. Звёздная карта учебник, рабочая тетрадь № 1, тестовая тетрадь, звёздная карта, настольный телескоп
15. 21.10 Земля – планета Солнечной системы модели из картона (или из пластилина) планет и Солнца, Луны
16. 24.10 Способы изучения космических тел. Влияние Солнца на Землю карточки с изображением разных телескопов
17. 28.10 Россия на глобусе и географической карте учебник, рабочая тетрадь № 1, тестовая тетрадь; физическая карта России;
18. 07.11 Крупнейшие горы, равнины, реки, озёра России иллюстрации гор, высокого берега реки или обрыва, на которых видны слои горных пород
19. 11.11 Горные породы и минералы, их образование коллекции полезных ископаемых,
20. 14.11 Полезные ископаемые, их разведка и добыча Учительский портал: http://www.uchportal.ru/21. 18.11 Строительные материалы, металлические руды, их использование в народном хозяйстве http://www.nachalka.com/22. 21.11 Горючие полезные ископаемые, их использование 23. 25.11 Альтернативные источники энергии Учительский портал: http://www.uchportal.ru/24. 28.11 Обобщающий урок рабочая и тестовая тетради.
25. 02.12 Природные зоны России Интерактивное пособие с комплектом таблиц для начальной школы «Окружающий мир. 4 класс»
Интерактивное учебное пособие «Наглядная школа. Окружающий мир 4 класс. Человек и природа. Человек и общество»
26. 05.12 Суровая Арктика Интерактивное пособие с комплектом таблиц для начальной школы «Окружающий мир. 4 класс»
1. Зона Арктических пустынь. Интерактивное учебное пособие «Наглядная школа. Окружающий мир 4 класс. Человек и природа. Человек и общество»
27. 09.12 Ранимая тундра Интерактивное пособие с комплектом таблиц для начальной школы «Окружающий мир. 4 класс»
Зона Арктических пустынь. 2. Тундра.
Интерактивное учебное пособие «Наглядная школа. Окружающий мир 4 класс. Человек и природа. Человек и общество»
28. Зона лесов Интерактивное пособие с комплектом таблиц для начальной школы «Окружающий мир. 4 класс»
1. Зона Арктических пустынь. 2. Тундра. 3. Тайга. 4. Смешанные и широколиственные леса.Интерактивное учебное пособие «Наглядная школа. Окружающий мир 4 класс. Человек и природа. Человек и общество» с методическими рекомендациями для учителя
29. Степные просторы Интерактивное пособие с комплектом таблиц для начальной школы «Окружающий мир. 4 класс»
1. Зона Арктических пустынь. 2. Тундра. 3. Тайга. 4. Смешанные и широколиственные леса.5. Зона степей. Интерактивное учебное пособие «Наглядная школа. Окружающий мир 4 класс. Человек и природа. Человек и общество»
30. Жаркие пустыни Интерактивное пособие с комплектом таблиц для начальной школы «Окружающий мир. 4 класс»
1. Зона Арктических пустынь. 2. Тундра. 3. Тайга. 4. Смешанные и широколиственные леса.5. Зона степей. 6. Пустыня. Интерактивное учебное пособие «Наглядная школа. Окружающий мир 4 класс. Человек и природа. Человек и общество»
31. Природные зоны России. Обобщающий урок Интерактивное учебное пособие «Наглядная школа. Окружающий мир 4 класс. Человек и природа. Человек и общество»
32. Природа гор Интерактивное учебное пособие «Наглядная школа. Окружающий мир 4 класс. Человек и природа. Человек и общество»
33. Природные сообщества. Жизнь в пресных водоёмах Интерактивное пособие с комплектом таблиц для начальной школы «Окружающий мир. 4 класс»
9. Природное сообщество – река. Интерактивное учебное пособие «Наглядная школа. Окружающий мир 4 класс. Человек и природа. Человек и общество»
34. Болота, их значение для природы и человека Интерактивное пособие с комплектом таблиц для начальной школы «Окружающий мир. 4 класс»
10. Природное сообщество – болото.
Интерактивное учебное пособие «Наглядная школа. Окружающий мир 4 класс. Человек и природа. Человек и общество»
35. Жизнь луга. Интерактивное учебное пособие «Наглядная школа. Окружающий мир 4 класс. Человек и природа. Человек и общество»
36. Восточные славяне, их соседи настенная физическая карта России, учебник часть 2, рабочая тетрадь № 2,
37. Образование Древнерусского государства учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации старинных городов
38. Крещение Руси учебник, рабочая тетрадь,
39. Как распалась Древняя Русь учебник, рабочая тетрадь, тестовая тетрадь;
40. Борьба Руси с иноземными захватчиками в X1II веке учебник, рабочая тетрадь, тестовая тетрадь;
41. Объединение Руси вокруг Москвы. Куликовская битва. учебник, рабочая тетрадь, тестовая тетрадь;
42. Московское государство.
Правление Ивана III и Ивана Грозного учебник, рабочая тетрадь, тестовая тетрадь;
43. Обобщающий урок 44. Россия в XVII веке. Начало правления династии Романовых. Обобщающий урок. Тестовые задания учебник, рабочая тетрадь, тестовая тетрадь; иллюстрации
45. Петр Великий. Российская империя 46. Развитие Российской империи. Правление Екатерины II учебник, рабочая тетрадь, тестовая тетрадь,
47. Нашествие Наполеона. Бородинская битва, её значение для России учебник, рабочая тетрадь, тестовая тетрадь;
48. Россия до 1917 года. Обобщающий урок 49. Исторические события в России в начале XX века. Обобщающий урок 50. Преобразования, произошедшие в СССР в 20-30 годы учебник, рабочая тетрадь; значки
51,52 Великая Отечественная война 1941-1945 гг. учебник, рабочая тетрадь, карта;
53. Советский Союз впослевоенные годы 54. Начало перестройки. Современная Россия Интерактивное учебное пособие «Наглядная школа. Окружающий мир 4 класс. История России»
55. Обобщающий урок Интерактивное пособие с комплектом таблиц для начальной школы «Окружающий мир. 1 класс» 9. Наша страна.
56. Яркие события из истории родного края. : Обобщающий урок Интерактивное учебное пособие «Наглядная школа. Окружающий мир 4 класс. История России»
57. Океаны Земли.
Жизнь в море 58. Крупнейший материк Земли, его природа, население. 59. Африка, ее природа. Исследователи Африки Учительский портал: http://www.uchportal.ru/60. Открытие Америки. Природа Северной и Южной Америки Учительский портал: http://www.uchportal.ru/61. Австралия. Уникальные растения и животные материка Учительский портал: http://www.uchportal.ru/62. Открытие Антарктиды российскими путешественниками. Суровая природа материка Учительский портал: http://www.uchportal.ru/63-64. Страны и народы мира Учительский портал: http://www.uchportal.ru/65. Обобщающий урок http://www.nachalka.com/66. Страны СНГ – ближайшие соседи России http://www.nachalka.com/67. Земля – планета жизни. Учительский портал: http://www.uchportal.ru/68. Итоговая работа V. Лист корректировки рабочей программы
класс Тема Дата по плану Причина корректировкиКорректирующие мероприятия Дата по факту