Урок по русскому языку Слитное и раздельное написание-не- с причастиями


Тема урока: Слитное и раздельное написание не с причастиями. 7 класс.
Цель: Обучающая:
- повторить правописание не с разными частями речи; написание не с причастиями;
- способствовать формированию навыка учащихся в умении различать «НЕ» - частицу и «НЕ» - приставку;
- способствовать воспитанию у школьников ценности грамотного письма, культуры умственного труда
-повторить сведения о причастиях,
Развивающие: развитие памяти, воображения, монологической речи;
Воспитательная: формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку.
Тип урока: закрепление и обобщение изученного материала
Средства обучения: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений, тесты, таблицы, тетради, ручки.
Ход урока
I. Организационный момент.II. Проверка домашнего задания.
III. Планируемые результаты, постановка цели и задачи урока:
- Зачем нам нужны новые знания? (Чтобы грамотно писать)
- Какие шаги необходимо выполнить при познании нового знания? (Обязательно два шага: выяснить, что мы знаем и не знаем).
- Как мы можем это выяснить?
-Первоначально выясним путем повторения  то, что знаем.
- Затем постараемся выполнить задание на новое знание.
- Анализируя его выполнение,  выясним, что  не знаем.
- Выясним причину затруднения: что не знаем для выполнения задания.
IV. Буквенный диктант –«Зарядка для ума» ( писать только одну букву)
1. наука, которая учит правильно ставить знаки препинания – п2. тип речи повествование, описание и … - р ассуждение3. первая гласная в слове приключение – и
4. недостающий непарный мягкий согласный щ,й, - ч
5. слова противоположные по значению – а
6. как назвать одним словом звуки р, л. м, н, й –с
7. падеж, отвечающий на вопросы кем? чем? - т8.падеж, отвечающий на вопрос кто? что? –и9. последняя гласная в слове иносказание – е
Составить слово из полученных букв – причастие.
V. Актуализация знаний: Продолжите предложения:
А)Причастие –это…
Б)Причастия бывают …
В)Причастный оборот –это…
Г)Глагольные признаки причастия..
Д) Признаки прилагательного…
Е)Причастия с НЕ пишутся слитно…
Ж)) Причастия с НЕ пишутся раздельно… VI.Цель нашего урока: различать слитное и раздельное написание –не- с причастиями, уметь выделять орфограмму
Тренировочные упражнения.
Словарный диктант (все)
1 ученик у доски Синтаксический разбор предложения (инд) Морфологический разбор причастия (инд)
Невыученные уроки; гласные , не проверяемые ударением; непродуманный ответ, книга не прочитана; незаконченное сочинение; никем не изведанные края; дорожки не выровнены; задача не решенная, а только начатая, невзлюбивший, негодующий Горы, ещё не освещенные солнцем, выделялись на посветлевшем небе.
(Повест., невоскл., простое, двусостав., распр., ослож. обособ. опр., выр.прич.об.) Посветлевшем- причастие
1.На небе (каком?) посветлевшем.
Н.Ф.-посветлевший2.Пост.-действ.,прош.вр,сов.в.
Непост.- в пр.п, в ед.ч., в ср.р.
3.На небе (каком?) посветлевшем

VII. Цифровой диктант: 1 – раздельно, 2- слитно
Не сшитый, а связанный костюм, напиток не допит, недостижимая цель, негодующий политик, не рассказанная на ночь сказка, трава не скошена, незакрытое окно – 1,1,2,2,1,1,2 (взаимопроверка)
VIII. Физминутка для глаз
Закрыть глаза, зажмуриться и подержать несколько секунд, держать голову прямо, поморгать 10-15 раз, играем взглядом в шашки: посмотреть направо -вверх, налево –вниз, прямо – вдаль.
IX. Работа с учебником – упр 156 самостоятельно по заданию.
X. Работа с тестами.XI. Подведение итогов урока
-  С какое правило мы повторили и закрепили сегодня на уроке? - Расскажите правило написания не с причастиями.
XII. Домашняя работа. Повторить правила о причастии, упр 158.
Тест.
1. Пишется раздельно: а) (не)годующий;        б) (не)написанная еще книга;       в) (не)полученная посылка
2. Пишется слитно: а) дом (не)отремонтирован;   б) (не)отремонтированный еще дом;    в) (не)отремонтированный дом
3. Укажите номера слов, пишущихся слитно с НЕ.
(5)(не)доумевающий взгляд; никем (6)(не)рассказанная история;
(7)(не)законченная рукопись; (8)(не)завершенное в срок строительство; хата (9)(не)выбелена; окно (10)(не)вымыто.
4. Укажите ряд, в котором все слова с НЕ пишутся слитно.
а) (не)законченный   эксперимент,    (не)законченный   в срок эксперимент, эксперимент (не)закончен
б) (не)просохшая земля, (не)утихающий ветер, (не)прекращающиеся метели
5. Укажите ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно.
а) рукопись (не)сдана,  рукопись (не)сданная вовремя, роман (не)закончен
б) (не)сданная рукопись, (не)сданная вовремя рукопись, (не)законченный роман
6. Укажите верное объяснение слитного или раздельного написания НЕ с причастием в предложении:
 Мы бредем по дорожкам, где еще (не)кошена трава.
а) (Не)кошена — пишется слитно, т.к. НЕ с краткими причастиями пишется слитно
б) (Не)кошена — пишется раздельно, т.к. НЕ с краткими причастиями пишется раздельно
в) (Не)кошена — пишется раздельно, т.к. при причастии есть зависимое слово
7. Укажите верное объяснение слитного или раздельного написания НЕ с причастием в предложении:  
С утра(не)топленная печь не добавляла уюта в хмурую комнату смотрителя.
а) (Не)топленная _—  пишется  раздельно,   т.к.   НЕ  с причастиями пишется раздельно
б) (Не)топленная — пишется слитно, т.к. при причастии есть зависимое слово
в) (Не)топленная — пишется раздельно, т.к. при причастии есть зависимое слово
1.б;  2)в ;  3)1,5,7 ;  4)б ;  5)а ; 6)б ; 7)в.