Урок по географии в 6 классе Гидросфера. Оюоющающий урок


Открытый урок по географии в 6 классе.
«Гидросфера. Обобщающий урок»
Цели урока: обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме «Гидросфера».
Задачи:
Дидактические: проконтролировать степень усвоения основных знаний по теме «Гидросфера», изученных на предыдущих уроках; закрепить знания по теме «Мировой океан и его части», «Воды суши», знания карты.
Развивающие: активизировать процесс мышления у учащихся; развивать умение детей осмысленно воспринимать знания, толковать факты, давать им оценку, делать выводы, быстро и правильно формулировать ответы; формировать общественные (сотрудничество и соревнование) и индивидуальные (заинтересованность, вера в собственные возможности) мотивы; научить учащихся анализировать цели, процессы и результаты своей деятельности; побуждать к постоянному желанию оценки своих действий; развивать интеллектуальные способности; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, умение оценивать работу друг друга;
Воспитательные: формировать у учащихся географическую культуру; содействовать формированию мировоззренческих понятий: целостность водной оболочки Земли, влияние внутренних вод на жизнь человека; воспитывать экологическое сознание; содействовать формированию в представлении учащихся целостной картины мира; осуществлять нравственное воспитание, коммуникабельность, творчество, эстетические нормы поведения; воспитывать чувство ответственности, товарищества.
Формирование УУД
Познавательные УУД:
Делать выводы, строить логически обоснованные рассуждения; устанавливать аналогии для понимания закономерностей, использовать их в решении задач.
Коммуникативные УУД
Организовывать работу в группе; излагать своё мнение, аргументируя его; понимать позицию другого; преодолевать конфликты (уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого).
Регулятивные УУД
Планировать свою деятельность в учебной ситуации; оценивать степень и способы достижения цели в учебных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки; работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Личностные УУД
Адекватно выражать и контролировать свои эмоции, понимать эмоциональное состояние других людей; развивать устойчивую познавательную мотивацию и интерес к изучаемой теме; осознавать целостность мира; осваивать новые социальные роли и правила; выбирать, как поступить, и отвечать за свой выбор формировать способности к самоопределению, развитие сопереживания.
Планируемые результаты
Предметные (познавательные): делать выводы; сравнивать объекты по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи; уметь использовать приобретённые знания на практике.
Метапредметные: регулятивные: самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели; интересоваться чужим мнением, высказывать свое; коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблемы; слушать товарища и обосновывать свое мнение; выражать свои мысли и идеи; познавательные: находить достоверную информацию.Личностные: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; оценивать собственный вклад в работу группы.
Метапредметные связи: биология
Основные понятия, изучаемые на уроке: повторение терминов раздела «Гидросфера»
Вид используемых на уроке средств ИКТ: экран; проектор.
Оборудование: географические карты; географический атлас.
Вид деятельности: индивидуальная работа; фронтальная работа; работа в парах.
Тип урока: комбинированный.
План урока:
1 Организационный этап
2. Обозначение темы и целей
3. Инструктаж
4. Мотивация
5. Планирование
6.Практическая деятельность (работа с картой)
7. практическая деятельность (работа с текстом)
8. практическая деятельность (решение кроссворда)
9. физкультминутка
9. практическая деятельность (работа с текстом и устный ответ)
10.практическая деятельность (соответствие)
11.практическая деятельность (тест)
12.этап рефлексии
13.выставление оценок
Ход урока
№ Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
1 Организационный этап.
Цель этапа: эмоционально - положительный настрой на урок, создание атмосферы успеха, доверия. Включение аппаратуры.
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.
Отмечает отсутствующих.
Приветствуют учителя, проверяют учебные принадлежности.
Дежурный отвечает, кто отсутствует в классе. Личностные (самоопределение, мотивация к учебной деятельности, положительный настрой)2 Обозначение темы и целей урока. Мы с вами закончили изучение большой темы. Как она называлась?
Когда мы заканчиваем тему, что мы с вами делаем?
Какая же у нас цель урока?
Я вам сегодня предлагаю отправиться в путешествие под девизом «Повторим!..»
Как вы думаете, что мы сможем повторить во время путешествия Гидросфера.
Повторяем и проверяем.
Учащиеся формулируют цели урока «Повторить и закрепить то, что мы прошли».
Регулятивные (целеполагание).
Коммуникативные (коллективное обсуждение).
Познавательные (извлечение необходимой информации)3 Инструктаж Каждая парта это отдельный корабль. Каждый корабль имеет свой порядковый номер. Это для того чтобы мы смогли определить какой корабль у нас будет самым быстрым.
Перед вами лежат путевые листы. В них мы с вами будем работать в течение всего урока. Каждый ученик должен подписать в путевом листе свое имя и фамилию и поставить номер своего корабля. Слушают инструкцию учителя.
Подписывают путевые листы и ставят номер корабля.
Регулятивные (работа по плану)
Личностные (саморегуляция)
4 Мотивация Обратите внимание, что вверху каждого путевого листа три значка: снежинка, капелька и облако. Как вы думаете что они могут значить?
Оказывается это не совсем простые знаки.
Вам после моей инструкции надо будет выбрать один из значков, который вам подходит.
Снежинка - я напряжен, я волнуюсь.
Капля - я собран, готов к работе.
Облако - я расслаблен, не волнуюсь.
В зависимости от того как вы будите работать, вы будите получать фишки разного цвета.
Зеленый – 5 балов
Желтый - 3 бала
Красный- 1 бал Высказывают предположения о значении знаков. Личностные (мотивация к учебной деятельности, положительный настрой) 5 Планирование Сегодня я буду вашим капитаном. Я буду следить за выполнением задания, а вы должны мне сигнализировать в случае затруднений (поднимаете руку). Слушают учителя. Коммуникативные: интегрироваться в группу сверстников, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми
6 Практическая деятельность (работа с картой) Мы отправляемся в путь. Мы будем плыть по океану знаний. Вам будут встречаться знакомые географические объекты.
Вот первое испытание. Достаньте из конверта на парте лист с надписью Приложение №1.
На контурной карте, которые у вас есть на парте, вы должны отметить объекты, которые перечислены в задании. Не забывайте пользоваться атласом и если возникают трудности, попросите напарника о помощи или обратитесь ко мне.
На выполнение работы строго определенное время. Количество обозначенных географических объектов занесите в свой путевой лист, задание №1.
Выполняйте работу и снова отправляемся в путь. Достают приложение №1.
Выполняют работу в контурной карте стр. 16-17
Атлас стр 8-9
В путевой лист вписывают число обозначенных объектов.
Личностные: познавательная мотивация
Коммуникативные: выполнение групповой работыПознавательные: извлечение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, работа с источниками информации.
7 Практическая деятельность (работа с текстом) Друзья мореплаватели, вот мы и добрались до следующего задания. Чтобы получить новые фишки - разрешения на дальнейшее плавание, вам надо выполнить следующее задание по тексту. Из конверта достаньте Приложение №2. Прочитайте текст и ответьте на вопросы. Ответы занесите в путевой лист. Достают Приложение №2.
Отвечают на вопросы в путевом листе (Задание №2) Регулятивные – умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, владение основами самоконтроля и самооценки
Коммуникативные – умение владеть устной монологической речью
8 Практическая деятельность (решение кроссворда) Молодцы, отличная работа. Отправляемся дальше. Вот и следующее наше задание. Вы так же продолжаете работать в парах. Из своих конвертов достаньте Приложение №3.
В этот раз вам предстоит решить тематический кроссворд, а в путевой лист поставить число ответов которые вы решили. Время на решение кроссворда 3 минуты. Время пошло. Достают Приложение №3.
Решают кроссворд и ставят число в задание №3. Регулятивные – умение принимать решения и осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные – умение определять понятия, создавать обобщения.
Коммуникативные – умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение на основе согласования позиций и учета интересов.
9 Физкультминутка
Цель: оздоровление, расслабление и смена деятельности. Молодцы вы справились. Вы все знаете что моряки всегда в хорошей физической форме. Вот и мы с вами проведем физкультминутку.
Я попрошу всех встать. У меня в руках мячик. Вы будите его передавать по очереди друг другу, но при этом называть слова связанные с темой «Гидросфера». Мячик мы не перекидываем, а передаем в руки. Тот кто передал мяч, «плывут» разными стилями и присаживаются. Передают мяч друг другу, называют слова и выполняют упражнения. Коммуникативные – умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Личностные - развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
10 Практическая деятельность (работа с текстом и устный ответ) Молодцы. Теперь мы с новыми силами можем продолжать путешествие. Посмотрите что это вокруг. Почему стал грязным океан?
Вот и следующее задание. Из своих конвертов достаньте Приложение №4. Следующее задание связано с загрязнением гидросферы. Вы, читая свои тексты, должны определить причины загрязнения гидросферы, и поведать остальным морякам. Достают Приложение №4. Читают текст и готовят свое выступление.
Устно отвечают по своим заданиям. Познавательные -
уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;
Коммуникативные – умение формулировать собственное мнение и позицию.
Личностные -формирования границ собственного знания и «незнания».
11 Проблемная ситуация. Вы рассказали как защищать воду от загрязнения. Но существует такое понятие как техническая вода. Это вода которая прошла очистку, но не пригодна для питья. Зачем нужна такая вода? Где ее можно использовать? Высказывают свое мнение. Объясняют значение термина Техническая вода. Познавательные:
умение строить речевое высказывание.Умение вести самостоятельное исследование по плану, анализ информации, её преобразование
12 Практическая работа (установление соответствия) Вот мы уже видим берег материка, еще совсем чуть- чуть и мы будем на суше. В ваших путевых листах есть задание №5. Вам надо установить соответствие на каком материке находится какая река и какое озеро.
Ниже вы вписываете к материку, цифру и букву. Не забывайте пользоваться атласом. Выполняют задания в путевом листе. Познавательные:
поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач; установление причинно-следственных связей
13 Практическая работа (тест) Вот мы и у берега. Наше путешествие подходит к концу. У вас в путевом листе осталось не выполнено только одно задание. Это тест. Вы его решаете и обмениваетесь ими с соседним экипажем. Для самопроверки. Верные ответы на экране. Решают тест.
Передают их для проверки соседней парте и проверяют их тест. Познавательные:
поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач; установление причинно-следственных связей
14 Рефлексия Вот и подошло к концу наше путешествие. Но прежде чем мы подведем итоги и определим тех кто лучше всех работал. Я прошу вас выразить отношение к нашему уроку, по уже знакомым вам символам: снежинка, капелька и облачко. Посмотрите чуть ниже вы видите три флажка разного цвета.
Отметьте флажок который вам подходит.
Красный- мне все понравилось
Зеленый- не все понравилось, но в целом все хорошо.
Желтый – вам не понравилось и вы не довольны.Ниже посмотрите есть строчки, где можно написать что понравилось и что нет. Отмечают значки. Личностные:
самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности.
Коммуникативные – умение владеть устной монологической речью.
15 Подведение итогов и выставление оценок. А теперь давайте подведем наши итоги. По результатам заданий, пусть поднимут руки те кто набрал более 30 балов- оценка 5. Вы молодцы. Вы работали активно.
Те кто набрали от 20 до 30- 4. Вы очень старались и вы тоже отлично работали.
Те кто набрал менее 20 балов оценка – 3. Надо проявить активность и старание. На перемене подойти с дневниками для выставления оценок. Считают балы Личностные:
самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные – владение основами самоконтроля и самооценки.
16 Домашнее задание Дома в тетради составить памятку по охране гидросферы.
Спасибо за работу. Вы отлично поработали. Вы молодцы. Записывают домашнее задание в дневники. Личностный – саморегуляция и самоконтроль
7319729107231
Путевой лист__________________________________________
23088604572000139446015049500990604572000
Задание №1. _______________________________________
Задание №2 (Приложение №2) Ответьте на вопросы:
В каких состояниях бывает вода?_______________________________________________________
Где встречается вода?_________________________________________________________________
Свойства воды?______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Воды суши?___________________________________________________________________________
Зачем нам нужна вода?___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Задание №3. (Приложение №3) __________________________________________________________________________________
Задание №4. (Приложение №4) Почему наш океан стал таким грязным?____________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
Задание №5. (Приложение №5)
I Евразия________________________
II Африка_______________________
III Северная Америка_____________
IV Южная Америка_______________
V Австралия_____________________
Задание №6. (Приложение №6)
1___________ 2___________ 3____________ 4___________ 5_________
233743515557500144208515875000990604127500
144208519050

Что понравилось_________________________
Мне не понравилось ________________________________
Приложение №6.
Из нижеперечисленных вариантов ответов выберите правильный ответ, ответ запиши в путевой лист в задание №6.
Главная причина возникновения поверхностных течений в Мировом океане:
а) приливы и отливы;
б) постоянные ветры;
в) рельеф морского дна.
Цунами – это:
а) волны, вызванные морскими приливами;
б) волны, образующиеся при извержении подводных вулканов и землетрясений;
в) волны, вызванные ветром.
Что является причиной загрязнения вод Мирового океана:
а) исследование океана;
б) добыча нефти со дна океана и ее перевозка;
в) неограниченный лов рыбы в океане.
Если река имеет снеговое питание, то половодье наступает:
а) весной;
б) летом;
в) осенью.
Если подземные воды находятся на верхнем водоупорном слое, то это воды:
а) межпластовые;
б) грунтовые.
Приложение №1.
Средиземное море
Красное море
Каспийское море
Суэцкий канал
Река Нил
Мозамбикский пролив
Восточно - Сибирское море
Река Амазонка
Черное море
Бенгальский залив
Аравийский полуостров
Остров Мадагаскар
Гибралтарский пролив
Коралловое море
Озеро Байкал
Река Енисей
Река Муррей
Озеро Верхнее
Озеро Виктория
Река Миссисипи
Приложение №2
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся
Средь высоких, стройных елей,
Рушится потоком селей.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем, мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!..
: Интересные факты о воде:
Вода – единственное вещество на земле, встречающееся в трех естественных состояниях – твердом, жидком и газообразном.
Если бы все люди употребляли в пищу и использовали на корм скоту растительность морей и океанов, то пищи было бы достаточно для 290 миллиардов человек.
Вода составляет 80% массы тела ребенка и 70% массы тела взрослого человека.
За счет Мирового океана в атмосферу поступает до 50% кислорода и 82% влаги.
Полный цикл круговорота воды в атмосфере продолжается 10 дней, в реках – 20 дней, озерах и водохранилищах – 7 лет, океане – 3000 лет.
Приложение №3. Решение кроссворда по теме «Гидросфера» .Непрерывное движение воды в природе.
Группа островов.
Выход на поверхность подземных вод.
Часть океана, отличающаяся свойствами воды, течениями, организмами.
Падение реки с уступа.
Плавающая ледяная гора.
Самое мощное теплое течение на Земле.
Скопление воды в природном углублении на суше.
Единица измерения солености.
Волны, распространяющиеся со скоростью 700-800 км/ч.
1 Г 2 И 3 Д 4 Р5 О 6 С 7 Ф 8
Е 9 Р10 А Приложение №4. Вариант 1.
Некоторые цифры:
Ежегодно все реки земного шара сносят в Мировой океан слой почвы толщиной более 6 миллиметров, что составляет 19 миллиардов тонн.
В Мировой океан ежегодно поступает около 13-14 миллионов тонн нефтепродуктов. Нефть в водоемы попадает в результате утечки при погрузке танкеров, при авариях танкеров, сбросе остатков нефтяного груза.
При концентрации нефтепродуктов выше 0,5 миллиграмм на литр рыба гибнет, при концентрации 1,2 миллиграмм на литр не выдерживает планктон и бентос.
Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов. Даже в водах Арктики нашли стиральный порошок.
Каждый литр сточных вод, попадая в водоем, приводит в негодность 100 литров хорошей воды.
Как считает Всемирная организация здравоохранения, половина всех больничных коек в мире занято людьми, заболевшими из-за грязной воды.
До 2 млн. морских птиц и 100 тыс. морских животных, в том числе до 30 тыс. тюленей, ежегодно погибают, проглотив какие-либо пластмассовые изделия или запутавшись в обрывках сетей и тросов.
Приложение №4.
Вариант 2.
Загрязнение вод суши и Мирового океана.
В процессе использования чистая пресная вода загрязняется, в нее попадают вредные, и даже ядовитые вещества. Загрязнители попадают в воду различными путями, но всегда при участии человека.
Неочищенные стоки населенных пунктов (коммунального хозяйства) угрожают распространением опасных инфекционных болезней — гепатита, дизентерии, холеры.
Огромный вред здоровью населения и состоянию природы наносит поступление в водоем стоковые воды сельского хозяйства содержащие удобрения и ядохимикаты с полей.
Подземные воды страдают от загрязнений нефтяных промыслов, предприятий горнодобывающей промышленности и отвалов металлургических заводов, свалок.
Лесные хозяйства - источники большого количества веществ, попадающих в пресную воду, в первую очередь отходы древесины и деревообрабатывающей промышленности.
Огромный вред наносят гидросфере сбросы водного и железнодорожного транспорта.
Приложение №4. Вариант 3.
Водопотребление
За последние 60 лет водопотребление в мире увеличилось в 5 раз.
114-230 литров воды уходит во время приема 5-минутного душа.
На чистку зубов уходит 9 литров воды, на мытьё посуды – 91 литр.
Человек ежедневно использует 230 л воды.
При неисправности крана с самой тоненькой струйкой воды за сутки может уйти в канализацию до 150 литров чистейшей питьевой воды.
Знаете ли вы, что после 10-минутного душа уходит столько воды, сколько нужно 200 детям каждый день?
На производство 1 тонны хлопчатобумажной ткани требуется 250 м³ воды, синтетической ткани – 5000, синтетического каучука – 2000, никеля – 4000, чугуна – 200 м³ воды, стали – 150 тонн воды.
Расходование воды человечеством
Вода расходуется в бытовых целях для питья, приготовления пищи, стирки, мытья, смыва нечистот в канализацию и поливки садов и улиц. В Европе средний расход воды в бытовых целях на душу населения составляет приблизительно 250 л в день.
Вода, используется в промышленных целях, расходуется в процессах охлаждения. Остальная часть расходуется в процессах промывки газов и в качестве растворителя. Приблизительно полмиллиона литров воды расходуется на выпуск каждого легкового автомобиля.
Большая часть пресной воды используется в сельское хозяйство. Эта вода используется для орошения (полива). Для выращивания одной тонны хлопка необходимо 11 000 миллионов литров воды. Для выращивания спелой тыквы требуется 150 л воды.
Воду используют на гидроэлектростанциях, а также на тепловых электростанциях - для создания пара, вращающего турбины, и в целях охлаждения. Хотя электростанции расходуют огромное количество воды, она используется практически без потерь, в замкнутом цикле.
Приложение №4. Вариант 4
Жил-был старик у самого синего моря. Забросил как-то старик невод в море и пришёл невод не только с тиной морскою, но и с ржавыми банками, битыми бутылками, пакетами и прочим мусором. Забросил другой раз старик невод и выловил старый разорванный башмак, да резиновую шину. В отчаянии старик забросил в третий раз невод и поймал золотую рыбку, но была она какая-то странная, вся покрытая нефтью. Заговорила рыбка человеческим голосом и стала просить: «Смилуйся надо мною, старче, не бросай меня в море, а отнеси домой и выпусти меня в аквариум с чистой водой. Не хочу быть рыбкой нефтяною, а хочу остаться золотою». Понёс старик домой золотую рыбку, и рыбка поведала ему страшную историю. «Пропадают, старче, наши моря да океаны. Кораблей в море как автомобилей на шоссе. И с каждого, даже с самого маленького суденышка в море мусор бросают. Вот и превращаются просторы морские в грязную свалку. А случается и такое: помыл танкер-нефтевод свои огромные баки, грязную воду – в море, потерпел танкер в пути аварию – вся нефть - в море. Вот это беда! Гибнут рыбы, дельфины болеют, гибнут чайки и другие морские птицы. На многие мили вокруг вода покрывается жирной плёнкой, которая словно крышка, не даёт проникнуть вглубь моря кислороду. От этого задыхаются водоросли, рыбки, рачки. До того дело дошло, что людям на море потребовались «морские дворники», специальные суда, которые чистоту на море наводят. Есть теперь корабли-мусоросборщики, есть и нефтесборщики. Да вот помогут ли они? Ребята, вы внимательно слушали сказку, а теперь ответьте на вопрос: «Почему же рыбка не захотела жить в море?»
Приложение №4. Вариант 5.
Проблема загрязнения вод стала первоочередной. Ежегодно в Мировой океан приносится 800 тыс. т. ядохимикатов и химических удобрений. Учёные отмечают, что Атлантический океан сильно загрязнён мусором на протяжении нескольких километров, водой из него нельзя умываться, стирать бельё. Океан сейчас сильно болен. Ежегодно в него попадает 5-10 млн.т. нефти. Важным источником попадания нефти в океан являются потери с морских судов и на нефтепромыслах. Около 50 тонн нефтепродуктов вылилось в реку Анабар, и было унесено в море Лаптевых во время перекачки топлива из стоящего на рейде танкера в ёмкости береговой нефтебазы. Неожиданно разыгравшийся шторм сорвал танкер с якоря и разорвал нефтепровод. Перекрыть поток удалось только через 35 минут. Из-за сильных волн собрать топливо с поверхности не представлялось возможным, и всё оно было унесено в море…
Приложение №4. Вариант 6
Озёра загрязняются быстрее, чем реки, так как отличаются замедленным водообменном. Различают загрязнения биологические, химические, физические. Тепловые и атомные электростанции для охлаждения используют воду озёр. При этом обратно в озёра сбрасывается подогретая на 8-10 градусов вода. Это ведёт к уменьшению кислорода, растворённого в воде, что, в свою очередь, отрицательно влияет на жизнь флоры и фауны водоёмов. С сельскохозяйственных полей и животноводческих комплексов в озёра попадают биогенные вещества. Они вызывают бурное развитие водной растительности. Затем ухудшаются прозрачность вод, кислородный режим. Гниение водорослей ведёт к увеличению сероводорода, и озеро постепенно умирает. Химическое загрязнение происходит через сточные воды предприятий, в которых много тяжёлых металлов. Утечки бензина, дизельного топлива при заправке катеров, пароходов, лодок также приводит к загрязнению вод рек и озёр.
Приложение №4. Вариант 7
Все вы прекрасно знаете, что чудом природы, одним из древнейших озер мира, существующим уже около 25 млн. лет является озеро Байкал. Это крупнейшее хранилище пресной воды (пятая часть ее мировых запасов). Редкая чистота воды обеспечивается жизнедеятельностью его уникального животного и растительного мира. Вторжением в жизнь озера явилось строительство двух целлюлозно-бумажных комбинатов. Несмотря на наличие мощных очистных сооружений, в Байкал сбрасываются сточные воды (ежегодно свыше 0,5 км3), изменяющие солевой состав озера, а в реку Селенгу — наиболее крупную из впадающих в озеро рек — помимо загрязнителей от отечественных предприятий поступают вредоносные сбросы, включая нефтепродукты из соседней Монголии. Гибнет эпишура, наиболее многочисленные планктонные организмы, обладающие свойством профильтровывать, очищать воды Байкала. Замедлились темпы роста, снизилась плодовитость байкальских рыб, нерпы (байкальского тюленя). Байкал — уникальный природный объект мирового значения. В. федеральном законе «Об охране озера Байкал», предусмотрен механизм, позволяющий согласовать интересы мирового сообщества, России и ее регионов в деле охраны и рационального использования природного потенциала озера. 
Приложение №4
Вариант 8
Великая русская река Волга, или как её в народе называют «Волга-матушка» тоже взывает о помощи: «Ещё вчера я радовалась жизни, гордилась знаменитыми Волжскими просторами, своими детьми – малыми притоками, своей чистой водицей, которая давала богатырскую силу всем русичам, дарила людям вдохновение для песен и стихов, да вкусную рыбу. Испокон веков я была колыбелью, носительницей жизни. А сегодня я умираю…Заводы всю нечисть в меня сливают, оставшихся осетров сделали инвалидами, все деревца вдоль реки летом стоят с жёлтыми листьями. Люди, опомнитесь, что вы скажете своим внукам, ведь они не простят Вам гибели Волги!!!» А в чём же причины? А вот в чём…
На Волге построили каскад Волжских ГЭС,
Вместе с тем каскадом
Осетрам - конец!
Калачевский речной порт
От других не отстаёт.
Ну, как выпустит мазут-
Донской рыбе всей капут!
Алюминиевый завод
В Волгу грязный сток даёт.
Каждый день и каждый час
Гибнет реченька у нас!
Приложение №4.
Вариант 9.
Карта Краснодарского края покрыта тонкими извилистыми синими жилками. Это наши реки: Кубань, Кирпили, Бейсуг, Челбас, Ея… Большинство степных рек не доходят до Азовского моря, а теряются в приморских лиманах. Загрязнение главной реки – Кубани ниже Краснодарского водохранилища в 5 раз превышает предельно допустимые концентрации. Как показали результаты анализов, в кубанской воде, имеет место превышение предельно допустимой концентрации по нефтепродуктам в 1,8 раза, по железу - в 2 раза, по сульфатам - в 1,1 раза.
По данным экологов, причиной повышенного содержания нефтепродуктов в реке Кубань является мойка автотранспорта в водных объектах, сбросы очистных сооружений, промышленных предприятий. Загрязнённые воды Кубани, Дона и степных рек собираются в Азовское море, которое превращается в грязную лужу. По территории края протекает более 500 малых рек, которые имеют огромное значение в поддержании жизнеобеспечения всего региона. В последние годы значительно обострились проблемы санитарного состояния рек степной зоны (причины: свалки бытовых и производственных отходов, вырубка лесных массивов, смыв удобрений с сельскохозяйственных угодий, загрязнение нефтепродуктами в местах добычи, стоки промышленных и сельскохозяйственных предприятий). Причиной гибели наших степных рек также является возведение плотин (на сегодняшний день их 934).
Приложение №4. Вариант. 10
Загрязнение рек Тульской области
Большинство рек Тульской области относится к классам «загрязнённых» и «грязных». Ежегодно в них сбрасывается порядка 190 млн кубометров не очищенных надлежащим образом сточных вод. Ряд населённых пунктов Тульской области вообще не имеет очистных сооружений. Да и в там, где системы очистки сточных вод присутствуют, они, как правило, являются старыми.
Химические предприятия загрязняют водоёмы углеводородами; металлургические предприятия – цианидами; машиностроительные и оборонные заводы металлами и , отработанными смазочно-охлаждающими жидкостями; предприятия пищевой промышленности – биологически активными стоками.
Самыми грязными водными объектами Тульской области считаются река Упа, Шатское водохранилище, реки Мышега, Деготня и Дон. Наибольшая доля сбросов загрязнённых сточных вод (27%) приходится на Тулу, 23% – на Новомосковск, 6% - на Ефремов, 44% – на все остальные населённые пункты региона. Во многих реках и некоторых водохранилищах региона отмечается загрязнение донных отложений, что создаёт потенциальную опасность вторичного загрязнения воды подвижным илом.
Приложение №5. Составьте соответствие
Материки:
I ЕвразияII АфрикаIII Северная АмерикаIV Южная АмерикаV Австралия
Реки: 1- Конго 2- Амур 3- Ориноко 4- Колорадо 5- Дарлинг
Озера: А) Титикака Б) Мичиган В) Танганьика Г) Байкал Д) Эйр- Норт