Программа здоровья Здоровая нация — сильная Россия
Комплексно - целевая программа " Здоровая нация - сильная Россия"
2014/19 учебный год
Девиз программы - "Береги здоровье с детства"
Программу разработала учитель биологии ФГКОУ СОШ №151 Дягилева О.Ю.
Паспорт программы
Наименование
программы
Комплексно - целевая программа " Здоровая нация - сильная нация"
Сроки действия программы
2014-2019 гг.
Основания для разработки программы
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Конвенцией ООН о Правах Ребенка;
2. Законом РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
3. Конституцией Российской Федерации;
4. СанПиНами к ОУ;
5. Законом РФ «Об образовании».
Цели и задачи программы
Цели :
создание в школе организационно-педагогических, материально-технических, санитарно
гигиенических и других условий здоровьесбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния здоровья участников образовательного процесса;
усиление контроля за медицинским обслуживанием участников образовательного процесса;
создание материально-технического, содержательного и информационного обеспечения агитационной и пропагандистской работы по приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни;
развитие организационного, программного и материально-технического обеспечения дополнительного образования обучающихся в аспектах здоровьесбережения, их отдыха, досуга;
обеспечение системы полноценного сбалансированного питания в школе с учетом особенностей состояния здоровья участников образовательного процесса;
Задачи :
четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы;
гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашних заданий и режима дня;
освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения школьников, использование технологий урока, сберегающих здоровье учащихся;
планомерная организация полноценного сбалансированного питания учащихся;
развитие психолого-медико-педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физического состояния учащихся;
привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся;
посещение научно-практических конференций, семинаров, лекций по данной проблеме и применение полученных педагогами знаний на практике.
Участники программы
Учащиеся;
классные руководители;
учителя-предметники;
врач-педиатр, закрепленный за учреждением;
врачи-специалисты;
родители;
завхоз;
технические работники.
Разделы программы
1. Концептуальное обоснование и основные принципы, направления реализации программы " Здоровая нация - сильная нация" .
2. Содержание программы" Здоровая нация - сильная нация" .
3.План реализации программы на 2014-2019 учебные годы.
4. Ожидаемые результаты реализации программы.
5.Календарный план реализации программы.
Контроль выполнения программы
- проведение заседаний Методического совета школы;
- посещение и взаимопосещение уроков, проводимых по ЗОЖ;
- создание методической копилки опыта;
- мониторинг состояния здоровья учащихся и морально-психологического климата в школе.
- сбор статистики о динамике развития мотивации к обучению.
- контроль за организацией учебного процесса, распределением учебной нагрузки, объемом домашних заданий, внешкольной образовательной деятельностью учащихся в свете формирования здорового образа жизни.
Концептуальное обоснование и основные принципы, направления реализации программы
" Здоровая нация - сильная нация"
В условиях усиливающейся тенденции ухудшения состояния подрастающего поколения, деятельность по его сохранению и укреплению рассматривается как необходимое условие национальной безопасности и развития российского общества в новом веке. Одной из главных задач государственной политики по обеспечению активной адаптации личности к жизни в современном обществе, формированию ответственности за собственное благополучие, необходимых навыков, позволяющих эту ответственность реализовать, является задача по формированию культуры здоровья и обучение навыкам здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.
Программа " Здоровая нация - сильная нация" призвана содействовать утверждению в жизни участников образовательного процесса идеи оздоровления, способствовать созданию благоприятных условий для раскрытия интеллектуального и духовного потенциала воспитанников. Она ориентирована на пропаганду здорового образа жизни и достижение надежного уровня безопасности в школе. Главное правило школы"Сделай так, чтобы ребенку стало полезно находиться в школе, чтобы он совершенствовался и физически и духовно".
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Основными направлениями в реализации программы" Здоровая нация - сильная нация" являются:
Медицинское направление :
создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирование их здоровья:
составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований;
проведение физкультминуток;
гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня;
четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы;
планомерная организация питания учащихся;
обязательное медицинское обследование.
Просветительское направление :
организация деятельности с учащимися по профилактике табакокурения,
алкоголизма, наркомании;
организация деятельности с родителями по профилактике табакокурения,
алкоголизма, наркомании;
пропаганда здорового образа жизни (тематические классные часы, лекции,
познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции; совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма; пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, ОБЖ, физической культуры).
Психолого-педагогическое направление:
использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности;
предупреждение проблем развития ребенка;
обеспечение адаптации на разных этапах обучения;
развитие познавательной и учебной мотивации;
формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля;
совершенствование деятельности психолого - медико - педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния учащихся и совершенствованию здоровье сберегающих технологий обучения;
организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся.
Спортивно-оздоровительное направление:
организация спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу;
привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся;
широкое привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров школы к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.
Диагностическое направление :
проведение мониторинга за состоянием здоровья, в ходе которого выявляются:
общее состояние здоровья, наличие хронических заболеваний;
текущая заболеваемость, в том числе скрытая (ребенок не обращается к врачу, 2-3 дня находится дома под наблюдением родителей);
режим дня, бытовые условия; внешкольная занятость дополнительными занятиями
Основными принципами здоровьесберегающего обучения являются:
- демократичность (свобода выбора учащимися дополнительных занятий, планирование работы совместно с родителями, с учащимися, с педагогами);
- равенство (нет дискриминации, оскорблений друг друга, боязни неудач);
-участие (вовлечение всех участников проекта во все стадии планирования, реализации и оценки своих действий);
- целостность (проект направлен на укрепление физического, умственного и социального здоровья);
-интеграция (сотрудничество с другими организациями);
-системность (физическое развитие происходит не хаотично, а по определенной системе)
Содержание программы" Здоровая нация - сильная нация"
Сроки и этапы действия программы:
І этап - 2014 – 2015 гг.
ІІ этап - 2015 – 2018 гг.
ІІІ этап - 2018– 2019 гг.
1 этап – подготовительный (1 год):
анализ уровня заболеваемости, динамики формирования отношения к
вредным привычкам;
изучение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ и их внедрение;
разработка системы профилактических и воспитательных мероприятий.
2 этап – апробационый ( 3 года):
внедрение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ, выявление наиболее эффективных;
систематическая учебная и воспитательная работа по пропаганде ЗОЖ;
выполнение оздоровительных мероприятий.
3 этап - контрольно-обобщающий (1год):
сбор и анализ результатов выполнения программы;
коррекции деятельности.
Формы работы:
1.Учет состояния детей:
анализ медицинских карт;
определение группы здоровья;
учет посещаемости занятий;
контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.
2.Физическая и психологическая разгрузка учащихся:
организация работы спортивных секций, кружков, клубов, проведение уроков физической культуры;
динамические паузы;
индивидуальные занятия;
организация спортивных перемен;
дни здоровья;
физкульминутки для учащихся.
3.Урочная и внеурочная работа:
открытые уроки учителей физической культуры, ОБЖ, технологии;
открытые классные и общешкольные мероприятия физкультурно - оздоровительной направленности;
спортивные кружки и секции: рукопашный бой, волейбол, легкая атлетика, шахматы
Функции различных категорий работников школы в контексте реализации программы
1.Функции медицинской службы школы:
проведение диспансеризации учащихся школы;
медосмотр учащихся школы, определение уровня физического здоровья;
выявление учащихся специальной медицинской группы.
2.Функции директора и его заместителей:
общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;
общее руководство по организации валеологической службы в школе;
общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся в школе;
организация преподавания вопросов валеологии на уроках биологии и ОБЖ в классах среднего и старшего звена;
организация контроля уроков физкультуры;
обеспечение работы спортзала во внеурочное время и во время каникул,работы спортивных секций;
разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья учащихся и ее контроль;
организация работы классных руководителей по программе «Здоровье» и ее контроль;
организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей.
3. Функции классного руководителя:
санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения, алкоголизма;
организация и проведение профилактической работы с родителями;
организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками полиции, медработниками;
организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы и др.) в рамках программы «Здоровье»;
организация и проведение исследования уровня физического здоровья учащихся;
организация и проведение диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.
Сотрудничество школы с другими учреждениями
Учреждение
Задачи и направления
Формы взаимодействия
Военный госпиталь
Профилактика заболеваний, выявление их на ранней стадии и своевременное лечение
Профосмотры, диспансеризации,медицинская помощь
Полиция
Предупреждение детского травматизма
Лекции, беседы, ролевые игры для учащихся
План реализации программы на 2014-2019 учебные годы
1. Исследование и комплексная оценка состояния образовательной среды и состояния здоровья учащихся. Медицинская диагностика
Мероприятия
Срок
Класс
Ответственный
1
Оформление медицинских карт и листков здоровья в классных журналах. Комплектации на их основе физкультурныхгрупп
Сентябрь
1-11-й
Врач-педиатр, классные руководители, учителяфизкультуры
2
Диспансеризация в военном госпитале
Октябрь
1,5,9,11-й
Врач-педиатр, классные руководители, специалисты госпиталя
3
Анализ случаев травматизма в школе
В течениегода
1-11-й
Заместитель директора по воспитательной работе Ляпко Л.В., директор школы Брыкова Ю.Н., классные руководители
4
А
·нализ посещаемости и пропусков занятий по болезни
В течениегода
1-11-й
Классные руководители
2. Мониторинг психофизиологического здоровья учащихся
1
Тестирование в рамках комплексной программы оценки физического состояния и функционирования возможностей организма человека
В течениегода
1-11-й
Учителяфизкультуры
2
Психологический мониторинг здоровья учащихся:
тест на адаптацию в начальной школе, средней школе;
тест на тревожность
Сентябрь-январь
1,4,5,10-й
Классные руководители,
психологи
3. Контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима в школьном учреждении
1
Эстетическое оформление класса и школы
В течениегода
1-11-й
Заместитель директора по воспитательной работе Ляпко Л.В, директор школы Брыкова Ю.Н.
2
Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок (соблюдение требований СанПиНа)
В течениегода
1-11-й
Завуч Полищук О.В.
3
Смотр кабинетов, их соответствие гигиеническим требованиям;
проветривание;
освещение;
отопление;
вентиляция;
уборка
Ежедневно
1раз в нед.
2раза в годЕжедневно
Все по-мещения
Завхоз Бернадий В.В.
4
Контроль за качеством питания и питьевым режимом
Ежедневно
1-11
Директор школы Брыкова Ю.Н.
5
Диагностика загруженности учащихся домашними заданиями
В течениегода
1-11
Завуч Полищук О.В.
6
Организация активного отдыха на переменах
Постоянно
1-4-й
Классные руководители
4. Медицинское обслуживание и профилактика заболеваний
1
Прививки детей согласно приказам Минздрава
В течениегода
1-11-й
Врач - педиатр
2
Профилактическая работа во время эпидемий
В течениегода
1-11-й
Врач - педиатр
3
Профилактическая работа через беседы, материалы стенда здоровья, санбюллетени, полезныесоветы, информационные листы
В течениегода
1-11-й
Врачи, классные руководители,
учитель биологии
Дягилева О.Ю.
5. Физическое воспитание, организация активно-двигательного досуга
1
Профилактика нарушения осанки на уроках физкультуры.
Проведение физкультминуток на 1 и 3 уроках
В течениегода
1-11-й
Учитель физкультуры,
учителя-предметники
2
Подвижные перемены с использованиемвозможностей спортивного зала, рекреаций
В течениегода
1-4-й
Учитель физкультуры, учителя начальной школы
3
Организация школьных соревнований и участие школьников в районных соревнованиях
В течениегода
1-11-й
Классные руководители, учителя физкультуры
4
Организация дней здоровья, кроссов, прогулок, экскурсий, праздников
В течениегода
1-11-й
Заместитель директора по воспитательной работе Ляпко Л.В.,классные руководители, учителя физкультуры
5
Работа спортивных секций
В течениегода
5-11-й
Учителя физкультуры
6. Профилактика травматизма
1
Занятия по правилам дорожного движения(выступление сотрудников ГИБДД, тематические классные часы, викторины, конкурс рисунков, плакатов)
В течениегода
1-11-й
Заместитель директора по воспитательной работе Ляпко Л.В.,классные руководители, учитель технологии
2
Тематические уроки по профилактике травматизма в рамках курсов ОБЖ , технологии, «Человек и здоровье»
По про-грамме
1-11-й
Учителя ОБЖ, биологии, химии, технологии
3
Инструктаж сотрудников школы и учащихся по правилам техники безопасности
Сентябрь
Декабрь
Март
Май
1-11-й
Директор школы Брыкова Ю.Н преподаватель ОБЖ,классные руководители
4
Статистика и анализ случаев травматизма в школе
В течениегода
1-11-й
Директор школы Брыкова Ю.Н
7. Пропаганда здорового образа жизни и профилактика вредных привычек
1
Тематические уроки в рамках курсов ОБЖ и «Человек и здоровье»
В течениегода
1-11-й
ПреподавательОБЖ Морозов В.А., учитель биологии Дягилева О.Ю,
2
Тематические классные часы и беседы
В течениегода
1-11-й
Классные руководители,
учитель биологии
Дягилева О.Ю.
3
Тематические родительские собрания
В течениегода
1-11-й
Классные руководители, заместитель директора по воспитательнойработе Ляпко Л.В.
4
Встречи с сотрудниками центра СПИД, врачами
По плану
8-11-й
Заместитель директора по воспитательной работе Ляпко Л.В,
учитель биологии
Дягилева О.Ю.
5
Организация предметных недель,
конкурсов, викторин
По плану
5-11
МО ЗОЖ,
учитель биологии
Дягилева О.Ю., классные руководители
Прогнозируемый результат
Модель выпускника первой ступени обучения
Модель выпускника второй ступени обучения
Модель выпускника третьей ступени обучения
- знание основ личной
гигиены, выполнение правил гигиены;
- владение основами
личной гигиены и
здорового образа
жизни.
- знание основ строения и
функционирования организма человека;
- знание изменений в
организме человека в
пубертатный период;
- умение оценивать свое
физическое и психическое состояние;
- знание влияния алкоголя, курения, наркомании на здоровье человека;
- поддержание физической формы;
- телесно-мануальные навыки, связанные с укреплением силы, выносливости, ловкости;
- гигиена умственного труда.
- стремление к самосовершенствованию, саморазвитию и профессиональной пригодности через физическое совершенствование и заботу о своем здоровье;
- убеждение в пагубности для здоровья и дальнейшей жизни вредных привычек;
- знание различных оздоровительных систем;
- умение поддерживать здоровый образ жизни, индивидуальный для каждого человека;
- способность вырабатывать индивидуальный образ жизни;
- гигиена умственного труда.
Ожидаемые конечные результаты программы:
Учащиеся и выпускники школы
должны знать:
Главная ценность жизни есть здоровье, за которое отвечает сам человек.
О необходимости регулярных профилактических осмотров с целью предупреждения и распознавания заболеваний на ранней стадии.
О заболеваниях, передающихся половым путем и способах их предупреждения.
должны уметь:
Противостоять физическим и интеллектуальным перегрузкам.
Оказать первую доврачебную помощь пострадавшим.
Обеспечить адекватные физиологические потребности и индивидуальные особенности питания.
Контролировать собственные поведенческие реакции, а также нести персональную ответственность за собственное поведение и здоровье.
Вести себя в эпидемиологически неблагоприятных условиях.
Иметь устойчивую мотивацию на достаточный уровень двигательной активности, а также закаливание.
Регулярно проходить профилактические осмотры по рекомендации врачей.
Использовать минимальный арсенал лекарственных препаратов, которые применяют без назначения врача.
должны иметь:
Сформированную точку зрения на вредные привычки (табак, алкоголь, наркотики, психотропные вещества).
Потребность соблюдения правил личной гигиены.
Устойчивую положительную мотивацию на достаточный уровень двигательной активности и закаливание организма.
Навыки позитивного отношения к людям.
Календарный план реализации программы на 2014-2015 учебный год
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
СЕНТЯБРЬ
Организация дежурства по школе и по классам в соответствии с Положением об обязанностях дежурных по школе.
Организация работы кружков и секций.
Включение в планы родительского всеобуча, планы методических объединений и план работы школьной библиотеки мероприятий, способствующих повышению эффективности работы по здоровьесбережению детей.
Включение в планы по руководству и контролю вопросов, cпособствующих улучшению работы школы по здоровьесбережению.
Организация питания учащихся.
Проведение физкультминуток, подвижных игр на переменах.
7. Проведение лекций, бесед, воспитательных часов по формированию здорового образа жизни. "Уроки чистоты - Гигиена – это трудно?" (5-11 кл.); Кл. часы: "Мой отдых" (5-11 кл.), "Режим дня - это распорядок моих дел" (5-11 кл.), "Я теперь ученик, жить по правилам привык" (5-11 кл.).
8. Проведение месячника по предупреждению дорожно-транспортного травматизма.
Кл.час "Пешеходная азбука нашего города".
9. Обеспечение контроля занятости детей во внеурочное время (систематически).
10. Организация работы учащихся на клумбе.
11. Организация медосмотра.
12. Проведение теоретических и практических занятий по ППБ, ЧС, антитеррору (5-11 кл.).
13. Туристический слет с привлечением родителей (1-11 кл.).
14. Оформление стенда «Здоровье» по теме «Вред телевизора и компьютерных игр».
ОКТЯБРЬ
Организация работы учащихся по трудоустройству и поддержанию порядка на закреплённых участках, работа по созданию и поддержанию уюта в классах, школе, по сохранению школьного имущества. Операции: «Чистый школьный двор», «Украсим класс цветами».
Планирование занятости учащихся в каникулярный период.
Подготовка классов к зиме.
Проведение лекций, бесед, воспитательных часов по формированию здорового образа жизни. Кл. часы: "О туризме и туристах" (5-11 кл.), "Я - культурный человек" (5-11 кл.),
5. Занятия с психологом "Знаете ли вы себя?". Тренинг обучения здоровому жизненному стилю.
6. Физкультминутки (ежедневно).
7. Организация подвижных игр на переменах в рамках осуществления шефской помощи учащимся начальных классов (ежедневно).
8. Проведение профилактических прививок.
9. Генеральная уборка кабинетов.
10. Родительские собрания :
1) Психолого – педагогическая характеристика школьника разных возрастных периодов.
2) Адаптационные возможности учащихся 1-х и 5-х классов.
11. Мониторинг физических кондиционных способностей учащихся в рамках «Президентских состязаний» (5-11 кл.).
12. Веселые старты «Бегом за здоровьем» (5-11кл.).
13. Спортивный праздник «Спортландия» ( 1-4 кл.).
14. Оформление стенда «Здоровье» по теме «День туризма», «Упражнения по профилактике заболеваний школьников».
НОЯБРЬ
Проведение мероприятий, приуроченных к праздникам «День матери» и «День ребёнка»
Проведение классных часов и мероприятий по теме « Курильщик - сам себе могильщик». Кл час "Там, где дым от сигарет, мне в этом доме места нет!"(7-11 кл.).
Оформление стенда «Здоровье» по теме «Губительная сигарета».
Занятия с психологом "Крутой» или уверенный в себе?"
Физкультминутки и динамические паузы (систематически).
Организация активного отдыха учащихся в дни каникул.
Предметная неделя ЗОЖ.
Проведение школьного тура Всероссийской олимпиады по предметам ЗОЖ.
ДЕКАБРЬ
Проведение мероприятий, посвященных всемирному дню борьбы со СПИДом. Кл.час "Правда и ложь о СПИДе" (8-11 кл.).
Участие в городской олимпиаде в г. Оленегорске по физической культуре ОБЖ, биологии, технологии.
Проведение конкурсов «Папа, мама, я - спортивная семья», посвященных празднованию Дня семьи.
Физкультминутки и динамические паузы (ежедневно).
5. Рейды: «Твой дневник», «Внешний вид учащегося».
6. Проведение занятий по предупреждению травматизма при использовании пиротехнических изделий и инструктажа по ППБ в период новогодних праздников и каникул.
7. Беседа "Профилактика простудных заболеваний" (советы врача) 5-11 кл.
ЯНВАРЬ
Товарищеские игры по баскетболу (6-11 кл.).
Физкультминутки и динамические паузы.
Занятия с психологом " Обучение способам снятия психоэмоционального напряжения. Психогимнастика."
4. Оформление стенда «Здоровье» по теме "Животные - лекари" (5-11 кл.).
ФЕВРАЛЬ
Месячник оборонно-массовой и патриотической работы.
Соревнования по шахматам.
Физкультминутки и динамические паузы.
Семинар "Здоровьесберегающие технологии в работе учителя". Открытые уроки.
Психологические занятия для учителей по теме «Релаксация».
Организация активного отдыха детей в дни дополнительных зимних каникул.
Занятия с психологом «Стресс. Обучение школьников навыкам освобождения от стрессов».
МАРТ
Планирование занятости учащихся в каникулярный период.
Подготовка ко Дню здоровья. Физкультминутки и динамические паузы.
Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей.
Общешкольный лыжный кросс «Лыжня зовет» (5-11 кл.).
Генеральная уборка кабинетов.
Кл. час "Здоровье в порядке - спасибо зарядке" (5-11 кл.).
Оформление стенда «Здоровье» по теме «Йога».
АПРЕЛЬ
Всемирный день здоровья. День Здоровья по теме «Молодежь голосует за здоровье».
Всемирный день Земли. Экологическая конференция (9-11 кл.)
Операция «Милосердие», операция «Память».
Выпуск школьной газеты ЗОЖ.
МАЙ
Подготовительная работа к организации занятости учащихся в летний период.
«Легкоатлетические эстафеты», посвящённые Дню Победы.
Проведение экскурсий на природу.
Озеленение кабинетов и рекреации школы. Пересадка и подкормка комнатных растений.
Генеральная уборка кабинетов.
Инструктаж «ПДД во время летних каникул» (1-11 кл.).
Советы психолога "Как подготовиться к успешному окончанию школы и к экзаменам с меньшими перегрузками и потерями"(9,11 кл.).
Соревнования по волейболу (5-11 кл.).
Благоустройство школьной территории.
Картинка 1 из 7950Заголовок 315