Конспект урока: “Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля”. 7кл
Тема открытого урока по физике: “Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля”. 7кл
Цели и задачи: формировать исследовательские навыки, развивать логическое мышление; представлять информацию в виде таблицы; на основе анализа делать выводы; развивать коммуникативные способности: развивать умение слушать и понимать других; оформлять свои мысли в устной форме с использованием физических терминов; развивать умение работать в паре, в группе.Формировать мотивацию к изучению явлений природы, повышать интерес к физике.
Оборудование: компьютер, проектор, шар Паскаля, мыльные пузыри, воздушные шары.
План урока
Организационный момент - 2 мин.
Актуализация знаний учащихся – 5 мин.
Постановка проблемы (основного вопроса урока) – 5 мин.
Осмысление. Открытие новых знаний – 15 мин.
Физкультминутка – 2 мин.
Закрепление учебного материала – 10 мин.
Рефлексия. Итог урока - 4 мин.
Запись домашнего задания – 2 мин.
Этапы урока Ход урока
1. Оргмомент. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
Вступительное слово учителя.
Гуляя в тенистой роще, греческий философ беседовал со своим учеником. "Скажи мне, - спросил юноша, - почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудрен опытом и учился у великих эллинов?" В раздумье философ очертил посохом перед собой два круга: маленький и большой. "Твои знания - это маленький круг, а мой - большой. Но все, что осталось вне этих кругов, - неизвестность. Маленький круг мало соприкасается с неизвестностью. Чем шире круг твоих знаний, тем больше его граница с неизвестностью. И впредь, чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов."Греческий мудрец дал исчерпывающий ответ.
- Я думаю, сегодня на уроке мы увеличим круг наших знаний.
2. Актуа-лизация знаний учащихся. На последнем уроке мы проходили тему: Давление газа, давайте проверим домашнее задание и выполним тест
1. При неизменной массе с уменьшением объёма газа его давление
а) не изменяется;б) увеличивается;в) уменьшается.
2. Как изменится давление газа, если его нагреть при постоянном объёме?
а) не изменится;б) станет больше;в) станет меньше.
3. Резиновый мяч, сжав руками, деформировали. Изменились ли при этом:
масса – вес –объём – плотность –давление –воздуха в нём? (Написать да или нет.)
4. Газ, находящийся в сосуде, оказывает на левую стенку давление, равное 300 Па. Какое давление производит газ на нижнюю, верхнюю и правую стенки сосуда?
а) на нижнюю 400 Па, на верхнюю 300 Па, на правую 200 Па;б) на нижнюю 300 Па, на верхнюю 100 Па, на правую 400 Па;в) одинаковое по всем направлениям.
5. Главной причиной давления газа на стенки сосуда является
а) удары молекул газа о стенки сосуда;б) мало взаимное притяжение молекул газов;в) очень малые размеры молекул газов.
Учитель:
- Готовы! Все молодцы! Поменяйтесь тетрадями и проверьте ответы друг друга. Ответы на экране. У кого все ответы правильные, поставьте оценку “5”, у кого один или два неверных ответа, поставьте – “4”, у кого больше двух неверных ответа – “3”, и т. д. Все справились. Свои оценки поставьте в дневник, а после урока принесите на подпись.
3. Постановка проблемы. На предыдущем уроке мы говорили о давлении твердых тел и провели исследование
Что мы выяснили с вами
Кто мне напомнит? (Давление, производимое твердым телом, передается только в направление действия силы)
Верно, это свойство твердых тел, с чем связано (Это связано с тем, что молекулы твердых тел сильно притягиваются к друг другу и занимают строго определенное положение)
Давайте еще раз в этом убедимся, что давление, производимое твердым телом, передается только в направление действия силы:
Например, мы надавим на кнопку, то кнопка войдет в доску только в направлении нашей приложенной силы
-Надавим на лопату – лопата войдет в землю
-Сидя на стуле, вы оказываете давление? (Да)
- поставить на ладонь учебник физики, другой рукой надавить на него, то что ощущаем
-Если поставить учебник на стол, приложить ладонь к нему сбоку, другой рукой надавите на книгу сверху вниз. Вы чувствуете боль? Ваша книга оказывает давление только на ту часть опоры, с которой соприкасается.
-А на стены и потолок комнаты она оказывает давление? (Нет)
Хорошо!
Итак мы повторили о давление твердых тел.
-Ребята, какую цель мы поставим на сегодняшний урок?
(выяснить, как передается давление в жидкостях и газах, чем оно отличается от давления твердых тел)
Сегодня на уроке об этом и поговорим. Как нам сформулировать тему нашего урока?
Хорошо. Открыли тетради и записали число и тему урока: “Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля”.
4. Осмысление. Открытие новых знаний. И чтобы ответить на эти вопросы вы должны были провести небольшое исследование и заполнить сделанный вами вывод в таблицу
Пожалуйста слово 1-й группе, которая работала с жидкостями
Сделаем такой опыт
1.Возьмем стакан и сделаем в нем отверстия. На дно стакана положим кусочек льда. Лед – твердое тело, своим весом давит на дно стакана и не оказывает никакого давления на стенки стакана. Но если лед растает, то вода польется не только в отверстие на дне, но и из боковых отверстий. Еще, если взять пакет налить в него воды, завязать, а потом надавить на него, то пакет разорвется и вода выльется. Пакет с водой может разорваться в любом месте.
Вывод: Опыты с водой показывают, что жидкость оказывает давление не только на дно, но и на стенки стакана и передается не только в направлении силы (как у твердых тел) но и по другим направлениям.
2. Если пролить воду на стол, то вода растечется. Или, если подуть на поверхность воды, образуются волняшки (особенно это можно наблюдать на озере, когда дует ветерок)
Вывод: В отличие от твердых тел молекулы жидкости могут перемещаться
Спасибо, молодцы!
Слово предоставляется 2 группе:
Мы рассмотрим передачу давления газами
Надуем воздушный шарик, мы видим, что шарик – круглый
Выдуваем мыльные пузыри. Они тоже круглые
(Давление воздуха внутри шарика и внутри мыльного пузыря передается по всем направлениям одинаково). Это еще можно увидеть, когда мы качаем колесо у велосипеда или мяч
Сдайте пожалуйста лист исследования и на основании вашего листа мы заполним таблицу
Давайте приступим к заполнению таблицы.
Состояние вещества Подвижность молекул Направление передачи давления
Твёрдые тела Молекулы связаны с положениями равновесия, только колеблются Передаётся в направлении действия силы
Жидкость и газ Молекулы подвижны относительно друг друга (Передаётся по всем направлениям, всем частицам)
А чтобы ответить на вопрос по направлению и передачи давления в жидкостях и газах, давайте проделаем ряд опытов.
Обратимся к рисункам на доске.
На рисунке а) изображен сосуд, в котором left-1598295содержится газ ( или жидкость). Частицы газа равномерно распределены по всему сосуду. Сосуд закрыт поршнем, который может перемещаться вверх и вниз,
Прилагая некоторую силу, опустим поршень немного вниз. Частицы под поршнем сблизятся и расположатся в этом месте более плотно, чем прежде. Благодаря подвижности частицы газа будут перемещаться по всем направлениям. Поэтому их расположение опять станет равномерным, но более плотным, чем раньше.
Давление газа увеличится, т. к. уменьшится объем газа.
Вывод: добавочное давление передается всем частицам газа или жидкости. Если давление на газ около самого поршня увеличить на 1 Па, то во всех точках внутри газа давление станет больше прежнего на 1 Па.
Какой можно сделать вывод из этого опыта? (Предположения учеников).Давление, производимое на жидкость или газ, передаётся без изменения в каждую точку объёма жидкости или газа. В 1653 г. французским ученым Блез Паскалем был сформулирован закон Найдите этот закон в учебниках, прочитайте и запишите в тетради.
Объясним закон Паскаля.
Демонстрация: прибор шар Паскаля - шар с отверстиями, присоединенный к ручному насосу. Если набрать воды в шар и вдвинуть в трубку поршень, то вода польется из всех отверстий с одинаковым напором.
Частицы воды, находящиеся под поршнем, уплотняясь, передают его давление другим слоям, лежащим глубже. Таким образом, давление поршня передается в каждую точку жидкости, заполняющей шар. В результате часть воды выталкивается из шара в виде струек. Если шар заполнить дымом, то при вдвигании поршня из отверстий шара будут выходить струйки дыма.
Из закона Паскаля следует вывод:
В отличии от покоящихся твердых тел покоящиеся жидкости и газы способны оказывать давление во всех направлениях, т.е не только вниз, а в право, в лево, вперед, назад и даже вверх
5. Физкульт-минутка. “- Я предлагаю вам, ребята, выполнить дыхательную гимнастику:
1-е упр. Набрать воздух в лёгкие (вдыхаем медленно, но как можно больше воздуха),
Медленно выдохнуть
2-е упр. Руки медленно поднимаем вверх и делаем (одновременно) глубокий вдох.
Руки опускаем – выдох.
3-е упр. Глубоко вдохнуть, садясь за парту, медленно выдыхаем (гимнастика проводится под спокойную музыку).
- Сейчас вы выполнили дыхательную гимнастику, которую врачи рекомендуют проводить 3-4 раза в день
- А какой физический закон лежит в основе дыхательной гимнастики, как он называется?( в основе дыхательной гимнастики лежит закон Паскаля).
Я вам предлагаю выполнить исследование по теме как мы дышим и как мы пьем
6. Закреп-ление учебного материала Закон Паскаля находит широкое применение и в технике. Пневматические машины и инструменты, отбойный молоток, аппараты (для очистки и окраски стен), пневматический тормоз, домкрат, гидравлический пресс, также сжатым воздухом открывают двери вагонов поездов метро и троллейбусов. Благодаря давлению в системе отопления вода прогревается равномерно.
Какое слово у вас получилось?
Что для вас значит слово успех? (это достижение цели).
Как вы считаете, мы цели достигли сегодня на урок? (повторить закон Паскаля, вы его поняли)
Значит, наш урок прошел успешно?
И вы расширили свой кругозор знаний? 7. Рефлексия. Итог урока. Так как же читается закон Паскаля? (Давление, производимое на жидкость или газ, передаётся без изменения в каждую точку объёма жидкости или газа.).
8. Запись домашнего задания. Параграф 36. (Выучить закон Паскаль)
Упр.14 (1,2), задание 7.
Выполнить исследовательскую работу