влияние компьютерных игр на здоровье школьников
Введение
Все чаще с экрана телевизора, от родителей слышу, что компьютерные игры бесполезны и вредны, компьютерные игрушки отнимают много драгоценного времени, отвлекают от учебы и общения со сверстниками, влияют негативно на психическое развитие подростков, те в свою очередь становятся агрессивными. Но мне кажется, что игры это интересное время провождение, они помогают развитию памяти, внимания, мышления. Меня заинтересовал этот вопрос и я решил исследовать эту проблему. Начал я с изучения теории: узнал историю компьютерных игр, выяснил кто создает компьютерные игры. Прочитал мнения специалистов о вреде и пользе компьютерных игр. Среди школьников 5 – 9 классов, провел опрос с целью узнать их мнение о пользе и вреде компьютерных игр, какие игры они предпочитают, много ли времени проводят за компьютером. В опросе участвовали и родители учащихся. В результате работы мною выработаны рекомендации для детей по работе с компьютером, по выбору игр для использования их с пользой для развития, были созданы памятки для учащихся, а также даны рекомендации для родителей. Вопрос о вреде компьютера и компьютерных игр для детей обсуждается очень часто. Некоторые родители по этой причине сразу запрещают детям играть, порой только вызывая ещё больший интерес мальчишек и девчонок к компьютерным играм. Бывает и другая крайность: родители совсем не смотрят, во что именно играет их сын или дочь. Узнав эти интересные факты, я решил больше узнать о компьютерных играх.
Проблема:
Хочу узнать – компьютерные игры отнимают время, влияют на здоровье, наносят психологические травмы, отвлекают от учебы или приносят пользу.
Актуальность: Многие школьники стали проводить за компьютером огромное количество времени, не замечая ничего вокруг себя. Компьютерные игры заменили им общение с друзьями, занятия в кружках по интересам, сократили время на подготовку домашних заданий. Компьютерные игры представляют интерес так как они активно используются молодым поколением для проведения досуга. И их использование не всегда сопровождается должным контролем. Дети чаще стали страдать хроническими заболеваниями, в том числе с резким ухудшением зрения. Появляется все больше школьников в поведении которых наблюдается агрессия и жестокость. Влияния компьютера и компьютерных игр на организм ребенка – актуальнейшая проблема современности.
Цель:
Выяснить, пользу или вред приносят компьютерные игры учащимся.
Задачи:
узнать историю возникновения компьютерных игр;
выяснить, кто создает компьютерные игры;
узнать, какие виды компьютерных игр существуют;
выяснить мнение специалистов о пользе и вреде компьютерных игр в развитии детей;
узнать, в какие игры чаще играют дети, что думают о вреде и пользе компьютерных игр, какое количество времени проводят за компьютерами;
создать памятки с гимнастикой для органов зрения и мышц шеи;
разработать родителям рекомендации, которые необходимо учитывать при выборе и дальнейшем использовании компьютерных игр их ребенком.
Гипотеза:
Допустим, что играть в компьютерные игры полезно для детей.
Методы исследования:
изучение литературы
опрос
наблюдение
Основная часть
История создания компьютерных игр
Компьютерные игры все ещё кажутся явлением новым, хотя если присмотреться этому виду развлечений уже больше пятидесяти лет. Первую игру создал Томас Голдсмит в 1942 году, по сути это был примитивный симулятор полета на ракете, однако, сама идея показалась создателю свежей, и через пару лет он подал заявку на патент, который вскоре получил. В 1952 была создана «ОХО» то есть крестики нолики. Автор программы А.С. Дуглас изначально планировал её как часть своей диссертации, которую он собирался продемонстрировать на большом компьютере EDSAC в Кембриджском Университете. Уже через десять лет, в 1962 году была создана первая игра, которая быстро распространилась, правда только среди американских университетов. Автор, Стив Рассел, разработал «Космическая война и Большое приключение Джона». Компьютерные игры, впрочем, как и все основные достижения человечества, сначала были привилегией ученых, и лишь только потом попали в руки простых смертных. Первые компьютерные мини игры, конечно же, не обладали графикой, в привычном современном понимании, чаще всего это были простые математические алгоритмы, обличенные в игровую форму. Жанры появились много позже. Нет четкой даты, когда они стали медленно дробиться на жанры в течение своего развития. Одна может относиться к конкретному жанру или к нескольким жанрам сразу, в исключительных случаях выход конкретной игры создает новую нишу, собственный жанр.
Кто создает компьютерные игры?
Создание компьютерных игр - совсем не детская забава. В крупной фирме игру создают не один и не два человека. В коллективе разработчиков должен быть дизайнер игры, программисты, художники и даже композиторы. Основная роль в команде принадлежит не программистам, как это часто считается, а дизайнерам игры. Дизайнер должен быть чем-то вроде «ходячей энциклопедии», очень хорошо разбираться в программировании. Компьютерный художник должен уметь рисовать не на холсте, а на экране. Он должен уметь при этом обходиться 16 цветами. Требуется, чтобы изображение было легко распознаваемым и красивым. Компьютерный художник работает не кистью, а мышью.
Компьютерные композиторы еще более редкие профессионалы. Они должны разбираться в различных звуковых платах и уметь использовать поставляемые с ним программы.
Виды компьютерных игр, их вред и польза
спортивные. Самая простая «динамика», чаще всего - это виртуальная реализация существующей соревновательной дисциплины;
головоломки. В них участник получает задание, которое необходимо решить. Головоломки могут динамическими, а могут и нет;
логические. Это, как правило, игры не развлекающие, поскольку требуют сосредоточения и повышенной умственной напряженности, например, виртуальные шахматы;
«стрелялки». Их главная задача – уничтожить противника, пока он не уничтожил вас;
тренажерные. Помогают человеку развить, на начальном этапе разумеется, необходимый навык. Можно, например, посидеть за рулем автомобиля;
обучающие. Составляются педагогами и направлены на получение определенных знаний в развлекательной форме;
приключенческие - заставляют думать, постоянно ставя все новые и новые задачи. Причем от того какое решение будет принято, зависит дальнейший ход событий. Каждому решению соответствует свой сценарий;
стратегии. Ключ к победе в этом классе - четкое планирование. Тематика может быть очень разной, но общий смысл – это завладение чем-либо путем реализации продуманного плана. Среди стратегий можно выделить экономические, в которых необходимо, как правило, построить свое прибыльное дело, обойдя конкурентов; военные, где можно примерить на себя роль главнокомандующего, а задачей станет – победа в войне.
У специалистов различных областей существуют свои мнения в отношении компьютерных игр. Например, медицинские работники, психологи бьют тревогу, так как считают, что именно компьютерные игры отрицательно влияют на здоровье детей. А вот производители компьютерных игр с точностью наоборот, говорят, что игры полезны, они развивают логику, мышление память.
Давайте рассмотрим, какие же из этих многочисленных классов пагубно могут повлиять на учащегося, а какие принесут пользу.
Во-первых, однозначно вредны «стрелялки». Оторваться от них сложно, за счет того, что при переходах на различные уровни обстановка и враги меняются. Главная задача «стрелялки» - как можно больше убить и взорвать. В них ребенок постоянно видит насилие, кровь, и совершенно не думает.
Самая вредная «стрелялка» - «CounterStrike». Что печально «CounterStrike» является также одной из самых популярных игр, и не только в классе «стрелялок». Поэтому миллионы подростков сутками напролет «рубятся» в «контру», причем порой даже не бесплатно. Существует огромное количество турниров, на которых единицы выигрывают деньги, одержав победу, но тысячи проигрывают.
Меньшее воздействие на психику ребенка несут спортивные компьютерные игры. Самые известные из них - футбольная «Fifa» и баскетбольная «NBA Live». Но хоть негативно они на ребенка не воздействуют, пользы от них тоже мало.
А вот стратегии как раз несут в себе пользу. В них ребенок учиться мыслить. Ведь перед ним встает проблема, которую необходимо решить не за счет быстрого нажатия клавиш, а за счет обдумывания определенной стратегии и плана действий. Наиболее популярны среди стратегий «Сivilization» или «Simsity».
Безусловно, полезными также будут головоломки, логические и обучающие игры.
Какую же пользу могут получить дети от виртуального мира, предлагаемого ему компьютером.
Компьютерные игры способствуют развитию у ребенка быстроты реакции, мелкой моторики рук, памяти, внимания, логического и стратегического мышления, визуального восприятия объектов, зрительно-моторной координации.
Кроме этого ребенок, играя, попадает в волшебную сказку. Когда ему предлагают, например, что-то починить, собрав пазл, дети ощущают свою значимость. А если в результате успешно выполненного задания ребенку говорят что-то вроде: «Молодец! Ты справился на отлично» это приводит его в восторг.
Опять возникает вопрос, какой же вред от компьютерных игр? Во-первых, как уже упоминалось, некоторые из них связаны с насилием и негативно влияют на психику ребенку. Во-вторых, несоблюдение режима может нанести существенный урон здоровью – ухудшение зрения, головная боль, зависимость от виртуального мира. Впрочем, при грамотном соблюдении золотой середины большинства негативных последствий легко избежать. Многие люди абсолютно уверены в том, что ребенок вообще не должен проводить время за компьютером, но с этим трудно согласится, ведь сегодня, имея только компьютер под рукой, можно организовать бизнес.
Впрочем, вопрос о вреде и пользе компьютера для детей - это вопрос, на который не существует однозначного ответа. В данной талице я отразил положительные и отрицательные стороны влияния компьютерных игр на школьников.Положительные и отрицательные стороны влияния
компьютерных игр на школьников
Таблица 1
Положительные стороны Отрицательные стороны
Чудная графика, качественная анимация Подмена реального мира виртуальным, проживание чужой жизни
Возможность обучения, познания мира во время игры Формирование агрессивного поведения, возвеличивание войн и насилия
Новая информация Уход от среды, сокращение круга социальных контактов
Удовольствие, развлечение, новые эмоции Дезадаптация в семье, оскудение эмоциональной сферы
Адаптация ребенка к миру, который его окружает Возникновение ссор, конфликтов
Повышается эффективность обучения (логическое мышление, реакция, глазомер, координация движений) Нагрузка на позвоночник, руки, кисти, потеря зрения, нарушение нервной системы, нарушение сна
Формируются умения чем- то управлять, пользоваться компьютером Утеря смысла жизни и нормальных человеческих ценностей
Практическая часть
В ходе проведения исследования о влиянии компьютерных игр на школьников я познакомился с классификацией игр и их влиянием на детей среднего школьного звена.
В ходе проводимого анкетирования среди учащихся 5 – 9 классов, было опрошено 100 человек. Были заданы следующие вопросы:
1. В какие игры вы чаще всего играете?
2. Что вы думаете о пользе и вреде компьютерных игр?
3. Сколько времени вы проводите за компьютером?
Проанализировав полученные ответы школьников, я опросил родителей. Всего в опросе участвовало 50 человек
Вопрос: Что вы думаете о пользе и вреде компьютерных игр?
Обработав полученные результаты, я выяснил, что больше всего учащиеся предпочитают такие игры как гонки, а в этих играх нет ничего плохого. Узнал мнение ребят относительно полезности или вредности компьютерных игр. Также я выяснил, что чем старше учащиеся, тем больше времени они проводят за компьютером и родители практически их не контролируют, что очень плохо.
Заключение
В результате исследования я достиг всех поставленных целей и узнал много интересного. Человечество погружается в компьютеры и компьютерные сети, с каждым днём всё больше и больше детей включает в структуру своих увлечений компьютерные игры. Компьютерные игры – явление очень сложное и нельзя однозначно сказать, что они плохо влияют на здоровье школьников. То есть, вред и польза определяется временем, проводимым за компьютером. Дети, умеренно играющие в компьютерные игры, имеют более развитое пространственное мышление, быстрее переключают внимание с одного объекта на другой, лучше следят за несколькими событиями одновременно и имеют развитое восприятие визуальной информации, чем их не играющие сверстники.
Обобщая теоретическую и практическую части моего исследования можно сделать следующие выводы:
компьютерные игры могут быть использованы как во благо, так и во вред.
Не рациональное использование компьютерных игр отрицательно влияет на здоровье учащихся и их успешность.
Таким образом, моя гипотеза о том, что
Проделав эту работу, я пересмотрела своё отношение к компьютерным играм. Хочу обратиться к родителям: контролируйте ваших детей при работе их за компьютером. Контролируйте время и игры, в которые дети играют. Увлеченность компьютером может вытеснить из жизни ребенка простое общение со сверстниками, снизить успеваемость в школе, так как время за компьютером бежит очень быстро, не успеет ребенок оглянуться, а уже вечер, он устал, домашнее задание не выполнено, пора спать. Долгая работа за компьютером влияет на здоровье детей: они сильно утомляются, плохо засыпают, спят тревожно. В результате наступает умственное переутомление, это служит причиной неврозов и связанных с ними раздражительности, грубости, рассеянности.
В дальнейшем планирую провести исследование по теме «Влияние компьютерных игр на поведение подростков». Тема так же является актуальной и малоизученной.
Практические предложения
Для того чтобы компьютерные игры были помощниками в учёбе, я советую:
ограничивать время, проведённое за компьютерной игрой;
свободное время проводить не за компьютером, а со своей семьёй или друзьями; чаще гулять, играть в подвижные игры и читать.
Область использования результатов
Результаты данной исследовательской работы можно использовать
учителям-предметникам на уроках информатики;
классным руководителям, психологам и социальным педагогам при проведении классных часов и родительских собраний.