Психологическая зависимость подростков и ее образ
Психологическая зависимость подростков и ее образ.
Результаты наблюдений позволяют сделать
вывод об изменении смыслового поля испытуемых,
о феномене «двойника» и возникновении образных
представлений самого синдрома зависимости.
Полученные данные могут иметь практическое применение
при реабилитации наркозависимых подростков.
The results of the research show that drug
addicted people leave changes in the way
of thinking and under standing of what
drug addicction itself is.They have got
the phenomenon of a person`s direble and
figurative imagination of drug addiction.
The findings can be used in practice,they
can be of practical help in the process of
rehabiliating of young people who are drug addicted.
В данной статье обобщается опыт психологического консультирования наркозависимых подростков на базе Областного наркологического диспансера города Кокшетау. На настоящий момент в научной литературе нет единого признанного определения психологической зависимости. Психологическую зависимость Курек Н.С. определяет как необходимость “Я” в приеме психоактивных веществ для достижения определенных эмоциональных переживаний, акцентируя, таким образом, предопределенность, неизбежность приема психоактивного вещества и его цель. Другие исследователи определяют психологическую зависимость как эмоциональное состояние. “Психологическая зависимость эмоциональное состояние, характеризуемое ощущением настоятельной потребности в наркотике либо для получения эффекта, связанного с его употреблением, либо для снятия негативных ощущений, связанных со злоупотреблением им” [1, c. 191]. Здесь психологическая зависимость определяется через эмоциональное состояние, существенным признаком которого является настоятельная потребность в наркотике. В зарубежной литературе дается близкое последнему определение психологической зависимости. “Психологическая зависимость обозначает стойкую эмоциональную потребность в повторяющемся употреблении какого – либо наркотика или группы наркотиков. В основе формирования психологической зависимости лежит способность наркотиков снимать напряжение, либо вызывать эйфорию” [2, c.221]. Эксперты американского Национального института по проблеме злоупотребления наркотиками (NIDA) определяют психологическую зависимость как не поддающуюся контролю тягу к поиску и потреблению наркотиков. В медицинской литературе используется термин “синдром психологической зависимости”. Синдром – это определенное сочетание признаков, симптомов какого-либо явления, объединенных едиными механизмами возникновения. Исследуя психологическую зависимость при наркомании, И.Н.Пятницкая выявила следующие особенности:
Формирование представления об интоксикации как единственно возможном комфортном состоянии, обеспечивающем максимально возможную психологическую работоспособность;
Формирование обсессивного влечения к этому комфортному состоянию.
И.Н.Пятницкая объясняет возникновение психологической зависимости от наркотиков, прежде всего эффектом наслаждения. “Наслаждение, даваемое наркотиками, создает стойкую доминирующую систему взглядов, подкрепляемую самым сильным фактором – аффектом. По интенсивности и объему охвата представлений эта система превышает так называемую сверхценную идею, приближаясь по силе и стойкости к идее бредовой” [3, c.507]. На психофизиологическом уровне аффект оставляет свой след в виде доминанты. Запредельные положительные эмоции побуждают человека повторять поведенческие акты, и, таким образом закреплять их. В отсутствии наркотиков, напротив возникают сильные негативные эмоции. Курек Н. С. отмечает такое последствие влияния сильных негативных эмоций на личность, как дезадаптация “я”, выражающаяся в нарушении внутреннего диалога, направленного на планирование действий. А это приводит к потере контроля над поведением, оно становится хаотичным и нецелесообразным.[4, с. 33] Дополнительно к выявленным признакам психологической зависимости можно добавить ощущение себя наркозависимыми как управляемыми со стороны. Было обследовано 50 человек в возрасте от 13 до 18 лет. 40 мальчиков и 10 девочек. При проведении психологического консультирования практически у всех подростков, имеющих опыт употребления наркотиков (в отсутствии физической зависимости), нами были получены следующие эмпирические данные: наблюдались речевые паттерны, имеющие смысл ощущения себя подростками как управляемыми со стороны. Примеры:
Как будто кто-то гнал меня к этому месту
Как будто кто-то говорил внутри меня: укради, достань.
Как будто меня усыпили, и я очнулся, когда все уже произошло.
Как будто это был не я, а я смотрел и наблюдал со стороны.
Как будто мои руки и ноги жили своей собственной, независимой от меня жизнью, и я совершенно не мог им ничего приказывать.
Как будто меня нет вообще, а кто-то другой находится в моей шкуре, как пришелец из космоса, захвативший мою оболочку.
Похожие речевые паттерны наблюдаются у подростков и с другими видами зависимого поведения. Например, у подростков, зависимых от компьютерных игр, у активных курильщиков, злоупотребляющих алкоголем. Подростки даже отмечали, что вели с “другим” внутренний диалог. Например:
Я себе говорю: “Что же ты делаешь?”. И слышу внутри себя: “Отстань”
Я говорю себе: “Ты же решил больше этого не делать”. А кто-то мне отвечает, как будто и не я: “ Еще чего, буду я лишать себя последних радостей жизни”
Я говорю себе: “Я поиграю только тридцать минут”. А когда проходит это время, как будто кто-то шепчет в ухо: “Ну, еще минут пятнадцать”. А потом: “Ну, еще полчасика, ведь это такая ерунда”. В результате играю часов десять.
Часто я решаю выпить только одну рюмку или бутылку пива. А потом слышу внутри себя “Можно еще чуть-чуть. Ведь чуть-чуть не считается”. Так и напиваюсь. Интересно, что в народном сознании представление о двойнике, который может распоряжаться человеком в результате его неумеренного употребления алкоголя бытует уже давно. Этот двойник выступает в древних литературных текстах в разных обличьях, то Горя-злочастия, то Хмеля и др., но за ними просматриваются бесовские черты. Так Хмель в “Послании о Хмеле” заявляет, что владеет всеми, кто упивается: “мудрую ими якоже хочу”. Процесс овладения раскрывается Хмелем так: “Одна малая чашка - во здравие, другая - на веселие, третья во отраду, а четвертую выпьет, то будет ему пьянство. Тогда и начну место себе строить в нем. Если же пятую и шестую – тогда обрету власть и стану строить свое жилище в нем, завладею всем существом, сотворю в голове и утробе многую теплоту. Его утроба и сердце начнет желать много пития” [5, c.245]. Как результат своего овладения человеком, Хмель видит его в безмерном пьянстве, смелым и буйным, тщеславным, многоречивым и самохвальным, прекословящим и бранящимся, дерущимся до крови и до смерти. Он ничему не хочет учиться, многое не видит и не слышит. Он слушается только своего двойника, живущего в нем – Хмеля. А поскольку Хмель это образ беса, дьявола, то только одно от него спасение – помощь Бога, часто монастырь, но при условии, что человек не будет касаться Хмеля. Причем, этот секрет раскрывается самим Хмелем.
Психологическая зависимость может быть представлена в виде образа. Орлов Ю.М. выделяет поведение, ситуацию и образ, вызывающий поведение. “Образ – это не просто конфигурация стимулов. Образ потому и образ, что содержит определенный смысл (для данного человека) и значение (общепринятое для многих людей в условиях данной культуры) [6, c. 28]. Управление поведением Орлов сводит к управлению образами нашего сознания. Источниками образов выступают ситуации, обстоятельства, слово (воспроизведение обстоятельств в воображении путем их словесного описания), потребности. Возбуждение, вызываемое потребностью, способствует конструированию образов обстоятельств, в которых в прошлом происходило удовлетворение потребностей. Осознание проблемы позволяет увидеть внутренний, виртуальный образ своей зависимости, что повышает чувствительность проблеме. Как известно, чувствительность к проблеме является чертой характера саморазвивающейся личности, т.е. появляются новые ресурсы личности [7, c 14]. Исследование феноменологического мира подростка позволяет не только понять его и определить свое место в нем, но и наметить пути выхода из ситуации. На формирование философии наркомании существенное влияние оказали взгляды Тимоти Лири на природу человека и понимание жизненных задач человека. Объявленный современниками психоделическим пророком, Тимоти Лири главной задачей человеческой жизни считал достижение чувственного необусловленного наслаждения, соматического восторга, генетической трансцендентации и нейроэлектрического экстаза. Достичь этих состояний, по мнению Лири, можно путем употребления LSD, мескалина, марихуаны, психотерапии Перлза, психогенетических хирургических операций и электрического раздражения мозга [8, c. 220]. Как известно, Тимоти Лири был лишен права заниматься психотерапевтической практикой из-за профнепригодности, полученной в результате экспериментирования со своим сознанием с применением LSD. Но философия психоделического подхода к человеку продолжает влиять на умы, особенно юные, акцентируя наслаждение как жизненную задачу человека.
Как, этот образ в случае хорошей мотивации на отказ от употребления носит агрессивный, угрожающий характер. Часто это образ козла с красными глазами, копытами, густой шерстью, от него исходит неприятный запах, он может рычать. В нем просматриваются черты беса. Иногда это цепи: тяжелые, ржавые, прочные. Они держат в неволе, а ключ от замка находится у кого-то другого. Иногда зависимость выступала в образе змеи: длинной, толстой, кровожадной. Даже в случае отрицания проблемы зависимость все-таки представляется в виде образа, который определяет достаточно лояльное отношение человека к своей зависимости. Часто это пушистый зверек, зайчик, белка, кошка (особенно в начале употребления). Описывается этот зверек как игривый, добрый, хитрый. В случае категорического отказа подростков от лечения, зависимость отображается в образе орла, ворона, пантеры, которые описываются как сильные, ловкие, хитрые, независимые от других, отличающиеся превосходством. В случае понимания своего бессилия перед проблемой образ зависимости был, с одной стороны, демоническим, а, с другой стороны, жалким, потрепанным. Например, черт со свалявшейся шерстью, облезлым хвостом, но крепкими клыками. Как двойник человека, образ зависимости несет информацию о чувствах и мыслях, отношении к проблеме, субъективном восприятии своей зависимости. При осознании степени своей зависимости человек реконструирует образ. Например, пушистый зайчик становится длинным, с красными глазами, шерсть темнее и дыбится, что свидетельствует не о росте психологической зависимости, а ее адекватной оценке. Образ компьютерной зависимости у подростков всегда был ярким, манящим. Например, монитором с разноцветным полем, по которому бегал человек, попавший в виртуальную реальность. У подростков, злоупотребляющих алкоголем, образы зависимости часто являются образами пресмыкающих. При анализе образа зависимости, дополнительную информацию можно получить с применением интерпретаций проективного теста “несуществующее животное”. Для этого необходимо задавать вопросы для прояснения виртуального образа. Вся информация может быть интерпретирована в контексте личности школьника и его проблемы. В ходе психологического консультирования, проработки зависимости в разных модальностях образ зависимости меняется, что свидетельствует об ослаблении психологической зависимости, постепенно создается основа для восстановления контроля над поведением.
С учетом анализа литературы по вопросу психологической зависимости и установленных эмпирических фактов под психологической зависимостью при наркомании мы будем понимать непреодолимое влечение человека к изменению смыслового поля, эмоционального состояния при помощи наркотического вещества (или веществ). Психологическая зависимость обусловлена доминантой на наркотик; поддерживается формированием представления об интоксикации как единственно возможном комфортном состоянии, обеспечивающем максимально возможную психологическую работоспособность; проявляется как навязчивое влечение к этому комфортному состоянию; сопровождается ощущением управляемости со стороны. В результате человек теряет контроль над своим поведением.
Таким образом, полученные эмпирические данные позволяют сделать вывод о том, что профилактическая и реабилитационная работа с подростками предполагает включения в психокорректирующую работу мероприятий воздействующих, как на когнитивную, так и на эмоциональную сферу психологической реальности подростков.
Исп: психолог Антитабачного кабинета Пелихатова Е.В.
Список используемой литературы:
1. Соломзес Дж. А., Чебурсон В., Соколовский Г. Наркотики и общество. М.: Иллойн, 1998
2. Steven M.M., Roger D.W. Substance abuse. // The practitioner’s guide to psychoactive drugs. New York, Plenum medical book company, 1984.
3. Пятницкая И.Н. Наркомания. М. Медицина, 1994.
4. Курек Н.С. Нарушения психической активности и злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте. – СПб.: Алетейя, 2001.
5. Послание о Хмеле. // Памятники литературы древней Руси. XVII век. Книга вторая. – М.: “Художественная литература”, 1989.
6. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. – М.: Просвещение, 1991.
7. Колеченко А.К. Развивающаяся личность и педагогические технологии. - Л., 1990.
8. Данилин А.Г. LSD. Галлюциногены, психоделия и феномен зависимости. – М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001.
15