Статья Особенности влияния гражданско-патриотического воспитания на социализацию подростков


ОСОБЕННОСТИ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГРАЖДАНСКО–ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ПОДРОСТКОВ Автор работы:Бурмистрова Т.В. Актуальность работы обусловлена тем, что в последние десятилетия в России четко наметилась тенденция усиления воздействия гражданско–патриотического воспитания на процесс социализации подростков.  В связи с этим, воспитание детей приобретает специфические особенности, выражающиеся в смещении вектора направленности воспитательного воздействия в сторону актуализации гражданско–патриотического аспекта позитивной социализации подростков. Объект исследования: феномен воздействия гражданско – патриотического воспитания как основы формирования просоциального поведения подростков. Предмет исследования: процесс влияния гражданско- патриотического воспитания на формирование просоциального поведения подростков. Цель исследования: определение особенностей позитивного воздействия гражданско-патриотического воспитания на процесс социализации подростков. Гипотеза исследования: если подростки воспитываются в условиях направленного позитивного воздействия гражданско–патриотического воспитания, то уровень роста динамики социализации у них в целом будет выше, чем у их сверстников. Задачи исследования: 1. Изучить педагогические аспекты позитивного воздействия гражданско–патриотического воспитания на процесс социализации подростков в научной литературе.2. Провести эмпирическое исследование влияния гражданско-патриотического воспитания на поведение подростков.3. Провести сравнительный анализ данных и сформулировать выводы.4. Разработать проект программы гражданско - патриотического воспитания. Теоретико-методологическая база исследования: Закон РФ «Об образовании», Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы", Концепция патриотического воспитания граждан РФ, Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Федеральный государственный образовательный стандарт. Методы исследования: теоретико-методологический анализ педагогической, психологической и научно-методической литературы; эмпирические методы психодиагностического тестирования и анкетирования. Научная новизна исследования:- обоснована необходимость гражданско-патриотического подхода к процессу социализации подростков и выявление путей его реализации.;- определены психолого – педагогические предпосылки повышения эффективности социализации на основе гражданско – патриотического воспитания, стимулирующие социально – значимую активность учащихся;- выделены особенности и оптимальные возможности влияния гражданско- патриотического воспитания на активные умения подростков самоопределяться и способность делать правильный социально – нравственный выбор.- предложено содержание и технология формирования позитивной социализации подростков на принципах гражданско – патриотического воспитания, наиболее полно адаптирующих подростков к жизни в социуме. Практическая значимость исследования. Выявленные и обоснованные в дипломной работе особенности гражданско–патриотического воспитания и разработанная программа имеют перспективные основы для применения преподавателями истории и обществознания, социальными педагогами, психологами, классными руководителями в воспитательном компоненте учебной и внеучебной деятельности. Структурно работа состоит из введения, двух глав, выводов по ним, заключения, списка литературы, глоссария и приложений. В практической части исследования экспериментально доказывалась гипотеза и реализовывалась цель исследования.База проведения исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «СОШ № 2 г. Ленска». В исследовании приняли участие 18 учащихся в возрасте от 11 до 15 лет. Из них: 11 мальчиков и 9 девочек. Время проведения исследования:Октябрь 2013 - апрель 2014 года – проведение исследования, первичная обработка результатов исследования;Май 2014 года – анализ и оформление результатов исследования, разработка программы. Результаты исследования уровня представлений о гражданственности Результаты исследования уровня гражданской ответственности На втором этапе экспериментальная группа подростков в течение контрольного периода /6 месяцев/ посещала занятия по гражданско-правовому воспитанию, включающие в себя беседы, лекции, тренинги, экскурсии, встречи с социально – значимыми личностями. На заключительном третьем этапе с экспериментальной и контрольной группами подростков было проведено итоговое блоковое тестирование с целью сравнения первоначальных и итоговых показателей, выявления особенностей воздействия гражданско-правового воспитания, а также выделения направлений, по которым получена наиболее высокая динамика роста социализации. Результаты приведены в диаграммах 3,4. Сравнительные данные первоначального и итогового уровня представления о гражданственности. Экспериментальная группа. Сравнительные данные первоначального и итогового уровня гражданской ответственности. Экспериментальная группа. Особенности воздействия гражданско-патриотического воспитания на социализацию подростков1. Подросткам важнее ближайшее окружение (дом, семья, друзья) и менее значимы для них интересы общества, отечества. Если воздействовать через близкие, значимые для них примеры и понятия (семья, друзья, класс), процесс социализации, осознания себя гражданином и патриотом проходит быстрее.2. Характерной чертой подросткового возраста является повышенная эмоциональность и импульсивность. Необходимо воздействовать на эмоционально – волевую сферу через ярко окрашенные события и факты.3. Особенностью подросткового возраста является склонность к подражанию. В этом ключе наиболее продуктивными будут такие формы работы как встречи с харизматичными, социально-значимыми личностями школы, города, района. Сравнительный анализ данных экспериментальной и контрольной групп.Уровень представлений о гражданственности. Сравнительный анализ данных экспериментальной и контрольной групп.Уровень гражданской ответственности. Цель исследования, заключающаяся в определении особенностей позитивного воздействия гражданско-патриотического воспитания на процесс социализации подростков достигнута. Полученные результаты позволяют говорить о том, что гипотеза, утверждающая, что у подростков, воспитывающихся в условиях направленного позитивного воздействия гражданско-патриотического воспитания, уровень роста динамики социализации в целом будет выше, чем у их сверстников, подтвердилась. Благодарю за внимание