Характеристика регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в свете требований ФГОС НОО


Характеристика регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в свете требований ФГОС НОО
Федеральный Государственный образовательный стандарт Начального общего образования рассматривается как некое демократическое соглашение о ценностях, целях, задачах развития и воспитания ребёнка.
Новый стандарт определил требования, которым должны соответствовать образовательный процесс, его результат, и, что не менее важно, условия обучения.
Особенность нового стандарта - его целостная теоретико-методологическая основа. Необходимо обратить внимание на три новых компонента методической системы: мотивация обучения, контроль и оценка, дифференциация. Без реализации и обеспечения формирования этих компонентов стандарт второго поколения выполнить нельзя.
Мотивация обучения - это ответ ученика на вопрос «Зачем я выполняю вот эту конкретную учебную задачу?». Контроль и оценка – это не контролирующие действия учителя, это контролирующая и оценочная деятельность ученика. Если нет контроля, если нет способности к самооценке (достаточно объективной), не будет получено тех результатов, которые планируются. Особое место в стандарте второго поколения уделяется универсальным учебным действиям.
Без сформированности УУД, конечно, нельзя развить способность субъекта к самообучению, к саморазвитию, т.е. сформировать его умение учиться.
Итак, универсальные учебные действия это - фундаментальное ядро содержания новых стандартов.
Другими словами, УУД - это метапредметные умения, т.е. способы деятельности, применимые как в образовательном процессе, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
В стандарте второго поколения заложены следующие УУД: личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные.
Личностные УУД - это умения соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения.
Коммуникативные УУД - это умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Познавательные УУД - это общеучебные, логические учебные действия, при этом в разделе общеучебные УУД выделяется особая группа знаково-символические УУД, а также постановка и решение проблемы.
Регулятивные универсальные учебные действия имеют особое значение для развития личности, так как связаны с формированием произвольной регуляции деятельности, поведения, взаимодействия с окружающими.
Для того чтобы определить пути формирования регулятивных универсальных учебных действий, необходимо выяснить их структуру. Остановимся на характеристике данных видов действий учащихся.
Целеполагание является одной из составляющих как мышления, так и других самых разнообразных форм деятельности. О.К. Тихомиров выделяет такие функции целеполагания, как побудительную, регулирующую и системообразующую, О.Н. Логвинова - ориентирующую, смыслообразующую, конструктивно-проективную, рефлексивно-оценочную
Действие целеполагания позволяет обучающимся принять, осознать, а для этого сформулировать цели деятельности, выразить при этом свои потребности и мотивы. Формирование действия целеполагания влияет на формирования и развитие познавательной мотивации, мотивации к учебной деятельности.
В процессе целеполагания учитель начальных классов сталкивается с проблемой удержания цели младшими школьниками, потому что они в силу возрастных особенностей могут терять учебный интерес, забывать цель, ради которой началась та или иная работа.
Для того чтобы этого не происходило, необходимо цель конкретизировать до совокупности задач, решение которых позволяет достигать цели. Чаще всего задачи соотносятся с этапами работы, поэтому следующее учебное действие - планирование.
Действие планирования представляет собой поиск средств решения сформулированных на этапе целеполагания задач, определение путей, направлений деятельности, выделение последовательности действий, которые необходимо выполнить, чтобы достичь поставленных целей. Данный этап завершается составлением плана деятельности. «План деятельности - предполагаемая субъектом совокупность и последовательность действий, частные цели которых подчинены мотиву деятельности» .Действие планирования связано с прогнозированием - предвосхищением возможных трудностей, временных затрат, уровня выполнения задания (решения задачи). Выполняя действие прогнозирования, ученик должен ответить на вопросы:
-Что я смогу сделать сам?
-Какая помощь мне нужна?
-Сколько времени мне потребуется?
-Какой уровень выполнения задачи я выбираю (базовый или повышенный)?
Особое значение в процессе решения учебной задачи придается действию контроля. «Именно оно характеризует всю учебную деятельность как управляемый самим ребенком произвольный процесс. Произвольность учебной деятельности определяется наличием не столько намерения нечто сделать и желанием учиться, сколько (и главным образом) контролем за выполнением действий в соответствии с образцом...» .«Действия контроля направлены на обобщение результатов своей учебной деятельности с заданными образцами» .По мнению А.Б. Воронцова, «овладение школьниками действием контроля обобщенного характера способствует осознанию процессуальной стороны учебной деятельности, содействует повышению в целом учебно-познавательной активности школьников; ... позволяет ученикам правильно организовать свою деятельность, осознанно осуществлять коррекцию всех составляющих ее действий; ... способствует формированию таких качеств личности, как аккуратность, настойчивость, самостоятельность, уверенность в себе; ... является важным этапом в подготовке учеников к обучению в средней школе» .
Контроль в учебном процессе влияет на мотивацию обучения.
Учеными установлено, что, работая над формированием действия контроля, можно решать такую проблему в обучении младших школьников, как недостаточно развитое внимание. Установлено, что «внимание выполняет контрольную функцию и его воспитание надо начинать с обучения учащихся контролю. Внешний контроль, превращенный в контроль внутренний, автоматизированный, и есть внимание» .Таким образом, контроль - это действие сличения способа действия с условиями его выполнения, действие сопоставления результата действия с заданным эталоном с целью выявления отклонений. Действие контроля связано с произвольностью поведения младшего школьника, формирует важные качества личности: аккуратность, самостоятельность, внимательность.
М.Е. Бершадский ставит в один ряд с действиями контроля и оценки действие рефлексии: «Всякая деятельность должна сопровождаться постоянно или периодически сравнением ее результатов с целями, планом, алгоритмом. Этот самоанализ, самоконтроль, являющийся одним из проявлений рефлексии, принято называть рефлексией в узком смысле. Таким образом, этот очередной этап деятельности представляет собой рефлексию, понимаемую как оценку выполненных действий по внутрисистемным (собственным) критериям». «Рефлексия - это оценка деятельности, ее результатов самим субъектом деятельности» .Следующим важным компонентом учебной деятельности является оценка. Следует различать оценку - учебное действие и оценивание - процесс выполнения оценки, вынесения оценочных суждений. В процессе оценивания формируется самооценка учащегося, которая оказывает большое влияние на поведение ученика в учебном процессе.
Оценка выполняет несколько взаимосвязанных функций: фиксации результатов выполнения учебных действий (контролирующая и диагностические функции), мотивации к дальнейшей деятельности (мотивирующая и воспитывающие функции), формирования адекватной самооценки, критического мышления (развивающая) и т.д.
Необходимо различать два взаимосвязанных понятия: личностную самооценку и учебную. Согласно ФГОС НОО самооценка включена в личностные результаты в блок «Самоопределение» и рассматривается как «способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильныеи слабые стороны своей личности, ... осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, умение видеть свои достоинства и недостатки».Под учебной самооценкой понимают то, как ребенок оценивает себя в качестве ученика.
В рамках развития учебной деятельности особенно важно формирование адекватной самооценки как условия умения учиться. Только правильная самооценка может мотивировать учащегося совершенствовать собственные умения. В процессе работы над действием оценки должна сформироваться так называемая контрольно-оценочная самостоятельность как потребность и умение оценивать собственные действия. Учащийся должен, во-первых, испытывать потребность в оценке собственных действий, а во-вторых, уметь это делать правильно. Именно действие оценки делает учебную деятельность завершенным процессом.
И.И. Ильясов считает, что «действия оценки фиксируют окончательное качество усвоения заданных научных знаний и общих способов решения задач».
Ученые (А.В. Захарова, О.Н. Молчанова) рассматривают оценку как ведущий компонент саморегуляции. «Воздействуя на структуру самооценки и ее параметры, как показали исследования, можно управлять поведением индивида и эффективностью его деятельности».
Таким образом, действие оценки является системообразующим, так как стимулирует действие целеполагания, связано с действиями планирования, саморегуляции, коррекции.
В процессе учебной деятельности после действия оценки начинается действие коррекции. Под коррекцией понимают процесс совершенствования, улучшения результата. «В случае несовпадения оценки с самооценкой начинается коррекция - не обязательно исправление ошибок, скорее - совершенствование, улучшение результата. Обычно коррекция состоит в возвращении к какому-либо из предыдущих этапов».Таким образом, суть действия коррекции будет зависеть от того, на каком этапе деятельности произошла ошибка: на этапе постановки цели, планирования или исполнения плана. Коррекция может включать в себя такие операции, как исправление ошибок, объяснение причин ошибок, подбор и выполнение подобных заданий.
Эффективность перечисленных выше регулятивных универсальных учебных действий будет зависеть от уровня саморегуляции ученика. Саморегуляция связана со всеми названными действиями. Изучению действий саморегуляции посвящены работы А.А. Асмолова, В.Брушлинского, О.А. Конопкина, В.И. Моросановой, В.А. Петровского, И. Слободчикова, О.Е. Смирнова, Б.А. Сосновского. В психологии можно выделить широкое и узкое понятия саморегуляции. По мнению В.И.Моросановой, в широком смысле слова саморегуляция - это процесс, «системно организованный по инициации, построению, поддержанию и управлению всеми видами и формами внешней и внутренней активности, которые направлены на достижение принимаемых субъектом целей». В данном понятии саморегуляция включает в себя весь спектр регулятивных действий от принятия цели до оценки.
В узком смысле под саморегуляцией понимаются действия регулирования собственной деятельности, которые проявляются в ситуации выбора различных способов реализации своей активности в зависимости от поставленных целей и задач, условий, особенностей личности. «Саморегуляция - произвольная регуляция познавательной деятельности (внутренняя волевая регуляция)».
Таким образом, регулятивные универсальные учебные действия включаются в структуру учебной деятельности. Учебная деятельность существует и решает задачи развития умения учиться младшего школьника, только если последовательно разворачиваются все ее компоненты: целеполагание, планирование, действия по решению учебной задачи, контроль, оценка, коррекция, рефлексия.
В ходе характеристики регулятивных универсальных учебных действий установлено, что они имеют особое значение для становления учебной деятельности младших школьников, так как включены в ее структуру, связаны с формированием произвольности и осознанности мышления.
Особое место в системе регулятивных универсальных учебных действий занимают действия контроля и оценки. Контроль характеризует всю учебную деятельность как управляемый самим ребенком произвольный процесс. Действие оценки позволяет ученику видеть границы своих знаний и умений и ставить цели для дальнейшего развития, является мощным мотивирующим компонентом. Действия контроля и оценки, обусловливая друг друга, создают предпосылки для выполнения действий целеполагания, планирования, коррекции.
Структура регулятивных универсальных учебных действий, представляет собой операции, освоение которых составляет основное содержание процесса формирования регулятивных универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия формируются в совместной и коллективно-распределенной деятельности. В процессе их становления важную роль играет субъектная позиция школьника. Для успешного формирования действия целеполагания, планирования, прогнозирования необходимо, чтобы ребенок был включен в процесс решения учебных задач. Регулятивные универсальные учебные действия более успешно формируются на основе теоретического мышления и рефлексии. Несмотря на разнообразие регулятивных универсальных учебных действий, различную природу их происхождения, они развиваются взаимосвязанно.