Родительское собрание «Как помочь выпускнику основной школы выбрать профиль обучения»
Родительское собрание
«Как помочь выпускнику основной школы выбрать профиль обучения»
Цель:
Помощь учащимся 9-х классов в выборе профиля обучения в старшей школе.
Задачи:
1. Познакомить родителей с информацией о профильном обучении в старшей школе и предпрофильной подготовке в 9-м классе.
2. Помочь родителям найти пути взаимодействия со своими детьми в вопросах первичного профессионального самоопределения.
3. Познакомить с информацией о получении дальнейшего образования после окончания 9-го класса.
4. Разное.
Предварительная подготовка
А) Анкетирование учащихся по следующим вопросам:
1. После окончания 9-го класса (подчеркни):
- ты продолжишь обучение в школе;
- пойдешь учиться в какой-либо колледж;
- пойдешь работать;
- еще не решил.
2. Выбрал ли ты уже профессию?
3. С кем ты, прежде всего, посоветуешься при выборе профиля обучения?
- с сотрудниками школы (учителем, классным руководителем, школьным психологом);
- с родителями;
- с друзьями;
- сам все решу.
Б) Подготовка (тиражирование) анкеты для родителей, которая, предлагается им на собрании:
1.Обсуждали ли вы с ребенком его профессиональное будущее?
2.Говорили ли вы с ним о возможных путях продолжения образования (учеба в I0-II-х классах, колледже, другие варианты)
3. Доверяете ли вы своему ребенку самостоятельно совершить первичное профессиональное самоопределение (в частности, выбрать профиль обучения)?
4. Считаете ли вы, что выбор будущей профессиональной деятельности вашего ребенка практически полностью зависит от вас (вашего мнения, ваших возможностей)?
5. Знаете ли вы, какие профессии в ближайшем будущем будут востребованы на рынке труда?
Ход собрания
1. Анкетирование родителей.
Классный руководитель предложил родителям ответить на вопросы небольшой анкеты (ее бланки заранее подготовлены классным руководителем).
Возможные варианты ответов - «да», «нет».
Обсуждение результатов анкетирования.
2. Информация для родителей «Что такое профильное обучение и предпрофильная подroтовка».
По решению Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. N 1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение. Учащиеся 10-11-х классов могут выбирать профиль обучения, т. е. изучать актуальные для себя предметы в большем объеме, а предметы, которые не пригодятся им в их будущей профессии, изучать в меньшем объеме. Поэтому важной задачей, которая должна решаться в период обучения в 9-м классе, становится предпрофильная подготовка, позволяющая учащемуся осознанно выбрать профиль обучения, т. е. по сути совершить первичное профессиональное самоопределение от этого, выбора в немалой степени зависит и успешность обучения учащихся в старших классах, и их подготовка к следующей ступени образования, а в целом и к будущей профессиональной деятельности. Чем точнее будет сделан выбор, тем меньше разочарований и трудностей будет в жизни у молодого человека и тем больше вероятность, что общество в будущем получит хорошего профессионала. Учащиеся, оканчивающие 9-й класс, должны быть готовы не только к профильному обучению, но и к дальнейшему жизненному, профессиональному и социальному самоопределению. Предпрофильная подготовка - это подготовка и ориентация не только в отношении выбора «профиля вообще», но в отношении конкретного места и формы продолжения образования. Если профильная школа характеризуется разнообразием «образовательных траекторий», то предпрофильная подготовка, посуществу, предлагает лишь специальные курсы по 18-20 часов (по выбору учащихся). Эти предпрофильные курсы выросли из давно забытых факультативных курсов, которые помогали школьникам углубить или расширить знания по тем или иным предметам. Родителям, нужно помочь подросткам разобраться, какие курсы есть в школе, какие из них нужно посещать, в какой очередности. Школа в плане работы предусматривает информационную работу с уча-щимися: знакомство с местными учреждениями возможного продолжения образования после 9-го класса, изучение особенностей их образовательных программ, условий приема, посещение дней открытых дверей и др., а также мероприятия профориентационного характера (классные часы, занятия с психологом, психолого-педагогическую диагностику, анкетирование и консультирование девятиклассников). Родители должны быть в курсе происходящих в школе событий, интересоваться у ребенка, какие мероприятия профориентационного характера проводятся в школе, обсуждать актуальные проблемы, давать ненавязчивые советы, предлагать свою помощь при принятии важных решений.
3. Обсуждение результатов анкетирования учащихся.
Классный руководитель рассказала родителям об обобщенных результатах анкетирования учащихся:
- какие пути продолжения получения образования выбрали учащиеся:
- сколько из них планируют учиться в школе,
- сколько в колледже,
- сколько решили пойти работать;
- сколько человек уже выбрали конкретную профессию; - кто является главным советчиком для детей при выборе профессии.
4. Информация для родителей «Как помочь ребенку правильно выбрать будущую профессию».
В процессе изучения различных школьных предметов выявляются склонности, способности, интересы ребенка: вполне естественно, что он успевает лучше по тем предметам, к изучению которых у него есть способности. Часто, опираясь на результаты успеваемости, учащийся совершает соответствующий профессиональный выбор. Иногда на этот выбор существенное влияние оказывает и личность преподавателя. В любом случае требуется дополнительное изучение учащимися своих способностей, интересов, желаний, потребностей с целью уточнения профессионального выбора. Именно родители, ближайшие родственники оказывают наиболее существенное влияние на профессиональный выбор: школа и то содержание образования, которое предлагается в ней учащимся, не являются, как это может показаться на первый взгляд, наиболее значимым фактором профессионального самоопределения молодых людей. Поэтому родители должны понимать всю ответственность за советы, пожелания, а иногда и требования, адресованные своему ребенку. Как правило, родители высоко оценивают значимость образования в современной жизни и активно формируют у своего ребенка стремление к высшему образованию; Многие родители понимают, что получение молодым человеком ресурсов в сфере образования в значительной степени обусловливает в дальнейшем его социальную мобильность, доступ к общественным благам, В развитом обществе освоение многих ролей, обретение определенных статусов практически детерминируется учебой, прохождением через формальные организации института образования. Престижность высшего образования; независимо от форм его получения, в глазах россиян достаточно высока. Более 70% принявших участие в опросе по интернету - Monitoring.rи (опрос проводился в мае 2001 г. в семи федеральных округах России, объем выборки - 1600 респондентов, среди них как городские жители, так и сельские) считают, что их дети должны получить высшее образование. Был также проведен опрос и жителей Самары. Среди самарцев относительное число желающих своим детям высшего образования оказалось выше - 88%. Среди горожан с хорошим материальным положением число сторонников такой позиции достигает 92%. Стоит отметить новую, интересную тенденцию в получении образования учащимся, родители которых имеют высокий достаток и занимаются самостоятельным бизнесом. Здесь начинает работать новая схема: после школы - в бизнес, лишь потом (или параллельно с этим) - в то образовательное учреждение, которое принесет наибольшую пользу для профессионального роста (не обязательно в вуз). Данный, достаточно прагматичный, подход к образованию вообще, высшему - в частности, у людей, имеющих высокий материальный достаток, можно признать в определенной степени прогрессивным. Более того именно этот социальный слой оказывается потенциальным союзником модернизации общего образования: он настроен на переход от «школы наукою» к «школе жизни», когда вместо ориентации учащихся на получение определенного набора знаний для поступления в вуз на первое место выходит п6дготовка их к практической жизни в современном обществе. Пожелание родителям: изучите интересы, возможности и способности своего ребенка. Ориентируйтесь на реальные пути построения профессиональной карьеры, не отбрасывайте возможность получения начального профессионального образования как вполне реального и эффективного этапа в профессиональной подготовке подростков после окончания основной школы. При выборе профессии необходимо также иметь информацию о перспективах развития рынка труда, о наиболее востребованных в настоящее время профессиях и специальностях. Нельзя оставить без внимания и такой фактор профессионального самоопределения как влияние сверстников. В силу возрастных особенностей для многих подростков мнение сверстников становится более значимым, чем мнение родителей и учителей. Поэтому немало учащихся выбирают профиль обучения, образовательное учреждение «заодно со своими друзьями». Подростки выбирают углубленное изучение тех или иных предметов для того, чтобы у них с друзьями было одинаковое расписание уроков; чтобы потом вместе с другом поступать в один и тот же вуз и т. п. Поэтому родителям при общении с подростком необходимо учитывать в каждом конкретном случае степень влияния сверстников на решение сына (или дочери) о выборе профессии, а также насколько такое влияние является положительным. В любом случае обсуждение решения подростка о профессиональном выборе должно обсуждаться очень тактично, нельзя отзываться негативно о его друзьях.
5. Подведение итогов.
Классный руководитель в заключительном слове говорила о важности обсуждаемой проблемы, о том, что ее обсуждение не закончено, впереди еще целый учебный год. Классный руководитель предложил родителям обращаться за помощью и к нему, и к учителям-предметникам.
6. Разное.
1. Итоги успеваемости во второй четверти. Пропуски учебных занятий учащимися 9 класса
2. Выбран родительский комитет в составе:
3. Выбран представитель общешкольного родительского комитета.
4. Рассмотрен вопрос об выпускных экзаменах.