Рабочая программа по внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению Я — гражданин России
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Переваленская основная общеобразовательная школа № 1
Подгоренского муниципального района Воронежской области
Принято на педагогическом совете
протокол №_____
от «___»____________2016
«Утверждаю»
Директор МКОУ Переваленской ООШ №1
_____________С.В.Величко
Приказ № от
«__»____________2016
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
занятий внеурочной деятельностью
по духовно – нравственному направлению
«Я – гражданин России»
_______6_______ класс
на 2016-2017 учебный год
Рубанова Ольга Алексеевна
2016г.
1.Планируемые результаты освоения учащимися программы курса
Обучающийся научится:
понимать значение ключевых слов: человек, общество, гражданин страны; родина, столица, народы России (на отдельных примерах), наши праздники; международное сотрудничество; история, предыстория;
ориентироваться в историческом времени;
определять на карте границы и крупные города России;
рассказывать о родной стране, своем городе (селе);
различать символы государства - флаг, герб России и флаг, герб субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
уважительно относиться к русскому языку как языку межнационального общения;
уважительно относиться к защитникам Родины;
читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания;
различать художественную и научно-популярную литературу;
анализировать ответы товарищей;
осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в обществе.
Обучающийся получит возможность научиться:
понимать значение ключевых слов курса: личность, гражданин мира; народы России, международные праздники; общечеловеческие проблемы и ценности; достоверное и версии в истории;
приводить примеры исторических и культурных памятников страны (не менее трех), ряда других стран, родного края (не менее трех);
различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво);
анализировать литературные источники для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний;
на основе анализа текстов делать умозаключения, выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
уважительно относиться к своему селу, городу, людям своего села (города), народу, России.
Формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных;
учителем ориентиров действия в новом материале;
планировать пути достижения целей;
устанавливать целевые приоритеты;
уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им.
Ученик получит возможность научиться:
самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
основам саморегуляции в учебно-воспитательной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению познавательных задач;
адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем, родителями, представителями общественности и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
работать в группе устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
основам коммуникативной рефлексии.
Ученик получит возможность научиться:
учитывать позиции других людей, отличные от собственной позиции;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
в совместной деятельности четко формулировать цели группы и позволять ее участникам проявлять инициативу для достижения этих целей.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек, СМИ и сети Интернет;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
давать определение понятиям;
устанавливать причинно-следственные связи;
обобщать понятия осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;
осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
структурировать информацию, включая умение выделять главное и второстепенное.
Ученик получит возможность научиться:
ставить проблему, аргументировать ее актуальность;
самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Личностные универсальные учебные действия
В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
основные права и обязанности учащихся в области гражданской ответственности;
ориентация в системе моральных норм и ценностей;
эстетическое сознание;
признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
эмоционально положительное принятие своей региональной идентичности;
уважение личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим,
нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
позитивная моральная самооценка и моральные чувства чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика и гражданина;
готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома;
устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.
Ученик получит возможность для формирования:
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интересов патриотической деятельности;
готовности к самообразованию и самовоспитанию, самокритике, самовнушению, самообязательствам;
адекватной позитивной самооценки;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
готовности осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь.
Формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД) на основе рабочей программы «Я – гражданин» по патриотическому воспитанию и формированию гражданственности предполагает формирование: личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.
Личностные действия: осознание себя как члена общества, как гражданина России, уважение к своей родине, ее символам, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России.
Регулятивные действия: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция.
Критериями сформированности у учащегося регуляции своей деятельности может стать способность:
выбирать средства для организации своего поведения;
запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;
планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;
предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
начинать и заканчивать действие в нужный момент;
Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.
Коммуникативные действия: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.
2.Содержание учебных занятий
1. Наша Родина – Великая Россия! Страна, которую мы любим, просторы и богатства России, дружелюбие россиян, наша толерантность. Гражданин: основные значения этого понятия. Достойные граждане Отечества. Гражданский поступок.
Практическая деятельность учащихся:
подготовка сообщений о достойных гражданах России в разные ее времена, «Что я знаю о Конституции России», составление схемы «Мои права и обязанности».
2. Наше государство и его символы. Мы – граждане России, как устроено наше государство, наш Государственный флаг, наш Государственный герб, наш Государственный гимн
Практическая деятельность учащихся:
подбор фотографий и комментарий экскурса «Мой семейный альбом», подготовка эссе «Хотя мы разные, но мы - Россия» (рассказ об характерных чертах и обычаях представителей разных наций).
3. Россия – наш общий дом. Удивительная страна – Россия, наша Российская Федерация, единство российского народа, твоя гражданственность, действовать для Родины!
Практическая деятельность учащихся:
тренинги «Каков я на самом деле», «Ласковое слово», анализ сказок народов мира по теме, подготовка эссе «Мой спортивный кумир - защитник чести России»; составление экономического расчета бюджета семьи на месяц.
4. Жизнь даётся один раз. Наше здоровье, курение и здравомыслие, алкоголь – губитель судеб, токсикомания и наркомания – виды самоубийств
Гражданское поведение. Обыватель и его психология. Права человека и гражданина. Стремление человека к свободе. Свобода и долг. Свобода и закон. Права человека и свобода. Всеобщая декларация прав человека. Конституция России о правах человека и гражданина.
Практическая деятельность учащихся:
встреча с врачом – наркологом, создание сценария рекламного ролика по проблемам здорового образа жизни молодежи.
5. Наш выбор – здоровый образ жизни. Человек и его здоровье, коварные враги здоровья, ваш выбор: радости или страдания, ваш выбор: красота или уродство
Практическая деятельность учащихся:
подготовка эссе « Мой кумир в искусстве, науке, спорте – сторонник здорового образа жизни», конкурс рисунков, плакатов по теме, анализ материалов СМИ по проблемам здорового образа жизни молодежи.
6. Достоинства и недостатки человека. Познавать и улучшать себя, честь, совесть, доброта и гуманность, жадность, зависть, злобность и жестокость.
Практическая деятельность учащихся:
тренинги «Каков я на самом деле», «Ласковое слово», анализ сказок народов мира по теме.
7. Наши права и ответственность. О моральных и правовых нормах, зачем человеку права, наше равноправие, об обязанностях и ответственности
Практическая деятельность учащихся:
подготовка эссе «Мои права были нарушены не раз», деловая игра «Защита прав ребенка в школе, на улице, в семье».
8. Гражданин России: наши права и свободы. Российская Конституция и наши права. Наше право на жизнь и охрану здоровья. Наше право на личную жизнь. Наше право на защиту чести и достоинства
Практическая деятельность учащихся:
Решения ситуационных задач «Ваши личные права нарушения - адекватные действия», подготовка эссе о наиболее известных отечественных правозащитниках или международных правозащитных организациях.
9. Человек среди людей, что такое гражданское общество, благополучие семьи, твоё общение в школе
3.Тематическое планирование
по_____внеурочной деятельности «Я гражданин России»_________
Классы__6 _____
Учитель____Рубанова Ольга Алексеевна_____
Количество часов по учебному плану
Всего____70______; в неделю___2 часа____
Планирование составлено на основе_______
1. Конституция Российской Федерации
2. Соколов Я.В. Наша Родина - великая Россия: Пособие для учащихся.-М.:НМЦ «Гражданин», 2009.- 48с.: ил.- (Я - гражданин России).
3. Соколов Я.В. Наше государство и его символы: Пособие для учащихся.-М.:НМЦ «Гражданин», 2009.- 48с.: ил.- (Я - гражданин России).
4. Соколов Я.В. Россия – наш общий дом: Пособие для учащихся.-М.:НМЦ «Гражданин», 2009.- 48с.: ил.- (Я - гражданин России).
5. Соколов Я.В. Гражданин России: наши права и свободы.: Книга для учащихся 7-9 классов.- М.:НИЦ Гражданин,2012.-48с.:ил.
6. Соколов Я.В. Жизнь даётся один раз.: Книга для учащихся 7-9 классов.- М.: НИЦ Гражданин,2012.-48с.:ил
7. Соколов Я.В. Наш выбор – здоровый образ жизни.: Книга для учащихся 5-7 классов .-М.: НИЦ Гражданин,2012.-48с.:ил.
8. Соколов Я.В. Достоинства и недостатки человека.: Книга для учащихся 5-9 классов.-М.:НИЦ Гражданин,2012.-48с.:ил.
9. Соколов Я.В. Мы в обществе.: Книга для учащихся 5-9 классов.- М.:НИЦ Гражданин,2012.-48с.:ил
10. Соколов Я.В. Наши права и ответственность.: Книга для учащихся 5-9 классов .-М.:НИЦ Гражданин,2012.-48с.:ил
№
п/п
Дата
план.
Дата факт.
Тема занятия
Кол –во
занятий
1
Введение
1
2
Наша Родина – Великая Россия!
Страна, которую мы любим
1
3
Дружелюбие россиян
1
4
Подготовка сообщений о достойных гражданах России в разные ее времена
1
5
Составление схемы «Мои права и обязанности».
1
6
Интеллектуальный марафон по правам человека
1
7
Наша толерантность
1
8
Мы – патриоты России
1
9
Просторы и богатства России
1
10
Россия воспетая современными поэтами
1
11
Наша толерантность
1
12
Наше государство и его символы
Мы – граждане России
1
13
Наш Государственный флаг
1
14
Наш Государственный герб
1
15
Наш Государственный гимн.
1
16
Как устроено наше государство
1
17
Россия – наш общий дом
1
18
Удивительная страна – Россия
1
19
Наша Российская Федерация
1
20
Единство российского народа
1
21
Жизнь даётся один раз
Наше здоровье
1
22
Алкоголь – губитель судеб
1
23
Курение и здравомыслие
1
24
Токсикомания
1
25
Наркомания
1
26
Наш выбор – здоровый образ жизни
Человек и его здоровье
1
27
Ваш выбор: радости или страдания
1
28
Проведение акции «Доброе сердце»
1
29
Коварные враги здоровья
1
30
Ваш выбор: красота или уродство
1
31
Достоинства и недостатки человека
Познавать и улучшать себя
1
32
Познавать и улучшать себя
1
33
Честь Совесть
1
34
Доброта и гуманность
1
35
Жадность Зависть
1
36
Честь Совесть
1
37
Доброта и гуманность
1
38
Жадность Зависть
1
39
Злобность и жестокость
1
40
Наши права и ответственность
О моральных и правовых нормах
1
41
Наше равноправие
1
42
Зачем человеку права
1
43
Об обязанностях и ответственности
1
44
Гражданин России: наши права и свободы
Российская Конституция и наши права.
1
45
Права и обязанности несовершеннолетних
1
46
Права с рождения и до 14 лет
1
47
Права с 14 лет и до 18 лет
1
48
Наше право на личную жизнь
1
49
Право на образование
1
50
Право – это не только права
1
51
Наше право на жизнь и охрану здоровья.
1
52
Наше право на защиту чести и достоинства
1
53
Наши культурные права
1
54
Тест «Я и права других людей»
1
55
Викторина «Что мы знаем о своих правах?»
1
56
Что такое гражданское общество
1
57
Твоё общение в школе
1
58
тренинг «Формирование лидерских качеств»
1
59
Наши культурные права
1
60
Защита Отечества – наш священный долг.
1
61
Мы и охрана природы
1
62
Благополучие семьи
1
63
Акция «Помоги ветерану»
1
64
Акция «Помоги ветерану»
1
65
Акция «Чистый двор»
1
66
Акция «Чистый двор»
1
67
«Акция Памяти»
1
68
«Акция Памяти»
1
69
Выставка моих достижений и достижений моей семьи.
1
70
Выставка моих достижений и достижений моей семьи.
1
13PAGE 15
13PAGE 14915
15