ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ СПО
ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Качественное образование, соответствующее требованиям инновационного развития экономики и потребностям современного общества – стратегическая цель государственной политики в области образования в рамках Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. Изменения в Законе РФ «Об образовании», связанные с усилением контрольно-надзорных функций в области образования, требуют новых, более эффективных и результативных моделей оценки качества образования, в том числе и среднего профессионального. Системе среднего профессионального образованияпринадлежит существенная роль в обеспечении экономики страны квалифицированными кадрами.
Система качества и оценкисреднего профессионального образования является одним из компонентов его модернизации. Качество образования является сложным многоаспектным объектом управления и связано с систематическим осуществлением контроля. Правильно организованный контроль, как самостоятельное звено педагогической системы и средство диагностирования её результатов, является важнейшим условием повышения качества образовательного процесса. Контроль качества ориентирован на компетентностный подход и рассматривается как процесс измерения достигнутых результатов, как способ получения информации о качественном состоянии учебного процесса, а в качестве основного показателя подготовки современных специалистов рассматривается компетентность личности.
Управление качеством образовательного процесса, интеграция контроля и мониторинга, осуществление системного контроля качества подготовки специалистов являются насущными проблемами образовательного учреждения.
Анализ педагогических исследований в области оценки и управления качеством образовательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования указывает на некоторые противоречия: между задачами профессиональной подготовки специалистов и её реальным состоянием; между необходимостью мониторинга качества отдельных элементов образовательного процесса и отсутствием в педагогике единой оценочной методики, или несовершенством существующих измерительных процедур; между широким выбором способов и средств достижений целей подготовки специалистов и отсутствием разработанной системы контроля.
Необходимость использования системы контроля в образовательном процессе продиктована актуальностью повышения качества профессиональной подготовки специалиста, к тому же она обеспечивает качественную и количественную оценку готовности выпускников к профессиональной деятельности.
Под системой контроля понимается совокупность целей, принципов, условий и этапов, обеспечивающих изменение образовательного процесса с целью подготовки специалистов с определенными показателями качества. Критериями качества подготовки современного специалиста являются не только уровень знаний, но и способность адаптироваться в современном обществе.
Цели контроля должны быть направлены на создание условий овладения обучающимися определенными компетенциями, содержание контроля – ориентировано на применение различных измерительных методик: критериев, эталонов, бальных шкал, учебных тестов, дифференцированных по объему, глубине и темпам выполнения. Оценка качества проводится по нескольким составляющим, которые составляют базу для контроля и отражены в государственном образовательном стандарте.
Система контроля качества подготовки специалиста должна соответствовать цели современного образования в рамках модернизации, то есть, направлена не столько на освоение знаний и умений, а на развитие, формирование ключевых компетенций личности. При этом основным критерием качества подготовки по - прежнему выступают знания и умения. Некоторые исследователи (Г.И. Ибрагимов) полагают, - а практика часто демонстрирует это, - что чаще всего успешны в социальной и профессиональной карьере не показавшие высокое качество подготовкивыпускники, а эффективно выполняющие другие социальные роли (культурная, коммуникативная, научная).
Основу построения современной системы оценки качества подготовки специалиста, составляет технологическая модернизация контрольно-оценочной деятельности, включающая аналитическую оценку общих и профессиональных компетенций, на основе учета индивидуальных образовательных достижений, в том числе результатов защиты выпускной квалификационной работы.
Осмысленное управление качеством образовательного процесса позволит повышать качество подготовки специалистов среднего звена, а системный контроль обеспечит её качественную оценку.
Список литературы:
www2.asu.ru/cppkp/index.files/.../glava_4_1.h Ибрагимов Г.И. Технология концентрированного обучения. – 2013.
Каменский, Р.Г. Регламент образовательного проектирования. – М. – 2013.
Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации».