Задания школьного этапа олимпиады по биологии


Олимпиада школьников по биологии 7 класс (школьный тур)
Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
В тестовых заданиях частей I и III за каждый правильный ответ участник получает по 1 баллу. В тестовых заданиях части II за каждый правильный ответ участник получает по 2 балла. В тестовых заданиях части IV вам необходимо заполнить матрицы в соответствии с требованиями, описанными в условиях. Особенности оценивания описаны в тексте для каждого задания индивидуально. Результаты по каждому заданию суммируются. Длительности тура в 2 астрономических часа (120 минут).
Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 15 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).
1.В благоприятных условиях спора бактерии:а) делится, образуя 3 – 6 новых спор;б) сливается с другой спорой с последующим делением;в) погибает;г) прорастает в новую бактериальную клетку.
2.Оформленных оболочкой ядер нет в клетках водорослей:а) зеленых;б) красных;в) бурых;г) сине-зеленых.
3.В клетках грибов нельзя обнаружить:а) вакуоли;б) митохондрии;в) пластиды; г) рибосомы.
4.Сфагнум размножается:а) семенами;б) пыльцой;в) спорами; г) зооспорами.
5.Большинство клеток зародышевого мешка цветковых растений имеет:а) гаплоидный набор хромосом; б) диплоидный набор хромосом;в) триплоидный набор хромосом;г) тетраплоидный набор хромосом.
6.Человек употребляет в пишу орган(-ы) цветной капусты:а) видоизмененную верхушечную почку;б) утолщенный реповидный стебель;в) видоизмененное соцветие; г) боковые видоизмененные почки.
7.Соцветие колос характерно для:а) ландыша;б) сирени;в) ржи;г) подорожника.
8.Семена без эндосперма у:а) клещевины;б) липы;в) томата;г) частухи подорожниковой.
9.Корневые шишки – это сильно утолщенные:а) придаточные корни; б) корневые волоски;в) главные корни;г) воздушные клубни.
10.Соплодие характерно для:а) груши;б) ананаса; в) банана;г) айвы.
11.К корнеотпрысковым растениям относят:а) облепиху крушиновидную;б) осот полевой;в) осину дрожащую;г) все перечисленные растения.
12.Ваниль душистая – многолетняя цепляющаяся лиана сем. Орхидные. В кондитерском производстве используют ее: а) стебли;б) стебли и листья;в) соцветия;г) плоды.
13.Манную крупу изготовляют из:а) пшеницы; б) проса;в) овса; г) ячменя.
14.Общим признаком голосеменных и покрытосеменных растений является:а) развитие из спор;б) наличие цветка; в) развитие из семени; г) редукция спорофита.
15.Простейшие, ведущие исключительно паразитический образ жизни:а) корненожки;б) жгутиконосцы;в) солнечники;г) споровики.
Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание).
1.Бактерии вызывают заболевания:I. возвратный тиф. II. сыпной тиф. III. малярия. IV. туляремия. V. гепатит.а) II, IV;б) I, IV, V;в) I, II, IV; г) II, III, IV, V.
2.Корни могут выполнять функции:I. образования почек. II. образования листьев.III. вегетативного размножения. IV. поглощения воды и минеральных веществ. V. синтеза гормонов, аминокислот и алкалоидов. а) II, III, IV;б) I, II, IV, V;в) I, III, IV, V; г) I, II, III, IV.
3.Если оборвать (обрезать) кончик главного корня:I. корень погибнет.II. все растение погибнет.III. рост корня в длину прекратится. IV. растение выживет, но будет слабым.V. начнут расти боковые и придаточные корни. а) III, IV, V;б) III, V; в) I, IV, V; г) II, IV, V
4. Корень может:I. поглощать воду с растворенными веществами. +II. закреплять растения в почве. +III. расти за счет вставочной меристемы. IV. синтезировать аминокислоты, гормоны, алкалоиды. +V. образовывать чешуевидные листья на старых участках корней.а) I, II, III;б) I, II, IV; +в) II, IV, V;г) I, III, V.
5.Надземный тип прорастания семян характерен для:I. фасоли. +II. гороха.III. липы. +IV. клена. +V. овса.а) I, II, IV;б) II, III, V;в) I, III, IV; +г) II, IV, V.
Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. Укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10.
1.Печеночные мхи – низшие растения.
2.Гаметы у мхов образуются в результате мейоза.
3.Крахмальные зерна – это лейкопласты с накопленным в них крахмалом. +
4.После оплодотворения семязачатки превращаются в семена, а завязь в плод.
5.Одно и то же растение может жить в любой среде жизни.
6.Водоросли обитают только в водной среде жизни.
7.Растения способны жить лишь в той среде, к условиям которой они приспособлены.
8.Одуванчик – название вида растений.
9.Фотосинтезом называют образование из углекислого газа и воды органических веществ и кислорода на свету.
10.В мякоти листа многих растений можно выделить столбчатую и губчатую ткани.
Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать указано для каждого задания индивидуально.
[мах. 4 балла] Осматривая растения на приусадебном участке, ученый определил, что у некоторых из них (1–4) наблюдаются признаки голодания по ряду элементов питания (А–Г):
1) Бледно-желтая окраска ткани между жилками у молодых листьев. Старые листья поражаются позже сходным образом. Малая мощность растений.
2) Отмирание верхушечных почек, закрученные деформированные листья. Черная гниль у корнеплодов свеклы и моркови.
3) Задержка цветения у декоративных растений, отсутствие роста. Фиолетовая окраска листьев и стеблей. Тенденция к скручиванию и перевертыванию листьев.
4) Слабый рост, карликовость, склероморфизм. Отношение побеги/корни сдвинуто в пользу корней. Преждевременное пожелтение старых листьев.
Соотнесите указанные симптомы с причинами их появления.
Элементы: А – фосфор; Б – азот, В – железо и Г – бор.
Растения 1 2 3 4
Голодание по элементам Олимпиада школьников по биологии 8 класс (школьный тур)
Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
В тестовых заданиях частей I и III за каждый правильный ответ участник получает по 1 баллу. В тестовых заданиях части II за каждый правильный ответ участник получает по 2 балла. В тестовых заданиях части IV вам необходимо заполнить матрицы в соответствии с требованиями, описанными в условиях. Особенности оценивания описаны в тексте для каждого задания индивидуально. Результаты по каждому заданию суммируются. Длительности тура в 2 астрономических часа (120 минут).
Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).
1.Корневые шишки – это сильно утолщенные:а) придаточные корни; б) корневые волоски;в) главные корни;г) воздушные клубни.
2.Соплодие характерно для:а) груши;б) ананаса; в) банана;г) айвы.
3.К корнеотпрысковым растениям относят:а) облепиху крушиновидную;б) осот полевой;в) осину дрожащую;г) все перечисленные растения.
4.Ваниль душистая – многолетняя цепляющаяся лиана сем. Орхидные. В кондитерском производстве используют ее: а) стебли;б) стебли и листья;в) соцветия;г) плоды.
5.Манную крупу изготовляют из:а) пшеницы; б) проса;в) овса; г) ячменя.
6.Общим признаком голосеменных и покрытосеменных растений является:а) развитие из спор;б) наличие цветка; в) развитие из семени; г) редукция спорофита.
7.Простейшие, ведущие исключительно паразитический образ жизни:а) корненожки;б) жгутиконосцы;в) солнечники;г) споровики.
8.Муха цеце является переносчиком трипанозом, вызывающих у человека:а) сонную болезнь; б) восточную язву;в) малярию;г) кокцидиоз.
9.Изучение добытого экземпляра губки выявило наличие у нее прочного, но хрупкого кремниевого скелета. Наиболее вероятно, что данная губка является:а) мелководным обитателем;б) глубоководным обитателем; в) наземным обитателем;г) обитателем приливно-отливной зоны.
10.Спектр цветового зрения у медоносной пчелы:а) такой же, как у человека;б) сдвинут в инфракрасную часть спектра;в) сдвинут в ультрафиолетовую часть спектра; г) значительно шире, чем у человека, в обе стороны спектра.
11.Развитие личинок из яиц, отложенных аскаридами происходит:а) при температуре 37оС, высокой концентрации СО2, в течение двух недель;б) при температуре 20-30оС, высокой концентрации СО2, в течение двух недель;в) при температуре 37оС, высокой концентрации О2, в течение недели;г) при температуре 20-30оС, высокой концентрации О2, в течение двух недель.
12.В отличие от круглых червей, у кольчатых червей появилась:а) пищеварительная система;б) выделительная система;в) кровеносная система; г) нервная система.
13.Крылья у насекомых находятся на спинной стороне:а) груди и брюшка;б) груди; в) головогруди и брюшка;г) головогруди.
14.Рабочие пчелы являются:а) самками, отложившими яйца и приступившими к уходу за потомством;б) самками, у которых на развиты половые железы; в) молодыми самками, способными через год отложить яйца;г) самцами, развившимися из неоплодотворенных яиц.
15.Морские игуаны, живущие на Галапагосских островах, выводят избыток соли из организма:а) с мочой;б) через солевые железы; в) через поры в коже;г) с экскрементами.
16.У страуса нанду насиживает яйца и опекает птенцов:а) только самка; б) только самец; в) по очереди оба родителя; г) приемные родители, в гнездо которых подброшены яйца.
17.Самые большие гнезда среди птиц строят:а) орлы;б) пеликаны;в) страусы;г) африканские ткачики.
18.Из перечисленных организмов наиболее прогрессивными чертами строения обладают:а) амеба;б) дождевой червь; в) гидра;г) вольвокс.
19.Усложнение кровеносной системы соответствует эволюции хордовых в ряду следующих животных:а) жаба – кролик – крокодил – акула;б) акула – лягушка – крокодил – кролик; в) акула – крокодил – лягушка – кролик;г) крокодил – акула – жаба – собака.20.Наибольшее видовое многообразие обитателей Мирового океана наблюдается:а) на коралловых рифах; б) в открытом океане в тропиках;в) в приполярных областях;г) в глубоководных впадинах.
Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание).
1.Если оборвать (обрезать) кончик главного корня:I. корень погибнет.II. все растение погибнет.III. рост корня в длину прекратится. IV. растение выживет, но будет слабым.V. начнут расти боковые и придаточные корни. а) III, IV, V;б) III, V; в) I, IV, V; г) II, IV, V.
2.Среди паукообразных развитие с метаморфозом характерно для:I. пауков.II. клещей. III. сольпуг.IV. сенокосцев.V. скорпионов.а) II; б) II, III;в) I, IV; г) I, II, III, V.
3.Животными, ведущими прикрепленный (сидячий) образ жизни, но имеющими свободноплавающих личинок, являются:I. кораллы. II. губки. III. асцидии. IV. коловратки.V. усоногие раки. а) I, II, III, IV;б) I, II, III, V; в) I, III, IV; г) I, II, III, IV, V.
4.Хорда сохраняется в течение всей жизни у:I. окуня.II. осетра. III. акулы.IV. миноги. V. ланцетника. а) I, II, III, IV;б) III, IV, V;в) II, III, V; г) II, IV, V.
5.Нерестится только один раз в жизни:I. севрюга.II. сардина.III. горбуша. IV. красноперка. V. речной угорь. а) II, III, V;б) III, V; в) I, III, V; г) I, II, III, V.
Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. Укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10.
1.Печеночные мхи – низшие растения.
2.Гаметы у мхов образуются в результате мейоза.
3.Крахмальные зерна – это лейкопласты с накопленным в них крахмалом.
4.После оплодотворения семязачатки превращаются в семена, а завязь в плод.
5.У всех беспозвоночных животных оплодотворение внешнее.
6.Гемолимфа насекомых выполняет те же функции, что и кровь позвоночных животных.
7.У всех представителей отряда пресмыкающихся сердце трехкамерное.
8.У домашних животных головной мозг, как правило, больше, чем у их диких предков.
9.Первые крокодилы были сухопутными рептилиями.
10.Характерной особенностью всех млекопитающих является живорождение.
Часть IV.Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать указано для каждого задания индивидуально.
1. [мах. 4 балла] Осматривая растения на приусадебном участке, ученый определил, что у некоторых из них (1–4) наблюдаются признаки голодания по ряду элементов питания (А–Г):
1) Бледно-желтая окраска ткани между жилками у молодых листьев. Старые листья поражаются позже сходным образом. Малая мощность растений.
2) Отмирание верхушечных почек, закрученные деформированные листья. Черная гниль у корнеплодов свеклы и моркови.
3) Задержка цветения у декоративных растений, отсутствие роста. Фиолетовая окраска листьев и стеблей. Тенденция к скручиванию и перевертыванию листьев.
4) Слабый рост, карликовость, склероморфизм. Отношение побеги/корни сдвинуто в пользу корней. Преждевременное пожелтение старых листьев.
Соотнесите указанные симптомы с причинами их появления.
Элементы: А – фосфор; Б – азот, В – железо и Г – бор.
Растения 1 2 3 4
Голодание по элементам