Методическая разработка воспитательного мероприятия Конфликт. Стили разрешения конфликтов
ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум»
Методическая разработка воспитательного мероприятия
Тема: «Конфликт. Стили разрешения конфликтов».
Разработчик: мастер п/о
Неверовская И. Н.
Методическая разработка воспитательного мероприятия
Тема: Конфликт. Стили разрешения конфликтов.
Участники: обучающиеся 1 – 2 курса, куратор группы.
Ключевые слова: конфликт, противоречие, участники конфликта, причины конфликта, типология конфликта.
Генеральная идея мероприятия: я живу в мире людей, конфликты неизбежны в моей жизни, но надо быть терпимее к другому человеку.
Цель: актуализация социальной активности обучающихся.
Задачи:
1. Образовательные:
способствовать актуализации представлений обучающихся о конфликтах, их структуре и причинах;
создать условия для понимания амбивалентного смысла конфликтов (положительного и отрицательного).
2. Воспитательные: создать условия для выражения обучающимися собственного мнения, воспитания активной жизненной позиции.
3. Развивающие: содействовать развитию социальной и коммуникативной компетентности, аналитического мышления, активности, рефлексивных способностей обучающихся.
Форма проведения: дискуссия на основе анализа фрагментов мультфильмов.
Методы обучения: проблемно-диалогический, рефлексивный.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран.
Необходимые материалы: презентация (создана в программе Microsoft Power Point), фрагменты мультфильмов: «Возвращение блудного попугая», «Золушка», «Приключения кота Леопольда», «Кот, который гулял сам по себе», «Подарок», демонстрирующий конфликтную ситуацию; цветная бумага для упражнения “Снежинки”; дидактический материал для игрового задания (конфликтные ситуации). Все материалы прилагаются на диске.
План мероприятия:
Понятие конфликта. Значение конфликтов (положительное и отрицательное).
Причины конфликтов.
Типология конфликтов. Диагностика обучающихся.
Проигрывание ситуаций с использованием разных стратегий поведения: конкуренция, избегание, сотрудничество, приспособление, компромисс.
Краткий конспект мероприятия
Учитель (Организационный момент, эмоциональный настрой, целеполагание.) Я рад общению с вами, давайте поприветствуем друг друга, улыбнемся, настроимся на доброжелательный контакт. Вся наша жизнь проходит в общении.
Предварительная беседа- актуализация знаний
1.А что такое общение?
Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя восприятие и понимание другого человека, обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия.
2. Какие стороны существуют в общении?
Восприятие, передача информации, взаимодействие.
3.Какие виды общения вы знаете?
Вербальное - с помощью слов, интонации.
Невербальное - мимика, жесты, поза, взгляд, расстояние.
4. Какие 4 психологических подарка мы должны сделать человеку, чтобы расположить его к себе?
Поздороваться, улыбнуться, сделать комплимент, назвать его по имени.
5. А всегда ли общение является эффективным?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос я предлагаю вам вспомнить басню И.А. Крылова «Лебедь, рак и щука».
Когда в товарищах согласья нет,На лад их дело не пойдет,И выйдет из него не дело, только мука.Однажды Лебедь, Рак да ЩукаВезти с поклажей воз взялись,И вместе трое все в него впряглись;Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!Поклажа бы для них казалась и легка:Да Лебедь рвется в облака,Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.Кто виноват из них, кто прав, судить не нам;Да только воз и ныне там.
Учитель. В чем заключается мораль этой басни?
Ответы обучающихся. Они не смогли договориться, а отсюда возникла конфликтная ситуация.
Основная часть.
Основной этап
Итак, тема нашего сегодняшнего классного часа «Конфликт».
Сегодня мы поговорим о том, что такое конфликт и каковы его причины. Психологи выяснили, что существует 5 распространенных стилей поведения при разрешении конфликта. Вы узнаете, каковы их преимущества и недостатки, а также сможете выяснить, какой стиль поведения в конфликтной ситуации характерен для вас.
1. Что такое конфликт.
Что такое конфликт? (Выслушать названные слова: злость, ненависть, ссора, несчастье, стресс, болезнь, радость, победа и т.д.).
Итак, слово конфликт в переводе с латинского означает “столкновение”, а с точки зрения психологии. Конфликт – явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей или мотивов, потребностей одного человека. В последнем случае, говорят о внутреннем конфликте.
Противоположные интересы людей не всегда ведут к конфликту: например, спортсмены соревнуются друг с другом по всем правилам, в этом случае конфликт не возникает.
2. Упражнение “Ассоциации”.
Если конфликт – это одежда, то какая? Если мебель, то какая?
Какой можно сделать вывод? (У конфликтов есть две стороны – негативная и позитивная).
Учитель. Можно ли прожить без конфликтов? Нужны ли они человеку?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос выполним упражнение.
Молча возьмите листок.
Сложите его пополам.
Оторвите правый верхний угол.
Сложите ещё раз пополам.
Ещё раз оторвите правый верхний угол.
Ещё раз сложите пополам.
И ещё раз оторвите верхний правый угол.
Разверните листок и покажите своё “произведение искусства” одноклассникам.
Рефлексия.
Обратите внимание, какие разные у вас получились снежинки! Хотя был дан чёткий алгоритм действий. Почему это произошло? (Ответы обучающихся).
А если бы все снежинки были одинаковыми, мир был бы скучным и неизменным. Конфликты – это часть нашей жизни. Они играют важнейшую роль в жизни отдельного человека, развитии семьи, жизнедеятельности школы, любой организации, государства, общества и человечества в целом. В какой – то мере они даже необходимы для развития ситуации и отношений, для роста личности, иначе может наступить застой. Хотя чаще всего конфликтную ситуацию мы переживаем как серьезную неприятность. А почему?
Главный опознавательный знак конфликта – сильные отрицательные эмоции, возникающие по ходу контакта: разочарование, печаль, гнев, обида, страх, раздражение, беспокойство или страдание.
А каковы же причины конфликтов?
Общие – различия во взглядах людей и их индивидуально- психологических особенностях. Образно это вариант «лебедь, рак и щука».
Частные:
Незаслуженные и унизительные упреки.
Негативные обобщения, «навешивание ярлыков»
Настойчивые советы, предписания по поводу того, как другому человеку следует себя вести.
Неуместная ирония, сарказм.
Решительное установление границ разговора, «закрытие» определенных тем для обсуждения.
Ругательства, проклятия.
Вернемся к басне и ее героям.
Как, по-вашему, можно было разрешить их конфликтную ситуацию? И можно ли вообще ее решить?
(Высказывания детей.)
Выходов из этой и других ситуаций может быть несколько, все зависит от стратегии поведения человека в конфликте.
Существует 5 основных стилей разрешения конфликта.
Рассмотрим их на примере героев известных мультфильмов.
Сюжет «Возвращение блудного попугая»
Вопросы
Что стало причиной ссоры Вовки и Кеши?
В каких отношениях находились герои мультфильма до конфликта?
Почему Кеша не выполнил просьбу друга?
У Кеши налицо все проявления «подросткового бунта»: непослушание, негативизм, демонстративное поведение. В повторяющихся поступках и реакциях Кеши можно проследить признаки истероидной личности - совершает демонстративный суицид, бросившись с балкона.
Конкуренция – ты упорно отстаиваешь свою точку зрения, ни в чем не уступаешь сопернику. Такая тактика оправданна, когда решается действительно что-то важное и значительное и любая уступка серьезно затрагивает твое достоинство и достоинство твоих близких, подвергает риску твое благополучие, здоровье. Постоянная приверженность этой тактике может обеспечить репутацию скандалиста и неприятного человека.
Конкуренция – отстаивание своих интересов до конца,иногда в ущерб другому
Все твои интересы соблюдены
Репутация скандалистаи неприятного человека
А теперь, приведите конкретные примеры использования этого стиля.
Сюжет «Золушка»
Приспособление – игнорирование своих интересов в пользу другого
Не испорчены отношения с человеком, так какего интересы соблюдены
Твои интересы остались без внимания
В каких ситуациях вам приходилось использовать этот стиль?
Сюжет «Кот Леопольд»
Избегание – откладывание решения конфликта
Выигрываешь время
Проблема не решена,негативные эмоции не исчезли, а загнаны внутрь
В каких конкретных случаях целесообразно использовать данный стиль?
Сюжет «Кот, который гулял сам по себе»
Компромисс – взаимовыгодные уступки, но интересы учтены не все
Часть интересов обеих сторон соблюдена
Получил лишь часть того,на что рассчитывал, и надо строго соблюдать условия договора
Приходилось ли вам использовать этот стиль? В каких ситуациях?
Сюжет «Подарок»
Сотрудничество – взаимовыгодный вариант решения конфликта
Учтены интересы обеих сторон
Требует много сил и времени.
Приведите ваш пример такого подхода к разрешению конфликта.
Рефлексия
Вопросы к обучающимся
Как вам кажется, какой из этих пяти способов чаще встречается в реальной жизни?
Какой способ вы используете чаще всего в разрешении конфликтов с друзьями?
Какой – с родителями?
Какой – с педагогами?
Какой из них, на ваш взгляд, является самым легким? Самым трудным?
Диагностический этап
Тест К.Томаса «Стили разрешения конфликтов» (раздаточный материал (бланки), результаты представлены с помощью мультимедийного проектора).
В листках приведены возможные варианты поведения в конфликтных ситуациях, сгруппированные в 30 пар. Выберете из каждой пары то суждение, которое является более типичным для характеристики вашего поведения (одно суждение из каждой пары).
Скорее всего, кто-нибудь из участников обратит внимание на то, что вопросы повторяются, и потребует разъяснений по этому поводу. В таком случае, следует похвалить за внимательность и разъяснить, что отдельные формулировки действительно повторяются, но они находятся в разных сочетаниях друг с другом, так что выбор все равно необходимо каждый раз делать заново.
Игровой этап
Учащиеся разбиваются на пять групп, в которых проходит проигрывание ситуаций с использованием разных стратегий поведения: конкуренция, избегание, сотрудничество, приспособление, компромисс.
Ситуации
А. Ты зовешь друга (подругу) на дискотеку, а он (она) хочет в это время смотреть фильм по телевизору.
Б. Родители отправляют тебя в магазин за хлебом, а ты хочешь играть в компьютерные игры.
В. Бабушка сердится, когда ты громко слушаешь музыку. Она сказала тебе, что ей нужна тишина. Но ты не можешь без музыки.
Г. У тебя плохое настроение, и ты сидишь дома, слушаешь музыку. К тебе приходят друзья и зовут гулять.
Д. У твоего друга серьезные проблемы с физикой, поэтому он постоянно просит у тебя списать домашнее задание, и ты даешь. Но однажды учительница заметила, что у тебя и твоего друга совершенно одинаковые записи в тетради. Она сказала, что если еще раз ты дашь своему другу списать домашнее задание, у тебя будут большие неприятности.
После обсуждения в группах дети рассказывают всем о выбранных ими стратегиях, проходит их обсуждение.
Заключительный
Учитель. Дорогие ребята, вы были сегодня активны, инициативны, креативны! Наша встреча подошла к концу, хочется пожелать вам, чтобы вы и окружающие вас люди были всегда готовы к Правильно, сотрудничеству!
Приложение к игровому этапу.
Примеры разрешения ситуаций
А. Ты зовешь друга (подругу) на дискотеку, а он (она) хочет в это время смотреть фильм по телевизору.
Конкуренция. Устраиваешь подруге истерику, грозишь порвать дружбу, и она идет с тобой.
Избегание. Недовольная, но не вступившая в данный момент в спор (отложу до следующего раза), идешь на дискотеку одна.
Сотрудничество. Договариваешься с братом, что он запишет фильм на видео, и идешь вместе с подругой на дискотеку.
Приспособление. Забываешь о своем желании идти на дискотеку и остаешься с подругой смотреть фильм.
Компромисс. Смотришь начало фильма, затем идешь на дискотеку, а к развязке сюжета возвращаешься.
Б. Родители отправляют тебя в магазин за хлебом, а ты хочешь играть в компьютерные игры.
Конкуренция. Остаешься за компьютером, за хлебом отправляется младший брат.
Избегание. Чтобы родители отстали и дали поиграть и дальше, быстро бежишь в магазин.
Сотрудничество. Сохраняешь игру и идешь за хлебом, затем снова садишься за компьютер.
Приспособление. Без большого желания отправляешься сразу за хлебом.
Компромисс. Еще немного играешь, выключаешь компьютер и идешь за хлебом.
В. Бабушка сердится, когда ты громко слушаешь музыку, Она сказала тебе, что ей нужна тишина. Но ты не можешь без музыки.
Конкуренция. Закрываешь за бабушкой дверь своей комнаты на ключ, продолжаешь слушать, как прежде.
Избегание. Выключаешь музыку, с бабушкой сегодня ссориться не с руки: она обещала дать денег на карманные расходы.
Сотрудничество. Что ж, сегодня придется послушать музыку через наушники.
Приспособление. Выключаешь тут же музыку, садишься делать уроки.
Компромисс. Слушаешь музыку, включив громкость лишь наполовину.
Г. У тебя плохое настроение, и ты сидишь дома, слушаешь музыку. К тебе приходят друзья и зовут гулять.
Конкуренция. Даже не открываешь им дверь, остаешься дома хандрить.
Избегание. Отвечаешь уклончиво, что, возможно, выйдешь к ним через полчаса.
Сотрудничество. Объясняешь друзьям свою ситуацию и обещаешь погулять с ними завтра.
Приспособление. Ничего не остается делать, как идти с друзьями гулять.
Компромисс. Обещаешь на все «сто», что через час присоединишься к ним.
Д. У твоего друга серьезные проблемы с физикой, поэтому он постоянно просит у тебя списать домашнее задание, и ты даешь. Но однажды учительница заметила, что у тебя и твоего друга совершенно одинаковые записи в тетради. Она сказала, что если еще раз ты дашь другу списать домашнее задание, у тебя будут большие неприятности.
Конкуренция. С этого дня ты ни разу не дашь списать домашнее задание.
Избегание. Обещаешь другу, что подумаешь над тем, дать или нет ему списать домашнее задание.
Сотрудничество. Предлагаешь не списывать готовое домашнее задание, а позаниматься с ним, объяснить, как решать такие задачи.
Приспособление. Продолжаешь давать списывать несмотря на предупреждение учителя. Компромисс. Даешь другу списать начало домашнего задания, а дальше пусть он решает сам.
Литература:
Андреев, В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров и разрешения конфликтов. – Казань, 1992. – 142 с. – С. 81-84.
Греков, А.Г. Тренинг общения для подростков. – СПб.: Питер, 2006. – 160 с.: ил. – С. 128-134.
Григорьева, Т.Г., Усольцева, Т.П. Основы конструктивного общения: Хрестоматия. – 2-е изд., испр. и доп. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1999. – 207 с. – С. 99-113.
Гришина, Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2005. – 464 с.: ил. – (Серия “Мастера психологии”).
Дереклеева, Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире. – М.: ВАКО, 2004. – 122 с. – (Педагогика. Психология. Управление). – С. 84-88.
Корнелиус, Х., Фэйр, Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. – М.: АО Стрингер, 1992. – 116 с.
Майерс, Д. Социальная психология. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 794 с.: ил. – (Серия “Мастера психологии”). – С. 607-658.
Микляева, А.В. Я – подросток. Я среди других людей. Программа уроков психологии (9 класс). – СПб.: Издательство “Речь”, 2003. – 118 с. – С. 33-35.
Пономаренко, Л.П., Белоусова, Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Ч. 2: Психология общения: 11 кл. – 192 с. – (Б-ка школьного психолога). – С. 73.
Рогов, Е.И. Психология общения. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 336 с.: ил. – (Азбука психологии). – С. 232-280.
Рыбакова, М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 128 с. – (Психол. наука – школе).
Социальная конфликтология. Программа и методические рекомендации элективного курса./ Сост. Лучникова С.Н., Присяжнюк А.В. – Благовещенск: Амурский ИППК, 2005. – 35 с. – С. 10, 19-21, 27-28, 31.
Филиппова, Г.Г. Как обучать искусству общения. Конфликты в общении. Интегрированный урок// Классный руководитель. – № 3. – 2003. – С. 123-127.
Проектная мастерская «Какой она будет, наша классная жизнь?»
(новизна-использование литературных материалов для создания воспитательной системы класса)
Участники: обучающиеся 1 курса, куратор группы.
Цели:
1) стимулирование активности детей при моделировании воспитательной системы класса;
2) определение основных ценностей и направлений деятельности классного сообщества.
Подготовительная работа:
1) готовятся карточки с текстами стихотворений, в которых жирным шрифтом выделены ключевые фразы;
2) делаются заготовки для кластера;
3) подбирается музыкальное сопровождение.
Ход творческой мастерской:
1. Вступительное слово педагога. Учитель говорит, что для того, чтобы жизнь в классе была творческой, интересной, нужно всем вместе подумать, как ее такой сделать. Возможно, стихотворение Феликса Кривина «Признание» может помочь в размышлениях.
Учитель читает стихотворение, ребята слушают, следят по тексту, изложенному на карточках или слайде.
Воспитанием дорожа,
Путь держа на вершины культуры,
Я спрошу: вы видали ежа?
Вот такую бы мне шевелюру!
Жизнь тревог и волнений полна,
И страстей, и раздумий, – но все же
Я спрошу: вы видали слона?
Вот бы мне его толстую кожу!
Не хочу я рядиться в слова,
Мне бы действовать прямо и грубо.
Я спрошу вас: вы видели льва?
Вот бы мне его когти и зубы!
Нелегко мне, друзья, нелегко
На вершине двадцатого века:
У меня ни когтей, ни клыков...
Остается мне быть человеком.
2. Обсуждение текста стихотворения.
3. О чем это стихотворение? На какие строки вы обратили особое внимание?
4. Назовите животных, которые упоминаются в тексте. Какие отличительные особенности зверей выделяет (отмечает) автор?
5. Какие человеческие качества могут символизировать эти особенности животных?
6. Обладает ли этими качествами герой стихотворения?
7. Какой выбор делает человек «на вершине ХХ века»? Нравится ли он вам?
8. А вы, люди начала века XXI, что выбираете?
Учитель. Ребята, а есть в этом стихотворении строки, которые мы могли бы сделать нашим девизом? («Остается мне быть человеком».) В этом и есть ключевая идея замысла построения жизнедеятельности в коллективе нашего класса.
Учитель. А что нужно для того, чтобы быть ЧЕЛОВЕКОМ?
9. Работа в группах.
Учитель. Давайте попробуем найти в предложенных вам поэтических текстах ответ на вопрос: «Что необходимо, чтобы стать и быть человеком?». Докажите свою точку зрения.
Ребята получают карточки с текстами (каждая группа свой текст), находят необходимые строчки, обдумывают аргументы. Классный руководитель помогает группам сориентироваться.
10. Составление кластера. Группы «отчитываются» о проделанной работе, вписывая строки стихотворений в кластер и объясняя, почему именно их выбрали. В ходе дальнейшей беседы выявляются главные ценности жизнедеятельности классного сообщества.
Человек
Я воздвигну в душе храм
и спасу я свою душу,
я открою ее вам...
Ценности
«Я» (самость)
Имеющий в руках цветы
плохого совершить не может
Красота
Дышит родиной – она у него единственная
Родина
Я ненавижу в людях ложь
Любовь,
Истина
Может ли он
для добра и ради знания
убить человека?
Нравственность
Учитель. Ребята, мне кажется, что самый полный ответ содержится в стихотворении Булата Окуджавы, которое так и называется «Человек».
Дышит воздухом, дышит первой травой,
Камышом, пока он колышется,
Всякой песенкой, пока она слышится,
Теплой женской ладонью над головой.
Дышит, дышит – никак не надышится.
Дышит матерью – она у него одна,
Дышит родиной – она у него единственная,
Плачет, мучается, смеется, посвистывает,
И молчит у окна, и поет дотемна,
И влюбленно недолгий свой век перелистывает.
Учитель читает стихотворение, ведет беседу, кластер заполняется до конца.
11. Задание на дом. Классный руководитель. Мы с вами хорошо поработали, определили, какой будет жизнедеятельность в нашем классе, какой будет цель, девиз, ценности. Подумайте, какие дела мы можем провести, чтобы эти качества (ценности) в себе воспитать.
Литература
1. Асадов Э. Остров Романтики. – М., 1969.
2. Асеев Н. Стихотворения и поэмы. – Л., 1967.
3. Дементьев А. Стихотворения. – М., 2005.
4. Кривин Ф. Круги на песке. – Ужгород, 1985.
5. Окуджава Б. Стихотворения. Поэзия ХХ века. – Ростов-на-Дону, 2007.
6. Рерих Н. Письмена. Поэзия ХХ века. – Ростов-на-Дону, 2006.
7. Рубцов Н. Стихотворения.– М., 2006.
8. Блейк У. Избранное. – М., 2000.
9. http://www.mirstihoff.ru/friends/vladpoetamelin
10. http://www.bodagovsky.ru
Заголовок 315