Технологическая карта игры по словарю В.И. Даля


Игра по толковому словарю В. И. Даля «Следствие ведут Колобки…»
Методическая разработка внеклассного мероприятия
учителя русского языка и литературы
Сергеевой Юлии Владимировны Cergeeva_yulia@mail.ru 8 9110398128
Санкт-Петербург
2016/2017
Конспект открытого внеклассного мероприятия по русскому языку «Следствие ведут Колобки…»
учителя русского языка и литературы:
Сергеевой Юлии Владимировны
ГБОУ №471 Выборгского района Санкт-Петербурга
Внеклассное мероприятие: развитие речи
Тема внеклассного мероприятия: «Следствие ведут Колобки…»
Форма: деловая игра по толковому словарю В. И. Даля
Дата проведения: 22.11.2016 г
Класс: 6 е
Автор разработчик: Сергеева Ю.В., учитель русского языка и литературы ГБОУ №471 Выборгского района Санкт-Петербурга
УМК:
Русский язык. Теория. 5-9 кл: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В.Бабайцева.Л.Д.Чеснокова. - М.: Дрофа,2012. - 319 с.
HYPERLINK "http://drofa.ru/cat/product1039.htm" Практика. 5 кл: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Ю. Купалова, А.П.Еремеева, Г.К.Лидман-Орлова и др.; под ред.А.Ю.Купаловой. - М.: Дрофа,2012. -270 с.
Русский язык. Русская речь.5 кл.учеб. для общеобразоват. учреждений / Е.И.Никитина. - М.: Дрофа,2011. -156 с.
«Иллюстрированный толковый словарь живого великорусского языка» / В.И. Даль; Под ред. В.П. Бутромеева. - М.: Олма Медиа Гр., 2013. - 448 c.
Цели для ученика
Обучающие:
1. Знакомство с толковым словарём В. И. Даля
2. Научиться пользоваться словарём.
3. Обобщить и закрепить знания о словарях.
Развивающая:
Развитие логического мышления, коммуникативных умений, познавательного интереса у обучающихся.
Воспитывающая:
воспитание бережного отношения к слову, толерантности.
Цели для учителя
Образовательные:
сформировать у учащихся компетенции в работе со словарями, обобщить и систематизировать знания о словарях.
Развивающие:
1. Развивать эмоциональную сферу, творческое мышление.
2. Научить анализировать, сопоставлять, прогнозировать и обобщать.
3. Способствовать обучению самостоятельно работать со словарями.
4.Расширять словарный запас.
Воспитательные:
Прививать любовь и уважение к родному языку.
Создать условия для формирования культуры межличностного общения.
Тип урока:
интегрированный Форма урока:
нетрадиционная – деловая игра-исследование
Опорные понятия, термины
Словарь, толковый, словарная статья, словарный запас, лексика Новые понятия
Топонимический словарь, орфоэпический словарь, этимологический словарь, словарь устаревших слов, иностранных слов, словообразовательный словарь
Формы контроля:
самоконтроль, взаимоконтроль Домашнее задание
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Используемые методы, приемы, формы Формируемые УУД Результат взаимодействия (сотрудничества)
I. Организационный момент
(2 минуты) Приветствие Приветствие Личностные:
Самопроверка готовности к работе II. Мотивация
(5 минут) Учитель подводит учащихся к осознанию темы, создает благоприятную, располагающую атмосферу.
Тему урока формулируют сами учащиеся, им помогают ведущие Беседа Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества обучающихся с учителем, одноклассниками. Психологичес-
кий настрой учителя и учащихся
III. Актуализация знаний
(3 минуты) Учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач, создает проблемную ситуацию.
Что мы знаем о В. И. Дале и его словаре? Цели и задачи формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Введение проблемных вопросов Личностные:
самопроверка, оценивание своего ответа.
Познавательные: анализ объектов с
целью выделения признаков. Настрой на исследователь
скую работу
IV. Изучение нового.(10 минут)
Направление и контроль действий ведущих Ученики 9 класса (ведущие-братья Колобки появляются под музыку из мультфильма «Следствие ведут Колобки») сообщают новую информацию в форме беседы с шестиклассниками в сопровождении презентации о В. И. Дале
Ученики 6 класса слушают сообщения ведущих, смотрят презентацию, отвечают на вопросы. Словесные методы: беседа, сообщение, инсценировка, наглядные: презентация, мультфильм.
Личностные:
ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные:
умение строить речевое высказывание.
Коммуникативные:
инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Вырабатывать уважительное отношение друг к другу при работе в группах.
V. Лингво-физкульт-
минутка
(5 минут) Направление и контроль действий ведущих Ведущие проводят игру на знание «Топаем-хлопаем»
Шестиклассники согласно правилам выполняют задания физкультминутки. Игровой прием. Здоровьесбере-
гающая технология Личностные:
формирование бережного отношения к своему здоровью.
Познавательные:
работа с информацией. VI. Актуализация новых знаний
(15 минут) В случаях затруднений учитель и ведущие консультируют шестиклассников, советует, помогает, направляет. Командиры представляют свои команды
(название, девиз, эмблема-приложение).
Просмотр фрагмента мультфильма «Следствие ведут Колобки».
Под руководством Колобков участники выполняют ряд практических заданий с использованием словаря.
(см. Приложение)
Ведущие консультируют, отслеживают этапы работы команд. Практические методы: самостоятельная групповая работа со словарем; наглядные методы работа по памятке, с заданиями на карточках, применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля Личностные:
ориентация в социальных ролях и межличностных отношений.
Регулятивные:
поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание.
Коммуникативные:
инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Умение грамотно строить высказывание.
VII. Рефлексивно-оценочный этап
(3 минуты) Учитель выясняет у учащихся, как они работали, просит ответить на проблемные вопросы, поставленные в начале
Награждает команды. Учащиеся формулируют затруднения в работе и осуществляют коррекцию самостоятельно, дают оценку своей деятельности и деятельности одноклассников по её результатам.
Отвечают на проблемные вопросы, поставленные в начале мероприятия.
Выбирают победителя. Самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей Регулятивные: самооценка.
Познавательные:
рефлексия.
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Умение оценивать себя.
Приложения
Задания:
Отгадайте загадки
Найдите слова-отгадки в словаре В. И. Даля (используйте памятку)
Правильно перепишите слова-отгадки из словаря в нужную карточку и выполните задание
Составьте из обведённых букв слово
Запишите его на карточке
Загадки:
Дом открыт со всех сторон,
В доме тысяча колонн,
Над колоннами – шатры,
Под колоннами ковры.
Там живут и на коврах,
На колоннах и шатрах.
Если Дед мороз приходит
Внучку он с собой приводит,
С длинной белою косой,
Ликом дивною красой.
Чтобы рядом та стояла
Всем подарки раздавала,
Заводила хоровод.
Как ее зовет народ?.От него пошёл отсчёт,
Календарь листают,
День рождения Христа,
Праздник отмечают.
Очень большое,
Днём голубое,
Утром алеет,
Ночью темнеет.
После брата Января,
Править очередь моя.
Помогают мне два друга:
Снежная метель и вьюга.
Очень нужная вещица
Всем на свете пригодится
Для костюма и для юбки
Для пальто и полушубка,
Ловко в петельку ныряет,
Что открыто закрывает.
Что за Мастер? Крепкий Мастер!
Полено развалил на части.
Стальная Голова
Поколола нам дрова.
И в деревнях до сих пор
Мастер славится …
Памятка
1. Помни, что слова в словаре расположены в алфавитном порядке.
2. Помни, что словарь состоит из предисловия и словарных статей.Поэтому сначала внимательно изучи текст предисловия. Это поможет тебе легко ориентироваться в словаре.
3. Помни, что словарная статья рассказывает о разных сторонах слова: его написании, правильном произношении, истории слова, его составе и способах образования, лексическом значении и т.д. Во многих словарных статьях помещаются иллюстрированные цитаты, которыми авторы словарей подтверждают, оправдывают употребление слова или выражения в языке.
4. Помни, что в большинстве словарей в начале страницы указаны жирным шрифтом слова, которыми начинается и кончается данная страница, либо парные три буквы этих слов. Это облегчит поиск нужного слова.
5. Помни, что в целях экономии многие пояснения в словарной статье даются в сокращенном виде. Разъяснение к системе сокращений дается в начале словаря.
Название и девиз команды
Эмблема
1 Команда «АБВГДейка»
Девиз:
АБВГДейки-народ отличный!
Русский язык мы знаем прилично!

2 Команда «Грамотейка»
Девиз:
Мы пишем грамотно все слова!
У нас не найдёшь отметки «два»!

3 Команда «Книгоносики»
Девиз
Мы очень внимательно книги читаем
И про все на свете знаем!