ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК – СЕМИНАР ПО ПОВЕСТИ А. ПРИСТАВКИНА «НОЧЕВАЛА ТУЧКА ЗОЛОТАЯ»
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК – СЕМИНАР ПО ПОВЕСТИ А. ПРИСТАВКИНА
«НОЧЕВАЛА ТУЧКА ЗОЛОТАЯ»
ПЛОХИХ НАРОДОВ НЕ БЫВАЕТ,
БЫВАЮТ ЛИШЬ ПЛОХИЕ ЛЮДИ.
А. ПРИСТАВКИН
1. Вступительное слово учителя или подготовленного ученика по теме: краткий биографический очерк о писателе А.Приставкине.
Анатолий Игнатьевич Приставкин родился в 1931г. В подмосковном городке Люберцы. Прожил там до 1941г. Семья состояла из семи человек. Мать его была ткачихой, стоя у станка по 12 часов, заработала туберкулез легких и умерла в начале войны. Ей было всего 32года. Отец был на фронте. В 1941г. Анатолий с младшей сестрой были отправлены в сибирскую деревню Зырянка. Началось скитание по детским домам, прошел колонию, беспризорницу, ремесленное училище. Работал на заводе, учился в вечерней школе рабочей молодежи. После окончания службы в армии поступил в Литературный институт имени Горького. 15 лет отдал Сибири. Работал в Братске, Усть-Илиме. Ему хотелось показать себя, посмотреть на свое поколение на стройках. И работал он со всеми, и жил, как все. Много писал о строителях Братской ГЭС и др. стройках.
Начал печататься как поэт, но первую известность ему принес сборник рассказов «Военное детство». Он, отец троих детей, говорил: « Я люблю детей. И не только своих. Верую, что наши дети будут иными, лучше нас. Они сохранят нравственную чистоту, доброту, обретут правду, найдут общий язык». Может быть, именно поэтому в последние годы он вновь вернулся к беллетристике и теме сурового военного детства.
А.Приставкин – автор романов «Везде люди живут», повестей «Мои современники», «Солдат и мальчик», «Ночевала тучка золотая» и др.
2. Война и дети – так поначалу определили тему повести «Ночевала тучка золотая». Казалось бы, тема в отечественной литературе не новая. Но та сторона жизни ушедших в прошлое 40-х годов, которую показал автор повести, оказалась для нас, читателей, неожиданно новой и страшной. Страницы этого произведения переворачивают душу, заставляют размышлять о многом. А.Приставкин ведет нас в далекий 44-й военный год в подмосковный Томилинский детский дом, где нашли пристанище сироты братья Кузьменыши – Коля и Саша.
В нашей стране – все для детей – к этому лозунгу мы уже как-то привыкли. А так ли было на самом деле? Страшную картину голода в детском доме рисует автор.
3. Далее идет аналитическая работа с текстом, поэтому учитель на данном этапе предлагает учащимся карточки. (Ответ на поставленный вопрос в карточке можно найти в тексте или сделать самостоятельный вывод , основываясь на знание текста). В ходе работы на уроке ответы на индивидуальные задания прозвучат под № 5, № 10.
4. Задание классу:
Как произошло наше первое знакомство с главными героями повести? Что вы о них узнали?
(В это время готовится к ответу ученик, выполняющий карточку №2)
5. Ответ по карточке № 1 с использованием текста.
Что означало для детей детского дома слово «ХЛЕБ»?
Примерный ответ: «Никогда еще в жизни не приходилось Кузьменышам держать целую буханку хлеба в руках. Даже прикасаться не приходилось».
Здесь кормят только баландой: мутной жижицей, в которой может попасться кусочек черной мороженой картошки или сгусток нерастворившейся манки. За крошечки сахарина воспитанники продавались в рабство тем, кто умел быть добычливей.
Трудное было время для народа и всей страны. Но часто голод в детских учреждениях зависел от взрослых людей, превратившихся в жирных тыловых крыс, наживающихся на детском горе.
6. Дайте характеристику директору Томилинского детского дома.
Примерный ответ: « отвратительна фигура директора Томилинского детдома, который воровал у своих воспитанников хлеб не только для своей семьи, но и для родственников и для приживальщиков, даже для собак». Дети его боялись: чуть что – крик: «Без завтрака, без обеда, без ужина!», т.е. фактически выдавал детям смертный паек.
Он ворует у братьев Кузьменышей не только положенную им в дорогу на Кавказ пятисуточную пайку хлеба, но и одежду. «Кому война, кому мать родна»,- гласит о таких людях народная пословица.
7. Почему Кузьменыши решили ехать на Кавказ? Расскажите о путешествии братьев.
8. Встреча с добротой.
Как вы оцениваете поступок машиниста и его слова: «Россея не убудет, если детишки раз в жизни наедятся». (Проанализируйте данный эпизод и расскажите о последствиях)
9. Расскажите, при каких обстоятельствах произошла встреча Кузьменышей с воспитательницей Региной Петровной? Что она для них значила в жизни?
10. Ответ по карточке № 2: что нового и неизведанного сулил детям Кавказ?
Чем они были поражены, попав на эту чудесную землю? Какие поступки там совершают Кузьменыши?
- Какие уроки жизни получили братья?
Кузьменыши воруют. Не закоренеют ли они в воровстве?
Не станут ли такими, как Илья Зверек?
Примерный ответ:
Кавказ! Слово это звучало в душах голодных братьев магически. Видится он им краем изобилия. Краем сытой жизни .В мечтах Сашки там горы размером сих детдом, а между ними «повсюду хлеборезки натыканы – и ни одна не заперта, зашел, сам себе свешал, сам себе и поел».
И вот везут сюда от каждого детдома по 2 человека в размещенную на землях Кавказа детскую колонию.
Пока всем непонятно, почему пустынно и глухо на красивой земле с волшебными горами. Никто не учится в здании техникума. Пусто кругом . Безлюдье.
Но ведь кругом дозревающие поля! Кто-то их засевал, убирал, кто?
Пустынно в окрестных деревнях. На старинном кладбище – ни крестов, ни свежих могил. Непонятным окажется и то, что в здешних горах никто не поет веселые песни, не пасет овец.
Вскоре братья Кузьменыши заметят, что в станице Березовской люди живут, но скрытно, по вечерам на улицу не выходят, скотину не гоняют.
Тревога заползает в душу ребят. Проводник Илья многое помогает им понять. Станица вовсе не Березовская, а Дей Чурт (Могилы отцов). А нынешние жители ее– переселенцы из России, как они, колонисты.
А где же коренное население?
11. И вспоминается Кольке Кузьменышу странный поезд на станции Кубань.
Анализ эпизода со слов: « Наши поезда постояли бок о бок, как два брата близнеца, не узнавшие друг друга, и разошлись навсегда, и вовсе ничего не значило, что ехали они – одни на север, другие – на юг. Мы связаны были одной судьбой». Дети узнают, что местное население чеченцев обвинили в измене Родине во время оккупации, будто Гитлеру продались. Вот и посадили их в товарняки и вывезли в сибирский «рай». А кто не захотел, сбежали, вот и зверствуют здесь.
Но нетрудно понять, что переселенцы пришли на чужую землю незаконно. Колька не понимает, почему боец кричал: «Изменники Родины!»- на всех: на взрослых, детей. Чем же виноваты старухи, дети? Солдатам внушают, что у горцев национальная болезнь – резать русских.
Вопросы для беседы:
Как отношение Кузьменышей к людям характеризует их самих?
Что сильнее – зло или добро? Докажите.
О чем плакал Колька? Коротко перескажите сцену, когда Колька отправляет брата в последний далекий путь
Выразительно прочтите отрывок из гл.28 со слов «Может, этот холм и есть утес» и до конца главы. (Чтение может быть на фоне музыки Моцарта «Лакримоза»).
Чтение наизусть стихотворения М.Ю.Лермонтова «Утес».
Ответьте на вопрос: почему так названа повесть, с какими мотивами в творчестве Лермонтова перекликается, как развивается образ тучки, какова идея произведения А.Приставкина?
13. На многие вопросы мы ответили, подробно проанализировали произведение, но смогли ли мы до конца понять трагедию чеченского и других народов Кавказа?
Так ли все было на самом деле? Мог ли быть предателем целый народ, да не только чеченский, но и ингушский, балкарский, месхетинский, карачаевский и др.? Я предлагаю продолжить разговор о переселении народов Кавказа с 1941 – 1944гг., выяснить причину этих трагических для всех событий с исторической точки зрения, чтобы точнее понять идею произведения А.Приставкина «Ночевала тучка золотая». И начнем мы его с чтения стихотворения Ю.Гусинского «Чеченец».
Пахнут солнцем, камнем и слюдою
Голубые сопки Кокчетава.
Я на них взбираться не посмею,
Там меня чеченец напугал –
У него папаха дышит местью,
У него в глазах дурная слава,
У него бешмет из козьей шерсти,
У него на поясе кинжал.
«Нет кинжала, вырвали мы жало –
У него одни пустые ножны!» -
Рассмеялся весело сосед мой,
Бравый лейтенант ЭНКАВЕДЕ.
По сухой траве, как конь стреножен,
Тень его страшна, длинна – в полсопки,
Облака клочками в бороде.
Я его глазами сон увижу,
Закричу от страха и смятенья,
Мне его детей ответят крики,
Разорвет мне уши женский вой.
Небо дико проклянет старуха,
Вздрогнет опустевшее селенье,
А в горах курками щелкнет глухо
Равнодушный ко всему конвой.
Выживешь – паршивым и ледащим,
На снегу очнешься леденящем,
Ни на что здесь право не имея,
Даже схоронив своих детей.
Станешь волком, на луну скулящим,
Если нет народа в настоящем
И не угадать его в грядущем
Посреди чужих тебе степей.
Пахнет дымом, камнем и тоскою
Голубые сопки Кокчетава,
Бродит в них чеченец одинокий,
Словно опрокинутый во тьму,
У него папаха дышит горем,
Сердце горько жжет ему отрава,
У него в глазах другие горы –
Те, что больше не видать ему.
1947г.
14. «Изнанка войны». Национальный вопрос. Историческая справка.
Переселение народов
В 1937 и 1941-1944гг. в Советском Союзе по решению властей было проведено «переселение народов». В ссылку отправили свыше 2,5 млн человек десяти национальностей.
Впервые переселения были опробованы в 1937г. На корейцах Приморского края. Более 100 тысяч корейцев переселили в необжитые районы Средней Азии. Многие из них, особенно старики и дети, вскоре погибли от необычного для них климата и тяжелых условий жизни.
Переселение кавказских народов
В 1943-1944гг. развернулось выселение ряда народов с Кавказа и из Закавказья. Выселение почему-то обычно начиналось перед официальными праздниками.
6 ноября 1943г. Выселили 69 тысяч карачаевцев.
23 февраля 1944г. – 460 тысяч чеченцев и ингушей.
8 марта 1944г. – 33 тысячи балкарцев.
Наконец последними в ноябре 1944г. разделили судьбу высланных народов 110 тысяч турок-месхетинцев.
В с. Цори во время выселения уничтожали многих стариков. Их собрали по дороге, когда люди пешком спускались с гор, заперли, а затем расстреляли из пулеметов. Дом с убитыми и ранеными подожгли.Во время выселения в горном с. Таргим было сожжено несколько десятков человек, в основном, глубоких стариков, больных, так называемых "нетранспортабельных".Около тюрьмы, на высоком берегу Сунжи, каждый вечер к обрыву подходили полные фургоны с трупами. Их сбрасывали в реку. Это были действительно трагические дни.Вот, что вспоминает Шмох Юнусович Албагачиев, которому в момент депортации было более 10 лет: " ... дрогнул и медленно рванул поезд, все прильнули к щелям и окнам и, не стесняясь, в голос заплакали женщины, отвернулись, чтобы спрятать слезы мужчины.Вагоны с редкими нарами, все без печек, в щели которых задували февральские ветры. Женщины и дети сидели на полу. Молодежь ехала стоя, спали, поддерживая друг друга. Делились всем, что имели. Ехали восемнадцать и более суток, с редкими остановками в безлюдной голой степи. Двери открывались, людей выпускали по нужде. Шаг в сторону воспринимался как побег, расстреливали без предупреждения. Остановки использовались и для очищения вагонов от покойников. Самое страшное для ингуша и чеченца - не предать труп земле, поэтому они прятали их, надеясь похоронить на месте прибытия. Но солдаты автоматами заставляли вытаскивать из вагонов умерших. Иногда за золотое колечко или сережки позволяли присыпать покойника снегом. Вагоны трогались. Умершие матери, отцы, братья, сестры, дети оставались на снегу. Были две категории выселявших нас. Это те солдаты, которые, не скрывая слез, помогали растерянным матерям собирать вещи. Многие из них сами подбирали необходимое - теплую одежду, муку, кукурузу. Они знали, что путь переселенцам предстоит не близкий и не легкий. Мы благодарны им за человечность. Будет уместным сказать, что в результате произвола сталинско-бериевской клики территория Северной Осетии была увеличена не только за счет ингушских и казачьих земель, но и за счет территории Кабардино-Балкарии, из состава которой были изъяты 26 тысяч гектаров земли с 6 населенными пунктами Курпского района. Это была и есть позорная страница в истории взаимоотношений народов-соседей.И потянулись сотни эшелонов на восток с обреченными людьми. Везли по разоренной и голодной войной стране. К многочисленным бедам добавились тиф и дизентерия. Люди умирали. Мертвые, больные лежали вперемешку с живыми и здоровыми. На редких остановках составы загоняли в тупик. Приходили конвоиры, и злые оттого, что им приходилось выполнять такую работу, силой уносили трупы из вагонов.В дни переселения сплошным потоком двигались колонны военных автомобилей и вереницы гужевого транспорта с материальными ценностями, награбленными в опустевших домах ингушей и чеченцев. Религиозные трактаты, древние рукописи, книги по медицине и астрономии, древние предания ингушей и чеченцев, архивные материалы по истории наших народов везли в крытых брезентом автофургонах. Все эти книги и рукописи были свалены в г. Грозном прямо на снег в сквере, примыкающем к Дворцу пионеров, и поджигались. Такая же участь ждала эти рукописи и во Владикавказе. Уничтожались надмогильные памятники, без жалости разбивались на части и вывозились на строительство мостов, жилых и хозяйственных построек. Взрывались горделиво возвышающиеся на высоких утесах и склонах средневековые боевые, жилые и сторожевые башни и замки, дореволюционные мечети, гробницы и святилища.В пути следования в Среднюю Азию отсутствовала медицинская помощь, железнодорожная магистраль была усеяна трупами. Много людей погибло из-за голода. Организаторы репрессий создали невыносимые условия для нашего народа в местах ссылки. Для наблюдения за выселенцами Берия создает 429 спецкомендатур Итак, за что же Сталин выселял народы?
Массовое дезертирство.
Первое из обвинений, которые следует предъявить чеченцам и ингушам - это массовое дезертирство. Вот что сказано на этот счет в докладной записке на имя народного комиссара внутренних дел Лаврентия Берии "О положении в районах Чечено-Ингушской АССР", составленной зам. наркома госбезопасности, комиссаром госбезопасности 2-го ранга Богданом Кобуловым по результатам его поездки в Чечено-Ингушетию в октябре 1943 года и датированной 9 ноября 1943 года: "Отношение чеченцев и ингушей к Советской власти наглядно выразилось в дезертирстве и уклонении от призыва в ряды Красной Армии. При первой мобилизации в августе 1941 г. из 8000 человек, подлежащих призыву, дезертировало 719 человек. В октябре 1941 г. из 4733 человек 362 уклонилось от призыва. В январе 1942 г. при комплектовании национальной дивизии удалось призвать лишь 50 процентов личного состава. В марте 1942 г. из 14576 человек дезертировало и уклонилось от службы 13560 человек, которые перешли на нелегальное положение, ушли в горы и присоединились к бандам. В 1943 году из 3000 добровольцев число дезертиров составило 1870 человек".
16. Депортация чеченцев и ингушей – одна из самых трагических страниц нашего прошлого. В применении к целым народам этот принцип – геноцид.
Говоря словами А.Автурханова, причинами уничтожения горцев являются:
1) перманентная борьба за национальную независимость горцев и фактическое признание ими деспотической системы Советского колониального режима;
2) желание Москвы обезопасить Кавказ как тыл в будущих столкновениях с Западом от неизбежного внутреннего общекавказского национального фронта против Советской метрополии; 3) ясно обозначенный курс взять окончательно в руки кавказскую нефтяную экономику;
4) не только держать Кавказ как стратегическую базу вне внутренней опасности и уязвимости, но превратить его в надежный плацдарм для будущей экспансии против Турции, Ирана, Пакистана и Индии.
Окончательный план принудительного переселения определился в середине декабря 1943г. Намечалось переселить чеченцев и ингушей в Среднюю Азию и Казахстан.
31 января 1944г. ГКО (возглавлял Сталин) утвердил Постановление о выселении чеченцев и ингушей в Казахскую и Киргизскую ССР.
21 февраля последовал приказ НКВД СССР, а 7 марта 1944г. – Указ Президиума ВС СССР, как бы подводивший итог ликвидации ЧИАССР.
Операция намечалась на 23февраля 1944г. В горные районы ЧИАССР были стянуты воинские формирования, войска НКВД, курсанты военных училищ.
К погрузке переселяемых чеченцев и ингушей приступили в 5.00.
17. 13 лет высылки. Сколько за эти годы лищенных элементарных прав и свобод чеченцев и ингушей погибло, заболело неизлечимыми болезнями и не вернулось на родину? Сотни тысяч юношей и девушек не смогли получить порою даже среднего образования, мы уже не говорим о высшем. А те, кто как-то пытался это сделать, обязательно преследовался или оказывался в тюрьме. За годы высылки за побеги из мест обязательного и постоянного поселения было арестовано, по меньшей мере, 15236 чеченцев и ингушей. Кончина «вождя народа», Указ Президиума ВС СССР от 27 марта 1953г. «Об амнистии», арест Берии Л.П., первые симптомы грядущей оттепели в общественной и политической жизни пробудили у основной массы спецпереселенцев надежды и даже уверенность в скором освобождении и возвращении на родину.
В течение марта-июля 1956г. депортированные народы были сняты с учета спецпоселений. И они вернулись на свою историческую родину, обретя и другую землю, ставшую, пусть насильно, через кровь и слезы, но родиной для целых поколений вайнахов.
Во всем мире известный казахский поэт Олжас Сулейманов пишет, узнав о восстановлении ЧИАССР: « Знаю, что память ваша кровоточит. Знаю и то, что умолчать, забыть происшедшую трагедию нельзя, ибо это будет преступлением перед памятью, сопоставимое с постигшим вайнахский народ несчастьем. Так пусть же прозвучит правда!
Пусть стоны и слезы невинно погибших, ворвавшись в ваши сердца и обретя в душах и в сознании вашем свой отзвук, очистят их. Очистят во имя будущего, в котором не должно быть, не будет повторения недавнего прошлого!..»
18. Но шли годыи лишь через 47 лет, 26 апреля 1991г. ВС СССР принял закон «О реабилитации репрессированных народов» и постановление «О введении в действие законов РСФСР «О реабилитации репрессированных народов». По содержанию этот закон заслуживает одобрения,т.к. он восстанавливает историческую справедливость. К сожалению он не действует до сего дня. И результат – трагические события в Ингушетии, Чечне (территориальные претензии). История ничего не прощает и не забывает, мало того , она повторяется.
21 век Сколько лет минуло с тех пор, и вновь сгустились тучи над Северной Осетией. Вновь погибают люди, потому что кому-то захотелось расширить свои владения, чтобы присоединиться к блоку НАТО.
19. Вопросы для обсуждения:
1. Изжиты ли следы былого? В чем проявляются? Как преодолеваются?
2. Насилие – верный способ разрешения конфликтов, так ли это?
3. В чем, по-вашему, причина национальных конфликтов? Как их преодолеть?
4. Актуальны ли проблемы, затронутые А.Приставкиным в произведении «Ночевала тучка золотая», в наше время? Обоснуйте свой ответ примерами из жизни.
20. Заканчивая наш урок о трагедии 1944г. не скажешь лучше, чем поэт Исмаил Керимов:
Я – боль,
Я – тысячи.
Тысячи слез,
Пролитых под
Стуки колес
В февральском
Сорок четвертом
Я мо-о-о-о-ре.
Я – сотни, я – тысячи
Сброшенных тел,
В безвестные станции
Сгинувших
Я – камень
Надгробный.
Я – горе растрепанное
Матери
С застывшей мольбой:
«Вай Дела,
Последнего сына
Спаси – и – те!»
Я – не-е-е-е-ебо,
Я – Хайбах,
Хатынь и ГУЛАГ
Кровавые троны
Диктаты
Я – гласность,
Я – сердце поэта,
Рожденное песней,
Разбухшее болью,
Застрявшее в горле,
Зовущее к воле
Я – голос.
Я требую:
«Помни!»
21. Почтим память всех погибших вовсе времена минутой молчания
(Все стоят молча)
На этой немного трагичной ноте мы заканчиваем свое повествование о замечательном писателе А.Приставкине, о его повести «Ночевала тучка золотая» и о политических событиях, связанных с трагедией многих поколений кавказских народов.
15