РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Краеведение. История Дальнего Востока»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
Согласовано:
Зам.директора по УВР
_____________
«___»___________20___
Утверждаю:
Директор МОУ СОШ №3
______________________
Приказ №____от «___»_________20___
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Краеведение. История Дальнего Востока»
Разработал: Драченина Е.Г.
учитель истории
г. Комсомольск – на – Амуре
20__ – 20__ уч. г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Базисным учебным планом предусмотрена вариативная часть, которая включает кружковую работу. Исходя из стратегии развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях (справка коллегии Минобразования РФ № 24/1 от 28.12.94 г.). Данная стратегия основывается на разработке новой концепции исторического образования. Историческая наука должна строиться с учетом достижений современной науки и основывается на историческом синтезе, сочетании социологического, географо-антропологического, культурно-психологического подходов. Данная программа исходит из принципа последовательного осуществления научности образования. В соответствии с этим программа основывается на принципе материальных и духовных ценностей, оценке учащимися степени ее достоверности, а также на основе моделирования, реконструкции и имитации процессов добывания научных знаний, которые предполагают более полноценное знакомство детей со вспомогательными историческими дисциплинами. Поскольку образовательный потенциал не может быть реализован в полной мере на уроках истории, данная программа и ориентирована на кружковую работу. Программа рассчитана на 34 часа за счет дополнительного времени на кружковую работу и отражает новые тенденции развития отечественной исторической науки с учетом регионального компонента. Программа составлена исходя из следующих целей: 1. Образовательная.
-Расширять знания по истории и археологии родного края.
2. Воспитательная.
воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межнационального и межличностного общения, чувства личной сопричастности и бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края и Дальнего Востока, гражданственности и патриотизма; 3.Развивающая.
Развивать духовный, интеллектуальный и общественный потенциал. Подготовка молодежи к творческой, научной деятельности.
формирование элементарных умений работать с разнообразными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени и пространстве, углубления знаний, оценочного отношения к фактам прошлого и настоящего, к проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Дальнего Востока и Хабаровского края;
Задачи:
– привитие любви к родному краю, с помощью расширения знаний по истории Хабаровского края, культуры народов
населявших наш край. – формирование чувств необходимости сохранения исторических памятников. – получение дополнительного образования в рамках вспомогательных исторических дисциплин. – активизация творческой исследовательской деятельности детей. – исследование жизни и быта коренных народов Дальнего Востока
– воспитание уважение к своим корням.
· Знаний и умений: – соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий. – читать историческую и географическую карту с опорой на легенду. – сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия. – называть характерные, существенные черты исторических событий и явлений. – группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку. – сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия. – излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий. Реализация программы происходит за счет дополнительного времени на кружковую работу.
В течении учебного года дети изучают теоретическую часть, в которой заложены основные базисные знания, а после дети проходят практические занятия в музее или в архиве, где закрепляют свои умения и навыки.
Межпредметная связь: История, МХК, География
Раздел, тема
Срокипроведения
1
Введение. История дальнего Востока.
2
Народы Дальнего Востока.
3
Общественное и культурное развитие дальневосточных народов.
4
Создание первых государств.
5
Бохай: возникновение государств.
6
Королевство пяти столиц
7
Археологические памятники эпохи Бохая.
8-9
Золотая империя Чжурчженей.
10
Приамурье в средние века.
11-12
Дальний Восток в условиях колонизации Россией: открытие, изучение и освоение (ХVII – 1 пол. ХIХ вв.)
13
Расширение восточных границ русского государства в ХVII в.
14
Социально-экономические и политические причины продвижения России на Дальний Восток.
15
Народы Дальнего Востока и их соседи.
16-17
Русские географические открытия в Северо-Восточной Азии и юге Дальнего Востока
18
Встреча миров: особенности колонизационной политики России в дальневосточном регионе.
19
Русско-китайские отношения в 50-80-е гг. ХVII в. Нерчинский договор 1689 г.
20
Российская политика в дальневосточном регионе (XVIII – 1 пол. ХIХ вв.)
21-22
Русские мореплавания и географические открытия в ХVIII в. на Дальнем Востоке.
23
Создание и деятельность Российско-Американской компании.
Роль Г.И. Шелихова в укреплении позиций России на американском материке.
24-25
Организация научно-исследовательских экспедиций на Дальний Восток в 1-й пол. ХIХ в. и их значение.
Хозяйственное освоение территории.
26
Амурский вопрос в российской политике. Русско-китайские и русско-японские отношения.
27-28
Освоение Россией дальневосточных земель и укрепление ее позиций в регионе (2 пол. ХIХ в. – 1922 г)
29
Российский Дальний Восток во второй пол. ХIХ – нач. ХХ вв.
30
Этапы и особенности переселенческого движения на Дальний Восток.
31
Социально-экономическое развитие юга Дальнего Востока и его научное изучение.
32
Административно-территориальное устройство.
33
Дальневосточная внешняя политика России во второй пол. ХIХ – нач. ХХ вв.
34
Итоговое занятие
15